Домой / Внутренняя отделка / Значение животных в природе. Значение хищничества в природе Зачем нужны хищники в природе

Значение животных в природе. Значение хищничества в природе Зачем нужны хищники в природе

Замечено, что в действиях многих хищников присутствует то, что можно назвать расчетливостью. Хищнику, например, невыгодно полное уничтожение всех особей жертвы, и, как правило, этого в природе не случается.

Хищничество - трудоёмкий процесс, требующий больших затрат энергии. Например, группа из двух львиц и восьми детёнышей проходит за ночь расстояние в несколько километров, даже если самым молодым щенятам всего месяц от роду. Львята при этом испытывают те же лишения, которым подвергаются взрослые животные. Многие из них погибают, в том числе и от голода.

Во время охоты хищники нередко подвергаются опасностям не меньше, чем их жертвы. Иногда хищники гибнут от столкновения с другими хищниками в ходе борьбы за добычу.

Но главный враг хищника - время. Только самые быстрые и сильные хищники способны преследовать жертву на большом расстоянии, успешно ловить её затрачивая на это минимальное время. Менее проворные не выдерживают конкуренции и обречены на голодную смерть.

Значение хищничества в природе.

Является ли воздействие хищника только отрицательным? На этот вопрос можно было бы ответить безусловно «да», если принимать во внимание лишь судьбу конкретного животного, оказавшегося в зубах хищника. Экологов, однако, гораздо больше интересует судьба популяций, а не отдельных организмов.

Хищники уничтожают ту часть популяции, которая по тем или иным причинам оказывается более слабой в соревновании за подходящие территории.

Хищник, убивая более слабых, действует подобно селекционеру, ведущему отбор семян, дающих наилучшие всходы. Влияние хищника приводит к тому, что обновление популяции жертвы происходит быстрее, ведь быстрый рост ведёт к более раннему участию особей в размножении. Одновременно увеличивается потребление жертвами их пищи. Таким образом, воздействие хищников увеличивает поток энергии в экосистеме.

Хищники избирательно уничтожают животных с низкой способностью добывать себе корм, то есть медлительных, хилых, больных особей. Выживают сильные и выносливые. Это относится ко всему живому миру: хищники улучшают (в качественном отношении) популяции жертв. Такую же услугу ондатре оказывает норка, грызунам - хищные птицы, оленям - волки.

Хищничество является одним из ведущих факторов, определяющих регуляцию численности организмов.

Разумеется, в сельскохозяйственных районах необходимо регулировать численность хищников, так как последние могут причинять вред домашнему скоту. Однако в районах, недоступных для охоты, хищники должны быть сохранены для пользы как популяций жертв, так и взаимодействующих с ними растительных сообществ.

Список литературы

А. Степановских «Общая Экология»

Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Экология

Какое значение хищников в природе и жизни человека, Вы узнает из этой статьи.

Значение хищных

Хищники – это те животные, которые употребляют в пищу других животных, то есть питаются мясом. К ним относятся млекопитающие, рыбы, птицы, моллюски, крокодилы, змеи, некоторые сумчатые. Хищники любят охотиться на добычу. С этой целью они «оснащены» специальными приспособлениями – острыми клыками, когтями, маскирующейся внешностью.

Какую роль в природе играют хищники?

В природе хищники играют роль контролера популяции некоторых видов животных. Они убивают более слабых представителей, способствуя обновлению популяции вида. Другими словами хищники увеличивают в экосистеме поток энергии. Плотоядные животные избирательно уничтожают особей с низкой способностью, поедая хилых, больных, медлительных представителей фауны. Они определяют регуляцию численности живых организмов.

Также хищные животные являются санитарами дикой природы. Как мы говорили выше, ониуничтожают слабых и больных особей. Хищники регулируют количество представителей травоядных, дабы те не размножались в большем количестве, чем хватит для них растительности. Или же поедают больных животных, чтобы зараза дальше не распространялась дальше.

