Домой / Юридические вопросы / Занятия число и цифра 5. Дидактический материал по математике

Занятия число и цифра 5. Дидактический материал по математике

Урок по теме:

«Знакомство с числом и цифрой 5»

Цель: формирование понятий: «цифра 5», «число 5».

Задачи:

формирование умений писать цифру 5;

называть последующие и предыдущие числа (числа 5);

умение работать по образцу;

совершенствовать навыки конструирования из плоских геометрических фигур;

знакомство с геометрической фигурой – пятиугольником;

развитие логического мышления и умения решать простые задачи.

1. Организационный момент.

Учитель:

Внимание!

Проверь, дружок!

Готов ли ты начать урок.

Есть у нас девиз такой:

Все что надо под рукой.

Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в страну «Математики». Познакомимся с новым числом и цифрой. Будем выполнять много интересных заданий.

2. Актуализация знаний.

Игра Передай мяч».

По сигналу ученики передают мяч друг другу по цепочке с называнием чисел до 10 по возрастанию, пока мяч не вернётся опять на первую парту. Затем так же передают мяч с называнием чисел от 10 по убыванию.

Слайд № 2

Мы попали на лесную полянку. Здесь цветки и бабочки. В центре каждого цветка цифра. А у каждой бабочки пример. Давайте поможем бабочкам найти свой цветок.

Слайд № 3

Колобок прислал нам игру «Назови соседей числа».

Нужно назвать соседей чисел 2, 3, 4.

3. Этап открытия нового.

Слайд № 4

Назовите количество предметов, изображённых на слайде. Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Дети предполагают: "Число 5").

Слайд № 5

Каждое число в числовом ряду имеет соседей. Назовите соседей числа 5.

Получение числа 5.

Слайд № 6

Возле школы росло 4 ёлочки. Ребята посадили ещё 1. Сколько всего ёлочек растёт теперь около школы?

Как получили число 5? (К 4 прибавили 1).

Слайд № 7

В спортивном зале было 5 мячей. Ученики для игры взяли 1 мяч. Сколько мячей осталось?

Как получилось число 4? (Отняли 1).

Демонстрация решения задачи на слайде.

4. Этап первичного закрепления.

Работа по учебнику.

Посмотрите на рисунок в учебнике.

Сколько грибов росло под деревом?

Сколько грибов появилось после дождя?

Их стало больше или меньше?

Что спрашивается в задаче?

Чтение решения задачи в учебнике.

Посмотрите на второй рисунок.

Как изменилось количество грибов под деревом?

Вторую задачу читает учитель.

Зачем Машенька пришла в лес?

Сколько грибов она сорвала?

Что спрашивается в задаче?

Чтение и разбор решения задачи в учебнике.

Почему в решении задачи использован знак «минус»?.

5. Физминутка.

Ветер тихо клён качает.

Вправо, влево наклоняет.

Раз наклон, два наклон,

Зашумел листвою клён.

6. Этап закрепления нового материала.

Работа в тетрадях на печатной основе

Тетрадь стр. 30 № 1.

Сколько подружек пошли с Машенькой в лес по грибы?

Сколько всего девочек пошли в лес по грибы?

Разбор решения задачи. Запись решения в тетрадь.

Тетрадь стр.30 № 2.

Задачу читает учитель или хорошо читающий ученик.

Сколько всего грибов нашли девочки?

(Учитель прикрепляет картинки грибов к доске).

Сколько белых грибов они нашли?

Сколько подберёзовиков у них в корзинке?

7. Письмо цифры 5.

Слайд № 8

Из каких элементов состоит цифра 5?

Работа в тетради.

1-я строка – написание двух элементов: короткой наклонной линии и полуовала

2-я строка – написание третьего элемента (полуовала).

3-я строка – написание цифры 5.

8. Этап применения знаний.

Слайд № 9

Назовите номера фигур, состоящих из пяти квадратов

Слайд № 10

Работа с геометрическим материалом.

Задание на слайде соответствует заданию с геометрическими фигурами стр. 30 в тетради.

Найдите все четырёхугольники и раскрасьте их жёлтым цветом.

Сколько четырёхугольников вы раскрасили?

Отметь вершины остальных фигур синим цветом, а стороны обведи зелёным.

Сколько вершин у каждой из оставшихся фигур? (5)

Сколько сторон? (5)

Как вы думаете, как называются эти фигуры? (Пятиугольники)

Сколько их? (5)

Конструирование.

А) Учебник № 3.

