Домой / Утепление жилища / Слово о спасении из библии. Библия о спасении

Слово о спасении из библии. Библия о спасении

Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – утешение моё.

Господь – хранитель твой.

Братья и покровители – во время скорби, но вернее тех и других спасает милостыня.

Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь]. Господь будет охранять выхождение твоё и вхождение твоё отныне и вовек.

Во всю жизнь люби Господа и взывай к Нему о спасении твоём.

Со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.

Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твоё да говорят непрестанно: «велик Бог!»

От Господа спасение праведникам, Он – защита их во время скорби; и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасёт их, ибо они на Него уповают.

Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня. Господь – сила моя и песнь; Он соделался моим спасением.

Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его.

Как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения.

Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает: уже не имеет над Ним власти.

Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.

Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасётся.

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: уже не имеет над Ним власти.

Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что воскресил Его из мёртвых, то спасёшься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога.

Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Претерпевший же до конца спасётся.

Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня.

Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?

Ибо Господь – судия наш, Господь – законодатель наш, Господь – царь наш; Он спасёт нас.

Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня.

Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ

О СПАСЕНИИ

Римл. 8,24; 1 Кор. 15,2; Римл. 52

Большое место на страницах Библии занимает вопрос о спасении. Мы знаем слова темничного стража в Филиппах, обращенные к апостолу Павлу и его сотруднику Силе: «Что мне делать, чтобы спастись?» И ответ на этот вопрос гласил: «Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. Ап. 16, 30 - 31).

В Евангелии учение о спасении занимает такое большое место, что ап. Павел называет его «словом спасения». В Антиохии Писидийской он говорит иудеям: «Мужи братья, дети рода Авраамова и боящиеся Бога между вами! Вам послано слово спасения сего» (Деян. Ап. 13, 26). В Послании к Римлянам 1, 16 ап. Павел называет Евангелие «силою Божьей «о спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и эллину». Три места, которые мы прочитали из Слова Божья, говорят о спасении совершившемся: «Мы спасены» (Римл. 8, 24); о спасении совершающемся: «которым спасаетесь» (1 Кор. 15, 2), и спасении, которому надлежит совершиться в будущем: «спасемся Им от гнева» (Римл. 5, 9). Итак: мы «спасены», мы «спасаемся» и мы «спасемся». Как понимать это трехгранное спасение?

Обратим внимание, прежде всего, на слова: «мы спасены». При этих словах взор наш направляется на Голгофу, где на кресте раздалось торжествующее слово распятого за грехи мира Спасителя: «Совершилось!» В чем же заключается совершенное Христом спасение? В искуплении, оправдании и примирении нас с Богом.

Что значит «искупление»? Оно означает: выкуп за плату из рабства, из плена. Из какого рабства? Из какого плена? Из рабства греха, из плена нашей плоти, от проклятия закона. Что представляет из себя рабство греха? Это - постоянное нарушение воли Божьей, заповедей Божьих, данных нам в Писании. А что означает «плоть»? В Слове Божьем слово «плоть» имеет двоякое значение: плоть как тело человека, и плоть как тело, ставшее орудием греха. Плоть как тело не является чем-то отрицательным или греховным. Ведь Слово Божье говорит, что Христос является Богом, явившимся «во плоти»: «И Слово стало «плотью» и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ев. Иоан. 1, 14). Но когда наше тело становится орудием греха, то понятие «плоти» приобретает отрицательный, греховный характер. Ап. Павел пишет в Послании к Римлянам 7, 22 - 24: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих (речь. идет о нашем внешнем телесном человеке) вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» Искупление, совершенное Христом на Голгофе, является избавлением от рабства плоти. А что означает проклятие закона? Это возмездие, наказание за нарушение божественного закона. И Христос спас нас от возмездия за наши грехи. Итак, искупление - это избавление от рабства греха и плена плоти и освобождение от наказания за грех. Чтобы нас искупить от всего этого, Христос внес драгоценную плату: Свою святую невинную Кровь.

А что значит «оправдание»? Оправдание - это присвоение нам праведности Христа, в которой мы становимся праведными перед Богом. Эту праведность Христа мы берем рукой веры. Принимая верою Христа, мы принимаем Его праведность. Оправдание есть нечто большее, чем прощение грехов. Оправдание - это такое состояние, как будто мы никогда не грешили, никогда и ни в чем не нарушали воли Божьей.

А в чем же заключается «примирение»? Примирение - это мир с Богом. Примирение - это принятие Отцом Небесным блудного сына, блудной дочери. Примирение - это усыновление нас, грешников, Богом.

Вот это спасение в смысле искупления, оправдания и примирения уже совершил Христос на Голгофе. Но и искупление, и оправдание, и примирение должны сделаться нашим достоянием. Путь для присвоения нами этих трех великих сокровищ Голгофы один: рукою веры! Верою, то есть даром, в противоположность какой бы то ни было заслуге с нашей стороны, как об этом ясно сказано в Послании к Ефесянам 2, 8 - 9: «Благодатью вы спасены чрез веру и сие не от вас - Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Обратим теперь внимание на слова: «мы спасаемся». В Послании к Филиппийцам 2, 12 ап. Павел пишет: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение». Как понимать слова «совершайте свое спасение»? Разве мы не спасены? Да, спасены, но есть спасение, которое совершается в нашей христианской жизни изо дня в день. В Послании Иуды (стих 24) мы читаем: «Могущему же соблюсти вас от падения... слава и величие». Спасение, которое совершается изо дня в день, - это повседневное соблюдение нас Христом от падения в тот или другой грех. Христос называет нас «овцами» стада Своего и говорит, что никто не похитит нас из руки Его (Ев. Иоан. 10, 28). Спасение, совершающееся изо дня в день, - это повседневное спасение от всего того, что могло бы нас похитить из руки Христа, что могло бы нас привести к измене нашему Спасителю, к отступлению от Него. Слово Божье говорит, что противник наш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (I Петра 5, 8). Спасение, совершающееся изо дня в день в нашей христианской жизни, - это повседневное избавление нас, детей Господних, от пасти этого опасного льва. Находясь во Христе, мы находимся изо дня в день в крепкой башне и спасаемся в ней от всякой грозящей нам опасности (Притчи 18, 10). Вот что значит, что мы не только спасены, но и спасаемся от всего, что грозит нам кораблекрушением в вере.

