Домой / Водоснабжение / Типы демографической политики. Демографическая политика

Типы демографической политики. Демографическая политика

Директор Института демографических исследований Игорь Иванович Белобородое определяет демографическую политику как комплекс мер, принимаемых государством с целью повлиять в заданном направлении на режим воспроизводства населения. В более широком понимании демографическая политика - это предлагаемый и реализуемый государственными институтами и общественными организациями комплекс целей, мер и средств, которые направлены па изменение существующей демографической ситуации. Объектами демографической политики могут быть как население страны в целом или отдельных регионов, так и социально-демографические группы, режим воспроизводства которых нуждается в существенной корректировке. Цель демографической политики - повлиять на режим воспроизводства населения в соответствии с поставленными задачами социально-экономического развития и сохранения целостности государства. Для достижения цели демографической политики должна функционировать вся система государственного и социального управления демографическими процессами.

В демографической политике можно выделить три основных направления:

  • 1) здравоохранительное - укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения;
  • 2) семейное - регулирование рождаемости и сохранение семьи как социального института;
  • 3) миграционное - регулирование миграционных процессов.

По мнению отечественного демографа Александра Яковлевича Кваши, демографическая политика может быть как активной, так и пассивной. Для активной демографической политики характерно стремление к изменению существующей демографической ситуации, для пассивной - сохранение ее стабильности. Основу демографической политики составляют определение цели и основных направлений демографического развития, разработка мер и средств по реализации поставленных целей. В соответствии с целью демографической политики по основным направлениям формулируются задачи и обосновываются приоритеты. К числу приоритетных задач могут быть отнесены следующие: увеличение рождаемости, сохранение института семьи, снижение смертности, повышение продолжительности жизни, корректировка миграционного баланса.

Для определения цели и задач демографической политики необходимы научно разработанные концепция и программа действий. Концептуально оформленная цель демографической политики предстает как стратегия демографического развития страны, а разработанная программа демографической политики - как тактика изменения демографической ситуации. Программа демографической политики представляет собой комплекс мероприятий, с помощью которых будут реализованы сформулированные в концепции цель и задачи. Предлагаемые в программе мероприятия могут быть трех видов: административно-правовые, финансово-экономические и информационно-психологические. Разработка стратегии и тактики демографической политики требует научного анализа существующей демографической ситуации и выявления тенденций динамики демографического развития в стране. Для эффективной реализации демографической политики нужны политическая воля, научное обоснование, достаточное финансирование, информационное сопровождение, контроль за исполнением принимаемых решений.

Демографическая политика в зарубежных странах

В большинстве стран приоритетным направлением демографической политики является регулирование рождаемости и сохранение семьи как социального института. В 1950-1960-е гг. мировая демографическая политика была ориентирована на решение возникшей глобальной проблемы демографического взрыва -перенаселения планеты. В этот период в странах Азии, Африки и Латинской Америки быстрыми темпами росла численность населения - от 2 до 4% в год. Страх перед демографическим взрывом обострил внимание к проблемам ресурсного обеспечения будущего населения и его расселения.

С 1970-х гг. в центре внимания мировой демографической политики оказалась проблема резкого падания рождаемости в экономически развитых странах. В настоящее время более чем в 60 странах мира уровень рождаемости не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. В этих государствах проживает около половины населения планеты. При этом в 20 странах рождаемость уже более 20 лет имеет величину значительно ниже уровня простого воспроизводства. За период с 1970 по 2010 г. глобальный суммарный коэффициент рождаемости уменьшился с 4,3 до 2,7 ребенка. В экономически развитых странах суммарный коэффициент рождаемости достиг 1,6 ребенка. В то же время в 26 развивающихся государствах из 150 рождаемость составляет пять и более детей у одной женщины репродуктивного возраста.

В последние годы большинство стран проводят политику регулирования рождаемости. Как правило, в азиатских странах, которым угрожает демографический взрыв, демографическая политика ориентирована на снижение рождаемости. В западноевропейских странах, которым угрожает демографический кризис, демографическая политика ориентирована па повышение рождаемости.

Необходимость проведения демографической политики, направленной на снижение рождаемости, в Китайской Народной Республике возникла в середине 1950-х гг. в связи с быстрым увеличением численности населения, начиная с 1949 г., когда население республики насчитывало еще 42 млн чел. Стремительный рост численности населения привел к тому, что сегодня в Китае по данным статистики проживает более 1360 млн чел. (каждый пятый житель Земли).

