Домой / Освещение / К чему снится верблюд во сне. Текст вербальный Кони верблюдам снятся горбатыми пословица

К чему снится верблюд во сне. Текст вербальный Кони верблюдам снятся горбатыми пословица

Пословицы народов родного края как средство духовно-нравственного развития и воспитания школьников

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

· личностная культура;

· социальная культура;

· семейная культура.

Большую роль при решении задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников играет знакомство с национальной культурой и историей. Актуальность приобщения детей к истокам национальной культуры можно выразить словами казахской пословицы: «Сын, помнящий семь поколений, процветает семь поколений. Сын, не помнящий одно поколение, погибает».

Человек, оторванный от глубинных национальных корней, теряет самые ценные духовные и нравственные качества личности. Но и человек, который замыкается в своей национальности как в скорлупе, также теряет лучшие качества личности. Поэтому необходимо параллельное изучение культурных и исторических традиций народов, проживающих на одной территории. Это актуально на Южном Урале. По данным 1996года, только на территории Челябинска проживали представители свыше ста национальностей.


Необходимость воспитания на основе знакомства с культурным и историческим наследием с детских лет объясняет башкирская пословица «Что птенец получает в гнезде, с тем и вылетает из него». Эту же мысль можно выразить и словами азербайджанской пословицы «Посеянное вовремя, жемчугом взойдёт».

Одним из наследий национальной истории и культуры являются пословицы.

За свою многовековую историю народы нашей страны создали огромное количество пословиц и поговорок. В яркой форме в них запечатлен богатый жизненный опыт народа, его высокие моральные качества.

Знакомить детей с пословицами можно и на уроках, и на внеклассных мероприятиях, и при организации режимных моментов. Главное, чтобы сам педагог знал и любил этот малый жанр устного народного творчества, органично использовал его в своей речи.

Приведём несколько примеров работы с пословицами.

Русский язык .

1. Прочитай пословицу коми народа. Объясни её значение.

Дал слово – по-другому не пой.

Какие русские пословицы на эту тему ты знаешь? Запиши их.

Подчеркни в них известные тебе орфограммы.

2. Прочитай татарские народные пословицы. Как ты их понимаешь? Что можно сказать о данном народе?

Вода всё смоет, только бесчестье не может смыть.

Красота джигита – в отваге.

Если два ореха соединятся, то могут разбить голову

Живущий в мире спит спокойно

К пословице, которая тебе понравилась больше всего, подбери подходящие по смыслу русские пословицы. Запиши их. Подчеркни проверяемые безударные гласные в корне слова.

3. Найди и запиши пословицы разных народов о дружбе. Подчеркни слова на правописание безударной гласной. На какие группы можно разделить подчёркнутые слова?

4. Найди и запиши пословицы, в тексте которых есть антонимы . На какие группы можно разделить найденные тобой пословицы?

5. Прочитай пословицы, объясни их смысл. Спиши пословицы, правильно напиши не с глаголами

(Не) бойся работы, пусть она тебя боится (чувашская).

Без долины гор (не) бывает, без Родины мужчины нет (казахская).

Человек без человека (не) обойдётся (татарская).

(Не) превращай свой язык в мельницу, всё равно муки (не) будет (татарская).

Авось работу (не) улучшит, жить (не) поможет (марийская).

6. Спиши немецкие пословицы. Объясни их смысл. Сделай разбор по членам предложения и частям речи .

Хороший план – наполовину сделанное дело.

Хорошего игрока и мяч видит

Хорошая беседа сокращает дорогу.

Правдивость какой пословицы ты можешь доказать примерами из своей жизни или жизни своей семьи?

7.Прочитай уральские пословицы. На какие группы их можно разделить? Почему? Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(Не) бойся р_боты – пу_ть она тебя боит_ся. Коли р_ботат_, неохота, (не) спорит_ся р_бота. Угол_щ_к (не) стыдит_ся ч_рного л_ца. Кто на р_боту ш_гат_ упирает_ся, пус_т_ по д_бру от нас убирает_ся. Не всё годит_ся, что г_в_рит_ся. Ремесло не языком держит_ся, а делом.

8. Прочитай пословицы разных народов.

Дожидаясь гуся, не упусти утку (татарская).

В том, что летучая мышь не видит днём, солнце не виновато (татарская).

У утреннего часа золото во рту (немецкая).

В поисках булки не потеряй хлеб (еврейская).

Придумай и запиши историю, которую можно закончить одной из данных пословиц.


История.

1. Найди пословицы о партизанах. Проиллюстрируй одну из пословиц примерами из истории.

2. Прочитай чувашскую пословицу, объясни её смысл: Мощь народа – энергия солнца.

3.Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Подходит ли к сказке пословица «Трус и таракана принимает за великана »?

4. Представь, что редактор одного из книжных издательств предложил тебе участвовать в составлении сборника произведений для учащихся начальной школы. Для названия сборника выбрана осетинская пословица «Испуганному глазу и мышь – гора». Какие произведения ты поместишь в этот сборник?

5. В пословицах и поговорках широко используется сравнение. Найдите пословицы с различными формами сравнения, подчеркните их. Объясни смысл данных пословиц. Узнай у товарищей, какие пословицы записали они. Есть ли у вас пословицы на одну тему?

(Сравнения могут быть построены с помощью союзов «как», «что», «ровно», «словно», а могут быть выражены творительным падежом , например, «Сердце петухом запело». Есть бессоюзные формы сравнений, например, «Чужая душа – тёмный лес». В пословицах и поговорках может быть по два и более сравнений, например, «На словах – что на гуслях, а на деле – что на балалайке »)

6. Прочитай пословицы и поговорки. Раздели их на три группы.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Не хвали себя – есть умней тебя.

Цыплят по осени считают.

Видно неряху по грязной рубахе.

Глядит лисой, а пахнет волком.

Не разгрызёшь ореха, так и не съешь ядра.

Чужая мука белее молока.

С волками жить – по-волчьи выть.

(Первая группа – пословицы и поговорки, не имеющие иносказательного, переносного значения, вторая группа - употребляющиеся и в прямом и в переносном значении, третья группа - имеющие только иносказательный, переносный смысл.)

7. На основе старых пословиц могут создаваться новые. Так пословица «Учись боец, командиром будешь» создана по образцу пословицы «Терпи, казак, атаманом будешь». В пословице «Врагов бояться – пограничником не быть» угадывается пословица «Волков бояться – в лес не ходить».