Обратим, наконец, внимание на слова Писания: мы «спасемся». Эти слова говорят о спасении, которое совершится в будущем. Что же это за будущее спасение? Слово Божье говорит, что мы «спасемся Им от гнева», от справедливого гнева Божья, который Грядет на всю вселенную - за ее грех и нечестие. В 1 Иоан. 3, 2 мы читаем: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». О чем говорят нам эти слова? О том, что мы избавимся от всех наших недостатков, от всего нашего несовершенства, и будем так чисты и святы, как чист и свят наш Господь. Какое благословенное спасение, которое грядет и будет нашим достоянием! Мы уже слышали слова ап. Павла: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» Слово Божье говорит, что мы будем избавлены от сего «тела смерти» и что нам надлежит «облечься в нетление... и бессмертие» (1 Кор. 15, 53). «Тело смерти» будет заменено новым «славным телом», подобным телу воскресшего Христа (Филип. 3,. 21). И это новое славное тело будет свободно от болезней и тления, то есть будет нетленным и бессмертным. Вот какое спасение ожидает нас и совершится в будущем.

О ВОЛЕ БОЖЬЕЙ

Ефес. 5,17

«Познавайте, что есть воля Божья». «Познавайте» - это значит: исследуйте, изучайте волю Божью. Познание воли Божьей не дается в один день, - нет, познание воли Божьей является делом всей нашей жизни. Как же мы можем познавать волю Божью? Прежде всего через Слово Божье, где она выражена очень ясно. И затем - в обстоятельствах нашей жизни, в которых Господь также проявляет Свою божественную волю.

Но что означает воля? Воля, в отличие от ума и сердца (чувства), является действующей силой. Возьмем ли мы волю Божью или волю человеческую, - она всегда проявляется в каком-то действии. Ум рассуждает, сердце переживает (будь то радость или скорбь), а воля действует. Если воля не сопровождается действием, то она остается либо только мыслью, либо только чувством. Чтобы нам понять, что значит воля, сопровождаемая действием, возьмем пример из Евангелия от Матфея 8, 1 - 3: «Когда же сошел Он (Христос) с горы, за Ним последовало множество народа. И вот, подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы». В Послании к Филиппийцам 2, 13 мы читаем: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». «Хотение», то есть воля, должно сопровождаться действием.

Библия говорит, что воля Божья проявилась и проявляется в великих и славных действиях в трех областях: в области сотворения вселенной и управления ею; в области спасения всех грешников мира и в области освящения спасенных.

Что говорит Библия о проявлении воли Божьей в деле сотворения вселенной? Прочтем Откров. 4, 10 - 11: «Тогда двадцать четыре старца, падают перед Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред престолом, говоря: достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». На самой первой странице Библии мы имеем повествование о сотворении вселенной и человека. И в этом повествовании мы видим, как воля Божья сопровождается при сотворении вселенной одним действием Божьим за другим. Мы читаем в первой главе Книги Бытия: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И оказал Бог: да будет твердь посреди воды... и создал Бог твердь... и сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так... И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... и создал Бог светила великие... И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся... и птицы да полетят над землею... и сотворил Бог рыб... и всякую птицу пернатую... И сказал Бог: да произведет земля... скотов, и гадов, и зверей... и создал Бог зверей, и скот, и всех гадов... И оказал Бог: сотворим человека по образу Нашему... и сотворил Бог человека по образу Своему». Так говорит Библия о воле Божьей, явленной при сотворении вселенной.

Мы знаем, как была исполнена воля Божья в отношении опасения всех грешников мира. Библия говорит о «подвиге» Христа на Голгофе (Ис. 53, 11). Вот этим Голгофским подвигом Христа - Его страданиями и смертью - было совершено спасение всех грешников мира. Голгофа - это воля Божья ко спасению всякого грешника.

Воля Божья проявляется также в великом деле освящения спасенных. Мы читаем в Первом послании к Фессалоникийцам 4, 3: «Воля Божья есть освящение ваше». Как же Господь исполняет Свою божественную волю в отношении нашего освящения? Через Духа Святого! Слово Божье повествует нам, как Дух Святой с великой силой сошел на землю, чтобы освящать Церковь Христа и каждое чадо Божье в отдельности. Слово Божье говорит, что воля Божья в отношении спасенных грешников заключается в том, чтобы они достигли подобия образу Христа. Прочтем в Послании к Римлянам 8, 29: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего». Подобие Христу - это воля Божья в отношении каждого чада Божья. И посланный на землю Дух Святой преображает нас в образ Христа, если только мы не препятствуем Ему в этом святом действии. Слово Божье говорит ясно и определенно, что воля Божья в отношении нашего преображения в образ Христа будет исполнена. Два места Писания дают нам твердое основание верить в это. Первое место - это 1 Иоан. 3, 2: «Возлюбленные, мы теперь дети Божьи; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему». Второе место - 1 Кор. 15, 49: «Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного». Ибо такова воля Божья.

Библия открывает нам волю Божью на всех своих страницах. Ветхозаветный закон - это выражение воли Божьей израильскому народу. Заповеди Нового Завета - это выражение воли Божьей Церкви Христа, всем новозаветным детям Божьим. Вот почему глубокое изучение Библии ведет к глубокому познанию воли Божьей.

Теперь перед нами вопрос: как проявляет Бог Свою волю в жизни отдельного христианина или христианки? Возьмем для примера жизнь великого мужа Божья - Иосифа, сына Иакова. Иосифу, а также всем его домочадцам грозила голодная смерть. Но воля Божья была - спасти его, отца его и братьев его от голода. И Бог творит Свою волю через различные обстоятельства жизни Иосифа. Через какие обстоятельства? Подаренная отцом Иосифу разноцветная одежда ведет к зависти его братьев; зависть братьев ведет к продаже Иосифа в Египет; клевета жены Потифара приводит Иосифа в темницу; сны виночерпия и хлебодара, истолкованные Иосифом, приводят его во дворец фараона, и он становится правой рукой царя египетского, благодаря чему он спасает отца и братьев от голодной смерти. Так в конце концов разноцветная одежда и все последующие за ней события послужили орудием в руках Божьих для спасения Израиля от гибели. Так являет Бог Свою волю в обстоятельствах жизни каждого из нас!