Первые кампании по ограничению рождаемости в Китае проходили в 1956-1958 и 1961-1965 гг. С 1970 г. демографическая политика, направленная па снижение рождаемости, проводится под лозунгом "одна супружеская пара - один ребенок". Исключением являются малочисленные этнические меньшинства, которым позволяется иметь два-три ребенка. Для осуществления "политики одного ребенка" в Китае был повышен возрастной ценз вступления в брак и установлено требование предъявлять при регистрации документы о прохождении специального медицинского обследования, в котором подтверждается, что у невесты и жениха не обнаружены наследственные болезни. Тем, у кого такие болезни были обнаружены, запрещалось иметь детей или предлагалась стерилизация. Женщинам, сделавшим аборт, предоставлялся оплачиваемый отпуск.

Ежемесячные пособия в Китае стали выплачиваться только на единственного ребенка. Семьи с одним ребенком имели преимущества при устройстве на работу и обеспечения жильем. Родители, у которых единственный ребенок - девочка, пользовались привилегированным медицинским обслуживанием. Декретный отпуск и оплата медицинских расходов на второго ребенка не распространялась. Для родивших второго и последующих детей были установлены штрафы в размере от 2 до 20 тыс. долл., у них изымались выплаты, полученные за первого ребенка, их лишали всех льгот, которые были предназначены в связи с рождением первого ребенка. В результате "политики одного ребенка" в Китае суммарный коэффициент рождаемости снизился с 4,7 в 1973 г. до 1,8 в 2000 г. Традиционное предпочтение рожать мальчиков привело к тому, что сегодня по статистике в Китае на одну девочку приходится по три мальчика и, как результат, - "дефицит невест".

В настоящее время численность населения Индии превышает 1220 млн чел. (1/6 жителей земного шара). Суммарный коэффициент рождаемости в Индии - 3,1 ребенка (выше, чем в современном Китае почти в два раза). После переписи 1971 г., показавшей, что за 20 лет население Индии увеличилось в полтора раза, в качестве основного метода снижения высокой рождаемости правительство избрало стерилизацию, которая первоначально осуществлялась добровольно, причем мужчинам из наиболее бедных слоев населения предлагалось за это денежное вознаграждение. В 1976 г. была предпринята попытка ввести закон о принудительной стерилизации мужчин, имеющих троих детей.

За период с 1974-1975 но 1976 1977 гг. число операций стерилизации выросло с 1354 тыс. до 8261 тыс. В результате в Индии коэффициент рождаемости понизился с 45% в 1970 г. до 35,3% в 1980 г. За такое политическое решение демографической проблемы премьер-министр Индии Индира Ганди в 1983 г. стала лауреатом премии ООН в области народонаселения. Однако такой жесткий подход к решению избыточной рождаемости привел к требованию общественности отменить закон принуждения к стерилизации. Следствием стало поражение правящей партии Индийский национальный конгресс. Вернувшись к власти, эта партия в 2000 г. повела национальную политику народонаселения, ориентированную па повышение благосостояния семьи, улучшение медицинского обслуживания матерей и детей, ограничение возрастного ценза вступления в брак девушек 18 годами. В последние годы в Малайзии, Непале и Пакистане правительством проводились кампании по добровольной стерилизации в рамках программы планирования семьи.

Франция одной из первых европейских стран проявила озабоченность снижением рождаемости уже в конце XIX в. В 1896 г. французский статистик и демограф Ж. Бертильон основал Национальный союз за увеличение численности французского народа. В 1920 г. был учрежден Высший совет по проблемам рождаемости, в 1921 г. - Федерация союзов больших семей, в 1939 г. - Высший комитет по проблемам населения. В 1945 г. по инициативе Президента Франции Шарля де Голля (1890-1970) и под его руководством начал функционировать Высший консультативный комитет но проблемам населения и семьи. В 1920 г. во Франции был принят закон, запрещающий аборты, но разрешающий продажу контрацептивов. В 1939 г. был принят Кодекс о семье, а в 1975 г. - закон о разрешении абортов в течение первых 10 недель беременности.

В современной Франции, как и во многих европейских странах, рождаемость стимулируется с помощью системы пособий на детей. С увеличением числа детей в семье существенно увеличиваются детские пособия. Так, при рождении первого ребенка выплачивается единовременное пособие в сумме 260% основной зарплаты матери, на каждого последующего - 717%. Срок декретного отпуска установлен в 16 недель, однако при рождении третьего ребенка он увеличивается до 26 недель. Матерям-одиночкам предусмотрен гарантированный минимум дохода в течение всего срока беременности и первые три года жизни ребенка. При рождении ребенка семье предоставляются жилищные льготы, а также погашается часть ссуды, взятой на обзаведение домашним хозяйством. 11ри рождении четвертого ребенка ссуда погашается на 90%. Уплата подоходного налога зависит от количества детей в семье. Предусмотрены существенные ежегодные компенсации расходов семьи на обучение детей и относительно невысокая плата за пребывание ребенка в государственных и частных дошкольных учебных заведениях на протяжении всего дня.

