Домой / Комфорт и уют / Стимулирование ребенка к учебе. Мотивация на учебу: как стимулировать ребенка к получению новых знаний? Поощрения за хорошую учебу от родителей

Стимулирование ребенка к учебе. Мотивация на учебу: как стимулировать ребенка к получению новых знаний? Поощрения за хорошую учебу от родителей

О внутренней мотивации мы редко задумываемся. Это наши искренние желания, и, чтобы объяснить своё состояние, достаточно одного слова - «хочется». Дети с удовольствием слушают музыку любимой группы, мастерят что-нибудь своими руками или читают приключенческие романы, потому что им нравится это делать.

Внешняя мотивация бывает разной - от карманных денег до оценок в школе. Она сводится к фразе: «Сделай вот так - и получишь вот это».

Психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой » предостерегает не только родителей, но и учителей от различных поощрений. Одни родители обещают сводить ребёнка в зоопарк за хорошую учёбу, другие покупают гаджеты или даже платят деньги. Проблема в том, что это не работает: школьник учится так же плохо, а вдобавок ещё и обижается, что не получил то, что ему обещали!

Учителя пытаются мотивировать способами, с виду более благородными: вводят различные звания (лучший ученик месяца), дают послабления хорошистам. Чаще всего бывает так: лучшим учеником месяца становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг школьников, состав которого никогда не меняется. Остальные просто чувствуют себя неудачниками.

Почему не работает внешняя мотивация

Когда мы говорим: «Сделай вот так - и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.

Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.

Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.

Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.

Что влияет на интерес к учёбе

Кон выделяет три фактора, которые влияют на мотивацию:

  1. Маленькие дети готовы учиться и ничего за это не требуют. У них сильно развита внутренняя мотивация: они учатся просто потому, что им это интересно.
  2. Эффективно учатся те дети, которые сохранили внутреннюю мотивацию. А остальных считают неспособными, но это не так. Некоторые школьники получают сплошные двойки, но при этом проявляют себя в других областях. Например, знают наизусть десятки песен любимого исполнителя (а на алгебре не могут вспомнить таблицу умножения). Или запоем читают фантастику (тогда как к классической литературе не притрагиваются). Им просто интересно. В этом и заключается суть внутренней мотивации.
  3. Поощрения разрушают внутреннюю мотивацию. Психологи Кэрол Эймс и Кэрол Дуэк выяснили, что если родители или учителя делают акцент на каком-то поощрении, то интерес у детей неизменно снижается.

С чего начать

Вернуть мотивацию к учёбе - процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

  1. Содержание. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
  2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
  3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!

Ищем внутреннюю мотивацию

Внутреннее состояние ребёнка корректировать непросто, но всё же работа в этом направлении может принести плоды.

  1. Научитесь принимать своего ребёнка. Например, вам может не нравиться новый имидж дочери, но вы должны его принять. Другими словами, речь идёт не о потакании, а о понимании.
  2. Поговорите по душам. Если вы со своим ребёнком достаточно близки, для начала просто поговорите. Спросите, что ему интересно и какие проблемы возникают в учёбе. Вместе найдите выход из ситуации.
  3. Помогите ребёнку определиться с делом жизни. Зачастую внутренней мотивации нет, потому что ребёнок не понимает, зачем ему вообще нужны эти формулы, бесконечные правила и теоремы. Важно определиться, чем же хочет заниматься ребёнок после школы. Понять это помогут и долгие разговоры с родителями, и консультации по профориентации, и .
  4. Постройте учебный процесс на увлечениях ребёнка. В учёбе нужно постараться соединить искренние интересы ребёнка (внутреннюю мотивацию) со школьными предметами. Этот процесс индивидуален и требует большого внимания со стороны родителей. Например, изучать английский можно с помощью любимого кино (существуют даже целые программы, посвящённые культовым фильмам). А подростка, который обожает компьютерные игры, наверняка увлечёт программирование и науки, с ним связанные.

Вытянуть из ребёнка эту внутреннюю мотивацию - вот задача из задач. Но для чутких, думающих, искренне интересующихся родителей это не станет проблемой.

По материалам книги «Наказание наградой».