О ТЕЛЕ, ДУШЕ И ДУХЕ

Фессал. 5,23

«Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Библия говорит о трех частях «нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес. 4, 24). Этими тремя частями являются: тело, душа и дух. Эти три части «нового человека» связаны между собой неразрывно, причем навеки. Дух, душа и тело - это полнота «нового человека» здесь, на земле, и там, в вечности. Мы должны иметь ясное понятие о каждой из этих трех частей нашего естества. И слава Господу, в Библии мы имеем учение и о теле, и о душе, и о духе.

Что же говорит Библия о теле вообще и о теле «нового человека» в частности? Библия говорит, что тело является вместилищем жизни. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть Быт. 2, 7: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Библия говорит, что тело человека является «дивным» творением Творца, изумительным созданием премудрости Божьей. Устройство нашего тела, то есть то, о чем нам говорит современная наука о теле - анатомия и физиология, - должно вызывать в нас гимн хвалы Творцу и Создателю. Но еще за много веков до анатомии и физиологии псалмопевец Давид воспел хвалу Богу за создание нашего удивительного телесного организма. Прислушаемся к его гимну хвалы в Псалме 138, 13 - 15: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы». Но есть верующие, которые не понимают значения этого удивительного творения Божья - тела нашего. Они уничижают его, они готовы изнурять его и пренебрегать им, думая, что этим они достигнут особой святости. Ап. Павел называет такое отношение к телу ложной мудростью, как мы читаем в Послании к Колоссянам 2, 23: «Это имеет только вид мудрости... в изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти». Библия же, наоборот, говорит о великом значении нашего тела в служении Богу и людям. В Псалме 83, 3 мы видим, что и дух и тело созданы для Бога: «Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому», то есть радуются в Боге живом. О великом значении нашего тела и нашей плоти свидетельствует ярко и воплощение нашего Господа Иисуса Христа, принявшего нашу плоть, чтобы совершить Свою великую миссию на земле. Гимном хвалы Богу за создание Им нашей плоти звучат слова Евангелия Иоанна 1, 14: «И Слово стало плотью». И, находясь в нашей плоти, Христос никогда не забывал о телесной стороне человека. Доказательством этого являются Его чудеса: исцеления телесно больных, воскрешения телесно умерших, насыщения телесно голодных, - словом, забота нашего Господа Иисуса Христа о нуждах человеческого! тела. А разве не является гимном хвалы Господу, создавшему наше тело, слово ап. Павла в 1 Кор. 6, 19 - 20: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога... посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий». Так говорит Библия о теле «нового человека».

Но Слово Божье говорит и о печальной стороне нашего тела. Это «дивное» творение Бога после грехопадения человека стало способным быть орудием греха. В гармонию нашего телесного организма, о которой нам свидетельствуют анатомия и физиология, вторгся грех, и на страницах Слова Божья появились такие выражения: «... чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6, 6); «да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим. 6, 12); «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем, но в членах моих вижу иной закон... делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти, итак тот же самый я умом моим служу закону Божью, а плотью закону греха» (Рим. 7, 22 - 25). Но эта печальная сторона человеческого тела не должна скрывать от нас величайшего значения тела для всей нашей христианской жизни, и особенно для нашего служения Богу и людям. Не будем забывать, что тело «нового человека», созданного в нас Духом Святым, стало орудием Божьим «на дела святые», как говорит ап. Павел в Послании к Римлянам 6, 19: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности, на дела святые». Как ясно говорит апостол Павел, что тело человека способно творить «дела беззаконные», а после рождения человека свыше - от Духа Святого, его тело становится славным инструментом, - для творения «дел святых».

Говоря о теле, мы не должны забывать и о том, что на страницах Писания Церковь называется «телом» - телом Христовым. Это сравнение Церкви Христа с телом говорит также о том, что мы не должны уничижать тело, которое, как говорит Писание, является одной из трех составных частей возрожденного человека. Говоря о духе, душе и теле, не будем говорить, что дух и душа - это все, а тело это ничто. Сравнение Церкви Христа с телом говорит нам о многом: о неразрывной связи Церкви со Христом, как со своим Главой; о постоянном влиянии Христа на Церковь; о руководстве Главы - Христа Своим телом - Церковью; о правильном взаимоотношении между собой членов Церкви - о помощи друг другу и о дополнении друг друга в достижении святых целей, - как говорит ап. Павел в 1 Кор. 12, 25: «...дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге».

Нельзя забывать о значении тела и для брачной жизни. А ведь, брак - это установление Божье, как мы читаем в Быт. 2, 18 и 24: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному... потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». В отношении брака Слово Божье предостерегает нас от двух ошибок: от уничижения и запрещения брака, и от нарушения брака через грех прелюбодеяния. К числу разного рода отступлений от истинной веры принадлежит и запрещение (вступать в брак (1 Тимоф. 4, 1 - 3). Слово Божье призывает к чистоте брака. Прочтем Евр. 13, 4: «Брак у всех да будет честен... блудников же и прелюбодеев, судит Бог».

Говоря о теле, не будем забывать и о том, что мы искуплены от вечного ада распятием Тела Христа и пролитием Крови Христа. Ведь Христос облекся в нашу плоть, чтобы ранами и кровью ее дать нам исцеление от наших греховных ран (Ис. 53, 5). Каждый раз, когда мы совершаем хлебопреломление, мы слышим слова Христа о теле: «... сие есть Тело Мое, за вас ломимое» (1 Кор. 11, 24).

И когда мы читаем о погребении Христа в Ев. Иоанна 19, 38 - 40, мы видим замечательный пример уважения к телу умершего человека. Мы читаем: «Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи». «Как обыкновенно погребают иудеи...» Какой замечательный обычай - с уважением относиться к телу умершего человека. Не следует ли и нам усвоить этот, обычай, достойный подражания? Хорошим обычаем является возложение цветов и венков на тело умершего. Но печальным фактом являются забытые нами могилы наших родных, друзей и знакомых.

И еще одно очень важное слово о нашем теле. Это слово мы имеем, в Послании к Римлянам 8, 23: «... мы стенаем, ожидая... искупления тела нашего». Искупление нашего тела - это завершение всего того, что говорит Библия о теле нового человека. Искупление тела - эта замена нашего земного тела телом небесным (1 Кор. 15, 40). Искупление нашего тела произойдет в день пришествия Христа, когда Он «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Филип. 3. 21). Так говорит Библия о нашем теле.

