Домой / Утепление жилища / Семинар практикум игры для развития фонематического слуха. Семинар-практикум для родителей "Развиваем фонематический слух ребёнка"

Семинар практикум игры для развития фонематического слуха. Семинар-практикум для родителей "Развиваем фонематический слух ребёнка"

Елена Гайдар

Цель - обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с ОНР .

Задачи :

Заинтересовать родителей речью собственного ребенка.

Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по .

Участники семинара : родители старших дошкольников , учитель-логопед - ведущий практикума.

Продолжительность : 40 минут- 1 час.

Оборудование : презентация в Power Point «Развиваем фонематический (речевой) слух », аудиозаписи природных и бытовых шумов, компьютерная игра «Развитие речи . Учимся говорить правильно» , памятка-консультация для родителей «Упражнения для », красная и синяя вазы, искус-ственные цветы.

Предварительная подготовка

1. Подбор и изучение литературы по теме семинара .

2. Оформление презентации в Power Point «Развиваем фонематический (речевой) слух ».

3. Разработка памятки-консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет ».

Ход практикума

Организационный момент.

Какой родитель не мечтает о том , чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух , это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки (материал оформлен в виде слайдов) .

1. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик» , «удюг» вместо «утюг» ,

2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день» , «клюмба» вместо «клумба» ,

3. Замены свистящих звуков ([с], [з], [ц]) шипящими ([ш], [ж], [ч], [щ]) («сапка» вместо «шапка» , «сапля» вместо «цапля» и т. д.).

4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных ([р], [р"], [л], [л"]) и [й] («глачи» вместо «грачи» , «гойка» вместо «горка» и т. д.).

Чтобы этого не случилось, позаботимся об этом прямо сейчас - поиграем в игры занимательно- развлекательного характера , которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка .

Выступление учителя-логопеда с сообщением «Речевой и неречевой слух »

Но сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух , какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе .

Что такое слух ? Это способность человека с помощью ушей восприни-мать звуки и ориентироваться по ним

в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух - это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Вот сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и догадливый, поиграем в игру «Угадай, что звучит?» (логопед включает несколько аудиозаписей бытовых и природных шумов, а родители определяют , какие это звуки).

Речевой слух - это слух на звуки речи , то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического ) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, - что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла» превращается во «мглу» , «лес» в «лису» , «Мишина каша» в «мыши на машине» и т. д.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия , которое содержит в себе два компонента : фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятие - первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного года до 4-х лет.

Звуковой анализ - это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов и слов. Он относится ко второй ступени и формируется после четырех лет.

Развитие речи , включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения : письменная речь формируется на основе устной, и дети,

страдающие недоразвитием фонематического слуха , являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения) .

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха . Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей , всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Совместная деятельность логопеда и родителей , которые выступают в роли детей . (Показ презентации «Развиваем фо-нематический (речевой) слух » с обыгрыванием игр.)

Сейчас, уважаемые родители , давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли своих детей .

Игра «Будь внимательным!»

Задана - развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши) . Например : звук [р]:

л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н;

ла-зы-ру-жа-ра-чу-во-ры-ту-лэ;

нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина.

Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо (например : [м], [р], [с], а мягкие звуки произносим мягко (например : [с"], [л"], [м1], звонкие согласные (например : [р], [ж], [н] и т.

д.) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например :«дуб» - в конце слышим звук [п]; «ложка» - в середине пишем букву «ж» , но слышим звук [ш]). Не забывайте о различии буквы и звука : в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например : произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, хотя пишем «молоко» .

Игра «Назови картинки»

Задача - учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [ш]. Например, картинки : машина, мышь, банка, тапки, шапка и т. п.

Игра «Придумай имя»

Задача - учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук. Например : [н] - Настя, Надя, Наташа; [в] -Ваня, Валера, Вася, Валя.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача - учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например : кот - [к], банка - [б].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале ([я], [е], [ё], [ю], так как они обозначают двойные звуки ([йа], [йэ], [йо], [йу]) . При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука [э]: не «эм» , не «мэ» , а чистый звук [м], например в слове «мост» .