Сегодня Франция выделяет на материальную поддержку семей примерно 12-13% ВВП и занимает второе (после Ирландии) место в Европе по уровню рождаемости. Прирост населения современной Франции на 4/5 обеспечивается естественным приростом населения, в то время как в большинстве стран ЕС увеличение численности на 3/4 происходит за счет миграции.

В демографической политике некоторых западноевропейских стран для увеличения рождаемости используются свои особые меры. Например, в Австрии при определении выделяемых пособий учитывается не доход семьи, а количество в ней детей. Помощь семьям выдается из налоговых поступлений и из общественных фондов, финансируемых предпринимателями. Учащимся до достижения ими 27 лет выплачиваются пособия. В Италии и Бельгии пособия учащимся выплачиваются до 25 лет. Кроме того, в Бельгии они увеличиваются в зависимости от возраста ребенка: для 14-летних пособия в три раза больше, чем для ребенка до четырех лет. В Греции пособия на четвертого и пятого ребенка в 12-18 раз больше, чем на первого. В Швеции семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. Отцы, как и матери, могут ежегодно получать 60 дней в год оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком и 10 дней в связи с рождением ребенка. В Великобритании достаточно большая материальная помощь многодетным семьям привела к тому, что появилось поколение людей, которые, не работая, живут за счет детских пособий.

Демографической политикой большинства стран предусмотрены следующие меры: по безопасности материнства, доступности и улучшению медицинского обслуживания матерей и здоровья детей, оказанию материальной помощи многодетным семьям и матерям-одиночкам. Благодаря осуществлению этих мер в период с 1990 по 2010 г. удалось сократить младенческую и детскую смертность с 12,5 млн до 9 млн. В настоящее время для 70 стран это направление демографической политики является приоритетным. В 87 государствах первостепенными в демографической политике заявлены меры по снижению смертности от распространения инфекции ВИЧ/СПИД, от которого в мире за период с 1981 но 2008 г. умерли 28 млн чел., а 33 млн чел. остаются неизлечимыми.

Все больше экономически развитых стран включают в программы своей демографической политики необходимость введения селективной миграции. Правительства обеспокоены резким ростом нелегальной миграции, особенно в периоды экономического кризиса. Если, например, Австралия, Швеция, Эстония согласны увеличить поток трудовых мигрантов, то Дания, Нидерланды, Франция хотят сократить миграционный поток в свои страны. В США, Канаде и многих европейских странах введены иммиграционные квоты.

Политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, возрастной структуры населения и его смертности и является демографической политикой государства. В широком смысле демографическую политику иногда отождествляют с политикой в области народонаселения, а в узком, более принятом рассматривают как одну из ее составляющих. Она тесно связана с социальной и экономической политикой, но, тем не менее, имеет свои особенности. В качестве объекта такой политики могут выступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы (когорты) населения.

Демографическая политика обычно основывается на комплексе различных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских. К числу экономических мер, направленных преимущественно на стимулирование рождаемости, относятся:

· оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей,

· пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи - по прогрессивной шкале,

· различные ссуды, кредиты,

· налоговые и жилищные льготы и т. д.

Административно-правовые меры включают:

· законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак,

· разводимость,

· отношение к абортам и применению контрацептивов,

· имущественное положение матери и детей в случае распада семьи,

· режим труда работающих женщин и др.

Воспитательные и пропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планирования семьи (внутрисемейного регулирования деторождения), к половому воспитанию и образованию молодежи и др. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.121

История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Такая же смена приоритетов - в зависимости от фазы демографического перехода - была характерна и для новейшего времени. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.123

Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А. Я. Квашой, по мнению которого, в целом история демографической политики свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.

Как показывает опыт проведения демографической политики в странах мира в XX в., среди целевых показателей редко встречается собтвенно численность населения. Исключение составили Китай, стремившийся к 2000 г. не превысить численность своего населения более чем в 1200 млн человек (фактически на середину 1999 г. - 1254 млн человек) и Румыния, ставившая задачу довести численность своего населения до 30 млн человек (фактически на середину 1999 г. - 22,5 млн). Харченко Л. П. Демография: учебное пособие/Л. П. Харченко. -- 3-е изд., стер. -- М.: Омега-Л, 2009.- с.305

Экономически менее развитые страны с быстро растущим населением в качестве целевого показателя выбирают чаще всего снижение темпов роста численности населения или снижение общего коэффициента рождаемости (суммарного коэффициента рождаемости).