Отсутствие интереса к учебе – проблема знакомая многим родителям. В каждой семье ее пытаются решить по-разному: кто-то использует «кнут», кто-то «пряник». Но и та и другая стратегия дают лишь временный результат. Желание учиться зависит от внутренней мотивации ребенка, его искреннего интереса к познанию.

Коротко о мотивации

В психологии под мотивацией понимается то, что побуждает человека к действию. Мотивация определяется мотивом. В его качестве может выступать как материальный объект, так и идеальный.

Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию, отрицательную и положительную.

Внешняя мотивация определяется внешними, не связанными с мотивом факторами. Внутренняя – связанна именно с мотивом.

Если стимул определяющий мотивацию положительный, то речь идет о положительной мотивации. А если наоборот, то об отрицательной.

Все дети любознательны от природы, и родителям важно поддерживать эту любознательность.

Для дошкольников и учащихся младших классов игровая форма познания идеально подойдет. Но, к сожалению, наша система образования так устроена, что в ней практически нет места для креатива, задача увлечь ученика предметом стоит не на первом месте. Именно поэтому важно, чтобы родители поддерживали интерес к знаниям у ребенка, совместным просмотром познавательных программ или чтением детских энциклопедий.

Основные ошибки родителей

Многие взрослые, стремясь промотивировать ребенка к учебе, игнорируют самый важный момент – любовь к познанию. Только привив любовь к изучению чего-то нового можно говорить о положительной внутренней мотивации к учебе. Она возникает при наличии следующих мотивов:

  • удовольствие от процесса учебы,
  • желание достичь успеха,
  • доброжелательная атмосфера в классе и школе в общем,
  • понимание важности образования для дальнейшей жизни.

Но чаще родителям проще прибегнуть к внешней или отрицательной мотивации. Она формируется когда:

  • учеба превращается в долг, необходимость терпеть неудобства,
  • на первое место для ребенка становится вознаграждение за хорошие отметки,
  • значение оценок сильно преувеличено и из «пятерок» сделан культ,
  • наказания за неуспеваемость в школе.

Чем плохо формирование внешней и (или) отрицательной мотивации к учебе? В конечном счете, манипуляции родителей научат ребенка использовать те же методы в общении с людьми. Часто причиной повышенной тревожности школьника становятся именно такие попытки родителей мотивировать его к учебе. Так же велик риск развития у ребенка страха перед неудачами, который отбивает всякую инициативу.

Почему «плата» за оценки и дорогие подарки дают временный результат? Множество исследований, проводимых психологами, подтверждают, что материальное вознаграждение «убивает» интерес к любимому делу. Ребенку уже неважно и не интересно познавать новое, его цель – бонус. А система штрафов за неуспеваемость приводит к страху потерять вознаграждение, и мотивация вновь становится отрицательной.

Если родители используют метод «кнута», когда ребенка только наказывают за неуспеваемость и не хвалят за успехи, то это приводит к заниженной самооценки и страху не удач.

Почему ребенок не хочет учиться?

Как правило, угасание интереса к учебе происходит по следующим причинам:

  • проблемы в школе, связанные с общением с другими детьми или учителями,
  • гиперопека родителей, стремящихся выспросить все о каждой минуте, проведенной вне дома, готовых сделать все уроки за школьника,
  • ребенку интересней хобби, спортивная секция,
  • равнодушие родителей , совершенно не интересующихся жизнью в школе и не помогающих с домашним заданием.

Желание и осознанность родителей поможет разобраться с этими внешними факторами.

В случае несправедливого отношения со стороны учителя необходимо поговорить с ним или обратиться к школьной администрации.

Конфликты с одноклассниками или другими детьми в школе необходимо решать совместными усилиями педагогического состава, родителей и администрации школы.

Родителям, чересчур опекающим ребенка, необходимо перестроить свое поведение и дать сыну или дочери больше свободы. А безразличным – больше внимания уделять ребенку, активно участвовать в его жизни.

Если учеба заброшена из-за увлечений, то необходимо научить ребенка грамотно распределять время.

Причины «отбивающие» желание учиться могут быть и внутренними. Это:

  • страхи,
  • психологическая травма,
  • заниженная самооценка и комплексы,
  • ошибки мышления и негативные установки.

Для выявления таких причин поможет доверительный разговор с ребенком и при необходимости обращение к специалисту.

