Домой / Юридические вопросы / Толкования на Притч. Притчи «ибо семь раз упадет праведник и встанет, а нечестивые впадут в погибель»это о ком говорится?о том кто рождён свыше?! Прп

Толкования на Притч. Притчи «ибо семь раз упадет праведник и встанет, а нечестивые впадут в погибель»это о ком говорится?о том кто рождён свыше?! Прп

Праведность мы получаем как дар: «…приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим.5:17).

Попытки установить свою праведность всегда приводят верующего к сокрушительному поражению, ведь плотская греховная природа дает о себе знать: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:18,19).

Апостол уточняет, что доброго нет не в нем, а именно в его плоти, поскольку первое высказывание неверно. После возрождения человек обретает новый дух, который создан по Богу в праведности, святости и истине (см. Еф. 4:24). Значит в нас, в нашем духе, есть добрая, святая природа, при этом плотская природа полностью порочна и приговор ей – распятие.

Всякий раз когда мы пытаемся оправдаться добрыми делами, результат печальный, сколько бы раз мы не начинали все заново «с понедельника» или «с Нового Года».

Наша праведность – это исключительно Сам Христос. Апостол Павел пишет об этом так: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1Коринф.1:30) и еще: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас грехом, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Коринф.5:21).

Последний стих является интерпретацией откровения о Мессии пророка Исайи, который за более чем 700 лет до Р.Х. писал: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис.53:11)

Итак, вера во Христа вменяется нам сегодня в праведность. Сегодня во Христе я в миллион раз более праведен без всяких усилий, чем был бы, если бы прилагал все свои силы, пытаясь исполнять Божий Закон.

Сказанное ни в коем случае нельзя толковать в смысле, что «теперь уже не имеет значения как мы живем – все равно оправданы даром». Такое плотское рассуждение сразу вызывает отторжение у каждого духовного человека. Возрожденный человек если и согрешает, то испытывает при этом угрызения совести. Грех противен нашей новой природе. Грех разрушает наши жизни и самое страшное – подтачивает нашу веру и все же истина такова: грех сам по себе еще не лишает нас праведности, поскольку праведность верующего не зависит от его дел, но только от веры.

Эта истина, как ни удивительно, было открыта еще в Ветхом Завете. Царь Давид совершил страшный грех. В современной церкви бывают серьезные грехи, но Давид «переплюнул» пожалуй всех, о ком я знаю. Грех прелюбодеяния, к сожалению, совсем не редкость, но я не знаю служителей Божьих, на чьей совести было бы еще и физическое убийство. Так вот Давид совершил столь тяжкие грехи, но по Слову Божьему оставался праведником!! Парадоксально, но факт.

Об этом мы читаем в Псалме 31. Сначала Давид говорит так: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» (Пс.31:1,2). Блажен не тот, кто заслужил прощение, а тот, кому Бог не вменяет греха по Своей милости и благости. Вменять - отнести на чей-нибудь счёт. Если Бог образно говоря берет на Себя греховный счет человека и Сам за него платит – такой человек является блаженным.

Этот текст цитирует апостол Павел в четвертой главе своего самого знаменитого письма — послания к Римлянам: «Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Рим.4:6-8). Апостол утверждает, что Бог не только не вменяет греха верующему, но намного более того – вменяет праведность. Значит Давид, будучи верующим в грядущего Мессию, был оправдан Богом, то есть был праведником Божьим.

Теперь читаем дальше: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс.31:3,4).

Давид, будучи праведником, длительное время отказывался каяться в страшных грехах! Бог не был к этому равнодушен, ведь когда человек ожесточается грехом, он может потерять самое главное – веру в Спасителя, а вместе с ней и само спасение (см. Евр.3:13). Что делал Бог – Он допустил определенные физические страдания. Давиду надо было исповедоваться и получить прощение, как обещал Бог: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправдности» (1Иоан.1:9).

Наконец до Давида «дошло», правда, с помощью пророка Нафана: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его» (Пс.31:5,6 ).