Игра «Назови последний звук в слове»

Задана - учить выделять последний звук в слове.

Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например : дом - [м], дуб - [п].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными бук-

вами в конце ([я], [е], [ё], [ю], так как они обозначают двойные звуки ([йа], [йэ], [йо], [йу]) .

Игра «Отгадай слово»

Задача - учить составлять слова по первым звукам предметов, изо-браженных на картинках.

Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово. Например : лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса) .

Игра «Добавлялки»

Задана - учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например : звук [ш]:. уба (шуба,. апка (шапка,. ар (шар) ; мы. (мышь, но. (нож, ду. (душ) .

Игра «Определи место звука в слове»

Задача - развивать умение определять место звука в слове (начало, конец, середина) .

Определите, где «живет» заданный звук в слове : в начале, в середине или в конце слова. Например : звук [ш] в словах : мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине) .

Игра «Прохлопай слова»

Задача - учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например : ма-ли-на (3 слога) .

Напоминаю правило русского языка : «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов» . Для определения количества слогов можно использовать и такой прием : кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустится вниз (произнося гласные, столько и слогов в слове.

Игра «Позови слово»

Задача - учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится в слове более длительно, протяжно. Например : «ноооты» - ударный гласный [о].

Знакомство родителей с компьютерной игрой «Развитие речи . Учимся говорить правильно»

Для развития фонематического слуха можно использовать и специальные детские компьютерные программы, например компьютерную игру «Развитие речи . Учимся говорить правильно» {показ игры на компьютере).

Данная игра содержит занимательные задания как на развитие неречевого слуха , например «Музыканты» , «Транспорт» , «Наш дом» , «Скотный двор» , «Птичий двор» и др., так и на развитие речевого слуха , например «Голосистые звуки» , «Безголосые звуки» , «Звуки-двойняшки» , «Сердитые и ласковые звуки» .

Обмен впечатлениями от встречи

логопед раздает памятки-консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет » с описаниями игр, представленных выше.

Сейчас, уходя с семинара , выберите цветы и поставьте в вазы. Если вам все очень понравилось, вы чему-то новому научились - в красную вазу. Если не понравилось. - в синюю вазу.

Литература

1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. - СПб.: «Лань» , 1999.

2. Герасимова А. С. Популярная логопедия : практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2007.

3. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи . - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2005.

4. Дурова Н. В. Фонематика . Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

5. Карасюк Н. Н. Значение пальчиковых игр для развития речи до-школьников . Практикум для родителей // Дошкольная педагогика . - 2011, № 1, стр. 63-65.

Семинар-практикум для родителей

Учитель-логопед МБДОУ д/с № 8

Бижова О.А.

Г.Новочеркасск

На семинаре демонстрируется презентация «Развиваем фонематический слух ребенка» (является приложением к данному сценарию)

Ход семинара:

    На демонстрационной доске показаны вопросы, которые планируется рассмотреть в ходе встречи:

    Что такое фонематическая функция?

    Этапы развития фонематических процессов.

    Игры упражнения для формирования и коррекции фонематических процессов

    Семинар начинается с игры «Посидим в тишине», после чего предлагаем назвать как можно больше звуков, которые они смогли услышать. (Ответы родителей, дополнения логопеда)

    Фонематические функция включает в себя:

Фонематический слух;

Фонематическое восприятие;

Фонематические представления;

Фонематический анализ и синтез.

    Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематический слух является частью физиологического слуха и направлен на сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.

Из-за недостаточно развитого фонематического слуха начинается ряд проблем: ребенок не может отличить парные согласные (твердые-мягкие, глухие-звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы

    Фонематическое восприятие- специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?

Если фонематическое восприятие плохо развито, то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т,ж-ш,с-ш, и т.д.)

    Фонематический анализ и синтез - умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе правильного произношения, понимания речи, грамотного письма и чтения в процессе школьного обучения

При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки: побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста-"паса", марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных между согласными при их стечении: паста-"пасАта"; в перестановках звуков: утка-"тука"; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата-"лата","лотапа".