Приведем небольшой пример того, как важны хищные животные для природы. В 1995 году из Канады в Йеллоустонский национальный парк завезли 30 волков, которые исчезли из этой местности еще в 20-х годах ХІХ века. Знаете почему? Волки должны были спасти…тополи и ивы в парке. Да, Вам не послышалось. На тот момент в парке расплодилась армия оленей вапити, которые уничтожали кору, побеги и листья деревьев. Из-за чрезмерной прожорливости животных из парка стали уходить бобры, питающиеся корой. В итоге бобры перестали строить плотины и водоемы медленно осушались. И тут-то в игру вступили волки. Быстро размножаясь в благоприятных условиях, они проредили популяцию оленей. В парке наметились признаки оздоровления: деревья окрепли, бобры и птицы вернулись в пределы своего обитания.

Какую роль в жизни человека играют хищники?

Хищные животные приносят вред домашнему скоту. В голодные периоды они подходят ближе к поселениям людей и нападают на домашних животных. Известны случаи, когда хищники нападали даже на человека.

Кроме того, их содержат в зоопарках и национальных парках не только для увеличения их популяции, но и для эстетического удовлетворения человека.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какое значение хищных в жизни человека и в природе.

Античный мир сформулировал простую и великую истину о месте человека в мире, принципах изучения человеком этого мира и законах жизни в нём следующими афоризмами: “Живи сообразно с природой”, “Нет ничего более упорядоченного, чем природа” и “Природа не терпит пустоты”.

Что может быть важнее для учителя, чем приучать видеть “всё мироздание в целом” (Цицерон), а не изучать мир, разложенный на части в рамках урока. Предметная интеграция (лат. “восстановление, восполнение”): биология и литература - на уроках по биоэтике даёт возможность углублять и расширять знания, объединять разнообразные виды мыслительной деятельности ученика. Но главная ценность этих занятий - воспитание не только культуры ума, но культуры духа. Сотворение души через пробуждении эмпатии, восприятие нехрестоматийных литературных текстов, рефлексии - оценки музыкальных и живописных произведений, систему творческих заданий предоставляет растущему человеку возможность научиться.

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо в чашечке цветка.

И каждому животному на земле, и каждой птице в воздухе, и всему, что ползает на земле, Я дал живую душу. (Священное Писание)

Трагедию порождает столкновение двух равнозаконных, имеющих равное право на жизнь сил. (А. Камю)

Цели: расширить знания учащихся о хищничестве как виде взаимоотношений междуорганизмами; способствовать формированию осмысленного гуманного отношения к любому проявлению жизни на планете.

Зрительный ряд: В.Верещагин. Людоед., Э.Делакруа. Охота на львов., Ж. Де Труа. Турки, охотящиеся на львов.

Литературный ряд: В.Фёдоров. Дрофы. Коршун; Б.Слуцкий. Чайка, Лошади в океане; Э.Асадов. Стихи о рыжей дворняге; Э.Хемингуэй. Старик и море (отрывок); Ч.Айтматов. Плаха (отрывок).

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский. Времена года. (Охота. Сентябрь.)

Вступительная часть

Рассматривая на доске иллюстрации, изображающие хищничество как разновидность экологических связей, учащиеся должны ответить на вопрос учителя биологии “Кто изображён?” и после ответа “Хищники” дать определение этого слова.

Учитель литературы, выслушав определение биологов (хищник - это организм, использующий в качестве пищи животных, которых он убивает), читает определение из толкового словаря С.И. Ожегова (хищник - это хищное животное) и, обращая внимание на “неопределённость” толкования, стимулирует ход дальнейшей беседы таким размышлением: "Природа ничего не творит зря и не терпит пустоты. Мудрость её поразительна, т.к. при бесконечном разнообразии она сумела всех уравнять в своём праве на жизнь: дождевого червя и крота, мышь и льва, лягушку и кита, мотылька и орла". Эта мудрость отражена и в Священном Писании (читается первый эпиграф). “Мы так привыкли полагаться на незыблемость законов природы, что малейшее от них отклонение воспринимаем как угрозу нашей безопасности, как предупреждение о неведомом бедствии” - это мысль американского писателя начала ХХ века Бирса. Перефразируя автора, пожалуй, многие люди могли бы угрозой безопасности назвать хищников. Веря в разум природы, многие задаются вопросами: зачем нужны хищники? Не стало бы больше покоя в природе, если бы исчезли хищники? Если не все, то хотя бы самые свирепые из них?