Составление геометрических фигур из квадратов по образцу.

Составьте свою фигуру из пяти квадратов.

Б) Учебник. № 4.

Составь из палочек фигуру по образцу.

Сколько получилось треугольников?

Переложи 2 палочки так, чтобы получилось 3 треугольника.

Решение логической задачи.

9. Этап подведения итогов.

С какой цифрой мы сегодня познакомились?

Какие виды работ выполняли на уроке?

С какой новой геометрической фигурой мы познакомились?

10. Этап релаксации.

Возьмите зелёный кружок, если на уроке было всё понятно и вопросов нет.

Возьмите жёлтый кружок, если есть некоторые вопросы.

Возьмите красный кружок, если много непонятного, есть много вопросов.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с числом и цифрой 5.

2. Познакомить с образованием числа 5.

3. Закрепить знания о времени года: «Зима».

4. Научить соотносить числа и цифры: 1,2,3,4,5.

5. Закрепить образ цифры 5, через выкладывание из различных материалов.

6. Сформировать представление о числовом ряде.

7. Развивать координацию речи с движением, через пение песни, массаж.

8. Научить рисовать прямые линии в различных направлениях через рисование снежинок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть.

Ребята, какое сейчас время года? Почему зимой все белым -ело?

А в какие игры дети играют зимой? (играют в снежки, катаются с горки, лепят снеговиков).

Покажите, как лепят снежки? Давайте вспомним песенку и налепим снежков.

Песня про снежки.

Мы налепим из снежка

Два чудесных колобка

Да да да да

Два чудесных колобка

(имитируют движения)

Пружинка

Вот какой у нас снежок

Он похож на колобок

Да да да да

Он похож на колобок

(идут по кругу)

Кружатся

Будем мы в снежки играть

Их на елочку бросать

Да да да да

Их на елочку бросать.

(имитируют движения)

Берут колобки и бросают на елочку.

2. Массаж.

Посмотрите, около елочки лежат еще и совсем маленькие колобки. Давайте и с ними поиграем:

Круглую рожицу, а не косую

Каждому пальчику я нарисую

Пальчики как озорные мальчишки

Целых четыре веселых братишки.

Пятый братишка – на голову ниже

Только умишком он не обижен.

Даже такое порою бывает:

Маленький всем четверым помогает.

(катание бусины между большим и другими пальцами).

3. Образование числа 5.

Ребята, сегодня пока я шла в детский сад, на лестнице нашла вот эти колобки. Как вы думаете что это? Правильно, похож на снеговика. Он очень торопился к нам, запнулся и разлетелся в разные стороны. Давайте поможем ему собраться.

Посмотрите на картинку, она поможет нам его собрать. Возьмем большой колобок, потом поменьше – это туловище. Еще меньше – это голова. Два самых маленьких – это руки. Сколько всего понадобится нам колобков? Посчитаем. Нам понадобиться пять колобков.

А у нас сколько? (Четыре). Я не нашла еще один, что делать? Нашли, давайте построим снеговика.

Сколько было колобков вначале? А потом еще сколько нам принесли? Сколько стало?

Когда есть пять предметов пишут цифру 5.

4. Число и цифры 5.

Цифра пять пошла плясать

Руку вправо протянула

Ножку круто изогнула.

1. Снеговик принес еще с собой и сундучок, что там? Он хочет, чтобы вы показали ему как пишется цифра пять.

Дети выбирают из чего они будут делать цифры: шнурок, пластилин, мозаика, фасоль, палочки.

Какие вы молодцы, у всех цифры разные, но у всех цифры пять.

2. Посмотрите снеговик спешил, сам разлетелся и все цифры разлетелись. Давайте найдем правильную цифру.

5. Соотнесение числа и цифры.

Работа за столами.

Снеговик предлагает вам поиграть, для этого нужно пересесть за столы. Он будет показывать вам цифру, а вы должны выложить столько снежинок, сколько она показывает.

6. Динамическая пауза.

Снеговик вас превратил в снежинки, но не простые, а с порядковым номером. (Раздать снежинки). Постройтесь по порядку. Где встанет цифра пять?

Назови своих соседей цифра 4, 2… Рассчитайтесь по порядку: первая снежинка, вторая снежинка…

Пока музыка играет снежинки кружатся, летают, музыка заканчивается снежинки выстраиваются по порядку слева от педагога.

Повторить два – три раза.

7. Развитие графо-моторных навыков.