    Этапы развития фонематического слуха:

На начальном этапе развития фонематического слуха - до 2-3 лет, ребёнок развивает свои способности различать окружающие звуки, которые не связаны с речью: звон, стуки, шорохи и шелест, шуршание, звуки природы и т.д. Одновременно с этим, слушая речь взрослых, малыш начинает различать речевые звуки и учится вычленять каждый звук.

    Звуковой анализ и синтез.

    Родителям предлагается вспомнить некоторые правила русского языка из школьной программы.

    Демонстрируется слайд «Звуки и буквы»

    Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, читаем и пишем.

    Вспоминаем схему характеристики звуков, в игровой шуточной форме предлагаем 2-3 родителям охарактеризовать звуки, остальные родители выступают в роли судей или помощников. (возможно проведение соревнований между двумя командами) На слайде представлена схема характеристики звуков (Звук гласный или согласный, гласный- ударный или безударный; согласный –звонкий или глухой, твердый или мягкий)

Следующий слайд:

Послушайте - и Вы забудете,
посмотрите - и Вы запомните,
сделайте - и Вы поймете.
Конфуций

    Игры с родителями .

I этап. Определение неречевых звуков.

    «Угадай, что звучит?»

    « Кто позвал?»

    «Посидим в тишине»

I I этап. Формирование слухового внимания

    . «Узнай слово»

Бумага - пумага - тумага - бумага - пумака - бумака”

Буман-паман-банан-гамман.

    «Стихи-небылицы»

Сели в лоЖку и - айда! -

По реке туда-сюда!

Жучка буДку не доела:

Hеохота. Hадоело.

Тает снег. Течет ручей.

Hа ветвях полно Врачей.

Hа виду у детворы

КрыСу красят маляры.

Мама с Бочками пошла

По дороге вдоль села.

Врач напомнил дяде Мите:

"Hе забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять Цапель перед сном".

Старый дедушка Пахом

Hа коЗе скакал верхом.

Закричал охотник: "Ой!

Двери гонятся за мной! " А.Шибаев

    «Незнайкины стихи»

з-ж

У Светланы и у Лизы

Есть и санки, есть и лызы.

ж-з

Что стучишь так громко, дождик? Не забьёшь ты даже гвождик.

с-ш

Лежали на улице свежие доски. На них отдыхали ленивые коски.

с-ш

Миша и Маша лежали в коляске. Были они, безусловно, двойняски.

ш-с

Двое маленьких мышат Тоже ходят в детский шад.

р-л

Грустят на пригорке Две стройные ёрки.

л-р

Был закат и тих, и светел, Но потом поднялся ветел.

рь-ль

Мама, мама, мне поверь: Сам убрал свою постерь.

рь-ль

Огибает речка Рощу, как коречко.

ль-рь

Встал Илья на тонкий лёд И хотел пойти впелёд.

ч-ть

Не за рыбой охотится чайка,

А за булкой - ну что за ленчайка!

    «Подскажи словечко»

Не грозит рыбешкам скука,

Если где-то рядом…(Щука)

Мчится, от собак спасаясь,

Меж кустов пугливый…(Заяц)

В теплице, словно светофор,

Алеет спелый…(Помидор) и др.

I I I этап Развитие навыков звукового анализа и синтеза

    «Поймай звук»

    «Найди место звука в слове»

    Найди картинку со звуком [Л]

Лев слон лампа

    Определи место звука [З] в слове

Заяц роза

    « Помоги собрать вещи» . В чемодан надо положить предметы, в названии которых есть звук «ш».

    Составьте слова из первых звуков названий картинок.(утюг, рак, облако, конфеты)

    Попробуйте еще (Рыба, удочка, часы, кот, автобус)

    Подбери схему к слову

Игры, с использованием картинного материала (для ознакомления)

В конце встречи с родителями логопед демонстрирует пособия из подручного материала и дает задание изготовить подобные игры и игрушки в домашних условиях. Лучшие работы будут представлены на выставке детско-родительских работ при следующей встрече.

Шумящие коробочки

Музыкальная шкатулка

    Лабиринты

Оксана Терёшина

Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений.

1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средство для развития фонематического восприятия.

План семинара

1. Использование игровых технологий в развитии фонематических технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников. (доклад)

2. Блиц -опрос.