Вопрос мотивации ребенка к учебе не теряет свою актуальность, психологи могут порекомендовать уделить внимание следующим аспектам:

  • поддерживать интересы и увлечения ребенка,
  • учить школьника азам целеполагания,
  • поддерживать адекватную самооценку у сына или дочери,
  • уделить внимание атмосфере в классе и школе,
  • наладить благоприятную атмосферу в семье,
  • позаботиться об адекватном окружении ребенка.

Поддержка увлечений

Как уже упоминалось, лучше всего мотивирует школьника к учебе любовь к изучению нового. Именно поэтому еще с дошкольного возраста не нужно игнорировать интерес ребенка к окружающему миру, его вопросы. Даже если родители не знают ответ, они могут посмотреть его вместе с ребенком в интернете или энциклопедиях. Главное чтобы сын или дочь чувствовали, что их любопытство не вызывает негатива у родителей.

Наблюдая за ребенком важно обратить внимание на то, что интересно ему и поддерживать этот интерес. Специальные детские наборы для экспериментов, книги, в которых интересно и доступно рассказано об интересующей теме.


Если ребенку нравятся компьютерные игры, не беда, можно предложить ему пойти в кружок связанный с программированием или 3D моделированием, или компьютерной графикой, подобрать обучающие игры.

Целеполагание

Важно пояснить ребенку, что именно внутренний интерес поможет добиться успеха. Ребенок вполне может проследить эту взаимосвязь.

Любовь к обучению как процессу залог успеха в современном быстроменяющемся мире. Как же мотивировать к учебе через целеполагание:

  • личный опыт, на котором родители могут продемонстрировать, как осознанность помогает добиться результата,
  • учить ребенка формулировать цели и вместе находить пути достижения, составить список ежедневных действий,
  • объяснение причинно-следственных связей. Например, ребенок хочет стать разработчиком компьютерных игр и считает историю не интересным предметом. Родителям стоит пояснить, что в жизни могут пригодиться любые знания. Да и разрабатывая игру, основанную на историческом сюжете, без знаний по теме не обойтись.
  • адекватная обратная связь. Замечая успехи даже небольшие, родителям стоит хвалить ребенка таким образом, чтобы он сам «изнутри » осознал свой успех. Не: «Молодец решил трудную задачу». А: «Этот пример был трудным, но ты отлично с ним справился». После этих слов ребенок сам поймет, что он молодец и у него получилось.

Поддержание адекватной самооценки

Мотивируя ребенка к учебе, никогда не сравнивайте его с другими детьми, принижая его достоинство. Не нужно ругать за неуспехи привычными «болван» или «тупица». Все это лишь занизит самооценку ребенка, и это приведет к страху неудачи и отсутствию желания что-либо делать. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, и, чувствуя родительскую поддержку, он будет верить в свои силы.

В случае захваленного и избалованного ребенка с завышенной самооценкой проблема состоит в том, что он не видит и не признает свои ошибки, поэтому любая «плохая» отметка становится трагедией. Это может привести к тому, что у ребенка «опустятся руки» и он забросит учебу.

Атмосфера в школе и классе

Еще одним важным фактором, влияющим на мотивацию к обучению, является атмосфера в школе и классе. Родителям стоит посещать классные собрания и общаться с учителями, родителями других детей. Имея представление о том, как педагог относиться к детям, можно понять причину неуспеваемости. Если учитель груб и не вежлив это «отобьет» желание учиться.

Отношения с одноклассниками тоже важны. Класс, где высмеиваются прилежные ученики, лишит мотивации самого старательного ребенка.

Еще одним моментом, связанным со школой является психологическая готовность к ней. Ребенок может быть развит и много знать, самоконтроль еще плохо сформировался и ему сложно усидеть за одним монотонным занятием, лучше подождать со школой.

Атмосфера в семье

Возможно многие родители не придают значение обстановке в семье и ее влиянию на учебу. Но ребенок, переживающий из-за вечных сор и скандалов взрослых, тратит все свои эмоциональные силы на них, и на учебу ничего не остается. Еще хуже если ребенок становится участником конфликтов или ругань обрушивается на него.

Даже простая холодность в общении взрослых в семье не ускользает от детей, и они начинают винить себя, считать себя недостаточно хорошими и причиной разлада.