Давид получил прощение, хотя не терял праведность по вере! В пятом стихе он описывает свой личный опыт покаяния, а в шестом – расширяет его на каждого праведника по вере. Значит, он тоже считал себя праведником, несмотря на тяжелейшие грехи! Такова парадоксальная милость и благодать Бога – Он оправдывает грешников по их вере!

Подтверждение этой истины находим и в книге Притч Соломоновых: «ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» (Прит.24:16). Тот факт, что праведник морально падает еще не лишает его праведности! Секрет в том, что праведник встает, то есть возвращается с покаянием к Богу, Который прощает и очищает его. Нечестивые же отказываются вставать, упорствуют во грехах и гибнут…

Каждое злое дело, как и доброе, является посевом, который в свое время принесет урожай – худой или добрый. Чтобы ослабить действие закона сеяния и жатвы в отношении совершенных грехов, праведнику необходимо исповедоваться и принять прощение от Бога. Только в этом случае «разлитие многих вод не достигнет его» — определенная мера «злого урожая» не созреет. Чем дольше верующий отказывается исповедоваться, тем хуже для него, тем больше негативных последствий он пожнет, поэтому заканчивая псалом, великий царь Израиля пишет: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе». Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость» (Пс.31:9,10).

Любая, даже самая славная, истина может быть извращена, поэтому Слово Божье всегда сбалансировано. Да, мы оправдываемся верой, но если эта вера не подтверждается делами, то она мертва. Или еще хуже – человек прикрывает собственные грехи пустыми словами об оправдании верой во Христа. О таких людях так написал великий апостол языков: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Коринф.6:9-11). Если мы оправдались именем Господа Иисуса и возродились Духом Божьим, то это должно быть видимо всем!

Праведность по вере должна быть подтверждена и закреплена праведностью наших дел. Впрочем, последняя не оправдывает нас, а лишь доказывает, что оправдание по вере воистину наше.

Притчи 24:16 «ибо семь раз упадет праведник и встанет, а нечестивые впадут в погибель»ЭТО О КОМ ГОВОРИТСЯ?О ТОМ КТО РОЖДЁН СВЫШЕ?! Часто при толковании этого текста высказывают такую мысль, что праведник семь раз упадет (в смысле согрешит или сделает грех) и поднимется. Вопрос - насколько правильно такое толкование этого текста? Ведь если посмотреть контекст, начало этой мысли, как мне кажется, в 15 стихе: «Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его, ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.» А в 16 стихе говорится не о грехе, а житейских проблемах пс.33:20: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.»Но да Бог с ними с житейскими проблемами.Хочу все-таки поговорить о падении праведника?! Праведник падает не потому, что он стоит на пути греха, а потому, что он стоит на пути совершенствования, который предусматривает духовный рост. А где рост - там и падения, т.к. приходится брать все более высокие вершины, о которых он вчера еще и не предполагал. Чем больше мы растем - тем более серьезные удары готовит нам сатана. Господь не лишил его силы и возможностей искушать нас, поэтому каждый день великая борьба. Суть праведника - он встает и продолжает путь дальше. Ребенок падает, потому что учится ходить. Велосипедист не сразу научился уверенно ездить на велосипеде, были и падения. Так и праведник, учится все увереннее жить в праведности. Такой путь проходили все праведники: Авраам два раза боялся сказать фараону и Авимелеху всю правду о Сарре (она не только его сестра, но и жена), вошел к Агари, что привело к рождению Измаила, потомки которого стали врагами потомков Исаака. Иаков обманул отца в борьбе за первородство, что привело его на длинный путь перевоспитания, когда он сам был обманут и т.д. Этот путь привел от Иакова к Израилю. Иаков выделял одного сына, хотя должен был одинаково как праведник любить всех, что привело к серьезным испытаниям и любимого сына и всей семьи. Но все это послужило к духовному росту. Сыновья Иакова стали духовными героями, имена которых будут записаны на стенах Нового Иерусалима. Давид пал с Вирсавией, за этот грех получил воздаяние вчетверо (как и сам предсказал) - потерял четырех сыновей и изнасиловали его дочь. Но он все таки закончил жизнь Давидом - другом Господа. Истории можно продолжать. Праведник тот - кто продолжает идти. Кто не сходит с пути освящения, тернистого и узкого. Кто, несмотря на падения, встает и обретает духовные победы над собой и силами тьмы благодатью Божьей.Как все не по щучьему велению.Раз и родился свыше?!