3. Работа в микрогруппах

4. Игры на развитие фонематического слуха (практикум)

5. Презентация воспитателями игр на развитие фонематического слуха у дошкольников.

6. Анкетирование педагогов.

7. Разное.

ХОД СЕМИНАРА,

1. Выступление докладчика

2. Блиц-опрос

Что такое

Фонематический слух;

Фонематическое восприятие;

Фонемный анализ.

Сколько существует этапов по формированию фонематического восприятия

Л. С. Выготским был введен термин «фонематический слух» , который включает в себя 3 речевые операции:

Способность слышать есть данный звук в слове или нет;

Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Несколько позже Д. Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие» . Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

Умение определять линейную последовательность звуков в слове;

Умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

Осознание или подсчет количества звуков в слове.

Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ , включающий:

1. выяснение порядка следования фонем в слове;

2. установление различительной функции фонем;

3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку. Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.

Профессор Л. С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Что такое фонематическое восприятие ? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.

Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

3. Работа в микрогруппах.

Каждой микрогруппе написать по 2 этапа с указанием в какой возрасной группе будет осуществлять работа

I этап - узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти.

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Этим целям служит целый ряд игр.

III этап - различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап - дифференциация слогов.

V этап - дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух - и трехсложные слова. Необходимо объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.)

4. Игры на развитие фонематического слуха (практикум)

Каждой микрогруппе даётся по 3 игры. Необходимо определить на каком этапе формирования фонематического восприятия их можно использовать и в какой возрастной группе.

1 микрогруппа

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы. (1 этап -узнавание не речевых звуков)

Д/у «Три медведя»

Цель: формировать у детей умение произносить соответствующие реплики изменяя тембр и высоту голоса. (2 этап- различение высоты, силы, тембра голоса)

Д/у «Звуковая цепочка»

Цель: формировать у детей умение определять последний звук в слове и придумывать новое слово, начиная с этого слова. (6 этап- развитие навыков элементарного звукового анализа)

2 микрогруппа

Д\У «Живые звуки, слоги»

ЦЕЛЬ: формировать у детей умение синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.

ХОД ИГРЫ: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:

Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».

Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».

Оля, ты главный звук «и».

Вера, ты второй звук слова «дно»

Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось. (V этап-дифференциация фонем)

Д/У «Верно-неверно»

Цель; формировать у детей умение услышать правильный вариант произношения.

(III этап-разлечение сходных по звучанию слов)

Д/У. «Жмурки»

ЦЕЛЬ: формировать у детей умение с завязанными глазами двигаться в сторону звенящего бубна (Iэтап- узнавание не речевых звуков).

3 микрогруппа

Д\У «Звуковые прятки»

Цель игры: развитие фонематического слуха; развитие внимания

Материал: мяч.

Ход игры: Ведущий загадывает звук, который играющие будут искать в словах, например, звук «о». А затем, бросая мяч играющим произносит разные слова, например, «кошка», «стул», «почта», «сок», «карандаш» и т. д. Играющий, которому бросают мяч, должен внимательно прослушать слово и, если в этом слове есть нужный звук, то он ловит мяч, если нет – отбивает. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибётся. (VI этап- развитие навыков элементарного звукового анализа)

Дидактическая игра «КузовОК»

Цель игры: развивать фонематический слух; учить подбирать слова, которые оканчиваются на «ок».

Материал: красивая коробочка или корзинка, фишки.

Ход игры: Ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «-ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на –ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек. (IV этап- дифференциация слогов)

5. Презентация воспитателями игр на развитие фонематического слуха у дошкольников.

6. Анкетирование педагогов.

1. Какие методики по развитию речи у детей Вы используете в своей работе?___

2. При составлении конспекта занятия, какие методические пособия Вы используете?___

3. Какова основная цель развития фонематического восприятия у детей в дошкольном возрасте?___

4. Сформулируйте задачи развития фонематического слуха и восприятия в своей возрастной группе___

5. Какие методы и приёмы развития фонематического слуха и восприятия Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей?___

6. Что в работе по воспитанию фонематического слуха и восприятия Вы считаете наиболее актуальным для детей вашей возрастной группы?

