Домой / Утепление жилища / Семейные ритуалы и обычаи. Семейные обряды и обычаи Семейные ритуалы

Семейные ритуалы и обычаи. Семейные обряды и обычаи Семейные ритуалы

Обряды и обычаи, которые практикуются в масштабах каждой отдельной семьи – удивительный, уникальный и очень мощный, в плане воспитания подрастающего поколения, инструмент.

Семья, в которой нет своих обычаев, к счастью, большая редкость.

Возможно, не каждый сразу сможет перечислить все существующие в его роду традиции, но если немного подумает, то наверняка назовет несколько совершенно особенных моментов быта, присущих именно его семье.

Даже манера здороваться по утрам или приглашать родных к столу в разных семьях разная. Кто-то говорит: «Привет», кто-то – «Доброе утро!», а у кого-то принято просыпаться и молча чмокать в щечку своих домочадцев.

Обычаи и обряды пришли к нам из глубины веков, но и по сегодняшний день играют огромную роль в жизни людей, влияют на характеры, временами даже меняют судьбы.

Есть семья – есть обычай

Семейные обычаи, обряды и традиции – это тот ментальный запас, который вчерашние дети чаще всего берут с собой в свою взрослую жизнь.

Обычаи объединяют людей, делают их терпимее друг к другу, дарят «чувство плеча», то есть – поддержки, учат взаимоуважению.

Также совместные мероприятия способствуют формированию доверия, сплачивают людей, закладывают в детях фундамент семейности, воспитывают нормы поведения.

Основа всех существующих обрядовых процессов – это трудовая деятельность людей, религия, бытовой уклад, способы отдыхать.

Обычаи призваны учить людей хорошему. Они оказывают огромное влияние на моральный, социальный, трудовой и бытовой облик человека, выполняют воспитательную функцию, также знакомят с устоями родного народа, развивают патриотичность.

Все семейные обряды и обычаи условно можно разделить на несколько групп:

повседневные или обычные – к ним относятся принятые в семье приветствия, культура приема пищи, манера общения и т.д.;

– включают в себя традиции планировать, организовывать и проводить праздничные дни;

воскресно-выходные – это обычаи, которые приняты в семье по выходным дням (совместная уборка, воскресный пирог, поход к родным, прием гостей у себя, чаепитие, просмотр фильмов, театр – все, что угодно);

траурные – погребальные, поминальные обряды;

торжественные семейные – традиции празднования больших семейных юбилеев;

хозяйственные – к ним можно отнести, походы за покупками, сбор урожая, уход за питомцами и т.п.;

бытовые – работа по дому, разделение домашних обязанностей;

календарные – создание и соблюдение свода правил проведения различных календарных мероприятий.

Многим молодым парам в день бракосочетания гости желают, чтобы вместе с их новой семьей родились не только детки, но и семейные традиции.

И это очень правильное пожелание – та семья, где есть свои традиции, всегда крепче, в ней люди больше привязаны друг к другу и к дому.

Поэтому если в вашей семье пока нет четких, узнаваемых и уникальных традиций, постарайтесь поскорее исправить ситуацию и непременно придумать несколько обычаев, которые будут неукоснительно соблюдаться и смогут быть переданными из поколения в поколение.

Самые распространенные семейные традиции

В рамках семьи обычаи и обряды могут быть как общепринятыми, так и уникальными, которых больше не встретишь ни в одном доме.

Вот небольшой перечень самых разных традиций, любую из которых взять себе на заметку может каждый желающий. Главное в обычае, это то, чтобы ему с удовольствием следовали все участники процесса.

1. Совместное приготовление любимого в семье блюда – раз в неделю или в месяц, например. Особенно приятной и хорошей традиций считается совместно делать выпечку. Она объединяет поколения, дарит радость, вдохновение.

2. Уборка, перестановка мебели, наведение порядка на придомовой территории и другие бытовые и хозяйственные мероприятия, участие в которых могли бы принимать все члены семьи.

3. Ежегодное создание коллажей из семейного фотоархива.

4. Культурное проведение досуга – воскресные кинотеатры, спектакли, концерты, выставки, ярмарки и т.п.

5. Обычай неординарно проводить праздники, например: встречать их в поезде/автобусе, уезжать в путешествие, выходить на природу, готовить необыкновенное меню.

6. Незаметно подбрасывать маленькие подарки своим родным и близким.

7. Устраивать тематические вечера – настольных игр, чтения юмористических рассказов, разгадывания кроссвордов, песен и плясок.

8. Семейные квесты – очень сближает, расслабляет и дарит позитивные эмоции.

9. Ночные пикники, сон в палатке, рыбалка…

10. Традиции встречать Новый год каждый раз в новом месте.

11. Обязательный рождественский обед с кутей.

12. Выпекание Пасхальных куличей.

13. Соблюдение поминальных дней.

14. Введение особых приветствий и прощаний.

15. Праздник сбора урожая (после непосредственно самого сбора, конечно).

16. Семейные обеды – классика и поэтому являются проверенным обычаем, способным наладить в семье доверительные и теплые отношения.

Список можно долго продолжать. Все традиции, как видно, делятся на общепринятые и сознательно скультивированные в семье.

Она как маленький секрет – объединяет вокруг себя людей, заставляет их крепко держаться друг за дружку, ценить и уважать ближнего. А у вас есть такая?

Каждого человека на протяжении всей его жизни сопровождают всевозможные русские традиции, обряды и ритуалы. Их очень много и они самые разные - на каждый день, на праздник и на какое-нибудь торжественное событие в семье.

В основу всех семейных обрядов положена вера, трудовая деятельность, быт и отдых людей. И возникновение обрядов никак нельзя назвать случайным. Требуются столетия, прежде чем какой-нибудь обряд признают в обществе.

Во всех современных традициях, дошедших до сегодняшних дней, воплотились три веры-культуры, представленные языческой, христианской и частично атеистической культурой. Все современные народные традиции являются христианскими, хотя в некоторых до сих пор прослеживаются остатки язычества и атеизма.

Семейные обряды белорусов являются живым голосом народа.

Они учат хорошему. Некоторые русские традиции были заложены в норме общественного поведения. Они оказывали немалое влияние на моральный, этико-бытовой или трудовой облик каждого из людей.

В современном мире существует масса различных обычаев и обрядов и каждый из них можно условно разделить на церковно-религиозные и мирские. Церковно-религиозные обряды имеют в народе тесную связь с церковью, а мирские происходят за пределами церкви, и существуют они отдельно, хотя и имеют тесную связь.

В церковных обрядах можно встретить массу элементов в виде хлеба, воды, ладана, свечей, ивовых веток, колец. Мирские, в свою очередь, заимствовали святой образ, икону, крест, библию, молитву из церковных обрядов. А сам комплекс семейных обрядов представлен обычными, воскресно-праздничными, торжественно-семейными, траурно-похоронными, календарными, бытовыми и хозяйственными.

Особенности проведения семейных обрядов

В основу всех семейных обрядов белорусов положена история и быт народа. Их путь развития очень длительный, и они сумели сохранить следы верований, мировоззрений, семейного и общественного уклада. В семейных обрядах можно найти отражение жизненного уклада, бытовых норм и обычаев рода, семьи. Все семейные обряды отличались четкой структурностью, и каждый народ всегда и строго их соблюдал.

Основными семейными традициями всегда были и остаются таинство крещения, свадьба, похороны. Свадебные обряды были представлены предсвадебной, собственно свадебной и послесвадебной частью. Похоронный обряд состоял из предпогребальных обрядовых действий, погребальных обрядов и поминок.

Все народные обряды до сих пор живут, они пронизаны земными потребностями и духовными идеями, символами, они наделены чувствами и богатыми образами.

Благодаря семейным обрядам происходило формирование характера семейных отношений, психологии и поведения людей.

Все семейные обряды носят воспитательную функцию, и для каждого народа обряды - это священное достояние, которым крепко дорожит каждый человек.

Разновидности семейных обрядов

В русских семейных традициях белорусов со времен язычества происходит отражение полного семейного цикла, состоящего их крещения, свадьбы и похорон. В старину каждый семейный обряд был наделен магическими свойствами, которые служили надежной защитой человека от злых сил.

Таинство крещения. Уже в первые месяцы жизни на Руси крещение ребенка было обязательным и неукоснительным правилом.

Сегодня Крещение в Православной Церкви совершается посредством троекратного погружения с головой в купель со святой водой со словами «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа».

При совершении таинства крещения совершается несколько обрядовых действий, наделенных символическим духовным значением:

  • сначала крещаемый обращается лицом к западу - символу тьмы, это делается для того, чтобы он отрекся от сатаны;
  • затем происходит помазание елеем малыша перед погружением в купель, что символизирует непобедимость в борьбе с сатаной;
  • далее крещаемого погружают в воду и Дух Святой дарует семя Жизни и очищение от грехов;
  • после этого на грудь возлагается крест, так крестившийся будет постоянно помнить о кресте как символе спасения;
  • далее происходит русский обряд наряжения в белые одежды, так крестившийся получает очищение от грехов, и с этого момента его жизнь должна стать благочестивой;
  • после наряжения крещенный человек трижды проходит вокруг купели, что символизирует вечность;
  • далее происходит пострижение волос, так новокрещенный предается воле Господа.

Еще одной немаловажной русской традицией в жизни каждого человека следует назвать систему свадебных обрядов, служащих для закрепления брака. В России эта система появилась в пятнадцатом веке. Юноши на то время женились в возрасте двадцати четырех лет, а девушки выходили замуж, начиная с восемнадцати лет.