1–2. Предостережение от подражания людям нечестивым. 3–6. Похвала мудрости и ее благотворным следствиям. 7–10. Против глупости, коварства и под. 11–12. Увещание защищать приговоренных к смерти. 13–14. Увещание стремиться к мудрости. 15–18. Против коварства и злорадства. 19–22. Призыв к великодушию и предостережение от сообщества с мятежниками. 23–29. Предостережение против лицеприятия, пристрастий и неправды. 30–34. Изображение гибельности, лености и ее последствий.

. Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,

. потому что о насилии по­мышляет сердце их, и о злом говорят уста их.

Мысль этих стихов представляет раскрытие .

. Мудростью устрояет­ся дом и ра­зу­мом утверждает­ся,

. и с уменьем внутрен­ности его наполняют­ся всяким драгоцен­ным и пре­красным имуще­с­т­вом.

. Человек мудрый силен, и человек ра­зу­мный укрепляет силу свою.

. Поэтому с обдуман­ностью веди войну твою, и успех будет при множе­с­т­ве совещаний.

В противоположность нечестию мудрость благочестие для обладателей ее соединяется с разного рода вещественными благами – в быту домашнем (ст. 3–4) и общественном, напр., в воинском деле (ст. 5–6).

. Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст сво­их.

. Кто замышляет сделать зло, того называют зло­умышлен­ником.

. Помысл глупости – грех, и кощун­ник – мерзость для людей.

Глупый и нечестивый, напротив бессилен и беспомощен в том случае, когда ему предстоит выступить в какой-либо общественной деятельности; вся его энергия обращена на коварные замыслы (ст. 8) и вся исчерпывается греховными пред Богом и мерзкими пред людьми деяниями (ст. 9).

. Если ты в день бедствия ока­за­л­ся слабым, то бедна сила твоя.

. Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обречен­ных на убие­ние?

. Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испыту­ю­щий сердцá раз­ве не знает? Наблюда­ю­щий над душею твоею знает это, и воз­даст человеку по делам его.

Мудрость же владеет искусством спасать себя (ст. 10) и других, даже из крайних бедствий (ст. 11), причем устраняется, опровергается всегда возможная эгоистическая отговорка черствого сердца «я не знаю такого-то, следовательно, свободен от обязанностей в отношении к нему» – указанием на всевидящий и всеобъемлющий Промысл Божий, пред которым не оправдается никто, допускающий погибнуть своим собратьям. В объяснение наставления стиха 11 некоторые указывали на раввино-талмудические правила, обязывавшее всякого человека, знавшего что-либо в оправдание осужденного на смерть, непременно выступить со своим показанием (Мишна, Сан-хедрин VI, 1). Но едва ли обычай этот имел уже место в библейскую эпоху; притом наставление ст. 11 относится не только к судебным делам, но имеет и более широкий объем, относясь ко всевозможным случаям смертной опасности ближних. h5 . Ешь, сын мой, мед, по­тому что он при­ятен, и сот, который сладок для гортани твоей:

. таково и по­знание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не по­теряна.

Мудрость по спасительным плодам своим подобна сладости и пользе меда; и плоды эти не только сказываются в настоящем, но достигают и пределов будущего (ст. 14, сн. ).

. Не зло­умышляй, нечестивый, про­тив жилища праведника, не опустошай места по­коя его,

. ибо семь раз­ упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в по­гибель.

. Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселит­ся сердце твое, когда он споткнет­ся.

. Иначе, увидит Го­с­по­дь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.