I. Размышления учащихся

  • В чём значение хищничества?
  • Что случится в природе, если хищничества не будет?
  • Кто из хищников самый свирепый?

II. Значение хищников в природе. (Учитель биологии.)

Природа обладает мудростью. Само существование хищников в природе свидетельствует о том, что им предназначена какая-то роль. Многочисленные наблюдения свидетельствуют, что уничтожение хищников на какой-либо территории сопровождается обычно повышением смертности травоядных животных. Хищники в данном случае выступают в роли регуляторов численности животных: они уничтожают обычно слабых и больных животных, снижая этим риск распространения инфекций в популяциях. А вот на вопрос: “Кто из хищников самый свирепый?” - сложно найти ответ. Если открыть знаменитый словарь В.Даля на слове “тигр”, рядом увидим краткое и чёткое пояснение -“лютый зверь”. Вообще-то тигр - лизоблюд. Наипервейшее его лакомство то же, что и у любой кошки - рыба. Но, в отличие от домашних мурлык, он не боится воды, хорошо плавает. Знающие люди не устают доказывать фактами неверность расхожей молвы о чрезвычайной опасности тигра для человека. Да, зверь этот любопытный и не прочь обнюхать трактор или автомобиль. Но здоровый, в полном расцвете сил, он, по отношению к людям, добродушен или равнодушен - выбирайте, что вам больше нравится. Тысячи и тысячи раз безоружные люди сталкивались с “лютым зверем” нос к носу и не получали ни царапины. Вот некоторые подтверждения. Не так давно на Дальнем Востоке человек, идущий по лесной тропе, вдруг заметил, что за ним следует тигр. Они шли друг за другом целые семь километров. Потом у двуногого властелина планеты не выдержали нервы и он швырнул в зверя камень. Тигр зарычал, но не ушёл и не напал. А что, если он просто выпроваживал непрошеного гостя за пределы своего охотничьего участка?

На мой взгляд, нет зверя кровожаднее волка. Да и людей волки погубили много. Эти будничные существа вроде бы не очень страшны с виду. Во всяком случае, люди относятся к ним с меньшим страхом, нежели к тигру. И зря - волков неизмеримо больше, чем тигров. К тому же серые бандиты во сто крат кровожаднее. Дорвавшись до стада, очумев от крови, режут скот направо и налево: столько, сколько ни за что не съедят.

III. Загадка “Эффект зеркала”

Специальная иллюстративная выставка оформлена изображениями хищников, расположенными по контуру настенного зеркала. Учащиеся должны подойти к зеркалу и назвать хищников, которых они видят. Некоторые учащиеся, видя своё отражение в зеркале, называют среди хищников человека. В разговоре возникает тема: человек - хищник. Размышляя, ребята приводят примеры хищничества человека.

Учитель литературы, делая переход к следующему этапу урока, обобщает и дополняет сказанное: “Прав был английский писатель Уильям Теккерей, когда говорил, что мир - это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение. Человек позавидовал льву, что он царь зверей, и возомнил себя царём природы. Возомнил, но не заметил, что стал рабом собственной подлости, когда ради забавы или корысти начал опасно сокращать популяции животных. Например, в начале ХХ века за убийство амурского тигра платили солидные премии; браконьеры не жалеют огромных слонов ради добычи слоновой кости; ради изготовления различных эликсиров и снадобий губят носорогов; очень мало осталось в Южной Америке гигантских броненосцев, но это не смущает тех, кто, веря в их магическую силу, убивает животных, чтобы сделать из когтей амулеты. Не случайно в словаре у В.И.Даля появилось определение слова “хищник” - “грабитель, неправедный стяжатель, склонный к присвоению чужого”.

IY. Литературная страница. (Учитель литературы.)

Французский писатель Альбер Камю говорил: “Трагедию порождает столкновение равно законных, имеющих равное право на жизнь сил”.