Попробуй сочинить свою пословицу на основе

а) татарской пословицы «Свой чёрный хлеб лучше чужих пирогов».

б) русской пословицы «На яблоне груши не растут».

8. Прочитай информацию о различии и сходстве пословиц и поговорок. Найди и запиши по три пословицы и поговорки. Докажи правильность своего выбора.

Пословицы

Поговорки

Употребление в речи

Широко употребляются в речи

Устойчивость, способность к воспроизведению

Устойчивые

Краткие, лаконичные

Связь с речью

Существуют только в речи

Принадлежность к искусству слов

Поэтические произведения народного творчества

Использование художественных средств

Используются сравнения, синонимы, антонимы, метафора, олицетворение, гипербола, тавтология

Значение

Имеют переносное значение

Многозначные

Иногда многозначные

Оформление

Оформлена как предложение, в ней есть подлежащее и сказуемое.

Оформлена как часть предложения, выступает чаще всего одним из членов предложения – подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством.

Построение

Как правило, двухчастные, но бывают и трёх - и четырёхчастные

Интонационно не делятся на части.

Соотношение между частями

Одни пословицы строятся на противопоставлении, антитезе.

Некоторые построены на синонимии.

Немало пословиц, построенных по принципу разъяснения: вначале рассказывается о чём-либо, затем даётся объяснение.

Есть пословицы, созданные по принципу нанизывания

Назначение

Обобщают социально-исторический опыт народа и носят поучительный характер

Используются для более яркой, образной характеристики того или иного явления или предмета действительности, украшения речи. Помогают выразить эмоциональное состояние, отношение в связи с какими-то поступками, действиями людей

Внеклассные мероприятия

1. Конкурс «Знатоки пословиц»

2. Дебаты пословичные.

Дебаты – это открытая дискуссия, публичные прения. В реальной жизни дебаты – обязательный элемент избирательной кампании, функционирования парламента, деятельности суда присяжных. В жизни школьников дебаты становятся частью учебного процесса или увлекательной интеллектуально-коммуникативной игрой – аргументированным публичным спором, имеющим цель убедить участников в правоте свое точки зрения. Хорошим обучающим тренингом для начинающих отстаивать свою практику публичного выступления могут стать дебаты, посвящённые толкованию смысла пословиц. Пословицы, отличаясь глубиной смысла и особой образностью, несут в себе ценностные утверждения, которые можно принимать или оспаривать.

До начала публичного спора оргкомитет определяет его правила: количество и возраст членов команды, возможность вести дискуссию один на один или команда на команду, способы защиты или нападения, регламент выступления, систему оценки результатов, соотношение домашней подготовки и экспромта и др. Для участия в школьных дебатах образуются две команды, каждая из которых поочерёдно защищает или опровергает истинность предложенного пословичного утверждения. Например, одна группа спорящих системой собственных аргументов и примеров обосновывает истинность немецкой пословицы «Синица в руке лучше соловья в лесу», другая доказывает несостоятельность и вредность этой пословицы. Побеждает та команда, которая смогла убедить в своей правоте судей и зрителей.

3. Угадай-ка (разгадывание загадок, составленных на основе пословиц)

Например,

· Для лошади он хорош длинный, а для человека короткий. Он может дать пощёчину своему хозяину, он - ключ к сердцу. Он же острее меча. (Язык)

4. Тематические беседы с использованием пословиц.

5. Создание иллюстраций к пословицам.

6. Составление списка своих любимых мультфильмов и подборка к ним подходящих по смыслу пословиц.

7. Ведение личного дневника

Например,

а) У украинского народа есть пословица «Терпение приносит розы». Как ты её понимаешь? Отмечай в своём дневнике наблюдений события из свой жизни, которые подтверждают правильность данной пословицы.

б) «Кто получит знания, тот не будет жить в нужде», - гласит узбекская пословица. Попробуй определить для себя круг знаний, которые помогут тебе не жить в нужде. Докажи правильность своего выбора.

Работа с пословицами интересна детям, родителям и педагогам. Она помогает по-новому взглянуть на нашу жизнь. Вполне возможно, что поколение, воспитанное на знании и уважении культурных традиций народов своей страны, своего края, планеты, будет строить жизнь и политику на качественно ином уровне, когда не будет экологических катастроф, межнациональных и религиозных конфликтов , когда наша планета будет процветать.

Не каждый человек может похвастаться глубокими познаниями в оккультных науках и астрологии. Но узнать будущее через сновидения может любой. Сегодня мы поговорим о том, к чему снятся верблюды, и обсудим, о чем посредством такого символа пытается предупредить нас судьба, а также расскажем о сновидениях, связанных с лошадьми.

Работа Миллера:

  • Эти животные предвещают цепочку счастливых событий. Более того, вам удастся исправить ошибки, допущенные в недалеком прошлом.
  • Быть владельцем горбатого — можно смело браться за самые сложные дела, во всех начинаниях вас ждет успех.
  • Видеть караван в пустыне — получить весомую помощь со стороны.
  • Верблюд во сне обещает больному человеку быстрое и полное выздоровление.

Прогноз психолога Зигмунда Фрейда:

  • Верблюд во сне говорит о неутомимости и способности воплотить планы в реальность.
  • Быть рядом с этим животным — на жизненном пути вам встретится человек, который приятно удивит своей энергией и силой.
  • Касаться или гладить верблюда — вскоре вы займетесь сексом. Партнер поразит вас активностью и умением.

А знаете, к чему снятся верблюды по теории Цветкова? Согласно мнению этого толкователя, «корабль пустыни» выступает как символ неудачи и разочарования. Другое дело — лошади. Итак, что же говорит этот сонник о привидевшихся в ночных грезах благородных красавцах-скакунах?

  • Видели лошадь во сне — значит, вас ждут большие надежды.
  • Слезать с животного — потерять свое положение в профессиональной сфере.
  • Оседлать жеребца — к осуществлению мечты.
  • Белая кобыла — для мужчин будет причина для грусти, а для женщин — близок брак.

Сонники разных народов мира

Украинское толкование:

  • Верблюд предсказывает тяжелую, но стабильную и долгую жизнь.
  • Ехать верхом на животном — вас ждет интересное и захватывающее путешествие.

Французское объяснение:

  • Верблюд во сне предупреждает, что следующие недели стоит провести скромно и тихо.
  • Быть рядом с животным — можете положиться на надежные плечи друзей.
  • Видеть горбатого издалека — медленное, но уверенное продвижение к цели.