Внушается при несчастиях праведников и нечестивых обращать внимание на конечный исход, неодинаковый для одних и других страданий (ст. 16). Вместе с тем делается предостережение от злорадства врагу при его несчастии, так как это неугодно Господу (ст. 17–18, сн. ).

. Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,

. потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет.

. Бойся, сын мой, Го­с­по­да и царя; с мятежниками не сообщайся,

. потому что внезапно при­дет по­гибель от них, и беду от них обо­их кто пред­узнает?

Повторяется (ср. ст. 1) наставление – не завидовать нечестивым (см. 19), так как конечная участь их будет безотрадна (ст. 20, сн. ). В заключение указывается на страх Божий, но при этом с собственно страхом Божиим предписывается и страх перед царем, как представителем правления Божия в обществе людей (ст. 21–23, сн. ; ).

. Ска­за­но также мудрыми: иметь лицеприятие на суде – нехорошо.

. Кто говорит виновному: «ты прав», того будут про­клинать народы, того будут не­на­видеть племена;

. а облича­ю­щие будут любимы, и на них при­дет благо­слове­ние.

. В уста целует, кто отвечает словами верными.

. Соверши дела твои вне дома, окончи их на по­ле твоем, и по­том устрояй и дом твой.

. Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманы­вать устами тво­ими?

. Не говори: «как он по­ступил со мною, так и я по­ступлю с ним, воз­дам человеку по делам его».

Новая группа изречении «мудры х» начинается осуждением лицеприятия (ст. 23–24), за которое угрожается проклятием народов: извращение правды и справедливости на суде всюду служит источником гибели благосостояния народов. Напротив, высоко одобряется неподкупность и верность в словах, суждениях и делах (ст. 25–25, сн. 28). Два других наставления этого отдела – одно практического свойства: прежде внутреннего благоустройства дома и семьи необходимо устроить самую внешнюю сторону жизни – полевое и домашнее хозяйство (ст. 27), другие – чисто нравоучительного, и притом с характером евангельской чистоты и высоты: не должно воздавать злом за зло (ст. 29, сн.

. «немного по­спишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, по­лежишь, –

. и при­дет, как про­хожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооружен­ный».

Пагубные последствия лености изображаются на примере состояния поля и виноградника ленивого. Это – не аллегория духовной распущенности, как полагали некоторые толкователи, а прямое изображение порока лености с гибельными ее следствиями – урок, почерпнутый Премудрыми из опытного наблюдения (ст. 32). Ст. 33–34 представляют воспроизведение .

Притчи 24:16

Бога не удивишь падениями. Его слово нас успокаи­вает: "Ничего, что ты снова упал, у тебя есть еще один шанс подняться". "О, это происходило уже семь раз! У меня уже больше нет сил и веры в себя!" - в отчаянии говорим мы. А Бог снова отвечает: "Не беспокойся. До­статочно тебе благодати Моей, чтобы ты поднялся и в этот раз!"

Когда мы падаем и даже в эти тяжелые времена по­нимаем, что Бог нас любит, то становимся более уве­ренными в себе, приобретаем силу не грешить и споты­каемся все реже и реже. Бог снова и снова доказывает Свою любовь к нам, когда мы, опять совершив ряд ошибок, приходим к Нему, а Он поднимает нас, про­должает любить. Это доверие и служит лучшим моти­вом еще большей любви к Господу.

Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

Римлянам 2:4

Но мы ни в коем случае не должны пренебрегать Бо­жьей добротой. Божья благость - это не вседозволен­ность, но помощь, когда мы попадаем в ловушку греха.

Цель Бога больше, чем просто предотвращение каких-то поступков. Он хочет, чтобы мы узнали истину, полюбили Его и именно из-за этой любви не хотели бы грешить и огорчать Его. Для Бога важны не правила, а взаимоотношения. И там, где мы ошибаемся, Он под­сказывает нам выход. Именно богатство Его любви, доброты приводит нас к истинному покаянию. Он по­беждает нас и покупает нас не Своим законом, а благо­датью. Это Его оружие, Его карающий меч.