Условно русские свадебные обряды представлены досвадебными, непосредственно свадебными и послесвадебными обрядами:

  • началом русских свадебных обрядов служит сватовство, при котором получается предварительное соглашение родственников невесты на совершение свадьбы;
  • затем проходили смотрины, когда жених и родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить ее положительные и отрицательные качества;
  • окончательную договоренность относительно свадьбы достигали посредством обряда рукобитья;
  • после этого следовал русский обряд ритуального плача - вытие, целью которого было показать, что в доме невесты жизнь проходила счастливо и теперь ей приходится с ним прощаться, посредством вытия девушка прощалась с подругами, родителями и своей свободой;
  • за день до свадьбы проводился девичник, когда к невесте приходили подруги и помогали шить подарки жениху, весь вечер сопровождался свадебными песнями;
  • в день свадьбы принято было проводить обряд выкупа, который сохранился и по сей день, жених обязан был забирать невесту из дома;
  • после выкупа происходила самая важная часть свадебных обрядов - венчание, при котором жених и невеста получали христианское благословение и становились мужем и женой на всю оставшуюся жизнь;
  • праздновался обряд венчания свадебным пиром, сопровождаемый едой, питьем и веселыми шутками;
  • завершающим русским обрядом свадьбы стоит назвать «хлеб-соль», с которым родители невесты встречают молодых.

При этом теща или свекровь предлагают молодым откусить от каравая кусок. Этот обряд является символом того, что с этого момента молодые становятся крохами одного хлеба.

Завершающим обрядом в православной традиции следует назвать похороны. Как показано в устоявшихся традициях, умершего человека обмывали, переодевали в чистую одежду, которую он ни разу не надевал, затем клали покойника на лавку головой в сторону красного угла, где находились иконы, укрывали при помощи белого холста, а руки складывали на грудной клетке. Согласно старинным русским традициям, похороны после наступления смерти следовало проводить на третий день.

Особо чтимые умершие проносились на руках до самого кладбища.

Весь похоронный обряд сопровождали плач и причитания. Завершением похорон служили поминки или тризна со специальными поминальными кушаньями. Уже на кладбище покойника необходимо было помянуть кутьей. Практически все русские поминки на Руси сопровождались блинами.

Значение семейных обрядов в жизни человека

Каждый семейный обряд, который соблюдался человеком на протяжении столетий, обладал определенными педагогическими функциями. С помощью них подрастающее поколение знакомилось с хозяйственными обязанностями каждого члена семьи, с правилами поведения в супружеской жизни, с подготовкой к материнству, с нравственными нормами народа и со многим другим.

Эта передача знаний осуществлялась не уроками и наставлениями, а наглядными примерами поведения взрослых людей, где не нужны были никакие объяснения. Таким образом каждый ребенок перенимал образец того или иного поведения, становясь непосредственным участником обрядов.

Татьяна Ткачук: Именно традиции, обычаи и ритуалы когда-то, в стародавние времена, были единственными внепогодными регуляторами человеческих отношений. Правда ли, что сегодня они почти ушли из нашей жизни – в науке это называется десакрализацией? Действительно ли для наших детей теперь мало что является установленным и священным? И всегда ли обычаи и ритуалы делают наш мир более многогранным, или порой они способны серьезно осложнить нашу жизнь?


Обо всем этом мы и поговорим сегодня с поэтом, лауреатом премии Грэмми, доктором философских наук Константином Кедровым и психотерапевтом Борисом Новодержкиным.

В начале, как обычно, послушаем голоса москвичей и гостей столицы. Если вы окажетесь в любой веселой компании и расспросите людей об их семейных традициях – вы будете удивлены выдумке, с которой люди способны делать самые обыкновенные вещи. «Какие обычаи есть в вашей семье?» - спрашивала Ольга Вахоничева.

Да, в детстве, я помню, в начале зимы собиралась вся большая семья, папины сестры и братья, все семьями собирались, лепили пельмени. Сейчас, правда, традиция эта немножко у нас утерялась, но что-то пытаемся сообразить, хотя и не очень получается.

Мы любим после встречи Нового года ходить в парк гулять и лепить снеговика. Если это можно назвать традицией…

Утром не встаем с левой ноги в канун Нового года, чтобы прошли все последующие праздники с хорошим настроением. Когда семья была большая, что-то еще было, а сейчас все дети разъехались, стали взрослые – мы с женой так, по-простому. Не очень мы и суеверные, поэтому от силы две традиции, может быть, какие-то, укоренившиеся в семье, а больше нет.

Традиций нет.

Блины. У нас мама и мои все тети, ее сестры, пекли великолепные блинцы. Не блины, а блинцы – это ажурные, как кружева. И варили очень вкусные щи. И вот когда мы приходили в гости к теткам или они к нам, вот это были традиционные блюда. У нас родители деревенские, хоть они из деревни, но очень любили ходить в театры, в Большой особенно. Папа там работал инженером-строителем, и они ходили в Большой театр, в цирк и нас приучали к этому.

Да, конечно, мы дома встречаем Новый год, всей семьей. Если мы находимся далеко друг от друга, то, скажем, дни рождения стараемся вспоминать и встречать их где-то в кругу друзей.

Встреча Нового года – семейный праздник.

Много. Крещение соблюдаем, Рождество, естественно, Новый год, причем по полной программе. Колядки делаем. Маскируемся, кто во что, конфеты разбрасываем, дарим, ходим по гостям. У нас родственники недалеко от нас живут, ходим к ним, поздравляем. Естественно, в таком наряде, чтобы не узнали. Очень даже интересно.

Да, есть. Мы Новый год встречаем всегда с мамой. Убираемся, наряжаем елку. И после Нового года ходим гулять на Красную площадь. Празднование дней рождения, какие-то религиозные праздники. Сдача сессии, когда заканчивается сессия – такие.

Татьяна Ткачук: Именно из родительской семьи мы берем некие схемы, по которым потом строим семью собственную. Как муж, так и жена привносят в новый дом ритуалы и обычаи, которым оба они были обучены в доме родительском. И вот здесь порой сразу, как только создается новая семья, начинаются серьезные «несостыковки». Я цитирую одно из писем: «В моей семье всегда было принято все обсуждать друг с другом, вместе решать любые проблемы. Без живого общения ни один вечер не обходился. С мужем у меня все не так. Как они молчали с мамой о главном, так теперь он молчит и со мной. Что делать? Ломать его?» Борис, быть может, не самый яркий пример несовпадения традиций поведения в семье, но зато очень узнаваемый, я думаю. Как вы полагаете, есть ли шанс у этой семьи совладать с разницей традиций построения взаимоотношений родительских семей и выстроить собственные отношения?

Борис Новодержкин

Борис Новодержкин: Ну, в данном случае я не стал бы говорить о традиции, потому что для меня традиция имеет все-таки большее отношение к некому ритуалу, а ритуал – это нечто внешне наблюдаемое, внешне феноменологическое, что человек сторонний может зафиксировать как некоторое конкретное действие. Когда мы говорим о взаимоотношениях, это все-таки…

Татьяна Ткачук: Борис, давайте придадим тому, о чем написала женщина в своем письме, чисто внешнюю форму. Предположим, в семье ее родителей была традиция садиться вместе за вечерний час в определенное время и за этим столом, где собрались все, обсуждать, как прошел день, у кого какие возникли проблемы. И вот это уже превращается в ритуал, который…

Борис Новодержкин: Садиться – это ритуал, а обсуждать – это из серии «ты ко мне недостаточно внимателен, потому что мои родители были внимательны друг по отношению к другу…» В чем это внимание выражалось? Есть люди с разными темпераментами, есть люди, которые больше как-то выражают себя, и есть люди, которые больше находятся внутри. И потом как раз такой интересный стык, когда возникают эти противоречия и возникают некоторые оправдания поведения и обвинения другого со ссылкой на то, что есть определенный ритуал. Вот ритуалы чем хороши? Что вот будь любезен сесть за стол в определенное время, и если мы в определенное время сидим за столом, то это человека психологически иным образом настраивает. А, еще раз повторяю, обсуждать – это такая вещь неуловимая, то есть обсудить все можно в двух словах. В общем, мне кажется, что этот пример говорит о том, что ритуалов-то на самом деле, сохранившихся, кроме праздничных, о которых говорили люди на улицах, в общем, достаточно мало.

Татьяна Ткачук: Да. Вот еще одно письмо на сайте Радио Свобода, Александр Глускер, его автор, постоянно пишет нам на сайт. И я задавала на сайте вопрос: «Если ли в вашей семье какие-то ритуалы, обычаи и традиции?» И его письмо начинается со слов: «Первое ощущение, когда читаешь ваш вопрос, что нет. Хотя наверняка что-то есть». Замечательно, когда у семьи есть какая-то своя история, она передается от поколения к поколению и дает членам семьи ощущение принадлежности именно к этому конкретному дому. Однако, когда я готовила программу, я вспомнила дом Форсайтов – вот уж где традиций и ритуалов было хоть отбавляй. И вспомнила я, как мучилось молодое поколение героев Голсуорси от необходимости «соответствовать»…


Константин, на ваш взгляд, когда происходит такая вещь, что традиции становятся не в радость, а в тягость?

