Домой / Юридические вопросы / Сафар (ахкамы сафара). Намаз в сафаре (путешественный) - Намаз - Каталог статей - Ислам - религия мира и созидания

Сафар (ахкамы сафара). Намаз в сафаре (путешественный) - Намаз - Каталог статей - Ислам - религия мира и созидания

Вопрос:

У нас было семейное собрание с родственниками, и на нем мы обсудили выбор имени для детей. Спор возник по поводу называния детей именами пророков ????? ?????? и сподвижников. Одна родственница сказала, что не любит имена Закария????? и Мухаммад???? , потому что это старые имена. Она убеждала нас, что любит пророка Мухаммада ??? ???? ???? ???? , однако считает, что его имя несовременное. К несовременным именам она также отнесла Аишу????? , Нусейбу????? , Ису???? , Фатиму????? и т.д. Под современными именами она имела в виду Шараф???, Тамер???? и пр. Можно ли говорить такое о пророках, т.е. говорить, что их имена древние, некрасивые для нашего времени, и очерняют ли такие слова веру говорящего так человека? И джазакумуллаху хайран. Дыяуддин.

Ответ : во имя Аллаха, и хвала Аллаху, и да пребудет мир и благословение над посланником Аллаха, а затем:

В наречении детей именами пророков и праведников (и во главе их стоят сподвижники) содержится религиозная польза. Это лучшие имена, т.к. Всевышний Аллах избрал их для наилучших из Своих созданий. В наречении такими именами содержится напоминание о пророках и побуждение к подражанию им, поэтому они являются желательными по шариату. В хадисе говорится:

????? ?????? ????????

«Называйте именами пророков». Хадис привели Абу Дауд и Абу Яъля. Тот, кто не любит эти имена и отказывается от них, тот ошибся и противоречит пророческому руководству.

Ибн аль-Къаййим сказал в «Тухфат аль-мавлюд биахкамиль-мавдуд»: «Саид бин аль-Мусаййиб сказал: «Самые любимые имена для Аллаха – имена пророков. В «Тарихе» Ибн Аби Хейсамы приводится, что у Тальхи было 10 сыновей, и все они носили имена пророков. У аз-Зубейра было 10 сыновей, и все они были названы именами шахидов. Тальха сказал ему: «Я называю именами пророков, а ты – именами шахидов». Аз-Зубейр ответил: «Я сильно желаю, чтобы мои дети были шахидами, но ты не можешь желать, чтобы твои дети стали пророками».

В «Сахихе» Муслима приводится хадис от Абу Мусы, который сказал: «У меня родился сын, я пришел с ним к пророку??? ???? ???? ????, и он назвал его Ибрагимом и сделал ему тахник фиником».

Аль-Бухари сказал в своем «Сахихе»: «Глава о тех, кого звали именами пророков. Нам рассказал Ибн ан-Нумейр, нам рассказал Мухаммад бин Бишр, нам рассказал Исмаил: я сказал Ибн Аби Ауфа: «Я видел Ибрагима, сына пророка??? ???? ???? ????. Он умер в детстве. И если бы было суждено, что после Мухаммада??? ???? ???? ???? будет пророк, его сын бы выжил. Но после него нет пророка». Затем он упомянул хадис аль-Бары, что когда умер Ибрагим, пророк??? ???? ???? ???? сказал:

????? ???? ????????? ??? ??????????

«Воистину, у него есть кормилица в раю».

В «Сахихе» Муслима есть глава о том, чтобы называть именами пророков и праведников, и там упоминается хадис аль-Мугиры бин Шуъбы, который сказал: «Когда я прибыл в Наджран, меня спросили (христиане): «Вот вы читаете (т.е. в Коране – прим.пер.): «О сестра Гаруна и Мусы» (про Марьям, мать Исы ???? ??????) , а до Исы было столько-то и столько лет». И когда я пришел к посланнику Аллаха??? ???? ???? ????, то спросил его об этом, и он сказал, что они (иудеи эпохи Марьям) называли детей по именам своих пророков и праведников, живших до них».