К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

Галатам 5:13,14

Если мы не поймем и не научимся жить по благода­ти, то просто отгородимся от мира и станем недоступ­ными и надменными. Мы будем фанатиками, которые судят всех и гордо превозносятся над другими, считают себя праведниками. В своих глазах мы станем велики­ми людьми, но, в действительности, будем очень легки на весах Божьих. Л. Н. Толстой сказал: "Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".

Скрижали сердца

От сложнейших правил и запретов в Ветхом завете Бог переводит нас к другому способу существования - жизни в соответствии со своими внутренними принци­пами. У каждого из нас индивидуальная внутренняя духовная ответственность. Мы можем действовать по личному усмотрению в соответствии со своей совестью, голосом Божьим внутри нас. Бог всегда хочет, чтобы мы поступали не по внешним правилам и запретам, но по тому, что написано на скрижалях нашего сердца.



Недавно я услышал результаты одного любопытного исследования. Психологи изучали вопрос о том, что ру­ководит людьми. Они взяли большое число респонден­тов и создали условия, чтобы те думали, что за ними никто не наблю­дает. К примеру, студентам "случай­но" оставили правильные ответы теста на столе преподавателя, когда тот вышел. Или около рабочих оставили стройматериалы, которые якобы забыли перево­зящие их курьеры. И вот какой был результат. Если лю­ди были уверены, что никто не узнает об их лукавстве или воровстве, то они с удовольствием брали то, что им не принадлежало. Более семидесяти процентов, будучи уверенными, что им ничего за это не будет, пошли на нечестный шаг. И только тридцать процентов руковод­ствовались внутренними принципами. Им было все равно, что их никто за этот поступок не будет ругать, что они могут избежать ответственности. Они не могли пойти против своей внутренней позиции. Даже когда их никто не видел, они вели себя так, словно вокруг них находится много свидетелей. Именно об этих людях можно сказать, что их жизнь управляема изнутри, а не снаружи.

Во втором Послании Коринфянам 3:3 Павел радуется за своих последователей, что они своим служением по­казывают, что законы Божьи в их жизни записаны "не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца".

Религия говорит, что в точности нужно делать и что нельзя, таким образом, принося скованность и зажатость. Мы перестаем быть творческими, потому что это возможно только в любви. Мы отучаемся думать и при­нимать собственные решения. Нами начинают управ­лять правила, уставы и замечания. Мы действуем не по любви, а по принуждению.

Закон не может, да и никогда не предназначался для того, чтобы принести свободу. Истина делает нас сво­бодными. А чтобы познать истину, нужно иметь право выбора.

Свт. Кесарий Арелатский

С Божьей помощью мы и можем, и должны пребывать без великих грехов. Малые же прегрешения кружатся вокруг точно мухи, постоянно нас тревожа и жаля. <…> Ибо помышлением ли, или изволением, словом ли, или делом, нуждою ли, или слабостью, или забвением прокрадываются к нам многочисленнейшие грехи. Ведь тот, кто считает лишь смертные грехи и против таковых только ревнует вести брань, а на малые ополчается либо мало, либо вообще никак, подвергает себя не меньшей опасности, чем тот, кто совершает великие грехи. Итак, не будем же презирать грехи наши за то, что малы, но убоимся их потому, что числом велики. Ведь и капли дождевые малы, но по многочисленности своей и реки наполняют, и дома подкапывают, а иногда и напором своим горы движут.

Проповеди.

Прп. Иоанн Кассиан

ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель

Что же касается малозначительных грехов, в которые и праведник семь раз в день впадает, то покаяние за них никогда не должно прекращаться, ибо мы каждодневно волею или неволею делаем их то по неведению, то по забвению, в мысли и в слове, то по обольщению, то по неизбежному увлечению или по немощи плоти. О таких грехах говорит Давид, умоляя Господа очистить и простить: Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня (Пс 18:13) ; и апостол Павел: …не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим 7:15, 24) .

Собеседования.