  • О каком праве на жизнь размышляет поэт Василий Фёдоров?
  • О какой беде, тихо входящей в дом, предупреждает автор?

Когда-то здесь
Гуляли дрофы,
Бизоньи тучились стада.
Страшны бывают катастрофы,
Опасней тихая беда.
Опасней зло,
Что не всесветно,
Не поражающее глаз,
То зло,
Что входит незаметно,
То, что людей
Не губит враз.
Мы при любом,
Хоть малом, лихо
В стозвонные набаты бьём,
А при беде, вошедшей тихо,
Всё терпим
И чего-то ждём.
То зло
Меж тем
Войдёт в доверье.
Когда ж созреет приговор.
То зло нас губит,
Как Сальери,
Ведущий умный разговор.

В.Фёдоров

Природа - не вечная скатерть самобранка. Вовремя поняв это, мы могли бы поставить заслон многим бедам.

О каких законах природного общежития говорится в следующем стихотворении?

Грязная чайка

Гонимая
передвиженья зудом,
Летящая
здесь же, недалеко,
Чайка,
испачканная мазутом,
Продемонстрировала брюшко.
Всё смешалось: отходы транспорта,
Что сияют, блестят на волне,
И белая птица, та, что распята
На летящей голубизне.
Эта белая птица господняя,
Пролетевшая лёгким сном,
Человеком и преисподнею
Мечена:
Чёрным мазутным пятном.
Ничего от нас не чающая,
Но за наши грехи отвечающая,
Вот она,
Вот она,
Вот она,
Нашим пятнышком зачернена.

Б. Слуцкий

. По страницам Красной книги. (Сообщения учащихся)

Учитель биологии:

К сожалению, человек далеко не всегда следует законам природного общежития. Его бездумное отношение к природе привело к тому, что многие животные сегодня находятся на грани вымирания. Попыткой решить возникшую проблему было создание Красной книги. Первое издание Красной книги состоялось в 1963 году. Красный свет - сигнал запрета, понятный людям всего мира. Поэтому так была названа книга фактов о состоянии тех видов животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения или стали редкими. В Красной книге листы разного цвета. На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Следующая градация - “уязвимые виды”, информация о них даётся на жёлтых листах. Сведения о “редких” видах, т.е. о тех, состояние которых внушает опасение, печатаются на белых листах. Есть и радостные - зелёные листы: на них помещаются сведения об уже восстановленных и находящихся вне опасности видах. К сожалению, таких листов пока немного. Серые листы Красной книги предназначены для “неопределённых видов” - мало изученных и тоже обычно редких. А вот страницы “Чёрной книги” говорят о том, что с нашей помощью для кого-то мы опоздали навсегда. Жертвами человека-хищника стали: странствующий голубь, зебра-квагга, тур, бескрылая гагарка, каролинский попугай и многие другие. Вид некоторых из них мы сегодня не сможем даже представить: нет чучел, рисунков, описаний.

Сообщения учащихся:

Учащиеся делают сообщения о стеллеровой корове, тарпане, дронте.

Проблемная ситуация. (Учитель биологии.)

Исчезнувшие животные - это кричащие факты. Человек ответственен за их исчезновение перед своими потомками. Но что человеку делать с животными - людоедами?

Рассмотрите репродукцию картины В.Верещагина “Людоед” и дайте оценку авторским приёмам, с помощью которых раскрывается тема кровожадности.

Говоря о причинах людоедства, можно процитировать Гёте: “Природа не признаёт шуток; она всегда правдива, всегда серьёзна, всегда строга; она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей”.

В чём, по-вашему, причина того, что некоторые животные становятся людоедами?

Музыкальная страница. (Учитель литературы.)

Подготовка к разговору-размышлению обеспечивается прослушиванием музыкального отрывка из “Времён года” П.И.Чайковского и ответом на вопрос “Какая связь между музыкальным фрагментом и темой урока?” Ребята говорят об охоте как реализации потребности человека в общении с природой, источнике вдохновения, средстве познания природы.

Особенности спортивной и промысловой охоты. (Учитель биологии.)