Еще в сундучке у снеговика остались варежки. Давайте их украсим снежинками, они будут красивыми. Посмотрите, как будем рисовать снежинки: палочка, затем прямая палочка проходит по середине, затем слева между ними, и справа между ними.

Дать задание индивидуально. (Дорисовать по контуру, закончить самостоятельно).

Какой возьмете карандаш? (Синий или голубой).

8. Итог.

Покажите друг другу свои варежки. Сколько снежинок у вас получилось?

Покажите цифру 5.

Молодцы, справились со всеми заданиями, трудно было? Интересно?

Снеговик вам благодарен, и решил сделать подарок: нарисуйте на другой стороне варежки то,Что вы бы хотели получить в подарок на новый год. И снеговик отнесет это Деду Морозу. Сложите в сундучок.

Вера Васильева
Конспект занятия «Число и цифра 5»

Образовательные области : коммуникативная, двигательная, продуктивная, игровая.

Цель : Создать условия для знакомства с числом и цифрой 5 .

Задачи :

Образовательные :

Сформировать у детей представления о числе 5 ;

Сформировать умение соотносить цифру 5 с количеством предметов;

Сформировать умение находить место числа 5 в числовом ряду ;

Научить сравнивать число 5 с ранее изученными числами ;

Формировать представление о пятиугольнике;

Закрепить знание цифр 1-4 ;

Уточнить пространственные отношения : слева, справа, посередине, сверху, снизу;

Закрепить количественный и порядковый счет;

Познакомить с геометрической фигурой – пятиугольником, звездой;

Развивающие :

Развивать математические речь, внимание, память;

Развивать умение работать самостоятельно;

Воспитательные :

Воспитывать аккуратность, усидчивость, прививать интерес к математике;

Воспитывать умение слушать других.

Оборудование : наборы цифр от 1 до 5 , счетные палочки, деревянные цифры в виде вагонов поезда, листы бумаги с расчерченными 9 квадратами, картинки звезды, пятиугольника.

I. Орг. момент

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать смекать!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

II. Актуализация знаний и постановка задачи

Дефектолог : «Дети, посмотрите, кокай необычный поезд к нам приехал. Что он нам привез? Правильно, цифры . Давайте назовем их от самой меньшей до самой большей – 1, 2,3,4. а теперь от самой большей до самой меньшей.

2. Игра «Молчанка» . Педагог показывает различные количества предметов, а дети поднимают необходимую цифру .

3. Введение числа и цифры 5 . Загадка.

Пред тобой пятерка братьев

Дома все они без платьев.

А на улице зато

Нужно каждому пальто (пальцы)

Сколько пальцев на руке?

Каждый пальчик подержи - цифру пальчику скажи – 1 ,2,3,4,5.

У человека 5 пальцев. Как называется каждый палец на руке? Давайте сделаем пальчиковую гимнастику и назовем каждый пальчик

У девочек и мальчиков на руке пять пальчиков

Палец большой – парень с душой,

Палец указательный – господин влиятельный,

Палец средний – тоже не последний,

Палец безымянный – с колечком ходит чванный,

Пятый мизинец – принес нам гостинец

5. - Сообщение темы и цели.

Дефектолог : Ребята, кто догадался, с каким числом сегодня познакомитесь? Правильно, это число 5 .

Знакомство с цифрой 5 .

Дефектолог : «Ребята, послушайте наш поезд загудел, он везет нам еще одну цифру . (Показывает цифру 5 .) Ребята, а где располагается число 5 в числовом ряду . (После числа 4 . Дефектолог помещает на доске цифру 5 за цифрой 4 . А дети делают это на столах).

Прямой счет от 1 до 5;

Обратный счет от 5 до 1;

Порядковый счет – дети выясняют, что число 5 стоит на 5 по счету месте.

Выясняют, какое число больше , а какое меньше?

Ориентировка на листе бумаги.

Дефектолог : Ребята, положите цифру 1 в правый верхний угол; цифру 2 в нижний левый , цифру 3 в правый нижний угол, цифру 4 в верхний левый угол, цифру 5 в середину листа .

Правильность выполнения проверьте в образце на доске.

Работа с палочками.

Дефектолог : «Положите перед собой три палочки, какую геометрическую фигуру можно из них выложить? (Правильно, треугольник)

- «Добавьте еще одну палочку : сколько стало палочек? (Правильно, 4) Какую фигуру можно из них выложить? (Правильно, четырехугольник или квадрат) »

- «Добавьте еще одну палочку. Сколько стало палочек? (правильно, 5) А какую геометрическую фигуру можно сложить из пяти палочек. Правильно, пятиугольник). При затруднении у детей, дефектолог показывает картинку пятиугольника и объясняет, что у этой фигуры пять углов, пять отрезков.