Прп Исидор Пелусиот

седмерицею бо падет праведный и востанет, нечестивии же изнемогут в злых

На слова: седмерицею падет праведный

Сие: седмерицею падет праведный , - сказано не просто, но потому, что борющийся законно падет необходимо и подвижнически. Сие же не во всяком случае является причиною поражения, но часто приводит и к победе. И многие, пав, истощили силу тех, которые думали устоять, ударом ноги заставив их повергнуться всем телом на землю и похитив у них победу. Почему приточник не только сказал: падет , но присовокупил: и возстанет , - чтобы указать на венец. Если же человек, когда и падет, немедленно соберется с силами и восстанет, то рассуди, насколько он доблестен.

Письма. Книга III.

Прп. Максим Исповедник

Семь раз упадет праведник и встанет

Справедливо будет полагать, что здесь говорится о единственном истинном праведнике - Господе нашем Иисусе Христе. Так вот, если сказано, что Он в нас упал и поднялся, из человеколюбия восприняв все наше, то наша природа упала семь раз. В первый раз, когда произошло преступление праотца; во второй раз, когда Каин дерзнул совершить кровопролитие, первым изобретя убийство для [человеческой] природы; в третий раз - в поколение Ноя, в котором не пребывал Дух Божий, ибо эти люди были плоть ; в четвертый раз, когда возводили башню; в пятый раз - в поколение Авраама, из которого он один ходил пред Богом; в шестой раз - при Моисее: его поколение настолько впало в безбожие, что Моисей был послан Богом, дабы избавить его от такого нечестия; в седьмой раз - в поколение пророков, которое мерой зла превзошло предшествующие поколения. Так вот, как было сказано, наша природа упала семь раз, и Господь, движимый неизреченным человеколюбием, восстановил эту природу, соединив ее с Собою по ипостаси.

Вопросы и затруднения.

Блаж. Августин

ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель

Семь раз упадет праведник, и встанет (Притч 24:16) означает, что сколько бы раз праведный ни падал, он не погибнет.

О граде Божьем.

В соответствии со всякой неудачей, какая происходит в глазах людей с человеком, сказано: семь раз упадет ; а о том, что приобретет он ото всех этих несчастий, говорится: встанет (Притч 24:16) .

Ибо семь раз падет праведник и встанет, а нечестивые изнемогут в бедствиях (Притч 24:16; LXX). Когда невзгоды выпадают нечестивым, то в них они ослабевают; когда невзгоды выпадут праведным, то укрепляет Господь всех павших… и воодушевляет всех отверженных, всех, кто принадлежит Ему. Ибо Бог гордым противится (Иак 4:6) .

Толкование на Псалмы.

Беда Достопочтенный

ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель

Никто, наверное, не подумает, что сможет, как учит Пелагий, прожить свободно от прегрешений и долгов, когда увидит, что и апостолы по наставлению Господа молились об отпущении своих грехов. Также и в другом месте написано: … семь раз упадет праведник, и встанет (Притч 24:16) , - ибо, действительно, невозможно, чтобы кто-либо из святых ни разу не поскользнулся на одном из тех незначительных грехов, что допускаются в речи, в помыслах, по незнанию, по забвению, по необходимости, по воле, по неожиданности. Однако при этом они не перестают быть праведными, ибо тотчас, с Божьей помощью, встают.

…Пусть даже праведнику и случится согрешить по немощи плоти или незнанию, он все же не перестает быть праведным: он ежедневно допускает подобного рода неизбежные грехи, но ежедневно и излечивает себя целебной мазью молитвы и добрых дел, которая тотчас поднимает на ноги согрешившего праведника, не позволяя ему пасть на землю и осквернить прахом пороков свадебные одежды любви и веры.

О семи Кафолических посланиях.

Магн Аврелий Кассиодор

ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель

Сказано, что христианин возрождается двумя способами: когда, от смерти греховной в мире сем освобождаясь по благодати, он становится оправданным Богом, как и премудрейший Соломон говорит: …семь раз упадёт праведник и встанет (Притч 24:16) . Говорится и о том общем воскресении, в котором праведные наследуют вечную награду.

Изъяснение Псалмов.