Английский сонник:

  • Видеть животное издалека — вскоре на вашу долю выпадет тяжелая ноша, но все проблемы можно преодолеть благодаря упрямству и усилиям.
  • К чему снится кататься на верблюде? Такой сон гласит, что проблемы, которые волнуют вас сейчас, совсем скоро будут казаться несущественными.
  • Ехать на лошади ровно — легко и беспрепятственно достичь поставленной цели.
  • Сидеть верхом на животном и ехать плохо — вскоре появятся проблемы.
  • Путешествовать в одиночестве — стремление решать дела самостоятельно.
  • Ехать верхом группой — желание работать в коллективе.
  • Парнокопытное животное убегает от вас — есть риск потерять хорошие возможности.
  • Бежит конь за вами — неплохие перспективы на воплощение мечты в реальность.

Исламские теории

Являются наиболее интересными, поскольку верблюд для народов Аравии — это традиционное домашнее животное, аналогичное по своему значению и функциям европейской лошади. Итак, к чему снится верблюд?

  • Бежит за мной (т. е. за сновидцем) — знать, удача преследует спящего, стоит только разглядеть возможности.
  • Сидеть на горбатом — отправиться в путешествие.
  • Обладать целым караваном — неожиданно стать богатым или получить новые полномочия.
  • Животное подошло к вам во сне — остерегайтесь ситуаций, которые могут привести к неприятностям.
  • В ваш город или село пришли верблюды — вскоре населения будет страдать от массовых заболеваний.

Сонник царей и императоров

Работы персидского провидца Тафлисы:

  • Ехать на верблюде верхом — получить приглашение отправиться в путешествие.
  • Сидеть верхом на молодом животном — будут причины для печали.
  • Непокорный горбатый в иллюзии — в реальности вы победите сильного и опасного противника.
  • К чему снятся верблюды в пустыне? К росту в карьере и увеличению финансовых доходов.
  • Животное катается по земле — к тревожным и грустным мыслям.
  • Заблудиться с парнокопытным — вы игнорируете важные вопросы. Это приведет к проблемам, и преодолеть их позже будет невозможно.
  • Верблюд бежит за вами — вскоре сердцем овладеет печаль.
  • Тянуть животное за поводок — подопечные станут причиной проблем.
  • Горбатый отворачивается — ваше сердце заполонит печаль.
  • Бороться с этим животным во сне — к спорам в реальности.
  • Раненый верблюд истекает кровью — такой сон сулит потерю состояния или большие финансовые затраты.
  • Увидеть самку с детенышем — совсем скоро осуществятся ваши желания.
  • А к чему снится верблюд женщине? Это может предсказать удачный брак с любимым человеком.
  • Во сне животное рожает — в вашей семье вскоре появятся младенцы.

Сонник князя и политика Чжоу-Гуна

  • Видеть горбатое животное — получить привлекательное деловое предложение.
  • Конь во сне гарцует перед дубом — знать, большая неприятность, что тревожит вас, совсем скоро решится.
  • Ехать на животном верхом — большое счастье, символ успеха.
  • Радоваться тому, что сидишь в седле, — ждите неудач.
  • Наматывать круги на лошади — стоит заняться бумажной работой.
  • Животное заходит в помещение — нужно обратить внимание на свою интимную жизнь на стороне.
  • Караван везет товар — неприятности на работе, возможно увольнение.
  • К чему снятся верблюды и лошади, которые заходят в ваш дом? Такой сюжет — символ богатства и процветания.
  • Убирать за скакуном и отпускать его на свободу — к большой радости.
  • Вблизи пробегает табун — сон обещает решение всех сложных дел.
  • Вор убегает на коне — вы избежите опасности.
  • Ехать верхом на белом скакуне — серьезно заболеть.
  • Кобыла укусила вас — изменения к лучшему в профессиональной сфере.

Екатерина Великая и ее сонник

  • Одногорбый верблюд — признак того, что все добро вернется к вам сторицей.
  • Смотреть на животное — кто-то из завистников желает вам зла. Возможно, он воплотит планы в реальность.
  • Влюбленному человеку снится горбатый — его семейная жизнь будет безоблачной.
  • Сидеть верхом на верблюде или лошади — ждите процветания и успеха в одной из сфер жизни.
  • Животное пытается сбросить наездника — вас ждут преграды.
  • Лошади запряжены в карету — дорога к мечте будет непростой.
  • Жеребцы пасутся на поляне — в ваших силах самостоятельно объединить вокруг себя талантливых, добрых и умных людей.
  • Скакун почти упал — будьте внимательны, еще один неверный шаг может привести к бедности.
  • Видеть мертвую лошадь — на пороге ждет плохая весть.
  • На животном перебираетесь через реку — впереди последнее испытание, а за ним долгожданное счастье. Вода в ручье грязная и мутная — насладиться победой помешают плохие события.
  • К чему снятся бараны на верблюде? Это значит, что успеху мешают родные люди, которые не разделяют ваших чаяний и надежд.

  • Запрягать скакуна — решение сложных ситуаций полностью зависит от вас.
  • Подковывать животное — дела будут приносить доход, но возможно, что к цели вас приведут нечистые методы.
  • Ухаживаете за скакуном — если ваши намерения искренние и добрые, а пыл сильный — вы добьетесь грандиозного успеха.
  • Видите, что лошадь продают — ситуация потребует вашего вмешательства, но риск будет оправдан, и вы останетесь в победителях.
  • Животное стало на дыбы — ждите скандала или спора.

Сонник Странника под авторством психолога Терентия Смирнова

  • Иллюзия отражает трудолюбие и мастерство человека, которому снится сон.
  • Ехать верхом на животном — есть возможность открыть в себе чрезвычайные магические способности.
  • Видеть караван — получить значительное богатство, весомую материальную поддержку со стороны.
  • Лошадь во сне символизирует жизненную силу человека, который спит. Чем красивее и здоровее животное, тем лучше перспективы на будущее.
  • Белый скакун предвещает любовь, свадьбу для холостяков.
  • Табун сулит большой расход сил.
  • Мертвый конь — самое время сменить место жительства.
  • Крылатый скакун — символ творческого процветания и чрезвычайной удачи.

Толкование магов

Колдунья Медея имеет свою точку зрения насчет того, к чему снятся верблюды.

  • Человек берет много работы, которую ему не под силу выполнить. Из-за этого возникнут проблемы.
  • Просто видеть животное — много сложных задач.
  • Ехать на горбатом — совсем скоро вас ждет достаток и благополучие.