Окружение ребенка

Для детей 10-12 лет очень важно мнение окружающих, важно быть частью группы. Именно поэтому стоит перевести ребенка из «слабого» класса или школы. Среди не желающих учиться одноклассников ребенок не будет стремиться к успеху.

Так же важно подобрать секцию или кружок, где дети заинтересованы в результате. Стремление окружающих к достижениям мотивирует ребенка быть с ними на одном уровне.

Родителям не стоит делать культ из оценок и зацикливаться на них. Лучше отнестись к неуспеваемости спокойно и помочь ребенку найти причину неудачи. Ведь любовь к процессу изучения нового пригодиться на всю жизнь и точно важнее пресловутых пятерок.

Мотивация – это внутренняя сила, которая заставляет человека выполнять какие-либо действия над собой, иди к намеченным целям и достигать хороших результатов в работе, учебе, спорте и т.д. Такое воздействие на психологическое состояние человека может давать отличные результаты, и человек начинает жить и работать более уверенно.

Сейчас огромное количество статей, книг и видеофильмов, способных оказывать как положительное, так и отрицательное действие на человека. Для ребенка мотивация имеет не меньшее значение в жизни, чем для взрослых. Именно поэтому очень важно начать ее применять гораздо раньше. Правильно построенная мотивация поможет воспитать малыша, дать ему уверенность в себе и в своих действиях.

В данном случае нельзя путать мотивацию и приказную систему. Очень важно, чтобы дети не испытывали дискомфорта от полученных указаний. Малыш должен получать удовольствие от процесса, в дальнейшем, он сам захочет выполнять ту или иную работу без принуждения. Как же мотивировать ребенка?

Мотивация для дошкольников

Мотивацию малыша нужно начинать с первых лет жизни. Все это, конечно, должно происходить в игровой форме.

Игра в помощь игрушкам

В данном случае малыш выступает как помощник и защитник для своих игрушек. Как вариант, можно от имени куклы или любого другого любимого существа попросить ребенка о помощи. Он, выполняя ее, будет чувствовать семя взрослым и самостоятельным.

Помощь взрослому

В данном случае взрослый просит от своего имени помочь ему в каких-либо несложных делах. Например, собрать игрушки перед сном или сложить свои вещи в шкаф.

Знания малыша

Очень важно выступать в роли не только учителя, но и в качестве ученика. Нужно задавать несложные вопросы малышу и получать на них ответы. Учиться у него и изучать что-то с ним вместе.

Своими руками

Это этап развития малыша, когда он начинает делать что-то своими руками. Здесь стоит обратить внимание, насколько ребенок усидчив и терпелив. Если малыш отрывается от дела или вовсе бросает его, когда что-то не получается – в процесс создания нужно включиться взрослому и помочь достичь ожидаемого результата. Не нужно резко отвечать ему, что он должен это выполнить во что бы то не встало – в этом случае это воспринимается как приказ.

Мотивируя детей, ни в коем случае нельзя навязывать им свое мнение. Перед началом совместных действий нужно спросить разрешение у малыша, совместная работа позволит ему почувствовать себя взрослым и посвященным в планы родителей, детского сада или школы. По окончании выполненных работ следует оценить ее и дать оценку действиям.

Мотивация для школьников

В начальной школе мотивация зависит от квалификации педагога. Очень важно, чтобы учитель контролировал усвоение детьми учебных материалов, помогал, если кто-то из них отстает по программе. Рекомендовано включать в программу различные игры, пазлы, загадки, кроссворды и т.д. Это поможет заинтересовать ребенка и снять напряжение и беспокойство от каких-либо неудач. Мотивированный школьник будет с большим удовольствием посещать различные секции и кружки, ходить на любого рода дополнительные занятия. Родителям малыша на всем протяжении учебы стоит прислушаться к следующим советам:

Дисциплина

Очень важно приучать ребенка к ней с раннего детства. Малыш должен понимать, что есть время для учебы или труда, а есть время для отдыха и развлечений. Лучше будет составить распорядок дня, который поможет ему приучиться к порядку и эффективно проводить свое время.

Тренировка памяти и мышления

Начинать это нужно тоже с самого раннего возраста. Читать больше сказок, учить стихотворения.