Ан-Навави также выделил главу в своем «Шархе» Муслима, которую назвал «Желательность называть именами пророков».

Шейх Мухаммад аль-Мухтар аш-Шанкъити сказал в «Шарх Зад аль-Мустакънаъ»: «Желательно называть именами праведников. Как достоверно пришло в хадисе аль-Мугиры??? ???? ??? ??????, что пророк??? ???? ???? ???? сказал:

????? -?? ????? ?? ?????- ????? ????????? ????????? ?????

«Они (т.е. те, кто жили до них) называли в честь своих пророков и праведников, живших ранее».

Мудрость в этом такова, что если человека называли именем пророка или праведника, то когда он вырастал, то читал историю этого пророка, благочестивого имама или достойного ученого, проникался и брал его для себя в качестве примера для подражания, и это врожденное природное чувство… И в душах содержатся побуждения к добру, и так имена становятся дорогой к благу. Напротив, называние в честь злодеев, грешников и нечестивцев побуждает человека к порочности. Что касается того, чтобы называть именами кафиров, то это запрещено, т.к. в этом содержится подражание им».

Однако пришлая культура привнесла различные идейные тенденции, и одно из худшего, что было извергнуто некоторыми европеизированными людьми – отвращение к украшению детей – шариатским именам, и их желание называть иностранными именами. Кто не любит эти исламские имена – заблуждается, и ему нужно покаяться Всевышнему Аллаху. Его заявление, что он любит нашего господина Мухаммада??? ???? ???? ????, но не любит его имя, противоречит само себе. И тот, кто полюбил человека, полюбит и его имя и захочет так называть своего ребенка, и действие, а не просто слова, является истинным доказательством любви.

Что касается слов, что это якобы старые имена, не современные – то эти слова источают запах европеизации и ильмании (секуляризма), и они не достойны мусульманина, гордящегося своей религией, своим пророком и его благородными сподвижниками.

Вместе с этим, мы придерживаемся хорошего мнения о женщине, которая сказала эти слова, и предполагаем, что она не имела в виду то, что говорила. Мы призываем ее образумиться. Если она хочет «современное» имя, то ей можно выражать свое желание, если это имя хорошее, но не надо разглашать свою нелюбовь к самым любимым для мусульман именам.

Далее, слова, что эти имена несовременные, являются чистой воды ложью, которые могут свидетельствовать только о том, что человек не живет среди мусульман в разных частях света. И статистика доказывает, что самое частое имя среди исламских имен – Мухаммад.

4 года назад 7863 34

Ассалам алейкум! У меня есть несколько вопросов относительно намаза -молитвы, совершаемого путником.

1) Сделавший намерение и отправившийся в дорогу, расстоянием в 200 км, с какого времени обретает статус путника и может начать читать намаз в сокращенном виде?

2) Путешествуя автобусом,в пути мы вынуждены пользоваться общественным туалетом. Если в таких случаях обувь была испачкана нечистотами, следует ли разуваться человеку, читающему намаз в транспорте?

3) Если путник читает намаз вместе с джамагатом в каком-либо городе, ему положено следовать за имамом, ведущим намаз, то есть выполнять его полностью. Однако как быть, если путник вошел в мечеть, когда джамагат уже начал читать намаз, а он начал молиться лишь с 2-го или 3-го ракаата? Нужно ли ему восполнять его до 4-х?

4) Предположим, путник возвращается в родной город или село. До дома осталось километров 10, однако, до того, как он доедет до дома, возможно, что время намаза пройдет. Может ли он прочитать намаз в сокращенном виде? И до какого времени он считается путником? Заранее благодарю. Конысбек.

Уалейкум ассалам, Конысбек! Постараемся дать ответ на каждый вопрос по отдельности.

- Сделавший намерение и отправившийся в дорогу, расстоянием в 200 км, с какого времени обретает статус путника и может начать читать намаз в сокращенном виде?