Сонник провидицы мисс Хассе:

  • Горбатое животное — символ тяжелой и необыкновенной жизни.
  • Видеть верблюда — в жизни сновидца ждет много сложных ситуаций.
  • Животные разбегаются в разные стороны — ждите несчастья.
  • Лошадь становится на дыбы — кто-то попросит у вас защиты.
  • Владеть табуном или караваном — символ благополучия.
  • Ехать верхом — получить высокую должность или новые профессиональные возможности.
  • Животное очень худое и слабое — вас ожидает тяжелый этап в жизни.
  • Видеть, как запрягают скакуна — к потере любимого человека.

Толкование снов от апостола Симона Кананита

  • Видеть верблюда — помочь кому-то бескорыстно.
  • Быть рядом с животным — трудности и беспорядки в жизни.
  • Есть мясо горбатого — долговременная и сложная болезнь.
  • Видеть лошадь — к ухудшению самочувствия.
  • Ехать верхом на каком-то животном — получить повышение на службе.
  • Парнокопытные пасутся или пьют воду — избавиться от тревог и переживаний.
  • Животное худое и некрасивое — тяжелая дальнейшая жизнь.
  • Красивый конь или верблюд — для холостых людей символ удачного брака.

Новейшие сонники

Сонник XXI века так отвечает на вопрос: «К чему снится верблюд?»

  • Во сне видеть или гладить животное — значит, вас ожидает увлекательное путешествие или удачная деловая сделка.
  • Сидеть на горбатом — взять на себя бремя чужой ответственности, выполнять работу других.
  • Мертвый верблюд — какие-то события будут мешать вам идти дальше.
  • Убить животное — некоторое время жить весело и без хлопот.
  • Видеть горбатых, что везут тяжелые мешки, — получить вознаграждение за труд.
  • Покупать верблюда во сне — удачное дело или случайный заработок.
  • Видеть коня — вам лгут.
  • Покупать лошадь — налаживание семейных отношений.
  • Табун скакунов — хороший знак. Для женщин предсказывает брак.

Толкование энциклопедиста Владислава Копалинского:

  • Видеть горбатого — не избежать тяжелой изнурительной работы.
  • Черный верблюд символизирует страшный удар. Возможно, вскоре вы столкнетесь с неожиданной потерей, смертью близкого человека.

Значение образов

Большинство толкований, которые предлагают специалисты (от дипломированных ученых до уникальных медиумов), уверяют, что такие образы, как верблюд и лошадь, в большей степени символизируют самого создателя сна. Состояние, вид и поведение животного — это отражение человека. Запомнив детали, можно легко разгадать эмоциональное состояние спящего. Часто такие сны помогают не только разобраться в себе, но и сделать правильный выбор.

Истолковать сон можно по возрасту, полу, профессии человека. К чему снится верблюд девушке? Чаще всего это говорит о сердечных проблемах и ее отношении к ситуациям, в которые она попала. Здоровые и красивые животные — символ успеха ее чувств. Неприятные события в грезах должны насторожить и настроить на осмотрительность.

Для мужчин верблюд и лошадь — это символ карьерного роста. Проблемы во сне приведут к неприятностям на работе. Женщинам такой образ расскажет об атмосфере, царящей в семье. Дети, которые видят такие сны, должны обдумать свое поведение в школе и в кругу друзей.

Практический блок

Простое предложение

№ 1. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.

Ты сер а я приятель сед. Ученье свет а неученье тьма. Мирская молва что морская волна. Детство пора слепой правды, юношество зрячей ошибки, иллюзии. Черемша вовсе не мясо а растение вроде нашего лука. Литературный язык которым мы пользуемся это подлинно драгоценнейшее наследие полученное нами от предшествующих поколений. Кони верблюдам снятся горбатыми. Облетевший тополь серебрист и светел. Ремесло не коромысло плеч не тянет. Жизнь не река она противоречье. Любовь к любимому есть нежность ко всем вблизи и вдалеке. Мне вспоминается былое счастье былые дни… Ты как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. Последняя проверка вспомнить десять слов на шведском языке.

№ 2. Подчеркните грамматические основы и определения с определяемыми словами.

Мне нравится этот веселый человек, вызывающий во мне, как мажорные звуки, доброе настроение. Вышел в свет пятый том сочинений И.С.Тургенева. В коридоре больницы метались измятые, напуганные звуки. Ночью я почувствовал настойчивое желание рассказать кому-нибудь о бабушке. Кажется, трудно отрадней картину нарисовать, генерал?

№ 3. Подчеркните грамматические основы. Поставьте, где необходимо дефис.

Старушку золото в надзор к тебе приставил. Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела… Скажи ворон птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет? Птица песня опять встрепенулась в груди и взмахнула орлиным крылом. Новая симфоническая поэма Глазунова «Стенька Разин» очень хорошая вещь, и превосходно инструментованная. Нет у нас пейзажиста поэта, в настоящем смысле этого слова… Р.Кох, немецкий ученый микробиолог, писал: «Винный спирт не придает силы, а ослабляет, не молодит, а старит душу, тело, характер и расслабляет разум!»

№ 4. Подчеркните грамматические основы и дополнения.

Храбрость рождает победу. Солдаты просили у казачек винограда, а казачка брала охапку винограда и сыпала ее в полу солдата. Левитан оставил около ста «осенних» картин. К какому делу можно приткнуть эти мертвые души? И ты, мой стих, не повторись и новое отметь. Леса учат человека понимать прекрасное.

№ 5. Подчеркните грамматические основы и обстоятельства.

Всюду: вверху и внизу – пели жаворонки. Уже двое суток ревел шторм. Мой новый дом отчего-то сгорел. Неправдоподобно большими стали ее серые глаза. Тихо будет плыть этот корабль, без криков и выстрелов. Сильный ветер порывом налетел, закачал осины. Случайно или намеренно, она очутилось за столом моей соседкой. Бывает, и безнадежные выздоравливают, а благодаря препарату или вопреки ему – один бог знает.

№ 6. Подчеркните все члены предложения. Обратите внимание на цельные словосочетания и фразеологизмы.