Наказание

Этот пункт самый важный. Здесь важно проявить твердость, но не переборщить, иначе ребенку можно отбить любое желание учиться и трудиться. Не стоит ругать ученика за плохие оценки. Очень важно разобраться в причине допущенной ошибки. И наоборот, если школьник получает положительные оценки, необходимо его похвалить.

Поощрение

Это еще одна очень важная ступень в мотивации для детей. Хвалить малыша нужно не только за хорошие оценки, но и за любые другие действия, которые ребенок выполнил правильно.

Самостоятельность

Это именно то, что поможет детям воспитать в себе характер. Не стоит запрещать им делать что-то без вашего участия, даже, если вам кажется, что они могут с этим не справиться. Ведь именно возможность самостоятельно выполнять какие-либо действия дает возможность ребенку почувствовать себя взрослым и научиться нести ответственность за свои поступки.

Положительный пример

Дети – это копии взрослых. Они копируют полностью поведение своих родителей. Если ни папа, ни мама ничем не интересуются, не читают книги и не занимаются своим развитием – ребенку будет очень сложно жить по-другому и, скорее всего, малыш будет вести так же, как и взрослые.

Мотивация для одаренных детей

Способы мотивации одаренных детей имеют свои особенности. Бывают ситуации, когда умные мальчики и девочки, вдруг, неожиданно, начинают плохо учиться, теряют интерес к занятиям спортом и начинают грустить. В этом случае нужно подумать о недостатке мотивации.

Интерес ребенка

Если у него есть какое-то любимое занятие или малыш интересуется каким-либо направлением в истории, биологии или еще в чем-нибудь – нужно помочь ему в этом развиться. Новые книги, документальные фильмы и экскурсии помогут в этом.

Новшества

Так как ребенок одаренный очень быстро изучает и усваивает информацию – важно открывать ему что-то новое в жизни. Расширять его кругозор и давать ему возможность развиваться как в технике, так и, например, в танцах.

Цели и награда за них

Малышам нужно ставить цели, для одаренных детей лучше, если одно большое задание будет разделено на несколько, и за выполнение каждого будет определена награда.

Контроль времени

Немаловажным будет научить ребенка ценить свое время и правильно его распределять. Это необходимо для баланса работы и отдыха. Иначе, однажды, школьник может ощутить себя перегруженным и уставшим.

Школа и внешкольные занятия

Одаренным детям нужно видеть, что образование – неотъемлемая часть жизни, и что его родители ценят школу и обучение. Поэтому, ребенку нужно сразу пояснять, что многие науки, преподаваемые в школе, будут необходимы для его развития в любимом деле. Но не стоит наказывать ребенка, ровно, как и хвалить, только за провинности или успехи в школе. Малыш должен понимать, что школа – это важная часть его жизни, но не единственная.

Проблемы с детьми — школьниками встречаются довольно часто. Многие из родителей считают, что это трудность характера и отправляются с малышом к психологу. Посещением специалиста они пытаются убрать все проблемы в общении и учебе. На самом деле ни один врач не сможет помочь в этой ситуации. Для того, чтобы избежать проблем в школе и общении со сверстниками и семьей нужно правильно построить систему мотивации ребенка. Она должна включить в себя все пункты воспитания малыша. Это и задания, и награда за их выполнение, и наказание, и ответственность, и многое другое. Важным в воспитании детей будет отношение его родителей к нему. Ребенок должен знать, что любим, даже несмотря на не всегда положительные оценки и действия.

Без должной мотивации человек не сможет постоянно работать над собой и достигать важных жизненных целей. Правильно используя методы подкрепления положительной деятельности, родители смогут воспитать ребенка, способного учиться с большим удовольствием и эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Необходимо не просто заставлять ребенка делать то, чего хотят родители, а мотивировать его выполнять необходимые действие, получая удовольствие от процесса. Если он сам захочет что-то сделать, его не нужно будет принуждать.

Как мотивировать детей?

Дети постоянно наблюдают за отношениями между взрослыми, их действиями, и в меру своих возможностей пытаются подражать им. Если с самого юного возраста приучить малыша помогать родителям и выполнять их поручения, со временем он привыкнет к этому и будет откликаться на просьбы с энтузиазмом.