Константин Кедров

Константин Кедров: Они становятся в тягость, когда они перестают быть чем-то личным и превращаются в нечто общественное. Общественное – значит, мертвое. Собственно говоря, что такое все эти ритуалы, все эти праздники? Это человеческие чувства, и люди не просто так собираются вокруг той же елочки попрыгать, но они собираются, потому что им хочется собраться, взяться за руки, мальчикам девочек потрогать руками, девочкам мальчиков. И в данном случае это узаконено обществом, и это им хочется, и это приятно, и это таинственно и радостно, и манит, и так далее. Тем более в стране всеобщего атеизма, каким был Советский Союз, вместо Господа Бога хотя бы Дед Мороз – и то уже что-то, какой-то вестник из другого мира. В век, когда человек полностью отрезан от неба, запрещенная в советское время елка вдруг была разрешена.


И, может быть, никто уже и не помнил, что елка – это млечный путь. «Словно елка у нас за плечами млечный путь осыпался лучами, месяц плыл над застывшим логом – бумеранг, запущенный Богом» - это я в 2000 году написал, на переломе. Я вспомнил, что млечный путь – это елка, что эти шары, которые мы вешаем на елку, блестящие, это не просто так шарики, а это планеты. И, в общем-то, праздник имеет космическую природу. И каждый такой праздник – это напоминание о том, что мы живем не только во времени, но и в вечности, что мы приобщены к этим вечным процессам. Ведь трагедия человека в чем? Что он, будучи существом временным, в то же время живет и жизнью вечной, космической, вселенской. Вот в этом смысл этих праздников, мистический. Но когда этот мистический смысл из праздников уходит, тогда они превращаются в мертвый ритуал, и тогда просто вместо елки приносят пластмассовую какую-то палку, или вот сейчас вся Москва в каких-то жидких проволоках, чудовищных проволочках каких-то – и говорят, что это елка. Но это ужасно! Это просто ужасно. И ужасно и то, что два Новых года. Два Новых года – это как два дня рождения, то есть, значит, ни одного дня рождения. Потому что одно дело – мы празднуем чудо, что вот каждый год – новый, и вдруг только один Новый год отпраздновали – ан, уже второй тут Новый год. Ну, давайте каждый день праздновать…

Татьяна Ткачук: Чем больше мы сегодня говорим о традициях и ритуалах, тем больше мы в разговоре крутимся вокруг праздников. Но есть такие вещи в жизни каждой семьи, как, например, вечерняя сказка, которую читает мама или папа (у кого как принято) детям на ночь. И психологи традиционно считают, что семейные ритуалы для детей гораздо более важны, чем для взрослых – потому что выполняют, говоря профессиональным языком, опорную и стабилизирующую функции. То, что соблюдается всегда, несмотря ни на что, снимает детскую тревогу, считают психологи, и утешает при огорчениях.


Борис, у вас трое детей (четверо, но старший сын уже совсем взрослый), и к вам вопрос в данном случае как к психологу и как к отцу. Верно ли это, что традиции и ритуалы важнее для детей, чем для взрослых, или мы скорее обманываем себя этими отговорками, а на самом деле сами с удовольствием в эти игры играем?

Борис Новодержкин: Ой, если это было бы так, если бы мы сами с удовольствием в эти игры всегда играли, это было бы замечательно и для нас, и конечно же, для детей! Другой вопрос, что зачастую мы-то как раз в эти игры играть не хотим, а отдаем свой долг детям, организуя определенные ритуалы, когда мы это делаем с кислым выражением лица, делаем это - скорее бы только это закончить…

Татьяна Ткачук: Из-под палки.

Борис Новодержкин: Да. И тогда это плохо. Потому что дети в первую очередь подражают родителям, и если родители сами с удовольствием играют в какие-то игры, тогда как раз и дети подтягиваются, тогда это действительно становится такой доброй традицией. Вот есть еще такое выражение – добрая традиция. Традиции тоже бывают разные в связи с тем, о чем Константин раньше говорил, что есть традиции, ритуалы, которые разрешают что-то делать… Вот ритуал танца, например, медленный танец – когда действительно люди могут обниматься, – замечательный разрешающий ритуал. Но есть, мне кажется, и положительные ритуалы запрещающие. Если мы возьмем опять сексуальную сторону жизни человека, то некоторые ритуалы, связанные с воздержанием, добровольно принятые… Опять на индивидуальном уровне, конечно, а не на том уровне, когда это навязывается государством, как в истории – «у нас секса нет», тогда, конечно, это ужасно – такие общегосударственные ритуалы.

Константин Кедров: Так и сам танец, очень интересно, он, с одной стороны, запрещает вести себя разнузданно, но в то же время он разрешает – разрешает ухаживать, разрешает выражать свои чувства, но выражать их нежно, учтиво, тонко. Для меня всегда были жутким мучением все эти быстрые танцы. Ну что я могу выразить, вот так дергаясь, кроме самых простейших, примитивных, рефлекторных чувств, которые присущи всему живому?

Татьяна Ткачук: Как же, а быстрые латиноамериканские танцы?

Константин Кедров: А вот, знаете, когда я мог подойти к девочке, и медленно, спокойно, прижавшись друг к другу, что-то мы говорим, не важно о чем, может быть, даже о погоде, - я всегда ждал с нетерпением этого. То есть, я хочу сказать, что в быстром танце есть одна страшная вещь – разобщение, когда все одинаково дергаются, когда нельзя что-то свое прошептать, личное.

Татьяна Ткачук: Спасибо. Мы примем звонок. Нина из Петербурга дозвонилась. Нина, мы слушаем вас, добрый день.

Слушатель: Добрый день. Я сама занимались историей ритуала, начиная от древнейших времен и изучая прошлые традиции. И я поняла, что ритуал, который не связан с определенными духовными устремлениями, определенными датами, определенными космическими событиями, он может нанести только вред. Я имею в виду – и хочу поддержать одного из ваших участников – празднование Старого Нового года, что мы живем по григорианскому календарю, что вдруг неожиданно вылезает непонятно откуда юлианский календарь и начинает нам в эпоху космических исследований что-то такое про Юлия Цезаря говорить. И вообще, такая получается бессмыслица, и еще самое странное, что люди во все это начинают верить, и, в принципе, убеждаются, как мы все плохо понимаем то, что мы делаем. Вот что я хотела вам сказать.

Татьяна Ткачук: Спасибо вам за звонок, Нина, но вот у меня первое ощущение, от вашего звонка, что, собственно, никто не навязывает, и большинство людей к Старому Новому году относится как к событию, которое можно воспринимать как лишний повод собраться с друзьями. Предположим, если Новый год отмечался с родителями, то в этот день можно как раз позвать каких-то друзей. Если не нравится, если вы не воспринимаете этот праздник, можно же просто не отмечать его, никто же не заставляет. Борис…

Борис Новодержкин: Я добавил бы, ведь многие еще и Рождество дважды празднуют – вначале европейское Рождество, потом наше Рождество. Но, мне кажется, с Новым годом здесь ситуация еще в другом. Обычно когда так долго-долго готовишься, как у маленького ребенка, можно перехотеть, переволноваться. И вот этот главный Новый год, он бывает не всегда таким удачным, как хотелось бы, не всегда таким оригинальным и запоминающимся. И здесь как бы есть возможность еще раз, дубль два такой сделать. И вот это как-то так растягивает всю эту праздничную неделю. Но, к сожалению, я говорю, что у нас это превращается в такой всероссийский запой зачастую, потому что, несомненно, наши ритуалы еще связаны с употреблением большого количества алкоголя. И когда все это начинается в 20-х числах декабря, с европейского Рождества, и потом тянется вплоть до Старого Нового года…

Татьяна Ткачук: Вы знаете, Борис, мне кажется, что здесь в каждой семье как-то по-своему это складывается. По моим наблюдениям, очень весело и очень радостно, очень пышно отмечается какой-то один праздник. То есть если, скажем, в семье принято отмечать Рождество 25 декабря, то на этот день уходят все силы, к этому дню готовятся подарки, зовутся гости, придумываются какие-то конкурсы развлечения, а на сам Новый год уже сил, физических и эмоциональных, не остается.

Борис Новодержкин: Пышно внешне. Это как со свадьбой: вначале есть первая, ритуальная часть свадьбы, когда все потом уже в лежку лежат, все устали, вот эту формальную часть выполнив – с ЗАГСом и так далее; а потом, на следующий день, собираются молодые и уже отдыхают душой. И мне кажется, так же и в новогодние праздники: в один момент присутствует такой ритуал, когда надо всем друг другу показать, какая была хорошая подготовка, а потом уже отдохнуть душой, отдохнуть, как говорится, со своими и для себя.

Татьяна Ткачук: Вы знаете, я недавно слушала интервью с работницей ЗАГСа, которая рассказывала (меня удивил этот материал) о том, как многие люди стараются разнообразить даже тот ритуал бракосочетания, государственный, который происходит в ЗАГСе, и как много они придумывают вокруг этих 10 минут, которые они находятся в зале, где им вручаются паспорта со штампами. Одна пара в стиле 60-х решила обыграть этот день, подъехали на машинах того времени, были одеты в стиле того времени, заказали музыку того времени. Другая пара сделала «джинсовую свадьбу», то есть, начиная с жениха и невесты и кончая всеми гостями, все были в джинсовой одежде. Это ведь тоже ритуал и обычай – и в то же время это наше отношение к каким-то событиям нашей жизни, как мы хотим это воспринимать, хотим ли мы стандартно к этому относиться или мы хотим что-то придумывать…

Борис Новодержкин: Честно, на свадьбе дело в другом. Вообще свадьбы иногда даже репетируют, и потом все эти подъезды на разных экзотических автомобилях, потом все это снимается на видеопленку в надежде, что потом когда-то это посмотрят. И за такими навороченными ритуалами уходят внутренние переживания, люди фактически становятся некоторыми актерами, играющими в неком фильме, чтобы потом посмотреть.