Страны с высоким уровнем смертности в качестве целей демографической политики рассматривают достижение определенных уровней средней предстоящей продолжительности жизни или снижение младенческой смертности.

В более развитых в экономическом отношении странах целями демографической политики являются регулирование миграционной политики, введение иммиграционных квот, ограничивающих въезд и натурализацию иностранцев.

Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во второй половине XX в., что объясняется, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой - демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и ускорения - во втором случае.

Неудивительно, что очень много внимания этим вопросам уделила и Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984 г. (Мехико), в 1994 г. (Каир). В 1967 г. был образован Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). С 1960-х гг. ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики в области народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в области народонаселения», содержащий много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. Затем, на конференциях в Мехико и в особенности в Каире, он получил дальнейшее развитие с включением ряда принципиальных изменений. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.124

Однако для того, чтобы сделать демографическую политику по-настоящему эффективной и действенной, всех этих постановлений было недостаточно. Необходимы были и новые средства ее осуществления, которые и были изобретены. Первый большой прорыв в этой области произошел на рубеже 50--60-х гг. XX в., когда удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и другие средства, которые постепенно все более усовершенствовали. Все это привело к тому, что в 1960-х гг. в мире произошла настоящая сексуальная революция. Здесь уместно вспомнить слова американского писателя Эптона Синклера о том, что «контроль над рождаемостью является высшим достижением человеческого разума, равноценным открытию огня и изобретению печатания». Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.124

Как и всякая другая революция, сексуальная вызвала к жизни острейшие противоречия во взглядах и соответственно полемику и борьбу мнений. В первую очередь, пожалуй, они коснулись отношения к абортам. В христианском мире против искусственного прерывания беременности категорически выступила католическая церковь. Еще в 1987 г. Ватикан издал специальную «Инструкцию» по этому поводу, а на Каирской конференции 1994 г. снова высказался столь же резко. Против абортов и вообще планирования семьи выступает и большинство мусульманских стран. В протестантских и православных странах отношение к ним гораздо терпимее. Всего же в мире ежегодно совершается примерно 60 млн абортов. К числу стран-рекордсменов, где на каждую 1000 женщин в возрасте от 15 до 44 лет приходится более 50 абортов, относятся Вьетнам, Румыния, Куба, Белоруссия, Россия, Украина, Эстония, Болгария. На другом полюсе (менее 10 абортов) находятся Замбия, Индия, ЮАР, Бангладеш, Испания, Ирландия, Нидерланды, Бельгия, Германия, Швейцария. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.125

Сведения о распространении демографической политики в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70 % женщин в репродуктивном возрасте, в развивающихся - 50 %. По другим данным, более или менее активную демографическую политику проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн до 400 млн), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн, в Южной Азии - 100 млн, в Латинской Америке - 75 млн семей. Несмотря на некоторую противоречивость подобных сведений, в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики приобретает все больший размах. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.125

В зависимости от демографической обстановки демографическая политика обычно преследует одну из двух главных целей.

В развивающихся странах, еще находящихся на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой в мире численностью населения - Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

Об этом можно судить, в частности, по применению средств контрацепции. Согласно статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран немногим превышает 1/2 (речь идет о количестве применяющих контрацептивы семей), а для наименее развитых - 1/5. Впереди по этому показателю находится Китай (почти 85 %). В Таиланде, во Вьетнаме и в Шри-Ланке он достигает 65-75 %, в Малайзии и Индии - 50-60, в большинстве стран Латинской Америки - 50-75 %. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10 %; в Афганистане она составляет всего 2 %, а в Йемене - 7 %. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее «старение» брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. В результате, тогда как еще 15-20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16-18 лет, к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, а в Азии и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

При этом нужно, однако, иметь в виду, что среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть и десятки очень небольших по численности жителей, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.