На крыльце сидело двое слуг. Часов в десять утра мы находились в двухстах метрах от кратера. Все побаивались его длинного языка. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков. Маша с летчиком медленно пошли по росе. Слова его о покупке мертвых душ были произнесены во всю глотку. Я терялся в догадках. Как только я входил в парк, сотни птиц начинали суетиться на ветках. Мы с вами из одного теста. Много прежних знакомых перестало ездить к Татьяне Борисовне. В одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрывается среди жесткой зимы белыми пушистыми цветами. Два дня ему казались новы уединенные поля.

№ 7. Подчеркните грамматические основы и обстоятельства места и времени.

И ты знай: пока я жива, у тебя есть место, где тебя ждут, всякого ждут. Я сплю, а надо мной строят дом. Карета подъехала и остановилась. В доме засуетились. Люди побежали, раздались голоса, и дом осветился. Люди тебя предупреждали… Не ходи за него, не суй шею в хомут… Говорили тебе? Ночью к ним постучали. В редакции для начала мне предложили написать о восстановлении железных дорог. В эту ночь в Покровске не зажигали огней. Не дремали по весне и в районе. В Сибири не любят горячку и спешку. Отговаривали его в школе, отговаривали друзья. Где-то играют на струнах и поют в два голоса. За дверью кто-то кашлянул. Сказали мне, что заходил за мною кто-то.

№ 8. Что обозначают двусоставные предложения? Что обозначают безличные предложения?

Сильнее кошки зверя нет. Мне не хватает нежности твоей, тебе моей заботы не хватает. Сердце мое было неспокойно. На сердце у меня было неспокойно. У него недостает характера, выдержки. На небе нет ни облачка. Всегда, когда своих страданий нет, чтоб не тупеть, чужих страданий хватит. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума.

№ 9. Подчеркните все члены предложения.

Фронт. Война. А вечер дивный по полям пустым идет. Дым костра. Сырых шинелей груда. Тревога. Грусть. Приходит почтальон – ни весточки о милом человеке. Итак, вот она, моя Одесса, город моего детства, моей юности… Взмах шестов, перекидка рук, толчок – лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперед. Счастье… Разве оно возможно без труда, без дела, которое полюбил? Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Пять или шесть утра. Сизый туман. Рассвет… Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Лирика! Кто сомневался в том, что она прелестна?! Но прелестные вещи обходятся человеку дорого.

№ 10.Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы и обстоятельства места.

Над мрамором ба..юстрады вечнозеленые кипарисы. Напротив тяж..лых входных дверей дверь в гости..ую. За нею стекл..ая те..аса. с большим столом и книжными полками. Под ним струя светлей лазури над ним луч солнца золотой. Есть камин над камином зеркало перед зеркалом бронзовые часы… у задней стены пр..восходный рояль. Прередо мной ворота раскрытая калитка снежный двор. В глубине, налево, деревя..ый дом… Еще левее, за домом, сад, и над ним тихо играющие разноцветными лучами сказочно прелестные зимние звезды. Пыль на столе. Хозяева в отъезде.

№ 11. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все члены предложения.

Гуси утки чайки крохали все это куда-то исчезло. Все здесь было необычайно и молчаливые горы и суровые скалы и даже эти одинокие дома на далеком берегу. И кочи и моховые болота и пни все хорошо под сиянием лунным. А утром все хрустело вокруг подмерзшие дороги листья на крыльце черные стебли крапивы торчавшие из-под снега. Ничто не шевелилось ни одна травка в лесу ни один лист на верхней ветке. Для всего что существует в природе воды воздуха неба облаков солнца дождей лесов болот рек и озер лугов и полей цветов и трав в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Все лицо походка голос все вдруг изменилось в Наташе. Теперь уж ни гор ни неба ни земли ничего не было видно. В волосах ушах в носу всюду была красная кирпичная пыль.

№ 12. Расставьте недостающие знаки препинания.

На клумбе красовались розовые желтые и синие астры. Приближался осенний скверный туманный рассвет за окном. Ошибиться я не мог я слышал этот звучный сильный металлический голос. Для меня в слезах Кисочки в ее дрожи и тупом выражении лица чувствовалось несерьезная французская мелодрама где каждый золотник пустого дешевого горя заливается пудом слез. Он был свеж как большой зеленый глянцевитый голландский огурец. История обогащает нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт. Прямая линия ярко-зеленой межи уходила вдаль и упиралась в свинцовый грозовой горизонт. Коричневой сморщенное лицо колдуньи собралось в недовольную гримасу. Лицо склонялось на узенькую сухощавую грудь еле-еле прикрытую дырявой рубахой. Быстрым давно отработанным и потому незаметным для него самого движением он установил нижнюю опоку притер ее к земляной площадке. Сперва запенивается белая голубая и розовая отечественная сирень через пять-шесть дней залиловеет низенькая персидская сирень. Одним словом кому мила степь кому горы кому морское пропахшее рыбой побережье а кому родная среднерусская природа тихие красавицы-реки с желтыми кувшинками и белыми лилиями доброе тихое солнышко Рязани…

№ 13. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.

Необыкновенно красива увешанная гроздьями красных ягод калина на фоне глубокого снега. Шумит молоденький лесок одевшийся листвой. Люблю до дыр зачитанные книги. На дорогах отпотели скованные ночным заморозком лужи талой воды. Трава прибитая дождем медленно распрямлялась. Очень красивы веселы молодые елочки похожие на лесных пионеров. Накаляемый уже высоко поднявшимся солнцем и чуть дрожащий на бегу пароход неустанно разрезал заштилевшие в бездне знойного воздушного пространства Красного моря. Разморенные жарой люди двигаются медленно вяло.

№ 14.Расставьте недостающие знаки препинания.

В окне стоял кроме запаха сирени еще запах земли просящей дождя. Здесь вместо лампы или свечи горел яркий веерообразный огонек приделанный к тумбочке вбитой в стену. Весь май за исключением нескольких ясных и солнечных дней шли беспрерывные дожди. Сверх всякого ожидания бабушка подарила мне несколько книг. Кроме литературы мы увлекались и живописью. Так помимо своей воли помимо своего желания они запутываются во лжи. Долохов понравился всем в доме исключая Наташи.


Главная > Учебное пособие

<…> В качестве такой единицы выдвинуто понятие синтаксемы. Синтаксемой названа минимальная, далее неделимая семантико-синтаксическая единица русского языка, выступающая одновременно как носитель элементарного смысла и как конструктивный компонент более сложных синтаксических построений, характеризуемая, следовательно, определенным набором синтаксических функций.

Различительными признаками синтаксемы служат 1) категориально-семантическое значение слова, от которого она образована, 2) соответствующая морфологическая форма и 3) вытекающая из (1) и (2) способность синтаксически реализоваться в определенных позициях.