Татьяна Ткачук: В любом ритуале есть, конечно, театральность.

Борис Новодержкин: То есть, здесь важен баланс очень, чтобы все-таки это для себя было.

Татьяна Ткачук: Примем звонки. Эля из Москвы, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Спасибо за интересную тему, но я хотела сказать, что ритуалы ведь бывают бытовые и, действительно, праздничные. И вот у моего мужа праздничный ритуал перешел в бытовой. С 11 лет (видимо, с появлением его младшей сестры в доме) его заботой было достать елку. Советские елочные базары были плачевны, и над ним висел пресс, у него не было праздника, он думал, где достать приличную елку. И его до сих пор трясет, понимаете, он едет в «ОБИ» за этими елками и сейчас ходит вокруг елки и говорит: «Разберите ее быстрее». В общем, это, конечно, нехорошо. Но бытовые ритуалы, они очень удобны тем, что, не соблюдая их намеренно, можно показать, какого ты мнения к тому или иному. То есть, если у жены ритуал – целовать мужа, когда он уходит на работу, и вдруг она его не поцелует, или, допустим, муж не принесет жене кофе в постель – это язык такой, и пользуясь этим языком прагматично, тоже можно, в общем-то, чего-то добиться.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Эля, вам за звонок. Давайте еще один звонок сразу примем, из Санкт-Петербурга от Сергея, и ответим.

Слушатель: Добрый день. Хорошая у вас тема. Вот я последнее время смотрю, что народ как-то пытается придумать себе то, что у них было. Вот они выдают действительное за желаемое и желаемое за действительное, на самом деле, конечно, у них таких не было ритуалов. И многие, отставники особенно, пишут всякие мемуары свои. Когда человека очень хорошо знаешь и видишь, чем он жил раньше и что он сейчас пишет якобы о ритуалах семьи, это, конечно, очень далеко от того, что у него было. Какая-то такая выдумка присутствует.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Сергей. Итак, Константин, сразу два звонка. Эля говорила о том, что можно добиться чего-то при помощи соблюдения ритуалов (весьма прагматично), и второй звонок – о выдумке.


То есть, в ритуалах есть еще игра. Когда они игровые, то это ничего. Но когда они на полном серьезе… Вот у меня под окнами ресторан «Пушкин», и там… ну, не новые русские, а как-то иначе их сейчас называют, олигархи, я уж не знаю (они еще не знают, как себя назвать), и вот они там в бричках катаются все ночь вот на этой свадьбе. И чем пышнее свадьба, тем больше возникает сомнений.

Татьяна Ткачук: Спасибо.


В одной семьей муж в день зарплаты приносит торт, и именно «Киевский», так уж повелось, в другой жена обязательно провожает мужа на работу, как бы ни хотелось спать, в третьей дочку купает обязательно папа, а в четвертой дни рождения всех членов семьи празднуются именно в день рождения и никогда никуда не переносятся. «Раньше мы отмечали день, когда мы познакомились, когда признались друг другу в любви. А что сейчас?» - грустит кто-то по замечательному обычаю, который почему-то исчез из этой семьи. И задается вопросом: «А может быть, все это пустые ритуалы, игрушки?»


И на связи с нами Александр из Санкт-Петербурга. Здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Вы сегодня как бы одну часть рассматриваете ритуала (а это более сложная конструкция) – бытовой ритуал. Мне бы хотелось узнать у ваших гостей вектор развития. Буду говорить банальности, но понятно, что общество атомизируется, индивидуализируется, и в связи с этим мне приводили такой пример, что, в принципе, вариабельность ритуалов, то есть разнообразие ритуалов будет расти с геометрической прогрессией. Единственное назначение общих ритуалов – это синхронизация во времени. Но опять-таки ближайший пример моего друга с женой – 25-го числа у них было новогоднее настроение, вот полное ощущение Нового года, и они решили 25-го числа справить Новый год. Справили, и было чудесно. А вот с 31-го на 1-е у них не было никакого настроения, поэтому они его просто не справляли.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Александр. В вашем звонке много сразу очень вопросов содержится, но поскольку программа у меня называется «Личное дело», поэтому мы и говорим… мне не нравится слово «быт», в сторону семьи мне хочется немножко сдвинуться, тем более вы привели пример о друге с женой.


На самом деле, мне кажется, что с тех пор, как на смену язычеству пришло христианство и принесло какие-то новые обычаи, традиции и ритуалы, жизнь среднестатистической семьи проистекает сегодня в соответствии с одним из трех вариантов, если огрубить: либо по книге о жизни русской семьи XVI века «Домострой»; либо по схеме матриархата или, в минимуме случаев, по западной модели партнерского брака. И вот исходя из этих трех крупных моделей, соответственно, вытекает стиль жизни семьи, а значит – и заведенные в ней обычаи и ритуалы. Поэтому по поводу того, будет ли умножаться количество вариаций ритуалов во времени, не знаю, может быть, количество и будет умножаться, но, на мой взгляд, оно будет укладываться в схему из таких «трех китов». Константин, я не права?

Константин Кедров: Я думаю, что самые прекрасные, конечно, семьи – где ритуал минимален, а господствует неожиданность, которая проистекает из внутренних чувств. Ведь жизнь – это таинственный процесс, и тут возможны неожиданности. Человек должен быть для самого себя неожиданным, и тем более для других. Все-таки когда ритуализировано все, когда заранее известно, что должен сказать он, что должна сделать она – вот тут начинается уже омертвение, это признак… ну, да, это семья по форме, а внутренне что-то уходит. Другое дело, когда внутренне к этому относятся с игрой, когда жена играет в патриархат, а муж играет в матриархат, - вот это идеальная современная семья, я считаю. Муж должен во всем как бы играть такую роль, будто бы в семье матриархат, и с удовольствием выполнять волю женщины, а женщина должна делать вид, что господствует патриархат, и во всем выполнять будто бы волю мужчины. На самом деле это будет, конечно же, матриархат...

Татьяна Ткачук: (смеются) Я вот думала, закончите вы этим ваш монолог или нет? Ну, вот уже говорили сегодня о том, как отмечается Старый Новый год, и действительно, программа у нас выходит в канун Старого Нового года, и в одной семье этот праздник отмечается, в другой нет, одни к этому хорошо относятся, другие плохо. Но, например, как именно наряжать елку, если мы вообще про Новый год говорим, - это целый ритуал с фамильными обычаями. Иногда бывает, что одна елка просто не в состоянии выдержать все, что с ней хотят сделать бабушка, зять и золовка, потому что у каждого какие-то свои представления. Мне кажется, что наблюдать за ритуалами семьи в праздники очень легко, потому что они очень на виду, в них очень много заданности, о которой, Константин, вы сейчас говорили, и, в общем, довольно мало неожиданности. Борис, что делать с буднями? Ведь так хочется, чтобы какая-то своя особенность была у семьи, какое-то отличие от других, чтобы это было каждый день, не ждать этого Нового года. Не ждать 8 марта – дня, в который традиционно мужчины в 5 утра бегут искать тюльпаны для своих прекрасных женщин, а чтобы это было неожиданно. Я не знаю, какое-нибудь 10 апреля – бах, и праздник. И вот и не так, как у других. И уже можно сказать: у нас традиция. Что с буднями делать?

Борис Новодержкин: Я согласен с тем, что говорил Константин, с тем, что вы, сейчас, Татьяна, сказали по поводу неожиданности. Неожиданность, она ведь существует как полярность чему-то стабильному. То есть постоянно что-то одно должно происходить, должен быть как раз этот ритуал, которого мы часто не замечаем, чтобы его в какой-то момент нарушить и как-то другого удивить. Чтобы семья отличалась от других, мне кажется, это не совсем верно, потому что если этот ритуал для кого-то – показать, что «а вот мы такие»… Удивить жену – одно дело. Удивлять знакомых тем, как у нас построены ритуалы внутри семьи, - ну, тоже вопрос – кого, тещу удивлять или кого-то из друзей, начальника?


Но мне еще кажется, сейчас такая мысль интересная в голову пришла: вроде бы у нас нет ритуалов – да мы живем среди ритуалов, на самом деле! И хороший пример, когда мы видим, насколько эти ритуалы важны, состоит в том, что в нашей традиции принято, когда люди здороваются, мужчина мужчине жмет руку, а женщине руку не жмет. А вот у немцев, например, такого отличия нет. Я представляю себе, с какой дикой для себя внутренней ситуацией сталкивается немецкая женщина, когда подходит мужчина, всем руку жмет, а ей руку не жмет. Она вздрагивает!

Татьяна Ткачук: Феминистки там победили.

Борис Новодержкин: Дело не в этом. Представляете себе, где-то был бы такой ритуал, что людям в очках, например, мы руку не жмем, или лысым, или людям старше или моложе определенного возраста – с такой же легкостью мог бы быть такой ритуал.

Татьяна Ткачук: Знаете, Борис, сейчас издают очень хорошие путеводители, где очень меленько полезная информация для туриста имеется, где тебе все опишут, что принято в этой стране, чтобы ты не думал, что с тобой не здороваются, потому что ты «не тот» человек в обществе.