Были времена, когда истребление диких животных человеком было продиктовано необходимостью. И в настоящее время существует промысловая охота, назначение которой - обеспечить человека пищей. Однако, сегодня более популярна спортивная охота. Любителям охоты можно по-хорошему позавидовать: этот вид отдыха дарит человеку радость общения с природой, эмоциональный заряд, вселяет бодрость и свежесть. Нам, людям ХХ1 века, всё чаще

приходится задумываться о сохранении ослабевших духовных уз с природой, и охота - одна из ярких и доступных форм их поддержания. Скольких мастеров слова и кисти вдохновили впечатления, полученные от охоты. Сколько волнующих страниц посвящено противоборству человека с дикой природой, состоянию человеческого разума и мужества с первозданной мощью стихии. Охотничье увлечение становится для многих художников инструментом постижения природы и познания мира. Вспомним замечательные тургеневские “Записки охотника” или поэтический гимн мужеству и воле в повести Хемингуэя “Старик и море”.

Беседа с учащимися. (Учитель литературы.)

Рассмотрите репродукции картин Э.Делакруа и Ж.Тура. Выразите своё отношение к изображённому.

Литературная страница. (Учитель литературы.)

Вам будут предложены три текста. Внимательно прослушайте их и ответьте на вопросы.

  • В чём своеобразие раскрытия темы “человек на охоте”?
  • Найдите строки, отражающие идею стихотворения.
  • О каком виде охоты идет речь в стихотворении?

Э.Хемингуэй. Старик и море (отрывок). (Приложение II).

  • Как автору удалось создать образ идеального охотника?
  • Какой вид охоты показан в рассказе? Ваше отношение к такой охоте?

Ч.Айтматов. Плаха (отрывок). (Приложение III).

Жертвами человека-охотника стали не только сайгаки, но и семейство волчицы Акбары. В чём символический смысл данного эпизода?

Изначально в роли охотников выступают и волк. И человек. В чём особенности изображения каждого из них? Чем человек отличается от хищников во время охоты?

К какому виду охоты вы отнесёте данный эпизод?

Человек хуже зверя, когда он зверь. Писатель Виктор Астафьев, возможно предупреждая многих о таком превращении, писал: “Оттого и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи проливают кровь. Не ведают они, что, перестав бояться крови, не почитая её, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек, и из далёких, наполненных пещерной жутью времён выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря”. Жестокость к животным - одно из средств уничтожения моральной чувствительности. В стихотворении Бориса Слуцкого речь идёт не об охоте, но сюжет не менее печальный.

Б. Слуцкий Лошади в океане.

Лошади умеют плавать,
Но - не хорошо. Недалеко.
“Глория” по-русски значит “Слава”, -
Это вам запомнится легко.
Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей металась день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья всё ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров,
В море синем остров плыл гнедой.
Им сперва казалось - плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и всё. А всё-таки мне жаль их -
Рыжих, не увидевших земли.

Пагубность дурного поступка состоит в том, что он таит в себе зародыш новых мерзостей или трагедий. Иногда равнодушие - убийство особого рода, изощрённое хищничество, внешне не имеющее вида преступления.

Э Асадов. Стихи о рыжей дворняге.

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
-Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но всё же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: -Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы,
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагоне, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин. Что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой.
Не ведал хозяин. Что силы
Вдруг разом оставили тело
И, стукнувшись лбом об перила,
Собака под мост полетела…
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!

Хищниками называют животных (позвоночных и беспозвоночных), пищей которым служат другие животные . Весь их организм (строение тела, физиологические процессы), поведение, образ жизни-это приспособление к хищничеству. Кишечник короче, чем у растительноядных видов, в пищеварительных соках содержится много ферментов, переваривающих животные белки и кости. Их отличают более развитые нервная система и органы чувств. Все они вооружены приспособлениями для захвата и умерщвления добычи: острыми когтями, зубами, клювами; насекомые - специальными челюстями и т. д.

Хищники охотятся, подкарауливая добычу (иногда в засаде) или преследуя ее.