Диапазон синтаксических потенций каждой синтаксемы определяется ее функциональными свойствами, принадлежностью к тому или иному функциональному типу.

Функциональная типология синтаксем базируется на понимании синтаксической функции как конструктивной роли синтаксической единицы в построении коммуникативной единицы. С этой точки зрения для характеристики синтаксической единицы существенным оказывается разграничение и противопоставление трех основных возможностей, трех функций синтаксем:

I. Самостоятельное, изолированное употребление единицы.

II. Употребление единицы в качестве компонента предложения.

III. Присловное употребление единицы в качестве компонента словосочетания (или сочетания слов).

Сумма возможностей и составляет основание для разграничения трех функциональных типов синтаксем: свободных, обусловленных и связанных.

Свободные синтаксемы могут выступать в функциях I, II, III, обусловленные – в функциях II, III, реже в I, связанные – только в III функции.

Функция I представлена чаще всего заголовками, а также драматургическими ремарками, экспозиционными предложениями текста. Понятие функции II и III в описании синтаксем детализируется более конкретным понятием позиции.

В функцииII различаются позиции:

1) предицируемого компонента предложения;

2) предицирующего компонента предложения;

3) распространителя предложения (ситуанта);

4) полупредикативного осложнителя предложения.

В функции III различаются позиции:

1) приглагольная;

2) приименная (присубстантивная);

3) приадъективная и приадвербативная.

Термины функция и позиция, следовательно, обозначают понятия более общей и более конкретной ступени абстракции: тот или иной тип функции как потенцию, как виртуальную способность каждая синтаксема реализует в определенной синтаксической позиции в той или иной модели предложения или словосочетания. <…>

<…> Язык осуществляет возможность выразить содержание мысли средствами синтаксиса путем предикативного сопряжения синтаксем, т.е. элементов, являяющихся одновременно конструктивными и смысловыми. <…>

<…> Семантика свободных синтаксем (локативных, темпоративных, директивных, делиберативных и др.) независима от их позиционных возможностей, она заключена в синтаксеме как бы «до предложения», на «докоммуникативном» уровне (диагностическим показателем чего и служит типичная для них возможность изолированного употребления в качестве единиц номинации); значения обусловленных и связанных синтаксем (субъектных, объектных и др.), напротив, производны от реализуемой ими позиции.

Вступая в предложение определенной структуры, синтаксема приобретает статус его компонента. Предложение любого состава и с точки зрения организации и с точки зрения членения может рассматриваться как одна из исчисляемых комбинаций синтаксем. Таким образом преодолевается затруднение, в котором оказалась стратификационная концепция языковых уровней, вынужденная констатировать, что между предложением и словом нет отношения целого и части. Недостающим звеном системы, частью по отношению к целому – предложению, оказывается не слово-лексема (в исходной форме), а слово-синтаксема, или синтаксическая форма слова. Проясняются отношения синтаксемы со словом и предложением, с одной стороны, и отношения синтаксической и морфологической формы слова – с другой: объем понятия и дифференциальные признаки морфологической и синтаксической формы слова не совпадают. В пределах одной морфологической формы, как правило, различается ряд омонимичных и полисемичных синтаксем. Понятно, что синтаксемы (1) о+Предл. с делиберативным значением и (2) о+Предл. со значением признакового партитива являются, при морфологическом подобии, структурно-смысловыми омонимами, они различаются и значением и набором позиционных возможностей, что определяет и их функциональную характеристику:

синтаксема (1), представляющая тип свободных синтаксем, реализует свои потенции в изолированных позициях заголовка или тематически-экспозиционного отрезка текста (I.1.2.: О вреде табака; О детях; Об очередных задачах и т.п.); в позиции предицирующего компонента предложения, при предицируемом имени информативного значения (II.2. Рассказ – о детях; Стихи – о любимой; Доклад – о задачах... и т.п.); в качестве присловного распространителя при глаголах и именах той же семантики (III.1. рассказывать о детях, петь о любимой; III.2. рассказ о детях, песня о любимой и т.п.);

синтаксема (2), представляющая тип обусловленных синтаксем, характеризует предмет по количеству его составных частей либо в предикативной позиции (II.2. Всякая вещь о двух концах; Домик был о трех окошках и т.п.), либо в атрибутивной, приименной (III.2. домик о трех окошках; храм о двух шатрах и т.п.); оттенок устарелости в этой синтаксеме делает ее возможности и лексически и стилистически ограниченными.

Отношения полисемии возникают в пределах делиберативной синтаксемы в позициях III.1 и 2: помимо распространения глаголов и имен информативного значения, она выступает как распространитель глаголов и имен так наз. «горестного чувства» (сетовать, тужить, тосковать, печалиться, грустить, плакать о ком-чем; тоска, печаль, грусть о ком-чем и т.п.). В этом случае делиберативное значение синтаксемы о+Предл. осложняется каузативным оттенком, эта же объектно-каузативная синтаксема в свою очередь вступает в синонимические отношения с объектно-каузативной синтаксемой по + Дат. (тосковать по дому, по друзьям). Многообразие конкретных условий проявления полисемии и синонимии в разных синтаксемах будет импульсом для последующих наблюдений.

Естественно, что в синонимические отношения (на основе сходства значений и функций, при различии формы) вступает не морфологическая форма, например о+Предл. во всей совокупности объединяемых ею синтаксем, а делиберативная синтаксема о+Предл. с делиберативной синтаксемой про + Вин. (о детях – про детей), так же как с рядом других делиберативных синтаксем, образуемых с помощью производных предлогов (насчет детей, по поводу детей, относительно детей и т.п.). То, что отношения омонимии, полисемии, синонимии, антонимии возникают именно между синтаксемами, а не между предложно-падежными формами вообще, может служить еще одним доказательством объективного существования в системе языка выделенных единиц. <…>

Г.А. Золотова. Синтаксический словарь (Введение)

<…> Слово-лексема еще не является синтаксической единицей, слово – единица лексики, а в разных его формах могут реализоваться или актуализироваться разные стороны его общего значения, разные семы, предопределяющие различия и в синтаксическом употреблении. Так, например, в локативных формах в лесу, за лесом, над лесом, из леса, из-за леса, возле леса актуализируется значение места, пространства (занятого множеством деревьев) в творительном пути движения лесом – значение протяженности пространства, в объектных приглагольных формах рубить лес, губить лес, сажать лес, любоваться лесом актуализируется предметное значение (множества деревьев), в сочетаниях типа лес рук, лес флагов – количественное значение (множества деревьев). В каждом из этих значений разные синтаксемы от слова лес объединяются с синтаксемами других близких по семантике слов (в лесу, в саду, в комнате; за лесом, за садом, за домом; из леса, из комнаты; из-за леса, из-за дома, из-за дерева; идти лесом, полем, берегом, и т. п.), создавая обобщенную синтаксему-тип, в данном случае локативные синтаксемы «в + Предл.» и «за + Твор.», синтаксемы направления «из + Род.» и «из-за + Род.», синтаксему пути движения «Твор. п.» и т. д.