Борис Новодержкин: Да, и мы-то этого не замечаем, когда это бывает каждый день, когда мы говорим друг другу «спасибо», когда мы здороваемся друг с другом.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Борис. У нас из Смоленской области звонок от Людмилы Ивановны. Здравствуйте.

Слушатель: Добрый день, господа. Ох, вы знаете, мне 68 лет, корни мои двоякие – папа городской, а мама деревенская. И вот в отношении традиций, уже теперь бытует фраза, что культура определяет судьбу народа, а традиция – часть культуры. Так вот, послевоенная культура встречи Нового года: в голодные, страшные, безыгрушечные годы наряжали елку, ждали с нетерпением, с надеждой, с радостью, делали игрушки примитивные, из газетной бумаги, красили свеклой, морковкой, зеленкой, если купят. И абсолютно тайно делали для детей подарочки, обязательно чтобы ребенок не знал. Семья была огромная у деда, и всегда ждали праздник с радостью. Надо ждать праздники. Мало подарить букет просто так, а вот традиции соблюдать – это святое дело. Рождество, Старый Новый год, Новый год, песни особые, гости, радость, застолье – это все необходимо. Все это у нас выбито из-под ног. И сейчас ребенку уже не знаешь, какую игрушку и дарить, радости нет, заранее все это приносят, заранее говорят, суета, насмешки. Я, конечно, просто огорчена, уходят традиции, исчезает культура народа определенного. И это не только у нас, но и у других народов подобное что-то происходит. Просто горько, что мы свою особенность теряем.

Татьяна Ткачук: Людмила Ивановна, давайте мы дадим возможность гостям прокомментировать ваш звонок. Я слушала нашу слушательницу сейчас и вспоминала игрушки, которые мне показывала бабушка, которые удалось ей сохранить от послевоенных лет, которые как раз делались вручную, такими вот способами (у нас они дома хранятся). Это изумительная традиция!


Константин, знаете, что меня немножко напрягло в этом звонке, - очень большая серьезность тона и интонации.

Константин Кедров: Да-да.

Татьяна Ткачук: «Так важно соблюдать традиции, чтобы эта часть культуры не потерялась, чтобы не потерять культуру нации»… А что сейчас? – говорит наша слушательница. – Смех, суета и никакого серьезного, почтенного, священного отношения к тем же подаркам. Прошу, ваш взгляд?

Константин Кедров: И сразу возникло слово, которое я ненавижу всеми печенками, из животноводческого обихода – «народ». То есть, то, что народилось. Знаете, народ, народное – мы говорим так тогда, когда нам нечего сказать, и мы проецируем куда-то в сторону, от себя уходим. Ну, что значит – народная? Просто нас родители любили и старались что-то нам из фольги вырезать, какую-то игрушечку. А сейчас, слава тебе Господи, действительно, можно в соседний киоск пойти и там такие изумительные игрушки, и они купят и подарят – и дети так же радуются этим игрушкам, как мы радовались тем, которые вырезаны были из фольги. Это то же самое, поверьте мне. Просто свойственно людям думать, что жизнь раньше была хорошая, а теперь жизнь плохая. Это со временем, с годами так многим кажется. Ничего подобного, жизнь всегда одинаково прекрасна, одинаково трагична, одинаково хороша, одинаково проблемна.

Татьяна Ткачук: И еще, вы знаете, в этом звонке были немножко такие интонации из «Форсайтов», такое вот пальчиком – «вы должны…»

Константин Кедров: Да, «народ», от имени народа…

Татьяна Ткачук: Помните звонок нашего слушателя, который рассказывал о том, что его друг с женой захотел, вот у них было новогоднее настроение, они 25-го числа отметили Новый год – и, может быть, он был прекрасен для этих людей. Примем звонок из Италии, неожиданный. Ирина, слушаем вас. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Очень приятно вас слышать. Так сложилась у меня жизнь, что я живу в Италии, но, тем не менее, очень приятно, что можно и читать, и слушать вас, очень радостно. Я хотела сказать о том, что, конечно же, безусловно, я согласна с тем, что принятые традиции очень важны, но вот у нас в семье сложилось так, что как-то не принято было праздновать назначенные праздники. Вот не знаю, правы мы или нет. И вот так пошло от моих бабушки и дедушки, и мама с папой так же относятся: есть у них настроение, допустим, перед каким-то назначенным праздником – они собирают гостей, сами что-то делают. И вот у меня то же самое. Правильно ли это? Спасибо вам большое.

Татьяна Ткачук: Спасибо. Борис, прошу.

Борис Новодержкин: Вот чуть раньше в одном из звонков прозвучало слово «временная синхронизация». Мне кажется, что это все-таки важно, потому что если Новый год я праздную, и в 12, в час и в два ночи громкая музыка, взрываю ракеты – в общий Новый год это можно сделать, а если я индивидуально праздную – тогда возникнут проблемы. В этом смысле, действительно, живя в обществе, мы как-то ориентируемся таким образом друг на друга. Но, естественно, такие неожиданности – это здорово, это замечательно. Другой вопрос, что в этих неожиданных праздниках тоже должно принимать участие какое-то количество людей, которые синхронизируют свое время и договариваются. Потому что если я один решил, что это – Новый год, это может быть мое внутреннее состояние (и замечательно, если он длится всю жизнь, вот этот праздник), но все-таки мы договариваемся. И если вам удается договариваться, если это не мешает вашим соседям и не мешает вашей работе - замечательно.

Татьяна Ткачук: И все-таки праздник хочется разделить с кем-то – с друзьями, с близкими.

Борис Новодержкин: А иначе это не праздник! В этом и есть праздник – в человеческом общении.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Борис. И с нами на связи Марина из Москвы. Здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Мне кажется, вы и ваши слушатели, к которым я принадлежу (я постоянно слушаю вашу замечательную радиостанцию), ходят как-то вокруг да около. Очень важные вещи не проговариваете и не сформулировали. Действительно, обратите внимание, с каким трудом и ваши гости, и слушатели пытались найти примеры традиций каких-то ритуалов семейных в сегодняшней жизни. И это совершенно неслучайно. Потому что как бы в нашем обществе так мало было отрезков стабильной жизни, и так много раз эта жизнь переворачивалась, что это нереально просто для людей – сохранять традиции, потому что эти традиции постоянно прерывались. И чем дольше будет отрезок стабильной, хорошей, спокойной жизни в стране, тем больше будет возникать и в каждой семье отдельно взятой, и в целом в обществе каких-то традиций, общих ритуалов, и они будут наполнены каким-то человеческим, хорошим, добрым, теплым содержанием. И все будет в этом плане хорошо. Как говорится, больше стабильности и нормальной, спокойно, сытой жизни.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Марина, вам за звонок. Я бы сказала, что моим желанием было сегодня в эфире говорить не столько об общих традициях, сколько о частных, присущих отдельным семьям. Я приведу сейчас вам пример и попрошу моих гостей его прокомментировать. Семья, о которой идет речь, так же как и вся остальная страна, пережила много разных периодов в жизни, и была подвержена нестабильности, естественно, жила сначала в коммуналке, где, собственно, традиция, о которой я расскажу, и зародилась. Сейчас эта семья живет в довольно большой квартире, а традиция осталась. Так вот, в этой семье было принято уходить на балкон, чтобы там выяснить отношения в случае ссоры, и когда уже люди переставали друг на друга дуться, они возвращались в весьма мирном состоянии в квартиру, на глаза к другим людям. Сначала балкон был придуман именно потому, что они жили в коммуналке, потому что это было единственное место, где можно было уединиться. Но, переезжая потом сначала в маленькую квартиру, затем в большую, балкон как место, куда можно уйти вдвоем… И туда, кстати, нельзя было отказаться выйти; если один человек в ссоре с другим звал на балкон, то тот не имел права отказаться, он должен был обязательно выйти, и разговор должен был состояться.


Чего, собственно, достигли эти люди? Они раз и навсегда изолировали детей от разборок родителей. И никогда в распрях мужа и жены не могли участвовать ни теща, ни свекровь, то есть всегда конфликт двоих выяснялся только двумя людьми. По-моему, это гениальная придумка, пережившая много исторических моментов в жизни страны и жизни этой семьи, и разных финансовых особенностей, в которых эта семья существовала. И мне кажется, что вот это как раз та традиция, в которой обнаруживается какой-то глубочайший смысл.


Борис, есть ли у вас в практике какие-то подобные примеры, может быть, которые могут прозвучать в форме такого ненавязчивого совета?

Борис Новодержкин: Знаете, к сожалению, реально таких традиций в семьях существует достаточно мало, встречаются они достаточно редко. Но очень часто мне приходится как раз на своих психотерапевтических сеансах предлагать семьям подобные ритуалы. Один из таких ритуалов: когда люди ругаются, пишите друг другу письма. Написал письмо, перечитал – может быть, выкинешь, может быть, отредактируешь, может быть, отдашь. Такого рода вещи могут люди придумывать, но здесь нужно часто, чтобы был кто-то внешний, потому что люди как-то стесняются. Есть еще другая проблема, что люди стесняются каких-то таких ритуалов. Иногда даже стесняются «спасибо» друг другу лишний раз сказать – ну, мы же родственники, что же мы будем между собой… Это действительно некоторая работа, и надо немножко от ситуации отстраниться. Ритуал позволяет от ситуации отстраниться и сделать паузу. Вот это, мне кажется, одна из основных функций таких запрещающих, я бы сказал, ритуалов.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Борис. Я вспомнила сейчас, как поэт, писатель Ольга Кучкина в этой студии рассказывала о том, как в сложные периоды жизни с мужем они переписывались. Они оставляли друг другу письма, и зачастую в этих письмах можно было сказать то, что ты не мог сказать устно, и второй человек всегда имел время на то, чтобы подумать и ответить. Таким образом, спор, конфликт не сгоряча, не впопыхах происходит, он имеет более плавную кривую разрешения. И, по-моему, это замечательно.