Для первого способа нужна маскировка, и хищники в процессе эволюции приобрели соответствующую окраску под цвет господствующего фона. На севере песец (зимой), полярная сова, белый медведь имеют белую окраску, в джунглях тропические змеи-пеструю или зеленую, тигр-полосатую.

На открытых пространствах степей и пустынь скрадывать добычу хищникам трудно, и здесь главный охотничий прием - преследование. Поэтому пустынные хищники, например гепард, поджары, длинноноги, с хорошим зрением. В лесу-другое дело. Есть где затаиться. Здесь главное в выслеживании жертвы-слух и обоняние. Тело у лесных хищников гибкое, у птиц-короткие крылья, длинные хвосты-все это для быстрого маневрирования среди стволов и сучьев.

Хищники и их жертвы в природе между собой очень тесно связаны. Хищники имеют определенный участок обитания, обеспечивающий их добычей. Чем крупнее хищник, тем больше его участок. Например, у дальневосточного тигра он в диаметре до 100 км. Мигрируют животные-жертвы - вслед за ними отправляются в путь хищники: тигр за кабанами (так и говорят «пасет кабанов»), ястреба, сокола - за перелетными утками, куликами...

Такие взаимосвязи хищника с жертвой человек стал использовать в своей практике. По скоплению морских птиц-чаек, глупышей, чистиковых рыбаки обнаруживают в море косяки рыбы.

Эволюционное развитие хищников и их жертв шло параллельно, и это наложило определенный отпечаток на биологию этих видов. Так, чем сильнее истребляется хищниками какой-либо вид, тем выше его плодовитость. Вслед за массовым размножением животных резко возрастает численность хищников, которые ими питаются.

Охотники давно подметили: после «урожайного» года на грызунов жди обилия лисы, песца, куницы и др. Птицы- мышеяды-совы, канюки-в такие годы выводят потомство по 2, а то и 3 раза за сезон. Размножение хищников приурочено ко времени максимального обилия добычи, чтобы потомству хватило корма. Падалыцик- стервятник начинает гнездиться с наступлением тепла-в марте, степной орел-к моменту выхода из нор молодых сусликов, кобчик-ко времени обилия прямокрылых и т. д. Если же добычи немного, то хищники имеют небольшое потомство или совсем в такой год не размножаются.

Велико воздействие хищников и на другие стороны жизни своих жертв. Известны случаи, когда человек преднамеренно или случайно завозил каких-либо животных туда, где нет их естественных врагов. В результате размножение этих животных ничем не сдерживалось и они наносили огромный ущерб местной флоре и фауне.

От хищников зависит продолжительность жизни их жертв: многие полевки редко выживают в природе больше года, а в неволе живут по 4-5 лет. Регулируют хищники и состав «населения» добычи. Иногда в зависимости от времени года они вылавливают только самцов или самок, взрослых или молодых. Так, основная добыча канюков до созревания урожая хлебов-расселяющиеся молодые грызуны, потому что взрослые и совсем маленькие детеныши надежно скрыты посевами. Прошла жатва-и изменился возрастной состав жертв, все чаще и чаще попадаются взрослые грызуны, начинается омолаживание их популяции. Усиленное вылавливание одного вида ведет к резкому сокращению его численности и соответствующему изменению взаимоотношений между другими видами, обитающими в этом месте.

Но в первую очередь добычей хищников становятся больные, ослабленные особи. Тем самым они играют роль природных санитаров, препятствующих распространению заболеваний среди животных.

К сожалению, до сих пор многие считают, что животные с острым клювом, когтями, клыками-враги, которых надо беспощадно уничтожать. Это заблуждение, основанное на плохом знании природы, наносит ей огромный ущерб.

Животные - одна из важных составляющих окружающего нас мира. Воздействие их на людей и на природную среду очень разнообразно. Животный мир — это необходимое звено природной среды. Если одно из звеньев цепи убрать, то нарушится равновесие всего живого.

Роль животных в природе

Животные населяют все уголки нашей планеты: воздух, землю, сушу, океаны и пресные водоемы. Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они - часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые перерабатывают останки отмерших организмов.