Человек, отправившийся в путь, обретает статус путника, как только покидает зону своего постоянного проживания. (Фәтхул Ъиная - 1/376 стр). Согласно данным, приведенным в сборнике хадисов «Мусаннаф» Ибн АбиШайба Посланник Аллаха выходя из города Басра, прочитал зухр намаз в четыре ракаата, после которого сказал: «Если бы мы миновали это строение, то прочитали бы зухр намаз в сокращенном виде».

- Путешествуя автобусом, в пути мы вынуждены пользоваться общественным туалетом. Если в таких случаях обувь была испачкана нечистотами, следует ли разуваться человеку, читающему намаз в транспорте?

- В случае загрязнения обуви нечистотами (к примеру, уриной, затронув объем с ладонь), нужно помыть и очистить. Если же помыть и почистить возможности нет, нужно при чтении намаза снять обувь. В хадисе, дошедшем от сахабы Абу Сагида аль-Худри говорится: «Однажды пророк (с.г.с), читая намаз вместе с сахабами, снял свою обувь и положил ее слева от себя. Увидев это джамагат тоже начал снимать обувь. После намаза Посланник Аллаха (с.г.с) спросил: «Зачем вы сняли обувь?» Они ответили: «Мы разулись потому что вы сняли свою обувь». Тогда пророк сказал: «Во время намаза ко мне пришел Джабраил и предупредил, что на обуви есть нечистоты. Каждый из вас входя в мечеть внимательно осматривайте свою обувь. Если же вы видите нечистоты на ней, приступайте в к молитве лишь после того, как почистите ее». [Абу Дауд - №650 хадис.] .

- Если путник читает намаз вместе с джамагатом в каком-либо городе, ему положено следовать за имамом, ведущим намаз, то есть выполнять его полностью. Однако как быть, если путник вошел в мечеть, когда джамагат уже начал читать намаз, а он начал молиться лишь с 2-го или 3-го ракаата? Нужно ли ему восполнять его до 4-х?

- Путник, присоединяющийся к имаму, который путником не является, читает намаз, не сокращая его. Поэтому, если путник начал молиться лишь со 2-го или 3-го ракаата, опоздав на начало молитвы, он должен после того, как имам закончит, восполнить его до 4-х ракаатов. Аллаху алим!

- Предположим, путник возвращается в родной город или село. До дома осталось километров 10, однако, до того, как он доедет до дома, возможно время намаза пройдет. Может ли он прочитать намаз в сокращенном виде? И до какого времени он считается путником?

Путешественник до того, как он въедет в зону своего постоянного проживания, считается путником. (Аль-Фатуа аль-Хиндия). Поэтому если путник, (вышедший из дома с намерением совершить путь длиной в 200 км), будет читать намаз в десяти километрах от своего родного города или села, то он будет читать его в сокращенном виде.