Петербург, Георгий, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. У меня два момента, две своеобразные традиции. Одна была такая, видимо, дворянская традиция: раз в месяц собирались, ездили к родственникам на Васильевский остров с улицы Марата и там устраивали вечера. Там и дедушки, и бабушки, и дети, и даже маленькие дети, все поколения сидели за столом, кто-то что-то делал – или декламировал, или играл, там музыканты были. Это раз. Потом она была утрачена. А вторая традиция была, пожалуй, более интересная. Какой-то был известный собиратель коллекций пластинок громадной, это на Театральной площади, и я там был раз пять. Совершенно незнакомые люди приходили в среду или в субботу, назначали время, слушали старые пластинки, включали Шаляпина, а также пели живьем, кто-то аккомпанировал певцу. И разговаривали, и ужин был такой. Вот эти две интересные довольно традиции сейчас, по-моему, обе исчезли. Спасибо.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Георгий. Я вас слушала и подумала о том, что вы говорите о традициях, которые кто-то другой придумал и ввел, а вы как бы являлись (не знаю, может быть, не очень подходящее слово) пользователем, таким юзером традиции. Есть традиция пластинки на площади слушать – вот я пошел и в этом поучаствовал.


И цитата еще из одного письма: «Традиции и обычаи есть буквально в каждой семье, просто они такие привычные и незаметные, что их и за традиции-то не считают». Константин, сейчас к вам как к философу вопрос: вообще можно определить, что есть ритуал, а что есть просто банальная привычка? Где грань?

Константин Кедров: Да очень простая грань. Ритуал подразумевает некое мистическое, в широком смысле мистическое, то есть таинственное. Ритуал подразумевает, что много не высказано. Вот в отношениях между людьми, в любви, в отношениях между папой и сыном, мамой и дочкой, мужем и женой, между родителями всегда остается бездна невысказанного.

Татьяна Ткачук: Но ведь ритуал – это один из способов высказать.

Константин Кедров: И вот как раз вы говорили про письма, а я вдруг подумал: а почему, собственно говоря, письма, почему не sms -ки слать? Вот мои студенты, например, во время лекции смотрю – вдруг девочка раз, куда-то смотрит, смотрит. Я думаю: что это она под стол-то смотрит? Вроде, шпаргалки я разрешаю, пожалуйста…

Татьяна Ткачук: У нее там любовь, под столом, происходит.

Константин Кедров: Любовь началась под столом. Мне это было так приятно, что на моих лекциях любовь рождается, и sms -ки шлют. Все в порядке, рождаются новые ритуалы, вот те же sms -ки – еще недавно их не было, а теперь это громадная часть молодежной культуры. Это возможность мгновенно высказаться, это возможность сказать то, что ты не можешь сказать просто так, словесно, а в sms -ке можешь передать. Картинку послать можно по Интернету, букетик, выбрать.

Татьяна Ткачук: Константин, я все-таки хочу немножко остановиться, с вашего разрешения, на слове «мистическое». Вот муж приносит жене чашку кофе в постель, не каждый день, то есть это не возведено в ранг распорядка дня, но вот бывают такие моменты, когда это происходит. Никакой мистики в этом нет, тем не менее, это же ритуал, это не просто банальная привычка.

Константин Кедров: Это прекрасный ритуал, он приносит – он выражает свои чувства. А в один прекрасный день вдруг жена раньше мужа встанет и ему принесет – и это тоже прекрасный ритуал. То есть, среди ритуалов есть замечательнейший ритуал – нарушение всех традиций и ритуалов, обновление жизни.

Татьяна Ткачук: А вот есть еще обратная вещь, я сейчас подумала вот о чем: в представлении каждого из нас есть какие-то ритуалы, которые мы бы хотели, чтобы по отношению к нам второй партнер произвел. Недавно одна подруга мне сказала: «Ну, наконец-то, я получила бокал шампанского в постель!» Она его, наверное, давно ждала, этот бокал, и вот, наконец, это произошло. Борис, вот ожидание соблюдения некого ритуала от другого – это правильная манера поведения? Или, как вы всегда считаете, лучше подсказать, то есть в лоб сказать, чего ты ждешь, и тогда быстрее получишь? И как тогда с мистикой?

Борис Новодержкин: Тогда это не ритуал, если мы подсказываем. Ритуал существует как ритуал в силу ожиданий со стороны другого человека. Но мне сейчас интересная мысль еще в голову пришла по поводу такой внутренней психологической механики. Я чуть раньше сказал про запрещающие ритуалы и понял, что это неверно. Ведь в каждом ритуале есть и запрет, и тем самым разрешение. С какой-то стороны мы ограничиваем свободу, часто эти ограничения носят внешний такой характер, физический, я сказал бы, и за счет этого мы получаем больше возможностей свободы. То же самое в ситуации медленного танца: некоторый запрет на то, чтобы вести себя развязно, но разрешение этого прикосновения делает прикосновение гораздо более интимным, гораздо более эротичным, гораздо шире раскрывает человека. И каждый ритуал как раз с этим связан. Чтобы получить в чем-то большую свободу, изучить большую свободу, надо себя в чем-то ограничить. Но ритуал – в любом случае, это некоторая договоренность между людьми. Должно быть хотя бы два человека, или даже если один выполняет ритуал, у меня, как говорится, ритуально присутствует кто-то, кто про этот ритуал что-то знает. Если я сам его изобрел и про него никто не знает, тогда это, наверное, нельзя назвать ритуалом.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Борис. Константин, вы тоже согласны с тем, что о ритуалах нужно договариваться?

Константин Кедров: Я думаю, что нужно все время обновляться. Пролетарии всех стран, обновляйтесь!

Татьяна Ткачук: Спасибо вам. К сожалению, наше эфирное время подошло к концу.


Социологи провели забавное исследование, и оказалось, что к одним и тем же ритуалам – навещать родителей по выходным, гулять перед сном, подавать завтрак в постель – 40 процентов опрошенных относятся положительно, а вот 30 процентов – крайне отрицательно. Наверное, это повод подумать о том, что придумывать традиции лучше всего самим и вместе, а не пользоваться чужими стандартными клише…


Это так просто. Про ритуалы и традиции. Именно тот случай, когда маленькие вещи, в действительности, совсем не маленькие.


Работая с семьей (и ее подсистемами отдельно: муж + жена, родитель + ребенок, и другие разнообразные "двойки"/"тройки") я часто касаюсь темы семейных ритуалов и традиций.

"Какие традиции есть в вашей семье/паре?" "Когда они возникли?" "Кто их привнес?" "Нравятся ли они вам?" "Что вам нравится делать всем вместе?" "Есть ли в вашей семье особые ритуалы?" – эти и другие вопросы позволяют осветить важные скрепляющие нити, дарящие прочность семейной ткани.

Бывает, что традиции, как и семейные правила (негласные), переходят из родительской семьи неосознанно, принимаются как данность, в этом случае полезно присмотреться к таковым внимательнее. Чем полезны они? Действительно ли они нужны именно нашей паре, детям, семье в целом? Хотим ли мы их оставить? Также важно пересматривать традиции по мере развития семьи: возрастных изменений, изменения потребностей, изменения состава семьи.

Конечно, существуют и "традиционные" пагубные "штуки". В качестве примера может выступать еженедельный воскресный скандал, регулярные запои, уход членов семьи в виртуальную реальность каждый вечер и пр., которые несмотря на всю их стабильную неизменность, очевидно губительны и токсичны. Увы, но в некоторых семьях, в качестве традиций выступают именно они: есть привычка друг друга критиковать, но нет привычки друг друга обнимать. Ровно как и неполезны механические повторения и бездушный автоматизм некоторых изживших себя ритуалов (в психологии – "ритуализм"). При этом ценность наполненных эмоциями и осмысленных традиций крайне высока.

Соотношение изменчивого и постоянного – важный момент, как в индивидуальной жизни, так и в жизни пары или группы, коей является и семья. Баланс между постоянным, тем, на что можно опереться, и новым, чем можно вдохновиться и разнообразить жизнь – одно из проявлений гармонии. Если изменчивое создает динамику, новизну, повышает интерес, то постоянное создает чувство безопасности, надежности, стабильности. Как известно, наличие определенного режима и ритуалов необходимо для маленьких детей, для формирования ориентиров в большом непредсказуемом мире, для снижения тревоги, формирования доверия к миру. Но и во взрослом возрасте ритуалы и традиции сохраняют свою значимость, заземляя, душевно согревая, создавая ощущение прочности связей с миром и другими людьми.