Формируя и изучая связную речь, синтаксис имеет дело прежде всего с осмысленными единицами, несущими свой не индивидуально-лексический, а обобщенный, категориальный смысл в конструкциях разной степени сложности. Эти единицы характеризуются всегда взаимодействием морфологических, семантических и функциональных признаков.

Морфология, изучая типы словоизменения, чаще всего безразлична к категориально-семантическому значению слов, для нее важно строение основы: поэтому слон , так же как и стол и сон , принадлежат к одному типу склонения, доска и тоска – к другому. Впрочем, разница в категориальных значениях проявляется и здесь: доска, предметное имя, располагает формами множ. числа (доски, досок, по доскам, о досках...), но тоска, отвлеченное имя состояния, форм множ. числа не имеет.

Словообразование же как раздел грамматики, ведающий построением слов – номинативных единиц языка, имеет дело с семантически значимыми элементами слова, морфемами. Именно их обобщенными, категориальными значениями определяется сочетаемость морфем, их взаимная устремленность друг к другу. Так, суффикс «детеныша»
-онок (-енок) присоединяется к основам со значением живого существа (мышь – мышонок, слон – слоненок, ср. «бокр – бокренок»), суффикс интенсивного однократного действия -ан ó - – к глаголам конкретного действия (долбить – долбануть, крутить – крутануть, бодать – бодануть, ср.: «будлать – будлануть»), экспрессивные суффиксы с уменьшительным значением сочетаются с предметными именами и редко с отвлеченными (слоник, столик, дощечка, досточка, но не образуются уменьшительные от сон, тоска).

Известно, что суффиксы -тель , -ец образуют с глагольными основами имена лиц, названных по их действию (читать – читатель, чтец, искать – искатель, истец, водить – водитель, хранить – хранитель, бороться – борец, плавать – пловец), суффиксы -ени(е), -ани(е) с глагольными основами образуют имена действия (чтение, вождение, хранение, плавание), суффиксы -ость, -от(а), -ин(а) с основами прилагательных – имена качества (сладкий – сладость, скромный – скромность, толстый – толщина, глубокий – глубина, высокий – высота, глупый – глупость). Все эти категории имен располагают разными синтаксическими возможностями, по-разному поведут себя в синтаксисе. В той мере, в какой это зависит от их семантико-словообразовательной структуры, можно сказать, что синтаксис начинается еще «до синтаксиса», до тех синтаксических построений, в которых эти различия проявятся.

Решение вопроса о функциях неотделимо от решения вопроса о единицах, которые, во-первых, являются носителями этих функций и, во-вторых, находятся в иерархически-последовательных взаимоотношениях с точки зрения организации речевой деятельности. Определение синтаксических первоэлементов как частей, интегрантов более сложных построений служит непременным условием самого существования научной теории грамматики.

Чтобы вычленить единицы какого-то целого, надо найти признак, который можно считать основанием соотносительности этих единиц. Если мы исходим из главенства коммуникативной функции вообще, то критерием выделения единиц, принципом классификации надо признать их функциональные признаки, то есть сходства и различия в их роли по отношению к коммуникативной единице.

Исследования последних полутора десятилетий дали достаточно оснований считать синтаксическую форму слова, или синтаксему, элементарной, конститутивной единицей русского синтаксиса. Соединяя в себе морфологическую, категориально-семантическую и функционально-синтаксическую характеристики, синтаксема отвечает двум, количественному и качественному, условиям конститутивной единицы: а) она вступает с другими синтаксическими единицами в отношения часть/целое (и предложение и словосочетание с точки зрения синтеза составляются из синтаксем, с точки зрения анализа членятся на синтаксемы); б) синтаксеме как элементу построения и одновременно носителю элементарного смысла свойственны органические черты, присущие целому как таковому.

Типология синтаксем строится на основе различий в их функционально-синтаксических возможностях.

Не в ущерб глагольным синтаксемам, функционирующим как предикат глагольных моделей и как полупредикативный компонент-осложнитель элементарного предложения, привлечем внимание к тому, что в грамматиках и словарях традиционно преувеличивается зависимость именных синтаксем от глагола. Сложилось так потому, что взгляд на глагольные связи (сочетаемость, управление, валентность) был односторонним, только от глагола, без учета семантико-синтаксических свойств другой стороны, именного компонента. Между тем имена существительные, облекая в ту или иную (предложно-) падежную форму свое категориально-семантическое значение, обнаруживают различные синтаксические потенции.

С точки зрения роли конститутивных единиц в построении предложения релевантны функции субстантивных компонентов, организующих предикативную основу предложения, а также ее распространителя (функции компонентов коммуникативной единицы). Функция компонента словосочетания, или присловного распространителя (приглагольного, приименного, приадъективного), – другого типа: он участвует в предложении опосредованно, лишь при своем определяемом (функции компонента номинативной единицы). Типологически диагностирующей является функция заголовка, ремарки и подобного изолированного употребления синтаксемы.

На этом функциональном основании различаются три типа синтаксем: связанные, способные лишь к присловному употреблению (строить школу , строительство школы ), обусловленные, способные функционировать как один из компонентов предложений определенной модели (Мне не спится, Нет огня, Дел по горло, Его знобит, Он здесь прорабом ), и свободные, способные занимать практически любую из перечисленных позиций. Изолированная позиция характерна для свободных синтаксем, для части обусловленных и несвойственна связанным.

Проиллюстрируем примерами позиционные возможности трех синтаксем каждого из названных функциональных типов.

1) Связанная именная синтаксема «Твор. п.» употребляется как объектный распространитель глаголов руководящего действия (править страной, руководить коллективом и руководить исследованием, управлять имением, командовать полком, распоряжаться отправкой и т. п.): Один раз я даже управлял департаментом (Гоголь); Под Смоленском он командовал полком (Куприн).