Примером решения демографических проблем стала Франция. В конце ХIХ и начале XX вв. в стране началась депопуляция. Благодаря информационно-пропагандистским мерам общество, властные структуры, ученые и предприниматели поняли необходимость увеличения рождаемости и роста населения страны. В 1896 г. создан Национальный совет в поддержку роста населения, в 1920 г. - Высший совет по проблемам рождаемости, в 1921 г, - Федерация союзов больших семей, в 1939 г. - Высший комитет по проблемам населения, в 1945 г. (по инициативе президента де Голля) -- Высший консультативный комитет по проблемам населения и семьи. Харченко Л.П. Демография: учебное пособие/Л.П. Харченко. -- 3-е изд., стер. -- М.: Омега-Л, 2009.- с.308

Франция умело сочетала информационно-пропагандистские меры с экономическими и нормативно-правовыми. Например, в 1920 г. был принят закон, запрещающий аборты, разрешающий продажу и распространение контрацептивов, публичную информацию о методах контроля над рождаемостью и т.п. В 1939 г. был принят «Кодекс о семье», предусматривающий введение денежных пособий. Размер ежемесячных пособий по многодетности определялся как доля от базовой заработной платы (месячная заработная плата неквалифицированного рабочего металлиста в Париже). Размер пособий варьировал по территориальным зонам. Разрыв между максимальным и минимальным уровнями ставил в 1945-1946 гг. 49 %, в 1968 г. - до 4 %. Виды пособий:

* семейные пособия в размере 22 % базовой заработной платы на второго ребенка в возрасте до 10 лет; 31 % - в возрасте от 10 до 15 лет; 38 % - 15 лет и более; 33 % - на третьего и каждого следующего ребенка в возрасте до 10 лет; 42 % - от 10 до 15 лет; 49% - 15 лет и более. На первенца пособие не выплачивалось но если в семье три ребенка, то оно составляло 9 % от базовой заработной платы в возрасте до 10 лет, 16 % - от 15 лет и более;

* пособие на семью с одним кормильцем: 20 % от базовой заработной платы на первого ребенка до пять лет, 40 % - на второго,

50 % - на третьего и каждого последующего ребенка. Выплаты проводились наравне с семейными пособиями (предельный возраст - 16 лет плюс шесть льготных месяцев);

* дородовое пособие с момента официального удостоверения беременности до родов в размере 22 % базовой заработной платы;

* единовременное пособие при рождении ребенка в размере двойной базовой заработной платы при условии: а) если это первенец, а мать не старше 25 лет или состоит в браке менее двух лет; б) если это не первый ребенок, но со времени предыдущих родов прошло не менее трех лет. Харченко Л.П. Демография: учебное пособие/Л.П. Харченко. -- 3-е изд., стер. -- М.: Омега-Л, 2009.- с.308

В 1975 г. был принят закон о разрешении абортов в течение первых 10 недель беременности.

Вслед за Францией различные меры проведения демографической политики предприняли Бельгия, Дания, Швеция, Чехословакия, Венгрия и другие страны.

В России идет депопуляция, сейчас, как никогда, информационно-пропагандистские меры, особенно через современные СМИ, должны быть использованы для понимания необходимости решения демографических проблем, рост населения должен стать общенациональной идеей страны.

Не будет ошибочным утверждение, что особенно активную демографическую политику до конца 1980-х гг. проводили социалистические страны Восточной Европы.

В странах Западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии - даже 28 лет. Для женщин в Великобритании, Нидерландах, Швейцарии, Испании он превышает 27, а в Дании и Швеции - 29 лет. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.127

В США государственная демографическая политика в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 1960-х гг., особенно широкое распространение получили различные виды контрацептивов. Однако «реабилитация» секса повлекла за собой такие бурные дискуссии, которые буквально раскололи общество на враждующие группировки. В первую очередь это относится к спору о запрете или легализации абортов, которые в США то запрещали, то разрешали в зависимости от соотношения сил «либералов» и «консерваторов».

Демографическая политика - целенаправленная деятельность общества в области упорядочивания демографических процессов.

Рассматривается как часть общей социальной политики государства, которая, в свою очередь, представляет собой систему мер, направленных на повышение уровня и качества жизни населения. Роль демографической политики весьма велика при планировании социально-экономического развития страны, обосновании стратегических направлений политики и развития социальной сферы. В каком направлении будет осуществляться развитие страны, во многом зависит от нехватки или избыточности трудовых ресурсов, роста или снижения рождаемости, значительной продолжительности жизни или высокого уровня смертности. Регулированию демографических процессов посвящены меры демографической политики. От ее эффективности зависят перспективы развития страны, направления внутренней и внешней политики.

При разработке демографической политики важно учитывать различия между социальной, семейной и демографической политикой:

  • социальная политика связана с выравниванием возможностей, прежде всего, с точки зрения обеспечения минимальных гарантий уровня жизни;
  • демографическая политика представляет собой реализацию мер, направленных на обеспечение расширенного или хотя бы простого воспроизводства населения;
  • объектом воздействия семейной политики выступает именно семья (а не отдельные индивидуумы) в целях повышения значимости семейного образа жизни и обеспечения жизнедеятельности института семьи;
  • социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Меры социальной политики по своему воздействию на народонаселение и результатам могут быть близки целям и задачам демографической

политики. Однако одних только мер социальной политики для решения большинства демографических проблем недостаточно.