Большинство представителей класса Насекомые способствуют опылению растений, увеличивая урожайность зерновых культур. Птицы уничтожают насекомых, которые вредят хвойным лесам, парковым зонам. Животные принимают участие в биологической очистке водоемов, почвообразовании.

При создании новых механизмов используются основы строения и функциональные возможности животных, которые изучает наука бионика (бион - «ячейка жизни»). Бионика помогает человеку создавать уникальные технические системы и процессы на основе идей, найденных и заимствованных у природы.

Человек одомашнил первых животных примерно 12 тыс. лет назад, чтобы иметь постоянный доступ к продуктам питания и необходимым материалам для пошива одежды, а также для защиты дома или зерновых запасов. Так люди смогли приручить собаку, кошку для ловли грызунов, корову, козу для получения молока. Овца, утка, гусь стали незаменимым источником шерсти, пуха.

Предполагают, что первыми домашними животными стали собаки. Немного позже начали разводить скот для получения мяса и молочной продукции, затем и лошадей стали держать в домашних условиях.

Интересно, что лошади — это единственные животные, участвующие в Олимпийских играх.

Лошади были приручены на азиатской территории примерно 6000 лет назад и использовались для добычи мяса, молока, или транспорта тяжелых грузов. Предки современных лошадей вымерли из-за массового уничтожения охотниками.


Первые животные, которые были приручены

Сильных животных использовали для помощи по хозяйству. Слоны, верблюды перевозили тяжести на далекие расстояния. Крупные парнокопытные вспахивали поля. Овцы и козы выращивались с целью получения меха и шерсти.

Значение животных в жизни человека сегодня

Спортивные соревнования и развлекательные мероприятия не обходятся без участия животных. Множество фильмов снято с животными, как главными героями. Они дружелюбны, легко обучаемы, исполняют необычные трюки и всегда вызывают положительные эмоции и привлекают миллионы зрителей.

Знаменитые собаки Лайка, Белка и Стрелка - осуществили полет в космос. Ездовые собаки транспортируют грузовые повозки, а собаки-поводыри, помогают незрячим людям ориентироваться на местности. Известно много случаев, когда собаки спасали людей, находили наркотические вещества, преследовали злоумышленников.

Животные помогают в проведении опытов в научных лабораториях. Лягушки, крысы, собаки, обезьяны служат подопытными моделями для исследования болезней и разработки методов лечения, получения иммунной сыворотки.

С помощью животных человек может производить продукты питания: сметана, творог, кефир, мясо, мед и многое другое. Используются для промышленного производства также шерсть, перья, шкуры, пчелиный воск, фармакологические компании применяют яд пчел для изготовления лекарственных средств.


Для охраны природы была создана Красная книга. В ней записаны животные, которые находятся на грани вымирания. Они не смогут выжить, если не будут находиться под охраной. С этой целью создаются заповедные территории.

Дружба с животными дает человеку много позитивных эмоций, что положительно сказывается на здоровье. Люди становятся после общения с животными добрее и заботливее.

Вред животных для жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека не всегда положительное. Животные могут вызывать тяжелые заболевания. Гельминты, чесоточные, иксодовые клещи, комары являются переносчиками возбудителей клещевого энцефалита, малярии, сыпного тифа.

На складах водятся хлебные клещи, грызуны, которые наносят ущерб запасам зерна. Многие грызуны, насекомые используют как пищу сельскохозяйственные растения, что значительно снижает урожайность. Животные, с ядовитыми железами, могут поражать человека, что приводит даже к смертельному исходу (тарантул, левантская гадюка, кобра).

Для разумного использования полезных животных и эффективной борьбы с вредителями, нужно знать особенности их жизнедеятельности в разных условиях окружающей среды. К примеру, до недавнего времени считали, что все хищники вредители и их массово истребляли. Но после исследования поведенческих особенностей хищников было обнаружено, что волки в первую очередь охотятся на слабых и больных животных, а птицы поедают грызунов, которые вредят лесам и злаковым полям. Поэтому хищники это необходимое звено в нормально существующем биоценозе.