Та же синтаксема употребляется в словосочетаниях с именами действия, производными от глаголов названной группы (руководство исследованием, командование полком). Я был свидетелем, как Веселкин сдавал ему командование всеми войсками... (В. Катаев).

2) Омонимичная (совпадающая по форме, но отличающаяся по значению и по функциям) обусловленная именная синтаксема «Твор. предикативного» употребляется как предицирующий компонент именных моделей коррелятивно с именительным предикативным а) без связки: Он здесь сторожем; б) при связках: Он будет сторожем, Он был скромным; в) при вспомогательных глаголах: Она стала актрисой, Он сделался пустомелей:

Я старостою здесь над водяным народом (Крылов); Мысль некогда была простым цветком (Заболоцкий); Слова Рудина так и остаются сло вами и никогда не станут поступком (Тургенев).

Та же синтаксема «Твор. предикативного» вступает в осложненные, полипредикативные предложения в качестве вторичного предицирующего компонента:

а) в качестве именного компонента в двойном глагольно-именном предикате: вернулся офицером, работает агрономом;

Мы расстались большими приятелями (Пушкин); С этого дня князь Анд рей женихом стал ездить к Ростовым (Л. Толстой);

б) то же с дополнительным субъектно-предикатным планом каузирующего воздействия (объект каузации одновременно является субъектом предикативного признака): Выбрали ее старостой; Его назначили заведующим; Его выбрали секретарем комитета (Д. Гранин);

в) в именных сочетаниях в результате номинализации конструкций (а) и (б): работа агрономом, избрание его председателем;

Ваш опыт работы агрономом для нас крайне ценен (Г. Марков); Пьер нашел в том же приказе назначение князя Андрея Болконского командиром егерск ого полка (Л. Толстой);

г) при глаголах автокаузации превращения обернуться, притвориться, прикинуться (кем, каким):

Напился Иванушка из копытца и обернулся козленочком (Сказка); Зачем притворяешься ты то ветром, то камнем, то птицей? (Ахматова);

Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица); Не ослеплен я музою моею: Красавицей ее не назовут (Баратынский);Свободной, гордой и счастливой увидишь родину свою (Некрасов);

Кони верблюдам снятся горбатыми (Пословица); Солнце, которое чудилось мне во сне сильным и ярким, лежало в комнате на полу размытым бледным пятном (В. Распутин);

ж) творительный предикативный преимущественно со значением возрастного признака субъекта в качестве темпорального осложнителя основной модели:

В Эрмитаже я впервые, еще юношей, почувствовал счастье быть человеком (Паустовский); У, как я голодал мальчишкой (А. Тарковский).

Таким образом, обусловленная синтаксема «Твор. предикативного» последовательно реализует свою функцию, выступая как основной или вторичный предицирующий компонент в определенных моделях различной сложности.

Вне предложения, в изолированной позиции, ни связанная объектная синтаксема творительного, ни обусловленная предикативная творительного не употребляются. Следовательно, значение этих синтаксем производно от их синтаксической функции.

3) Свободная синтаксема с локативным значением «на +Предл.» (от имен предметно-пространственной семантики) так же, как и другие локативы, располагает полным набором позиционных возможностей.

а) Мы встречаем ее в качестве заголовков:На Неве (Тютчев);На чужбине (Чехов);На дне (Горький);На поле Куликовом (Блок);На озере (А. Вознесенский).

б) Она выступает в качестве предицируемого компонента моделей, характеризующих место, пространство, в одной из локативных форм, либо состоянием, либо наличием в нем названного в Имен., или в Род. с отрицанием, предмета: Вот идет он к синему морю, Видит, на море черная буря (Пушкин);На дворе слякоть, лужи, мокрые галки (Чехов);На дне оврага еще сумрачно (Горький);На горах не было ни травинки (Паустовский).

То же – в авторизованных конструкциях:На улице я встретил множество народу (Пушкин) – ср.На улице было множество народу. Разновидность модели, сообщающей о пространственном соположении предметов, представляют предложения с предицируемым компонентом, выраженным именем лица (либо частей тела), и названием предметов его одежды, внешнего оформления – в предицирующем:На нем треугольная шляпа и черный походный сюртук (Лермонтов);На ней рубаха белая, да сарафан коротенький. Да серп через плечо (Некрасов);На брюхе -то шелк, а в брюхе-то щелк (Пословица).

в) В качестве предицирующего компонента синтаксема «на +Предл.» (иногда при поддержке вспомогательных глаголов быть, находиться и под.) локативно характеризует предмет или событие, названные в именительном: Сидит девица в темнице, а коса – на улице (Загадка); Твой щит на вратах Цареграда (Пушкин); И вот я на мельнице (Есенин); Это было на даче (Н. Тихонов).

г) В качестве распространителя моделей: И только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет (Чехов); Багряно засветился песок на вершинах (Ю. Трифонов).

Локативный распространитель, осложненный каузативным значением, создает полипредикативную конструкцию: Стрелы экскаваторов чернели на полосе заката как мачты океанских кораблей (В. Паустовский); Подошвы оскользались на стертых ступенях (В. Панова).

д) При глаголах, обозначающих пребывание и положение предмета в пространстве по отношению к названному в локативе предмету:На узде висит Водяница, Как на уде пойманная рыбка (Пушкин);На диком бреге Иртыша Сидел Ермак, объятый думой (Рылеев).

е) При именах действия, состояния, предметных, личных (одушевленных): По случаю волнения на море пароход пришел поздно (Чехов);Листва на березах была еще почти вся зелена (Тургенев);Коза на горе выше коровы в поле (В. Даль). Ср. те же именные сочетания в составе полипредикативных, осложненных авторизацией, конструкций: Ей снятся стоны бурлаков на волжских берегах (Некрасов); И вдруг он узнал среди людей на подводе ту одино кую девушку на шоссе, над которым неслись немецкие пикировщики (А.Фадеев).

Подытоживая рассмотрение синтаксических возможностей локативной синтаксемы «на +Предл.», заметим, что свободная локативная синтаксема располагает наиболее широким функциональным диапазоном, обнаруживая способность занимать практически все релевантные позиции в структуре предложения и словосочетания. Очевидно, что ее собственное значение, сформированное взаимодействием семантико-грамматических признаков и подтверждаемое способностью выступать в изолированной позиции, не зависит от синтаксической функции, а только реализуется в ней.