Что же говорит Библия о душе? Прочтем слова Христа в Ев. Матф. 16, 26: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» Эти слова говорят нам о том, какое большое значение Христос придает человеческой душе. Из всех сокровищ мира человеческую душу Христос ставит на первое место. И если мы возьмем все места Библии, в которых говорится о душе человека, то мы увидим, что она является действительно величайшим сокровищем. Душа человека - это поистине драгоценнейшая жемчужина мира. Ради вечного счастья человеческой души Христос отдал Свою жизнь на Голгофе.

Но что такое душа? Все многочисленные места Слова Божья, относящиеся к душе, говорят о том, что понятие о душе принадлежит к. числу самых сложных понятий. Что такое душа - нельзя определить одним словом, как нельзя выразить одним словом понятие о Боге. Слово-«душа» на страницах Библии имеет различное значение. И если мы возьмем все, что Библия говорит о душе, то мы получим о ней тройное понятие.

Первое понятие о душе, которое дает нам Библия, - это понятие о ней как о физической жизни всякого живого существа. Если мы возьмем Ветхий Завет на древнееврейском языке, то мы увидим, что на его страницах душа обозначается еврейским словом «непеш», что значит: дух, дыхание. По этому понятию душа является телесной жизнью всякого живого существа - будь то человек или животное. Мы читаем в Книге Бытие 1, 21: «И сотворил Бог... всякую душу животных». Именно в смысле физической жизни говорит Библия о крови, как о душе животного. Прочтем Второзаконие 12, 23: «Только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа»; Левит 17, 14: «Душа (то есть жизнь) всякого тела есть кровь его, она душа его». С потерей крови прекращается телесная жизнь. Итак, Библия говорит о душе прежде всего как о физической жизни.

Второе понятие о душе, которое дает нам Библия, - это понятие о ней как о духовной жизни человека. В этом смысле душу имеет только человек. В чем же заключается духовная жизнь человека? В его мышлении, в его чувствованиях, в его воле. Мышление - это наша способность рассуждать. Чувствование - это наша способность ощущать чувство радости или скорби, чувство любви или ненависти, чувство святое или чувство греховное. Воля - это наша способность желать и, действовать. Мысль, чувство и воля - это три части нашей души, в» науке называемые психикой. В этом втором понятии душа станет нам, особенно понятной, если мы возьмем выражение Слова Божья: «внутренний человек» - в отличие от «внешнего человека», как мы читаем во Втором послании к Коринфянам 4, 16: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Итак, Библия говорит о душе, как о нашем внутреннем человеке.

И, наконец, третье понятие о душе, которое дает нам Библия, - это понятие о ней как о человеке вообще, то есть о внешнем и внутреннем человеке в совокупности. В этом смысле мы читаем о душе в Книге Деяний Апостолов 27, 22: «Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль». «Ни одна душа... не погибнет», то есть ни внешний, ни внутренний человек не потерпит урона. Именно в этом смысле стал человек в день своего сотворения «душою живою» (Быт. 2, 7).

Библия говорит о бессмертии души в смысле бессмертия нашего «внутреннего человека». О бессмертии души очень ясно говорит ап. Павел в Послании к Филиппинцам 1, 23 и 24: «Имею желание разрешиться (то есть умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас». Ап. Павел говорит, что смерть его не страшит, так как после смерти он (то есть его душа) будет со Христом. «Оставаться во плоти - нужнее для вас». Эти слова говорят о том, что на земле душа нуждается в телесном вместилище - в плоти. После смерти душа продолжает жить без плоти, то есть без телесного сосуда. Здесь наука, наверное, поставит свой вопросительный знак.

Библия говорит, что в день воскресения мертвых душа (наш «внутренний человек») облечется в новое тело, которое в Слове Божьем называется «телом духовным», в отличие от «тела душевного», которое мы имеем на земле. Об этом говорится ясно в 1 Кор. 15, 44: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное». Когда сеется тело душевное? В час смерти. Когда восстает тело духовное? В час воскресения.

Итак, Библия говорит о душе как о физической жизни каждого живого существа. Библия говорит о душе как о духовной (психической) жизни человека, выражающейся в мыслях, чувствах и воле. Библия говорит о душе как о всем человеке - внешнем и внутреннем. Но самым ясным понятием о душе является для нас понятие о ней как о нашем «внутреннем человеке».

Что же представляет из себя дух, о котором мы читаем в 1 Фессал. 5, 23? «Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Если душою является наш «внутренний человек» с его мыслями, чувствами и волей, то духом является наш новый внутренний человек с его новыми мыслями, новыми чувствами и новой волей. Дух - это обновленная Духом Святым душа, и поэтому дух присущ только новому, возрожденному человеку. И действительно: Библия говорит о возрожденном человеке как о «новом творении во Христе» (2 Кор. 5, 17). Слово Божье говорит об обновлении ума: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Римл. 12, 2). Новый ум - это ум Христов. Слово Божье говорит и о новых чувствах, называя их чувствованиями Христа, как мы читаем в Послании к Филиппинцам 2, 5: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Слово Божье говорит и о новой воле, способной к исполнению воли Божьей (Евр. 13, 21). Новые мысли, новые чувства, новая воля - это новая душа нового человека. Это новая психика, созданная в возрожденном человеке Христом. Это то, о чем мы поем в нашей чудной евангельской песне: «Новые мысли - Христовы цветы, новые чувства Его полноты; новая радость и новый псалом, новая жизнь с милосердным Христом». Слово Божье призывает нас хранить «без порока», то есть в чистоте, все три части нашего естества: и дух, и душу, и тело.