Кроме этого, у традиций и ритуалов есть еще несколько замечательных свойств, которые вместе с уже названным, выглядят следующим образом:

  • Создают ощущение стабильности и безопасности.
  • Повышают сплоченность пары или семьи, сохраняют связь между членами семьи, а также поколениями.
  • Позволяют быть в эмоциональном контакте друг с другом и своими эмоциями (некоторые традиции создают пространство для переживания не только радости, но и печали, грусти, например, дни памяти).
  • Вводят полезные и важные вещи на постоянную основу, что а) позволяет не забывать о них б) не терять каждый раз время и энергию на уговаривание/договаривание/организацию. В таком контексте, традиция дает возможность сказать вздорному ребенку: "не обсуждается", и что примечательно то, что заведено, часто действительно не требует уговоров (как, например, "один мультик перед сном" – всегда один (не два, даже, если сегодня маме хотелось бы детей подольше занять, и дети это знают).
Несколько примеров простых, хороших традиций:


Ритуальное утреннее "доброе утро, мой хороший" или вечернее "доброй ночи, принцесса". Это так просто, но во многих семьях люди не приветствуют друг друга по утрам и не прощаются перед сном. Теплые слова, сопровождаемые крепкими объятиями, обеспечат другому минимальную порцию любви, столь необходимую для хорошего самочувствия и высокой самооценки, даже если весь день вы проживаете в сумасшедшем графике и занятости.

Чтение на ночь . Традиция которая может сохраняться независимо от возраста вашего ребенка (или партнера) читать вслух друг другу, скажем, психологические книжки довольно полезное занятие, особенно если не морализировать, но с юмором открывать новые грани в себе, отношениях и мире). Если малышу можно читать сказки, то подростку можно фрагменты из ваших любимых взрослых книг, статей или томика стихов. Важно здесь не количество прочитанного, а качество (в первую очередь эмоциональной окраски происходящего).

Традиционный воскресный завтрак супругов вне дома и детей даст возможность регулярно видеть друг друга вне домашней обстановке, создать пространство для тета-а-тет разговора, посвятить время только друг другу. Введя их на регулярную основу, вам не придется каждый раз по-новому договариваться с детьми/бабушками, отпрашиваясь у них, просто вся семья будет знать и учитывать заранее, что по воскресеньем вы всегда уезжаете на пару/тройку часов.

"Воскресный пирог" . Это в общем-то традиция из моей собственной семьи. Каждое воскресенье совместно с детьми мы его печем, какой именно – выбираем от разу к разу, но традиция совместного приготовления, а после совместного чаепития – неизменна.

"День удовольствий". И то же традиция из моей семьи, когда раз в полгода мы выбираемся с детьми в центр города, где делаем все, что они хотят: любой маршрут, каприз, любые кафе (с неполезным, в том числе), подарки (сумма заранее обговаривается, а вот сами покупки нет – могут быть любыми), и ни разу ни одного слова критики (бывает непросто, но каков опыт)

"Родительский день". Когда дети (здесь возрастной фактор учитывается) все делают за родителей: убирают, готовят, накрывают на стол.

Совместный "субботний" фильм или традиционная настольная игра, в которой могут принять участие все члены семьи.

Это лишь несколько примеров из огромного многообразия вариантов, которые могли бы обогатить вашу семью. Не ленитесь повторять. Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь судьбу. Если многие простые, но такие полезные вещи делать нерегулярно, то шансы того, что они сойдут на нет, крайне велики, а вместе с ними исчезнет и то важное, что они несут.

Дети — большие консерваторы. Они легко впускают в жизнь традиции и ритуалы. Уверенность, что утро начнется с поцелуя мамы, а папа прочитает вечернюю сказку, помогает ребенку ориентироваться в этой «непонятной» жизни. Все новое поначалу встречается настороженно. Родителям важно это помнить, чтобы вырастить здорового, умеющего ценить традиции, человека. Малыш бережно хранит маленькие «секретики»: мамин воздушный поцелуй перед дверьми детского сада, дежурную конфетку в кармане, неизвестно откуда возникающую каждое утро. День будет привычным. Ритуалы могут быть любимыми, неинтересными, обязательными. С этим ребенок готов мириться. Отсутствие упорядочения в жизни обрекают малыша на нервные срывы, капризы, бунты. Это его защитная реакция на неизвестность.

Иногда традиции и ритуалы сами устанавливаются в семье, тогда ребенок естественно встраивается в общие правила. Это могут быть воскресные обеды у бабушки или поход всей семьей по субботам в парк. Малыш всю неделю ждет выходных, старается хорошо вести себя в садике, учится новому: приятно получить похвалу от любимой бабушки.

Некоторая система поведения ребенка формируется родителями намеренно. Это соблюдение режима дня, питания, мытье рук перед едой. Даже переодевание в пижаму перед сном помогает легче уснуть, если это стало ритуалом.

Взрослые знают, что ребенок должен отдохнуть, поэтому отправляют его спать не позже десяти вечера. Хорошо, если этот ритуал соблюдается неизменно, тогда уже одно упоминание о времени сна создает спокойное, умиротворяющее настроение. Нельзя разрешать ребенку за хорошее поведение нарушать режим. В этом случае отход ко сну будет восприниматься им как наказание. Невыспавшийся малыш наутро будет легко возбудим, капризен, не сможет концентрироваться на занятиях.

Помимо пользы для здоровья и восприимчивости к знаниям, есть ритуалы, которые не менее важны для воспитания детей.

Часть 1

Вселяют уверенность

Ребенок любит жить в предсказуемом мире. Просыпаясь, знать, что на завтрак будут любимые блинчики. При выходе из школы его встретит улыбка мамы. В шесть часов вечера вернется с работы папа. В восемь вечера по телевизору покажут мультики.

Когда в семье нет строгих правил, а жизнь строится на неожиданностях, ребенок пытается получить опору, внедряя собственные ритуалы. Они со временем могут обернуться навязчивыми привычками. Пример? Пить только из своей кружки, устраивать скандал из-за того, что любимая рубашка в стирке, а в новой он ни за что не пойдет.

Воспитывают разумные привычки

Ежедневный ритуал утренних водных процедур должен стать безальтернативным. Так же, мытье рук перед едой, после посещения туалета, после прогулки. Чистка зубов утром и вечером.

Даже если опаздываете, нельзя разрешать ребенку упразднить эти процедуры. Всего одна поблажка, и в будущем без надзора взрослых, будьте уверены, никто ничего выполнять не будет.

Если папа в транспорте уступает место женщине или пожилым людям и учит этому сына, эта привычка воспитанного человека станет для него автоматической, а не по принуждению.

В семье должны быть правила, соблюдаемые всеми: не пить молоко или сок из пакета, не хватать куски перед обедом, не начинать есть, пока не сели все домочадцы и многое другое. Все начинается с семьи.

Безболезненная адаптация к новым жизненным этапам

Поступление в детсад, в школу, переезд сопровождаются для ребенка стрессом. Можно придумать маленькие ритуалы, которые создадут положительные эмоции.

Например, по дороге в садик, заходить в кафе и выпивать по молочному коктейлю. В автобусе разрешать самостоятельно оплачивать поездку. Вечером ребенок может провожать уходящий день зачеркиванием даты в календаре.

Воспитывают терпение

Пять рабочих дней должны и ребенком восприниматься трудовыми буднями. Ожидание выходных, на которых состоится долгожданный поход в зоопарк или семейный обед в кафе, помогает всю неделю быть более собранным.

Маленькие победы и новые знания посвящены будущим выходным. Предвкушение отдыха помогает стать терпеливым, легче переживать временные неудачи и трудности во взрослой жизни.

Ребенок должен понимать, что собственным трудом и хорошим поведением он создает себе радостный заслуженный отдых. Ежедневные развлечения со временем теряют свою актуальность и воспринимаются со скукой.

Традиции на всю жизнь

У каждого взрослого человека есть приятные воспоминания, берущие начало в детстве. Часто они связаны с семейными традициями.

Готовить подарки к 8 марта вместе с папой для мамы и бабушки. Наряжать елку к Новому году всей семьей. Справлять ежегодный праздник дачи, отмечаемый только вами. Даже рецепт прабабушкиных пирогов бережно передающийся от старших младшим.

Это скрепы, подаренные родителями будущей молодой семье.

Организованность и собранность

Часто в семьях можно увидеть на стенах самые разнообразные графики, таблицы, красочные календари. Такая наглядная агитация помогает ребенку привыкнуть выполнять необходимые действия. Например, веселая цепочка шагов, отраженная на рисунке, не даст малышу забыть очередность утреннего туалета.

Только взглянув на тематические самодельные часы, ребенок вспомнит о времени делать уроки или необходимости помыть посуду.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

В прихожей полезно повесить яркий список того, что должно находиться в портфеле ученика. Глянув на него, ребенок проверит, не забыл ли чего.

Традицией может стать отметка дней рождений и праздников на календаре при наступлении нового месяца. Малыш сможет загодя подготовиться к ним.

Ритуалы — не догма

Нет правил, которые никогда не нарушаются. В отпуске, на природе, в особых ситуациях выполнение некоторых ритуалов прекращается. Это правильно. Ритуалы и традиции должны органично входить в жизнь детей. Безоговорочное их выполнение граничит с фанатизмом.

Эти редкие отступления только притягивают малыша к привычным правилам, как к гарантам стабильности и спокойствия.

Часть 2


Дети чаще всего являются любителями постоянства. Именно стабильность вселяют в них уверенность. Они спокойны, если точно знают, что и как будет происходить. Замечательно, когда в таком многообразном, немного пугающем и изменчивом мире есть что-то, что всегда остаётся постоянным. Это действует успокаивающе, позволяет поддерживать нормальное психоэмоциональное состояние. Константа становится своеобразной базой, опорной точкой, от которой можно отталкиваться и продолжать движение вперёд, развитие. Интересно, что как раз меняющаяся жизнь ребёнка, переход в другую среду, коллектив, ещё больше повышают ценность чего-то остающегося постоянным. Ведь ребятам приходится отправляться в садик, а потом в школу. Всё связано со стрессами, кардинальными переменами. В связи с этим очень велика важность детских ритуалов. Именно они вселяют в ребёнка уверенность, привносят в его жизнь стабильность, предсказуемость.