В то же время демографическая политика - составная часть социальной политики наряду с регулированием занятости, условий труда, уровня жизни, социального обеспечения населения. Достаточно часто понятия "демографическая политика" и "политика народонаселения" отождествляются и используются параллельно. Наибольшее распространение термин "политика народонаселения" получил в международных документах, особенно в докладах ООН.

Меры социальной и демографической политики в той или иной степени затрагивают интересы семьи. Поэтому большая их часть включается в состав мер семейной политики. И все же демографическую политику следует отличать от семейной. Последняя состоит из деятельности государственных и общественных служб по социальной защите семей (вне зависимости от числа детей в семье), созданию условий для выполнения семьей своих функций.

Иногда для характеристики воздействия государства на процесс рождаемости с целью снижения се уровня и сокращения темпов роста населения используется понятие "контроль рождаемости", близкое по смыслу к демографической политике.

Наряду с перечисленными понятиями часто употребляется и термин "планирование семьи". С одной стороны, планирование семьи - внутрисемейное регулирование деторождения, с другой - комплекс мер, направленных на создание условий для рождения семьями желаемого числа детей.

Демографическая политика может быть успешной только при условии четкой постановки ее цели. Цель демографической политики - формирование наиболее желательного (т.е. оптимального) типа воспроизводства населения, сохранение или изменение существующих тенденций динамики численности, состава, размещения и качества населения, миграции. Понятно, что цели политики будут отличаться в зависимости от конкретных условий страны, региона. При этом выбор оптимального типа воспроизводства населения будет определяться исходя из выбора критерия оптимальности (экономического, природоохранного, военного, политического и т.п.). В зависимости от выбора критерия устанавливается направленность политики общества на тот или иной уровень воспроизводства населения, в первую очередь рождаемости. Кроме того, возможно одновременное использование разных критериев.

В соответствии с поставленной целью демографическую политику можно понимать в широком и узком смысле. В широком смысле в понятие демографическая политика включается воздействие общества на демографические процессы по двум направлениям, таким как изменение или сохранение:

  • уровня естественного воспроизводства населения;
  • направленности и объемов миграции населения.

Однако чаще всего демографическую политику рассматривают в узком смысле. В этом случае это понятие включает воздействие общества только на естественное воспроизводство населения, в первую очередь на рождаемость.

Объектом демографической политики может выступать население страны или какой-то ее части, а также отдельных социально-демографических групп населения, семьи того или иного типа. Расширяется круг субъектов демографической политики - государственные органы управления, некоммерческие организации, бизнес, церковь. Это обусловлено значимостью решения демографических проблем для различных сфер общественной жизни.

Характеристика демографической политики зависит от направленности и течения демографических процессов и целей демографического развития. В частности, можно выделить следующие:

  • а) в зависимости от направленности мер:
    • изменение режима воспроизводства населения,
    • сохранение существующего режима воспроизводства;
  • б) комплексности мер:
    • направленная на регулирование одного из демографических процессов,
    • системно охватывающая комплекс мер, направленных на регулирование ряда демографических процессов;
  • в) учета роли миграционных процессов в демографическом развитии:
    • стимулирующая миграционный приток,
    • направленная на ограничение миграции,
    • не затрагивающая проблем миграционного движения;
  • г) желаемой численности населения:
    • направлена па увеличение численности населения страны,
    • направлена на сокращение численности населения страны.

Демографическая политика представляет собой совокупность разносторонних мер, которые условно делят па три группы - экономические, административно-правовые , воспитательно-пропагандистские. Направленность таких мер многообразна: снижение заболеваемости и смертности,

повышение или снижение уровня рождаемости, изменение направленности и объемов миграции и т.д.

Среди факторов, влияющих на формирование демографической политики, можно выделить:

  • политические (характер политической ситуации в стране, например, консервативный или либеральный подход к реализации демографической политики и др.);
  • демографические (характер течения демографических процессов, изменения рождаемости, смертности и др.);
  • экономические (наличие средств в бюджете страны на реализацию мер; уровень жизни населения страны, определяющий масштабы и направленность мер);
  • национально-этнические (особенности восприятия мер демографической политики различными этносами, религиозными конфессиями).