О БОЖЕСТВЕННЫХ ОБЕТОВАНИЯХ ИЗРАИЛЮ

«Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных». Ап. Павел говорит о двух благовестиях: о благовестим для необрезанных, то есть язычников, и о благовестии для обрезанных, то есть для израильского народа. Он говорит, что благовестие для необрезанных вверено ему, Павлу, а благовестие для обрезанных вверено Петру. Что хочет сказать ап. Павел, говоря о двух благовестиях? Разве существуют два Евангелия - одно для необрезанных, другое для обрезанных? Нет. Евангелие только одно и Библия только одна. Но в одной и той же Библии и в одном и том же Евангелии содержится благая весть для язычников и благая весть для Израиля. Мы должны знать, в чем заключается благая весть для Израиля и в чем заключается благая весть для язычников. Познакомимся сперва с благой вестью для Израиля. Благая весть для Израиля содержится и в Ветхом и в Новом Завете. Посмотрим, прежде всего, в чем заключается благая весть для Израиля в Ветхом Завете. Она заключается в обетованиях Божьих, данных израильскому народу в ветхозаветное время. Пусть эти обетования пройдут, одно за другим, пред нашими очами. Ап. Павел пишет (Римл. 9, 4): «Израильтянам... принадлежат... обетования». Израиль - это народ обетовании. И вот этот народ обетовании, отказавшись от Христа - Мессии, оказался ветвью, отсеченной от «виноградной лозы» - засохшей и умершей. Но обетование Божье гласит (Иезек. 37, 12 - 14): «Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и введу вас в землю Израилеву, и узнаете, что Я - Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и сложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, - и узнаете, что Я - Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь». Итак, обетование гласит: Израиль оживет, когда повернется ко Христу и примет Христа как своего Мессию. И это будет перед его возвращением в обетованную землю.

Народ обетовании болен; история его, такая многострадальная, нанесла ему много ран. Он поистине в ранах от темени головы до подошвы ноги. Но что говорит обетование? Прочтем Пс. 30, 26: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее (Всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы». Что же это за благодатный день, когда совершит Господь исцеление Своего народа? Таким днем будет день принятия Израилем Христа. В день, когда народ Божий обратится ко Христу, его раны будут перевязаны и язвы исцелены.

Народ обетовании слеп и глух, - он не видит во Христе своего Мессию, он не хочет слушать Его слова. Но как гласит благая весть к слепому и глухому Израилю? Прочтем Ис. 43, 8: «Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши»; Ис. 35, 5: «Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзнутся». И что же увидит прозревший Израиль? Прочтем Захар. 12, 10: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем».

Когда же изольется дух благодати и умиления на народ обетовании? Тогда, когда он обратится ко Христу. И Слово Божье, как мы видим, говорит определенно, что он обратится ко Христу и признает в Нем своего Мессию.

Сколько и кто же из народа Божьего обратится ко Христу и примет Его как Мессию? Это будут те израильтяне, которые доживут до этих благодатных дней, как мы об этом читаем в Иерем. 50, 20: «В те дни и в то время, говорит Господь, будут искать неправды Израилевой, и не будет ее, и грехов Иуды, и не найдется их; ибо прощу тех, которых оставлю в живых».

В чем же еще заключается благовестив для обрезанных? В том, что остаток народа Божьего вернется в свою землю. Это обетование Божье мы находим во многих местах Библии. Мы -прочтем лишь некоторые из. них. Второзак. 30, 1 - 5: «Когда придут на тебя все слова сии - благословение и проклятие, которые я изложил тебе, и примешь их к сердцу своему среди всех народов, в которых рассеет тебя Господь, Бог твой; и обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его... ты и сыны твои от всего сердца твоего и от всей души твоей: тогда Господь, Бог твой, возвратит пленных твоих, и умилосердится над тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь, Бог твой. Хотя бы ты был рассеян до края неба, и оттуда соберет тебя Господь, Бог твой, и оттуда возьмет тебя, и приведет тебя Господь, Бог твой, в землю, которою владели отцы твои, и получишь ее во владение...»; Иезек. 34, 13: «И выведу их из народов и соберу их из стран, и приведу их в землю их и буду пасти их «а горах Израилевых». И, наконец, мы рассмотрим еще одну благую весть для Израиля в Ветхом Завете. Это благая весть о царстве Израиля. Как же звучит эта весть? Прочтем Иезек. 37, 21 - 24: «Так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду, и приведу их в землю их. На этой земле, на горе-Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их и не будет более двумя народами, и уже не будет вперед разделяться на два царства. А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их». Эти слова являются пророчеством о тысячелетнем царстве Христа, которое будет в основном царством Израиля. Давид, о котором в этом пророчестве говорится как о Царе и Пастыре Израиля, есть не кто иной, как наш Господь Иисус Христос. Тысячелетнее царство будет величайшим благословением для всех народов земли, как об этом мы читаем в Захар. 8, 22 - 23: «И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог». Возвращение народа Божьего в свою землю будет началом этого благословенного тысячелетнего царства.

Мы, верующие Нового Завета, совершаем одну очень великую ошибку: мы перестали видеть Израиля в Библии. Мы думаем, если избранный народ отвернулся от своего Мессии - Христа, то он потерял и право на обетования, данные ему Богом еще в ветхозаветные времена. И мы Начинаем думать, что наследие Израиля перешло к церкви из язычников. Но это не так: израильский народ остается наследником всех Божьих обетовании, предназначенных для него. Эти обетования исполнятся все до одного. Народ израильский получит все, что Господь ему обещал. Мы должны знать, что есть наследие церкви из необрезанных, то есть из язычников, и есть наследие церкви из обрезанных, то есть из иудеев. И мы должны быть хорошо знакомы с тем и другим наследием.

Обетования Божий об оживлении Израиля, об исцелении его ран, о даровании ему слуха и зрения, о возвращении его в землю Израилеву, об участии его в царстве Мессии - (все это является весьма благой и радостной вестью для избранного Богом народа. Но самой благой вестью для Израиля были, конечно, пророчества. Приведем некоторые из них. Вот перед нами пророчество умирающего Иакова в Быт. 49, 10: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов». Откроем Чис. 24, 17: «Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля». Прочтем пророчество величайшего ветхозаветного пророка Исайи 7, 14: «Сам Господь даст вам знамение: «се дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил»; Исайи 9, 6: «Младенец родился нам, Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог «крепкий, Отец вечности, Князь мира». Прочтем Михея 5, 2: «И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами иуд иными? из тебя произойдет Мне Тот, который должен быть владыкою в Израиле и которого происхождение из начала, от дней вечных». Но пророчества Ветхого Завета говорили о пришествии Христа не только как долгожданного Мессии Израиля, но и как «Желаемого всеми народами», то есть и язычниками, как мы читаем в Книге пророка Аггея, 3, 7: «...и придет Желаемый всеми народами». И что же мы видим в Новом Завете? Полное исполнение всех этих пророчеств: Христос Мессия рождается в одном из самых малых городков Палестины - Вифлееме, не в столице тогдашнего мира Риме, а именно в Вифлееме. Мы видим в Вифлееме и деву, и Младенца, и звезду, подтверждающих исполнение пророчеств Ветхого Завета. Мы видим в Вифлееме и благочестивых иудейских пастухов, поклоняющихся божественному Младенцу и, представителей языческого мира - волхвов с востока, поклонившихся у яслей Вифлеема. Из ангельского славословия над полями Вифлеема мы слышим слова «И на земле мир», свидетельствующие нам о том, что исполнилось пророчество умирающего Иакова о пришествии в мир Примирителя, и пророчество Исайи о Христе как о Князе мира.