Чтобы понять то, как мотивировать ребенка к учебе, необходимо учитывать его склонность к подражанию. Если взрослые, находящиеся рядом с ребенком, нелестно отзываются о своем учебном прошлом, то малыш будет относиться к этому процессу так же. Прививать любовь к получению знаний нужно еще в дошкольном возрасте. Для этого необходимо читать много интересных книг вместе с ребенком. Разглядывание красочно проиллюстрированных повествований в самом раннем детстве разовьет у крохи любознательность и тягу к новому. А чтение вслух будет способствовать развитию воображения и креативности.

Мотивация в школе

Помимо основного учебного процесса вносится в обучение элементы игры, которые бы способствовали расширению любознательности и улучшения эффективности развития детей. Это могут быть игры на внимательность, память, это могут бы мини-квесты на развитие логики, пазлы, загадки, кросворды и т.д. Заинтересуйте ребенка и тогда его не нужно будет заставлять и контролировать.

Мотивированный ребенок будет с радостью посещать факультативные занятия, спортивные секции и кружки по интересам. Он станет энергичным, испытывающим радость от получения знаний. Его творческие способности будут развиться максимально эффективным образом.

Немотивированный ребенок не будет интересоваться происходящими вокруг него процессами, станет скучным, постоянно жалующимся человеком.

Для воспитания ответственных деток родителям необходимо правильно подходить к развитию у них стремление к познанию. Такие малыши будут с радостью посещать школу, учить уроки и радовать взрослых высокими отметками.

Нередко родители добиваются послушания, приказывая и угрожая ребенку. На первый взгляд этот подход, опасный для взаимоотношений и психического здоровья ребенка, кажется наиболее легким. Но гораздо проще добиться желаемого результата благодаря позитивной мотивации.

Мотивировать ребенка хорошо учиться помогут следующие советы:

    Начинать развивать память, воображение и логическое мышление малыша необходимо с раннего возраста. Это лучше делать в игровой форме, чтобы крохе не было скучно, и он не возненавидел сам процесс.

    Важно приучать ребенка вести себя дисциплинированно. Этому будет способствовать заранее составленный распорядок дня, который подскажет ему, когда нужно делать уроки, находиться на свежем воздухе, отдыхать. Такой подход сделает его организованным, умеющим проводить свое время максимально эффективно.

    Поддержка детских увлечений. Если малыш увлекается музыкой, рисованием или спортом, стоит записать его в соответствующий кружок. Нужно ходить с ним на интересующие его выставки, концерты и другие мероприятия, обсуждая после этого увиденное, выслушивая его впечатления.

    Нельзя ругать ребенка за провалы в учебном процессе и плохие отметки в школе. Родители должны быть на стороне малыша. Необходимо выяснить, что помешало ему сделать все правильно, разобраться с причиной, устранить ее и убедить кроху в том, что в дальнейшем у него все получится. Школьные достижения в виде высоких оценок должны сопровождаться похвалой.

    Поощрение должно следовать не только за хорошими отметками, но и после другой проделанной работы. Наградой может быть приготовление любимого блюда малыша, которое он сам выберет, совместный поход в кинотеатр, зоопарк.

    Необходимо развивать в ребенке самостоятельность. Первые большие шаги к этому он сделает в начальной школе. Важно научить его самостоятельно одеваться, выполнять домашнее задание. Он не должен быть беспомощным. Нужно помогать ему, но не делать все за него. Критику его действий стоит выражать корректно, без криков и оскорблений. Малыш должен доверять своим родителям.

    Занимаясь любимым делом, человек будет чувствовать себя хорошо. Деятельность, которая приносит ребенку эмоциональное удовлетворение, станет для него эффективным источником мотивации.

    Нужно поощрять ребенка достигать высоких учебных целей, но не стоит упрекать его в том, что он делает это хуже некоторых одноклассников.

    Окружение играет важную роль в развитии человека. Если малыш учится в академически слабом классе, его результаты в учебе будут невысокими. Возможно, он станет одним из самых умных детей в таком классе, но это будет слабым утешением. Находясь в обществе активных, целеустремленных детей он будет стараться не отставать от них, постоянно делать все хорошо.

    Родители должны показать положительный пример. Если мама с папой ничем не интересуются, не читают книг, то малыш будет вести себя так же.

Найдя индивидуальный подход к своему ребенку, родители смогут привить ему тягу к знаниям и развить его потенциал. Это поможет ему в будущем стать уверенным в себе, успешным и счастливым человеком.