История зарождения демографической политики начинается с возникновения античных государств, о чем свидетельствуют работы мыслителей того времени (Платон, Аристотель, Сократ и др.) .

Одним из первых проявлений целенаправленного регулирования численности и размещения населения можно считать основание древнегреческих колоний в IV-V вв. до н.э. Этим самым поддерживалось необходимое равновесие между численностью населения, имеющимися землями и продовольствием.

В Средние века отдельные государства принимали самые жесткие меры, направленные на создание больших семей и неограничиваемую рождаемость. Это было связано со стремлением поддерживать высокую численность населения. Могущество страны во многом определялось численностью населения. Значительную роль в регулировании брачного и репродуктивного населения играла церковь.

В XVII-XVIII вв. политика поощрения государствами высокой рождаемости продолжалась, чему в значительной мере способствовали экономические предпосылки развития мануфактурного производства и рост спроса на рабочую силу. Необходимость увеличения населения поддерживали в этот период и многие русские государственные деятели и ученые. И лишь в конце XVIII - начале XIX в. появились идеи о необходимости сдерживания роста населения.

Демографическая политика, проводимая различными государствами до середины XX в., была довольно слаба и не оказывала заметного влияния на воспроизводство населения.

Ухудшение демографической обстановки во многих странах, ставшее особенно заметным к середине XX в., создало предпосылки для дальнейшего развития демографической политики.

В настоящее время политику в области народонаселения проводит большинство государств. Однако в силу значительных различий в их социально-экономическом положении, уровне демографического развития содержание государственной политики, цели, масштабы и методы ее проведения в каждой стране имеют свои особенности. Так, если в развитых странах экономические меры государственной политики (оплачиваемые отпуска и пособия при рождении ребенка, налоговые и жилищные льготы, ссуды, кредиты и прочие льготы) принимаются для поощрения рождаемости через повышение уровня жизни семьи, то в развивающихся странах выделяемые ресурсы направляются на повышение эффективности услуг в области планирования семьи с целью снижения рождаемости. При этом в странах с низкой рождаемостью, несмотря на то что экономические меры влияют на увеличение числа рождений, они не могут существенно изменить интенсивность рождаемости. С демографической точки зрения их действие кратковременно и недостаточно эффективно. Оказывая помощь семьям, уже имеющим детей, экономические меры улучшают условия их жизни и являются основой для формирования потребности в большем (трех и более) количестве детей.

Административно-правовые меры демографической политики (законодательные акты, регулирующие процессы рождаемости, брачности, миграции, охрану материнства и детства, имущественные права матери и детей при распаде семей и т.п.) оказываются эффективными только в сочетании с другими мерами демографической политики.

Успех усилий общества по управлению демографическими процессами в значительной мере определяется его отношением к воспитательно-пропагандистским мерам демографической политики. Воспитание у населения демографического просвещения и грамотности, формирование потребности в количестве детей , соответствующих целям демографической политики, интересам государства и общества, относятся к важнейшим задачам общества.

Таким образом, меры демографической политики должны воздействовать на воспроизводственное поведение населения в двух направлениях:

  • помощь в реализации существующей потребности в числе детей;
  • изменение самой потребности семей в количестве детей в соответствии с интересами общества.

Особенность осуществления мер демографической политики заключается в их опосредованном воздействии на демографические процессы (через поведение людей в отношении к браку, семье, рождению детей и т.д.).

Условие успешности проведения демографической политики - ее долговременность (в связи с инерционностью демографических процессов), комплексность (одновременное проведение всех мер), постоянное совершенствование и расширение мер демографической политики, участие в разработке демографической политики специалистов, исследующих различные аспекты народонаселения.

Эффективность демографической политики определяется сопоставлением ее целей с полученными результатами, временем достижения поставленных целей и произведенными материальными затратами общества. Важнейшим элементом любой программы демографической политики выступает набор индикаторов, позволяющих оценить эффективность реализуемых мер и опирающихся на данные демографической статистики.

Реализация мер демографической политики направлена на достижение демографического оптимума, позволяющего оптимизировать параметры

социально-экономического развития. Демографическая политика обеспечивает рынок труда трудовыми ресурсами, необходимой плотностью населения и т.д., тем самым создавая необходимые предпосылки для эффективного развития экономики и политической стабильности в стране.

  • См.: Демографическая статистика / под ред. М. В. Карманова. Гл. И.

Типы демографической политики

  1. Политика по увеличению численности коренных жителей (реализуется в экономически развитых государствах Северной Америки и Западной Европы).
  2. Политика по сокращению темпов прироста населения, а в некоторых странах по абсолютному снижению численности населения в них.
  3. Стимулирующая (пронаталистская) политика (реализуется в тех странах, для которых характерны низкая плотность населения на единицу территории и высокий ритм рождаемости).
  4. Политика по стабилизации численности жителей, называемая политикой стационарного оптимума населения.