А теперь мы послушаем благую весть Симеона, держащего на своих руках Младенца Иисуса. Симеон говорит о Христе: «Свет к просвещению язычников и слава народа Израиля» (Ев. Луки 2, 32). «Свет к просвещению язычников» - мы увидим исполнение этих слов, когда займемся вопросом, что говорит Библия о язычниках. «Слава народа Израиля» - исполнение этих слов мы видим, когда рассматриваем все, что говорит Библия об израильском народе. Мы знаем слова Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Ев. Марка 16, 15); а также слова Христа: «Идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Ев. Матф. 28, 19 - 20).

Но знаем ли мы план Христа для проповеди Евангелия? Этот план гласит: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли», (Деян. Ап. 1, 8). Разве мы не видим в этих словах Христа двойного плана для проповеди Евангелия: свидетельство о Христе в Иерусалиме, во всей Иудее и Самарии; и свидетельство о Христе «до края земли», то есть за пределами Палестины? Другими словами, благовествование Евангелия Израилю и благовествование Евангелия язычникам.

Как же было исполнено это повеление Христа: «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме»? Это свидетельство о Христе в Иерусалиме раздалось с особой силой в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов. В результате этого свидетельства было обращено три тысячи душ; в Деян. Ап. 4, 4 говорится об обращении пяти тысяч душ; в Деян. Ап. 6, 7 мы читаем: «Слово Божье росло и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере».

Но свидетельство о Христе должно было звучать и за пределами Иерусалима. Повеление Христа гласило: «Будете Мне свидетелями... во всей Иудее и Самарии». И это повеление Христа было исполнено, причем удивительным образом. Прочтем Деян. Ап. 8, 1: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии»; ст. 4: «между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово».

И, наконец, исполнилось повеление Христа и относительно свидетельства о Нем «до края земли». Свидетельство о Христе «до «рая земли» было поручено ап. Павлу и его соратникам: Варнаве, Тимофею, Титу, Епафрасу, Епафродиту и другим. Мы можем не сомневаться, что в дни апостолов евангельская весть прозвучала не только в Греции и Риме, но и достигла пределов Испании (Рим. 15, 24 - 28). И вот почти две тысячи лет звучит свидетельство о Христе и сердцу Израиля и сердцам язычников. Что же говорит Евангелие о результате свидетельства О Христе Израилю и язычникам? Прочтем Откр. 7, 4 - 10: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимоза запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова - запечатлено двенадцать тысяч; из колена Ассирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч». Не будем думать, что число «двенадцать» здесь число арифметическое. Нет, это число библейское, обозначающее некоторую полноту церкви из израильского народа. Дальше мы читаем о церкви из язычников: «После сего взглянул я, и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: «Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу».

Итак, перед нами две величественные картины: первая картина - церковь искупленных из Израиля, и вторая картина - церковь искупленных из язычников. О каком-либо неравенстве между искупленными из Израиля и искупленными из язычников и речи нет в Евангелии. И сто сорок четыре тысячи из народа израильского, и «великое множество» из язычников - все они находятся в одном и том же месте: в новом Иерусалиме, на «горе Сионе» (Откров. 14, 1), и пред престолом Бога и Агнца.

Но заметим, что сто сорок четыре тысячи искупленных из Израиля названы в Откровении Иоанна 4, 4 «первенцами Богу и Агнцу». Что значит первенцы? Это старшие дети в семье. Искупленные из израильского народа - это старшие члены семьи Христовой, каковой является Его искупленная Церковь. Стол на брачной вечери Агнца будет один, но в семье, сидящей за этим столом, Христос обращает наше внимание прежде всего на искупленных из Израиля - Авраама, Исаака и Иакова, а затем на множество, которое придет с востока и запада. Прочтем об этом слова самого Христа в Ев. Матфея 8, 11: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном».

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. (Евангелие от Иоанна 3:1-21)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое. (2-е Коринфянам 5:17)

Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. (2-е Коринфянам 5:21)

Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, (1-е Тимофею 2:3-6)

Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. (1-е Иоанна 2:1-2)

И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; (к Колоссянам 2:13-14)

Слово сие верно и всякого принятия достойно. 10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. (1-е Тимофею 4:9-10)

Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. (к Римлянам 5:15)

Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. (к Титу 3:4-7)

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. (Евангелие от Иоанна 1:12-13)

Дополнительную информацию вы можете получить, написав нам по адресу

Слово спасение стало очень популярным христианским термином.

Мы вспоминаем об Армии Спасения, или об уличном проповеднике, носящем на себе плакат с предупреждением о конце света.

Но когда мы думаем и спасении в терминах христианства, первый вопрос, который мы должны задать себе:

Спасение от чего?

“Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.” (Ин. 3:36)

Даже Израильтяне.

“Ибо возмездие за грех - смерть.” (Рим. 6:23)

Смерть нашей души.
Вечная смерть нашего духа.

Это довольно ясно намекает на гибель для каждого человека, потому что, как мы видим, в Библии сказано: “Нет праведного ни одного” (Рим. 3:10) и “Потому что все согрешили и лишены славы Божией” , и “Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” (Рим. 5:12).

Но человек - это вечное существо. Наше тело умирает, но наш дух вечен. Итак, если наш дух не может, согласно очень строгим Божьим правилам, вечно жить в небесах, остаётся одна единственная альтернатива для человечества: “Да обратятся нечестивые в ад” (Пс. 9:17).

Бог есть любовь.

Бог знает, что со дня нашего рождения у нас есть склонность делать вещи, которые не следует делать. Библия по сути говорит следующее: “Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы - персть” (Пс. 102:14).

Библия говорит:

“Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения” (Евр. 9:22)

Но вот в чём суть.

“Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом” (2 Кор. 5:21)

Он родился не случайно.


“Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16)

Если мы говорим о спасении от чего-то, мы имеем в виду потребность спасения от какой-то опасности. Потому, когда речь идёт о спасении, мы прежде всего должны иметь в голове чёткое понимание о том, от чего мы, или кто-то другой, нуждаемся во спасении.

Писание даёт ясный ответ на этот вопрос.
Что же Библия говорит о спасении?

В Евангелии от Иоанна, Иоанн Креститель говорит об Иисусе:

“Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.” (Ин. 3:36)

Но подождите! Я думала, что Бог есть Бог любви, а здесь говорится о гневе Божьем на тех, кто не уверует.

Почему бы Богу не быть более терпимым?

Потому что Божья цель номер один для всего творения, даже для человечества, - Его прославление.

Это самая главная цель нашего рождения. Но наше противление Ему, наше неверие в Него, и то, что мы не позволяем Ему через Библию диктовать нам, как жить, - это пощёчина Ему.

Всю историю, после того, как Адам и Ева съели плод с Древа Познания Добра и Зла, человечество продолжает давать пощёчины Богу своим противлением и отказом принимать Его власть над ним.

Даже Израильтяне.

И в Послании к Римлянам мы видим причину, по которой это настолько разрушительно:

“Ибо возмездие за грех - смерть.” (Рим. 6:23)

Смерть нашей души.
Окончательная смерть нашего тела.
Вечная смерть нашего духа.

Бог создал небеса как вечное место пребывания для всех, кто умрёт, но при одном условии:

Ты должен быть идеальным - ты должен быть святым.

Хм, это кажется нечестным. Не так ли?

С первого же дня всё складывается против нас!

Это довольно ясно намекает на гибель для каждого человека, потому что, как мы видим, в Библии сказано: “Нет праведного ни одного” (Рим. 3:10) и “Потому что все согрешили и лишены славы Божией”, и “Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” (Рим. 5:12).

Но человек - это вечное существо. Наше тело умирает, но наш дух вечен. Итак, если наш дух не может, согласно очень строгим Божьим правилам, вечно жить в небесах, остаётся одна единственная альтернатива для человечества: “Да обратятся нечестивые в ад” (Пс. 9:17).

Это, похоже, свидетельствует в пользу тех, кто изображает христиан как злобных радикалов, кричащих, что все пойдут в ад, если не учитывать одну вещь.

Бог есть любовь.

Он действительно таков, и вот как Он показал это.

Бог знает, что со дня нашего рождения у нас есть склонность делать вещи, которые не следует делать. Библия по сути говорит следующее: “Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы - персть” (Пс. 102:14).

Это означает, что Бог понимает человеческую природу. Он не забывает о том факте, что мы несовершенны и никогда таковыми не будем.

Потому Он придумал другое правило для небес.

Это правило состоит в том, что есть плохие вещи, которые мы делаем, - плохое, что мы сделали, но не хотели этого, - плохие вещи, которые мы делаем потому, что мы упрямы и хотим делать по-своему, плохие вещи, которые мы делаем, несмотря на… любую причину, и есть путь исправить это всё.

Оглядывались ли вы когда-нибудь назад и сожалели ли о чём-то, что вы сделали? Глупый поступок в школе, как, например, списывание на экзамене.

Или о чём-то большем, например, аборт - и боль, и вина, которые просто так не уходят?

Есть способ для того, чтобы это ушло.

Это та часть, в которой мы видим, что Бог действительно есть любовь.

Библия говорит:

“Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения” (Евр. 9:22)

Но вот в чём суть.

Мы не можем быть теми, чью кровь можно пролить, потому что жертва должна быть полностью идеальной. И это приводит нас только к одной личности.

Это именно та причина, по которой Иисус пришёл на землю.

“Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом” (2 Кор. 5:21)

Он родился не случайно.
Он пришёл не для того, чтобы сказать хорошие вещи людям.
Он пришёл не для того, чтобы сказать, что мы должны любить и прощать друг друга.
Он пришёл даже не для того, чтобы исцелять людей и дать им лучшую жизнь.

Иисус пришёл с одной единственной целью - чтобы умереть.

“Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16)

Это была одна единственная причина Его рождения, потому что, согласно Божьему плану, Он должен быть тем, кто прольёт Свою кровь, чтобы наши грехи были прощены.

Бог в буквальном смысле позволил Своему Сыну быть убитым, как преступник, чтобы дух каждого из нас не провёл вечность в аду.

Но есть условия для этого. Кровь Иисуса не даёт бесплатный пропуск на небеса всему человечеству, жившему, живущему и будущему жить.

По поводу вопроса "Можно ли потерять спасение?" много спорят. Это происходит, прежде всего, потому, что этот вопрос неправильно поставлен. Чаще всего, подобные вопросы ставятся тогда, когда люди не до конца понимают Библейское учение о природе спасения. Говоря о спасении, Священное Писание нигде не использует слово "потерять".

Для этого есть важные причины.

1) Во-первых, потерять можно то, что существует само по себе. Например, вы взяли конфету, положили её к себе в карман и позже обнаружили, что вы её потеряли. Представьте себе другую ситуацию, вы съели конфету и её содержимое, попав к вам в желудок, растворилось там, проникнув в вашу кровь и далее в каждую клетку вашего организма. Молекулы конфеты, стали частью вашего организма, теперь, в какой-то степени они определяют то, чем является ваше тело. В такой ситуации будет абсурдно говорить о том можно ли потерять съеденную конфету, так как она стала частью вас.

Что-то подобное происходит и со спасением. Некоторые люди рассматривают спасение как что-то внешнее, например билет на самолёт, который лежит у человека в кармане и по которому его допустят к полёту. В данной ситуации, наличие билета, абсолютно не связанно с тем, кем является человек, злой он или добрый и т. д. Он просто имеет билет, который он каким-то образом приобрёл. Этот билет он может потерять или при желании выбросить. Библейское спасение построено на абсолютно других принципах. Библия говорит о том, что спасение, принесённое Христом, не лежит у него в кармане или даже в мозгу, но оно полностью изменяет природу человека. Для того, чтобы иметь спасение недостаточно только поменять мнение о чём-то или перестать делать что-то. Иисус Христос говорил об этом Никодиму:

Eсли кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. (Иоанна 3:5-6)

Об этом же говорили пророки Ветхого Завета, свидетельствуя о грядущем спасении Нового Завета

Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. (Иер 31:33)
И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня. (Иер 32:40)

Рождение свыше - это явление, которое происходит под действием Духа Святого, поселяющегося в возрождённом человеке "...кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" говорит апостол Павел в Рим 8:9. Это означает, что сам Бог живёт в возрождённом человеке, соединяясь своим Духом с обновлённым духом человека и делая его обновлённым творением, которое характеризуется качествами Божественной природы. Таким образом, говоря о возможности изменения статуса верующего, нужно говорить не о том можно или нет потерять спасение, а о том возможно ли обратить вспять процесс духовного рождения.