«А какие еще предметы имеют пять углов? Посмотрите : пять лепестков у цветка, пять щупальцев у морской звезды, пять лучей у звезды на красной площади»

III часть. Итог.

Дефектолог : «Дети, с каким числом и цифрой мы познакомились ? Что понравилось вам на занятии ? Что вам удалось?» Оценка деятельности детей педагогом.

А в заключении, ребята, давайте отправим наш поезд за другими приключениями.

Публикации по теме:

Конспект занятия по математике «Число 8. Цифра 8» Тема: Число 8. Цифра 8. Цель: Создать условия для усвоения числа и цифры 8; познакомить с графическим обозначением цифры 8. Формировать.

Индивидуальная работа с детьми по ФЭМП «Число и цифра 2» 1. Задание: Воспитатель: Было одно яблоко. Буратино принес еще одно. Давай попробуем их сосчитать. Указательный палец поможет тебе. Передвигай.

Конспект НОД по ФЭМП для старшей группы «Число и цифра 8» Конспект НООД в области познание (ФЭМП) для старшей группы. Тема: «Число и цифра 8». Цель: Ознакомление с образованием числа и цифры восемь.

Конспект занятия по ФЭМП «Число и цифра 6» Занятие по ФЭМП. Число и цифра 6. Цель занятия: Познакомить с образованием числа 6 и цифрой 6; учить называть числительные по порядку, правильно.

Конспект НОД по ФЭМП «Цифра 8. Число 8» Ход занятия: Ребята, сегодня к нам в гости пришли Лисичка со своим другом Мишуткой. Оказывается, между ними возник спор. Зайчонок уговаривает.

Конспект занятия "Знакомство с числом 5 и цифрой
5"
Цель: знакомство с образованием числа 5 и с цифрой 5,умение считать до пяти,
закрепление геометрических фигур, развитие логического мышления, памяти, внимания,
мелкой моторики пальцев рук, воспитываем чувство сострадания и желание помочь героям
сказки.
Ход занятия
Сегодня хочу вам рассказать сказку «Репку». Сказку необычную с математическими
заданиями.
Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Тянет дед репку, а вытянуть не
может. Позвал дед бабку. А бабка говорит: «Выполнят детки задание, тогда и помогу тебе
дед».
­ Сколько на столе тарелочек? (4)
­Сколько ложек? (3)
­ Тарелочек больше или ложек? (Тарелочек больше, а ложек меньше)
­ Какое число меньше 3 или 4?
­ Какое число больше 3 или 4?
­ Что надо сделать, чтобы было поровну? (Надо убрать одну тарелочку, надо добавить
одну ложку)
­ Добавим одну ложечку. Сколько стало ложечек? (4)
­Что можно сказать про тарелки и про ложки? (их стало поровну)
А бабка и говорит:
­ Ах, вот еще у меня одна тарелочка.
­ Сколько стало тарелочек? (5)
­ Как получилось пять тарелочек? (к 4 тарелочкам прибавили еще одну тарелочку,
получилось 5 тарелочек)
­ Тарелочек 5, а ложек сколько? (4)
­ Больше тарелочек или ложек? (тарелочек)
­ Число 4 больше 5? (меньше)
­ Число 5больше 4? (больше)
­ Как сделать, чтобы тарелочек и ложек было поровну? (добавить 1 ложку)
­ Что мы сделали, чтобы ложек стало 5? (к 4 ложкам добавили еще 1 ложку)
­ Сколько тарелочек? Сколько ложек?
Бабка:
­Спасибо, малыши, помогли старому человеку тарелки разложить. Помогу и я деду репку
тащить.

Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.
Внучка и говорит:
­ Помогу вам, только детки пусть меня научат считать и познакомят с новой цифрой.
­ На полочке стоят чашки, давайте посчитаем. (5)
На столе лежат карточки с цифрами 1,2,3,4,6,7 и карточки с цифрой 5 по количеству детей.
Детям предоставляется самостоятельность. Если никто не сможет правильно выбрать
цифру 5, вопросы:
­ Сумели вы выбрать карточку с нужной цифрой? (нет)
­ Почему не сумели? (Потому что не знаем, как записывается число5)
Показ цифры 5. Беседа о цифре.
­ Давайте вместе с внучкой обведем на листочках по точкам цифру 5. (работа на
листочках).
Внучка:
­ благодарю вас, ребята! Помогли вы мне, познакомили с цифрой 5, научили считать до 5.
Помогу и я бабушке.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку.
Жучка говорит:
­ Помогу вам репку тянуть, но сначала пусть детки со мной отдохнут.
Физминутка:
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть
не могут. Жучка позвала кошку.
Кошка:
­ Очень я проголодалась, угостите меня рыбкой. Сил нет тянуть репку.
­ На доске геометрические фигуры, назовите их. (круг, треугольник, овал, прямоугольник,
ромб, квадрат).
­ На столе у вас лежат геометрические фигуры, какие? (ромб, треугольник)
­ Из ромба и треугольника сделайте рыбку.
Кошка:
­ Молодцы, ребята! Пойду помогу репку тянуть.
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут
потянут, вытянуть не могут. Кошка позвала мышку.
Мышка:
­ Помогу, если дети расскажут, что нового они узнали, с какой цифрой познакомились?
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка
за репку. Тянут потянут, вытянули репку. Спасибо вам за помощь, ребята.

Знакомим ребенка с числом и цифрой «5».

Из личной практики знаю, что дети очень любят эту цифру и быстро ее запоминают. Почему?

  • Во-первых, дети любят играть с пальчиками, и знают что на руке 5 пальчиков.
  • Во-вторых, если у них есть старшие братья или сестры, то они знают что это лучшая оценка в школе.

Принцип знакомства с цифрой «5», такой же, как и с другими числами, то есть, добавляем один предмет и получаем следующее число, большее на один. Например, если к 4 вишенкам добавить еще 1 вишенку, то получим число 5.

Спросите малыша:

  • Какое число больше (меньше) 4 или 5?
  • На сколько число 5 больше, чем число 4?

При пересчете предметов, следите чтобы малыш правильно считал и называл итоговое число (одна вишенка, две, три, четыре, пять, всего пять вишенок).

Учите малыша полным развернутым ответам, умению рассуждать и доказывать правильность своего ответа – это залог успешного обучения в школе.

При знакомстве с числом «5» используйте разнообразный дидактический материал по математике , но ни в коем случае не перегружайте ребенка, помните, что с малышами надо заниматься 15мин и с детьми после 5 лет – 20-25 мин. И во время занятия используйте физминутки.

Дидактический материал по математике.

Число и Цифра «5»

Веселые стихи

А вот это – цифра пять!До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи,

Цифру пальчику скажи,

Как считали, повтори!

И один, и два, и три,

А четыре не забудешь?

И четыре говори.

А последний будешь брать –

Говори скорее пять.

С. Маршак

Почему Егорка

Прибежал веселый?

Первую пятерку

Он принес из школы.

С. Коган

Эта цифра не простая,Как пружинка завитая.

Да ведь это не беда.

Всем бы надо с ней, ребята,

Подружиться навсегда.

Пятерка пляшет,

Платочком машет.

А как она изгибается,

Весело нам улыбается.

«Пять» в дневнике получается,

Если ученик постарается.

Если пять стоит в тетрадке,

Это значит – все в порядке.

Загадки

Веселые задачки

Два щенка-баловникаБегают, резвятся,

К шалунишкам три щенка

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько собралось друзей?

У стены стоят кадушки,

В каждой по одной лягушке.

Если было б 5 кадушек,

Сколько было б в них лягушек?

В снег упал Сережка,А за ним Алешка,

А за ним Маринка,

А за ней Иринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

  Птичек просто сосчитать:

Два да три… Их будет… (пять.)

Семь гусей пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

Только я в лесок зашла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

Двое девчат и трое парней

В танце кружились всех веселей.

На дискотеке ребят было сколько?

Считайте! Не ошибитесь только!

  Зайка серенький, скажи:

Сколько будет два плюс три?

Два котенка – на диване,

Три котеночка у Вани.

Теперь спросим у ребят:

«Сколько было всех котят?»

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал:

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

На прогулку из яслей

Вышло десять малышей.

Пять из них на травку сели,

Остальные – на качели.

(Сколько малышей село на качели?)

Считалки

  Три, четыре, пять –

Мышь пошла гулять.

Пять, четыре, три –

Кот идет, смотри.

Кот разинул рот,

Вот и кончен счет.

  Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли точки погулять.

Вдруг резинка выбегает

И одну из них стирает.

Что тут делать? Как тут быть?

Выходи один водить.