Чаще всего неизвестность становится причиной переживаний. Взрослые тоже стремятся создавать некую иллюзию стабильности, поскольку выжить в вечно меняющемся и ненадёжном мире непросто. Окружающие люди и события оказывают давление на психику, сознание человека, постоянные трансформации травмируют нервную систему. В результате человек испытывает психологический дискомфорт, постоянно находится в состоянии стресса. Взрослые люди создают разные заменители стабильности, её внешние проявления: договоры, обязательства с гарантиями, страховки.

Дети пока не в силах поддержать себя такими официальными бумагами, которые заменяют стабильность. Но у маленьких членов общества есть свои ритуалы, помогающие им адаптироваться, нормально существовать. Вот какими могут быть детские ритуалы:

  • Некоторые малыши могут спокойно расстаться с мамами, оказавшись в детском саду, только после того, как помашут рукой в окошко;
  • Многие дети любят просить почитать одну сказку перед сном;
  • Зачастую малыши легче засыпают, если готовиться ко сну в заданном порядке, выполняя привычные действия;
  • Практически у каждого ребёнка есть любимая игрушка, своеобразный тотем, которая всегда лежит с ним в кроватке;
  • Кто-то придумывает свои способы прощаться, здороваться при встрече.

Приведём конкретные примеры из жизни детей!

Ритуалы детей: реальные примеры

Ритуалы тесно связаны с понятием ритма и режима дня. Многие возникают сами по себе, другие же намеренно устанавливаются родителями. Они могут быть разными, но их объединяет одно – они помогают сделать наш день полезным, действенным и приятным.

Просмотр передачи «Спокойной ночи, малыши!», чистка зубов, купание, чтение любимой книжки, пение колыбельной, переодевание в знакомую пижаму, питье молока или воды, засыпание с соской, укладывание игрушек спать, пожелание спокойной ночи – все это примеры детских ритуалов перед сном.

По словам известного доктора Комаровского, уже с начала выполнения этих ритуалов, «начинает меняться работа и нервной системы, и дыхания, и кровообращения и буквально достаточно 15-20 минут, чтобы это сработало и ребенок заснул».

Интересно рассмотреть конкретные ритуалы для детей, ставшие традиционными в семьях:

  • Когда Дима прощался с мамой в детском садике, она показывала ему в окошко смешную обезьянью мордочку. И малыш каждый раз радостно смеялся. В результате не только сам Дима, но и все остальные ребята из группы с улыбками провожали его маму, своих родителей. И тот факт, что они остаются в садике, уже ассоциировался с чем-то добрым, хорошим, весёлым. Так прощаться легче!
  • Никита со своим папой пожимали друг другу руки, после чего соприкасались кулаками. Потом обоим оставалось только показать большой палец и произнести: «Всё будет вот так!»
  • Посидеть на коленках у мамы, поцеловать в щеку на прощание, обняться, сказать «Не забудь!» и, наконец, помахать рукой через окно – такие ритуалы дети часто используют, оставаясь в детском саду
  • Максим привык, что мама каждый день целует его в щёки, желает хорошего дня и признаётся в любви.
  • В детстве, когда бабушка приводила меня в садик, она всегда на прощание говорила – «будь хорошей девочкой». Я старательно выполняла это пожелание-наставление, но однажды мы с ребятами из детского сада что-то натворили и тогда, вспомнив, что бабушка забыла напомнить мне о хорошем поведении, сказала ей при встрече – ты же не сказала мне «будь хорошей девочкой!!! Вот я и не была…
  • Попить два раза воды перед сном; вернуться от лифта к двери, чтобы поцеловать маму утром по дороге в сад; самому нажать кнопку лифта; посмотреть мультики перед вечерними упражнениями и так далее, и тому подобное.
  • У нас ритуальный рассказ перед сном сказки про Красную шапочку, а потом может быть и другие сказки, но про шапочку-это святое… Ну посмотреть спокушки, потом мыться-это тоже всегда, это уже ритуал отхода ко сну, это всегда так было.
  • У нас свои чашки. Попробуй только налить в другую!
  • У нас сейчас в основном остались только ритуалы отхода ко сну (большой уже мальчик) надо проверить закрыт ли шкаф, нет ли щелей между шторами, поцеловать маму «везде-везде» (лоб-нос-обе щеки-подбородок-шея) потом поменяться снами и пожелав спокойной ночи и приятных снов после выключения света и закрытия двери в его комнату обязательно крикнуть «я тебя люблю»
  • У моих деток только ритуал прощания в садике. С сынулей мы обязательно должны послать друг друг воздушный поцелуй и поймать его, а с дочей вообще веселуха, целая последовательность поцелуев. Сначала она меня: щека-нос-щека-лоб, а потом я ее и помахать ручкой.
  • Любопытная традиция сложилась в семье Лёши. Когда он оказался в садике впервые и никак не хотел расставаться с мамой, она решила отвлечь его чтением меню. Женщина стала подробно пересказывать меню, комментировать разные блюда. На другой день мальчик сам попросил маму прочитать меню. Ребёнок подсознательно опасался, что мама за ним не вернётся. А после чтения меню она за ним пришла. Мальчик решил, что мама снова вернётся за ним вечером, если сейчас, как и вчера, прочтёт меню. Так и сложился ритуал. Больше Лёша не хотел отпускать мамочку, пока она не прочтёт меню. Эта традиция ограждала его от страха остаться в садике насовсем.

Я сделала эти наблюдения и заинтересовалась ритуалами. Мы установили в детском саду множество ритуалов, подкрепляя ими все режимные моменты.

Перед началом обеда все хором желали приятного аппетита, а потом вскидывали вверх руки. Дети вместе говорили, что они поедят и вырастут «вот такими» .

Когда ребята приходили в садик с прогулки, нужно было обязательно пересчитать лопатки. Ведь надо выяснить, не потеряли ли лопаты, всё ли собрали.

Перед сном я каждому малышу «колдовала» на хорошие сновидения. Достаточно было провести над детской головкой руками, произнести «магическое заклинание» , а потом осторожно подуть в лоб, чтобы ребёнок спокойно уснул. Ведь он уже верил в волшебную силу ритуала! Поэтому засыпал с удовольствием.

Таким образом, именно с помощью всевозможных ритуалов в группе детского садика создавалась особая комфортная обстановка, а малыши заметно / коллективе, непривычной обстановки, привыкали к новым задачам, обязанностям и образу жизни.

Вы хотите, чтобы ребёнок всегда чувствовал себя хорошо, его психологическое состояние было стабильным? Тогда приступайте к созданию ваших собственных ритуалов! Они играют огромную роль в жизни малыша: помогают программировать его сознание, успокаивать нервную систему, поддерживают в любых ситуациях. Потом, когда ваш малыш вырастет, он будет с нежностью вспоминать свои детские ритуалы.


Обратите внимание, что уже принятые ритуалы необходимо тщательно соблюдать. Я знаю множество случаев, когда дети впадали в настоящую панику, если ритуалы нарушались. Например, если ребёнок забыл любимую игрушку, постоянно сопровождающую его в садике, надо вернуться за ней домой. Когда девочка привыкла засыпать в садике исключительно в пижаме синего цвета, не нужно приносить ей другую. Это вызовет стресс. Когда папа случайно забыл помахать сыну в окошко, малыша это страшно поразило и расстроило. Помните об этом! Выполнять детские ритуалы аккуратно, постоянно крайне важно. Не думайте, что это каприз. Как раз такие семейные традиции и позволяют поддерживать хорошее эмоциональное состояние малышей.

Я вспоминаю свой детский ритуал, благодаря которому я не боялась засыпать. До этого я всегда опасалась, что после сна, пробудившись, окажусь в другом месте. Ведь неведомые чудовища могут украсть меня, пока я сплю, думала я. Страх ночных монстров меня сковывал, мешал уснуть. Но эти чудовища боялись моего игрушечного пса. Трезор отважно оберегал меня от монстров каждую ночь, а я по утрам обязательно благодарно целовала его в носик.

Детские ритуалы иногда получают неожиданное продолжение, когда малыши уже вырастают. Мне исполнилось 17 лет, я должна была отправляться в чужой город, чтобы там приступить к учёбе в институте. И вот я уже на пороге, а в руках сумка с билетом. Моя мамочка переживала, как я устроюсь на новом месте, одна, совсем молодая девушка. Неожиданно мама побежала в детскую, а вернулась уже с тем самым Трезором. Она сказала, что я забыла любимого плюшевого пса. Я-то решила его нарочно оставить, считая себя взрослой. Но теперь игрушка уже становилась гарантией маминого спокойствия. И мама стала меньше тревожиться, когда её уже взрослая дочь поехала в институт с плюшевым псом в сумке. Детский ритуал помог ей восстановить эмоциональное равновесие. И Трезор снова стал моим талисманом! Перед экзаменами я вновь целовала его в носик.

Психологи в один голос утверждают, что с помощью упорядоченного поведения ребенок понимает устройство мира, так устанавливаются границы поведения и приходит осознание себя. К тому же, детские ритуалы делают ребенка увереннее. Ведь точное соблюдение определенных действий всегда приводит к предсказуемому и известному результату.

Подумайте, может быть и вы вспомните ваши ритуалы.

Доктор Комаровский рассказывает, почему и какие именно ритуалы нужно проводить с ребенком перед сном:

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!