Если исходить из мирового опыта, то в экономически развитых странах, которые стремятся к увеличению численности населения, преодолению демографического кризиса или, как минимум, сохранению качественного и количественного состава жителей, проводятся системные мероприятия по охране детства, осуществляется забота о матерях с детьми, выдаются ссуды молодоженам, вводятся семейные пособия, разрабатываются и внедряются специальные меры налоговой, миграционной и жилищной политики.

В странах, где плотность населения и темпы рождаемости высокие (выше 2,3% в год) в большинстве случаев осуществляется политика ограничения роста народонаселения. В подобных случаях фундаментальным основанием политики государства в области семьи и демографии становится планирование рождаемости. Рождаемость контролируется постоянно и регулируется правовыми актами. Оптимальным типом семьи становится двухдетная или даже однодетная.

Для этого запрещаются ранние браки, разрешаются аборты, пропагандируется внутрисемейное планирование, и предоставляются необходимые медикаменты и медицинская помощь. Во многих случаях используются меры миграционной политики, и политики в сфере занятости.

Во многих азиатских и африканских странах достижению подобных целей препятствуют низкий культурно-образовательный уровень большей части населения, ограниченные возможности информирования, отсутствие необходимых финансов и соответствующих специалистов, а часто и противодействие национально-культурных традиций.

Как показывает опыт КНР, Индии и других крупных азиатских государств, политика ограничения рождаемости была малорезультативной и часто наталкивалась на активное неприятие. В итоге правительства этих стран были вынуждены смягчить экономическое, политическое и миграционное воздействие на динамику рождаемости не только в сельской, но и в городской местности.

Замечание 1

Особая позиция по проблемам демографии характерна для большинства латиноамериканских стран. Они считают, что их территория недонаселенная, а любые внешние акции по сокращению рождаемости расценивают как иноземную интервенцию во внутреннюю политику народонаселения, не соответствующую морально-этическим и национальным традициям и экономическим интересам.

Демография и экономический рост

В экономических трудах авторов из разных стран не единожды был доказан факт зависимости производительности общественного труда не только от демографического фактора, а от сложных противоречивых процессов, включающих зачастую противоположные факторы и тенденции.

  1. В условиях расширенного воспроизводства населения рост продуктивности общественного труда возможен благодаря структурным сдвигам и занятости работников между различными отраслями экономики.
  2. Вполне допустимо, что общественная продуктивность труда повышается из-за того, что расширяется внутренний рынок, что делает крупные предприятия более рентабельными.
  3. Вследствие глобализации НТП охватил и страны догоняющей модернизации, что ведет к росту объема знаний, и следовательно к повышению отдачи живого труда и в этих странах.
  4. Концентрация населения, происходящая в условиях его роста, также способствует повышению продуктивности рабочей силы в стране.

План:

    Понятие и цели демографической политики

    Меры проведения демографической политики

    Демографическая политика России

8.1. Понятие и цели демографической политики

Демографическая политика представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов и негосударственных организаций в сфере регулирования процессов воспроизводства и миграции населения с целью сохранения или изменения тенденций в динамике численности, структуры, расселения и качества населения.

Демографическую политику проводят правительства всех стран мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

Существует два основных типа демографической политики:

    политика, направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран), это – пронаталистическая политика;

    политика, направленная на снижение рождаемости (типична для развивающихся стран).

Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. Экономические меры включают в себя:

    ежемесячные пособия семьям, имеющим детей;

    льготы одиноким родителям;

    пропаганда повышения престижа материнства;

    оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком.

В некоторых странах (Ирландия, США, Польша) католическая церковь требует в законодательном порядке уголовно наказывать женщин, прервавших беременность, и врача, сделавшего аборт.

В развивающихся странах демографическая политика направлена на снижение рождаемости из-за высоких темпов роста населения. В некоторых многих странах эта политика не дает существенных результатов, потому что многие жители этих стран следуют традициям многодетности и там высоко ценится статус материнства и особенно отцовства. Правительства большинства мусульманских стран отрицательно относятся к вмешательству государства в планирование семьи.

Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

    1. Меры проведения демографической политики

Меры демографической политики можно объединить в 3 большие группы:

    экономические меры: оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.

    административно-правовые: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.;

    воспитательные и информационно-пропагандистские меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе, отвечающий национальным интересам страны.