7. Каким формам работы с детьми Вы отдаёте предпочтение при воспитании фонематического слуха и восприятия?

8. Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития речи своих детей? ___

9. Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи? ___

10. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в работе по воспитанию фонематического слуха и восприятия? ___

11. В чём, по вашему мнению, должна заключаться помощь воспитателю группы со стороны методиста и логопеда детского сада? ___

12. В чём, по вашему мнению, заключается самостоятельная работа воспитателя в данном направлении?___

7. Подведение итогов семинара-практикума.




Семинар-практикум для родителей

«Фонематический слух-основа речи»

Подготовила учитель-логопед: И.С. Бобрешова

Цель: Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей.

Задачи: Заинтересовать родителей речью собственного ребенка.

Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

Участники семинара родители старших дошкольников, учитель-логопед, воспитатель- ведущий практикума.

Продолжительность: 40 минут -1 час.

Оборудование: презентация «Развиваем фонематический (речевой) слух, аудиозаписи природных и бытовых шумов, компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно», памятка – консультация для родителей « Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет», красная и синяя вазы, искусственные цветы.

Предварительная подготовка

1.Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2.Оформление презентации «Развиваем фонематический (речевой) слух».

3. Разработка буклета для родителей «дома играем, фонематический слух развиваем».

Ход практикума:

1.Организационный момент

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки (материал оформлен в виде слайдов).

1.Замены звонких согласных парными глухими и наоборот(«томик»вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)

2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

3.Замены свистящих звуков (С,З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч)(«сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)

4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных(Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.)

Чтобы этого не случилось, позаботимся об этом прямо сейчас- поиграем в игры занимательно –развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.

2. Выступление учителя –логопеда с сообщением «Речевой и неречевой слух»

Но сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух, какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Вот сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и догадливый, поиграем в игру «Угадай, что звучит?» (логопед включает несколько записей бытовых и природных шумов, а родители определяют, какие это звуки).

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что –то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т.д.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятие- первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного до 4-хлет.

Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов, слов. Он относится ко второй ступени и формируется после четырех лет.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владение артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

3. Совместная деятельность логопеда и родителей, которые выступают в роли детей. (показ презентации «Развиваем фонематический (речевой) слух» с обыгрыванием игр).

Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли своих детей.

Игра «Будь внимательным!»

Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»:л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот,корка,шутка.

Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р,Ж,Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (наприме, «дуб» - в конце слышим звук П.) Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».

Игра «назови картинки»

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш.Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.

Игра «Придумай имя»

Задача –учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ –К, БАНКА -Б.

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е,Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙО,ЙУ,ЙЭ).При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ,не МЭ,а М, например, в слове «МОСТ».

Игра «Назови последний звук»

Задача – учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, дуб –Б.

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце (Я, Е,Ё,Ю),так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙУ,ЙЭ,ЙО).

Игра «Отгадай слово»

Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Добавлялки»

Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

Игра «Определи место звука в слове»

Задача - развивать умение определять место звука в слове(начало,середина,конец)

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

Игра «Прохлопай слово»

Задача – учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ли-на(3 слога).

Напоминаю правило русского языка: « Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием:кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз(произнося гласные), столько и слогов в слове.

Игра «Позови слово»

Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова(названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится более длительно, протяжно. Например: ноооты- ударный гласный О.

4. Знакомство родителей с компьютерной игрой «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Для развития фонематического слуха можно использовать и специальные детские компьютерные программы, например компьютерную игру «Развитие речи. Учимся говорить правильно». (показ игры)

Данная игра содержит занимательные задания как на развитие неречевого слуха, например, «Музыканты», «Транспорт», «Наш дом», «Скотный дом», «Птичий дом» и др.., так и на развитие речевого слуха, например «Голосистые звуки», «Безголосые звуки», «Звуки – двойняшки», «Сердитые и ласковые звуки».

5. Обмен впечатлениями о встрече.

Воспитатель раздает памятки –консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7лет» с описаниями игр, представленных выше.

Сейчас, уходя с семинара, выберите цветы и поставьте в вазы. Если вам все очень понравилось, вы чему-то новому научились –в красную вазу. Если не понравилось – в синюю вазу.