2) Вторая причина, по которой возникает много проблем связанных с вопросом о потере спасения, заключается в том, что большинство людей не знают Библейского учения о результатах спасения. Наблюдая за тем, что многие люди, причисляющие себя к верующим, грешат в своей реальной жизни, они не могут сопоставить Библейское учение о спасении с Библейским учением об освящении. Для многих людей вопрос спасения выглядит в форме следующей логической конструкции -

1) Ничто нечистое не может войти в небеса (Отк 21:27)

2) Поэтому если верующий допустит что-либо греховное в своих мыслях, словах или делах то он погиб.

Эта конструкция может быть в действительности правильной, но она правильна только в том случае, если человек спасался бы своею собственной праведностью. Большинство людей признают реальный факт, что на земле не существует человека, который не имел бы греха (1 Иоан 1:8). Ведь грех это не только, то что человек делает, нарушая Божьи заповеди, но и то, что он не делает, или же делает не на надлежащем уровне качества или посвящения. Если спасение человека зависит от его собственной праведности тогда на земле вообще не может быть спасенных.

Некоторые люди пытаются обойти эту проблему утверждая, что верующий погибает только тогда, когда совершает какой-то "значительный" грех, а когда он делает "не значительные" грехи, тогда это не так страшно. Но здесь возникает другая проблема: какой грех мы можем считать значительным, а какой нет, и на основании чего? Библия ничего не говорит о разделении грехов на смертные и не смертные.

В самом деле, Священное Писание учит, что спасение человека возможно только в результате принятия абсолютной праведности Христовой. Вот почему Библия учит о заместительной жертве Христа. Иисус Христос на голгофском кресте взял на себя абсолютно все наши грехи и заплатил за них полную цену. При этом Он дал уверовавшим в Него свою абсолютную праведностью,

От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением. (1 Кор 1:30)
Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом&. (2 Кор 5:21)

Таким образом, все кто попадёт на небеса, попадут туда только в результате праведности Христовой, а не своей, человеческой праведности. В послании к Евреям об этом говориться:

Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. (Евр 10:14.)

Но если это так, скажет кто-то, тогда не значит ли это, что спасённый человек может грешить и при этом оставаться спокойным, что всё равно попадёт на небеса. Не будет ли это разрешением на грех. Никак нет! Апостол Павел говорил о том, что его тоже пытались обвинять в чём-то подобном (Рим 3:7-8). Это невозможно, потому что рождённый свыше человек как раз и отличается от неверующих тем, что его новой природе противен грех. Если только он согрешает, он всегда старается освобождаться от греха. Об этом очень хорошо сказано в первом послании Иоанна, в котором автор говорит о качествах настоящего христианина:

Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. (1 Иоанна 3:9)

В греческом тексте Нового Завета очень ясно, что речь здесь идёт о том, что рождённый от Бога человек не пребывает в грехе. Он не может быть в грехе благодаря его новой природе. Такой человек может в какой-то ситуации согрешить (1 Иоанна 2:1), но так как грех неестественен для его новой, Божественной природы, он обязательно будет искать освобождения от него, "Праведник семь раз упадёт и встанет" Притчи 24:16.

Таким образом, отличием рождённого свыше человека, от не возрождённого является стремление жить без греха. Тот, кто имеет природу Христа, никогда не может восстать против Бога, потому что Христос является Богом и не может восстать против Самого Себя, в этом и суть Его природы. Когда христианин по своему не бодрствованию попадает под влияние своей плоти, его дух будет немедленно стремиться умервщлять дела плотские (Рим 8:13). Если же человек упал и не хочет вставать, если ему безразлично делает ли он грех или нет, это означает, что такой человек был христианином только на словах, а не на деле. Иоанн говорит о таких:

Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши. (1 Иоанна 2:19)

Здесь, апостол прямо подтверждает, что человек оставивший христианский путь никогда в действительности не был рождённым свыше.

Священное Писание во многих местах говорит о том, что настоящий христианин, который знает Бога как своего Отца и который противиться греху и следует за Христом, может полностью полагаться на праведность Христову и поэтому может быть полностью уверенным в том, что Господь сохранит его до конца. Об этом говорится во многих местах Библии (Иоанна 6:37; 10:26-30; Рим 8:29-39; Фил 1:6).

Говоря об этом нельзя обойти стороной, вопрос о тех местах Писания, которые предупреждают об опасности отпадения и погибели. Читая тексты подобные Евр. 6:4-6 и др. возникает вопрос если христианин не может пребывать во грехе и всегда старается от него освободиться и поэтому не погибнет, зачем же тогда предупреждать его об опасности погибели? Действительно, если рассматривать эти тексты в отрыве от контекста и всего учения Писания, то может показаться, что Писание в этих местах противоречит само себе. Но, при более внимательном изучении этих мест становиться ясно, что Господь использует эти тексты для того, чтобы с их помощью сохранить своих детей от погибели (см. Евр 6:9). Дело в том, что спасённый человек это тот, кто реагирует на Божественное слово. Поэтому Бог и говорит ему - "туда не ходи, там опасно". Эти предупреждения необходимы как средство, при помощи которого Бог помогает рождённому свыше человеку знать, что является грехом и что необходимо обходить и избегать Другими словами Бог использует предупреждения об опасности отпадения в качестве инструмента, при помощи которого Он сохраняет от падения своих детей.

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. (1 Петра 5:8-10)

Более подробно об этой теме вы можете узнать во втором уроке материала по ученичеству представленном на нашем сайте. Кроме того, если вы хотите иметь более чёткое представление о Библейском учении о спасении, прослушайте, пожалуйста, серию проповедей "Библейское учение о спасении", а также проповедь "Хлеб жизни".