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой

Находящимся в поездке (сафар) мусульманам разрешается сокращать 4-ракаатные (обеденный, предвечерний и ночной) намазы и совершать вместо них по 2 ракаата. Сокращение намаза допускается при наличии следующих условий (шарт):
1) дорога должна быть длиною не менее суточного (24 часа) или двухдневного пешего хода (примерно 83 км, даже если вы преодолеваете это расстояние за короткое время с помощью транспортного средства);
2) путешествие должно быть целевым. К примеру, если вы просто вышли из дома, не зная куда идете, то сокращение намазов не допускается;
3) при вступлении в намаз необходимо иметь намерение (ният) сократить или перенести его;
4) тот, кто намерен сократить намаз, не должен следовать за имамом, который совершает намаз без сокращения; в таком случае следует совершить намаз полностью;
5) в течение всего намаза следует сохранять намерение сократить намаз. Если, например, в течение намаза вознамеритесь совершить его полностью, то после этого уже нельзя его совершать сокращенно;
6) нахождение в пути во время совершения сокращенного намаза. Если совершаете сокращенный намаз на корабле и до окончания намаза доплыли до места постоянного проживания, то намаз следует совершить полностью (4 ракаата);
Если прибыли в какое-то место, где намерены пробыть 4 и более дня (без учета дней прибытия и отбытия), то в этом месте молитвы сокращать нельзя.
Если заранее не знаете, сколько времени (меньше 4-х дней или больше) пробудете в данном месте с надеждой на то, что вот-вот решится вопрос или проблема, из-за которой вы находитесь на данной территории, то до истечения 18 дней можно совершать сокращенный намаз (в случае задержки из-за того, что не удалось вовремя решить возникшие вопросы).
7) необходимо знать, когда и как можно совершать сокращенный намаз.
Во время поездки, при наличии всех условий, необходимых для сокращения намаза, разрешается также перенос намаза (кроме утреннего). Обеденный намаз можно перенести и совершить вместе с предзакатным и, наоборот, предзакатный можно перенести на время обеденного и совершить вместе с ним. Вечерний намаз можно перенести и совершить вместе с ночным и, наоборот, ночной можно перенести на время совершения вечернего.
Если предзакатный намаз переносится к обеденному или ночной к вечернему, то необходимо соблюдать следующие условия (шарт):
1) обеденный намаз необходимо совершать раньше предзакатного, а вечерний – раньше ночного.
2) необходимо в первом намазе сделать ният о том, что вы намереваетесь перенести и совместить оба намаза (лучше в начале намаза).
3) совершение намазов подряд, без перерыва. По завершении первого намаза читают камат и сразу совершают второй. Недопустимо, чтобы между намазами прошло время, достаточное для двухракаатного намаза. В этом случае второй намаз совершают в свое время. Если обеденный намаз переносится к предзакатному или вечерний к ночному, то до истечения времени обеденного или вечернего намаза необходимо иметь соответствующее намерение (ният) перенести намаз, в противном случае намаз считается пропущенным.

. Законность сокращения намаза в пути
. Можно ли не сокращать намаз в пути. Что лучше сокращать или делать целиком?
. Нужно ли делать дополнительные намазы?
. Что считается путем?
. Свойства пути
. Когда начинается сокращение
. Намерение
. Когда остановка (в пути) перестает быть путем (женитьба)?
. Джамаат
. Узаконенность соединения намазов

______________________________


Законность сокращения намаза в пути


2) От Яъла бин Умайя: Я спросил Умара: " Разве Аллах не сказал о намазе путника следующее: " А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию. Поистине, неверующие - для вас явный враг! " -(Женщины, 101). Теперь же все пребывают в спокойствии ". Тогда Умар сказал: " Я тоже удивился как и ты, поэтому спросил это посланника (с.а.в.). Он сказал: " Это есть милостыня Аллаха, поэтому принимайте ее " - (Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, Насаи)



6) Ибн Аббас передает: Посланник Аллаха отправился в путь из Мадины по направлению к Мекке. Ему не было чего опасаться кроме господа миров. (Но несмотря на это) он совершал намазы по два ракята (сокращая четырехракятные). - (Тирмизи и Насаи)
7) Ибн Умара спросили: " Аллах сказал: "нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию". Сейчас же спокойно и никакой опасности нет. Сокращать ли нам намаз? ". Ибн Умар прочитал аят: " По истине в посланнике для вас есть прекрасный пример ". - (Ибн Джарир передал от Абу Муниба аль-Джарши)
8) От Аиши: В Мекке намаз был фардом как два ракята. Когда посланник (с.а.в) пришел в Мекку к двум ракятам добавилось еще два ракята. Только к вечернему добавилось не два а один, ибо вечерний намаз - дневной витр (нечетный). К утреннему намазу вообще ничего не добавилось, ибо его къираат (чтение корана) длинен. Когда посланник (с.а.в.) был в пути он делал намаз два ракята как и в Мекке. - (Ахмад, Байхаки, Ибн Хиббан, Ибн Хузайма. Ибн Хузайма сказал, что хадис достоверен)
________________________________________
Эти и последующие хадисы доказывают узаконенность сокращения намаза в исламском праве. В разрешенности этого среди ученых ахлюс-сунны разногласий нет.

Можно ли не сокращать намаз в пути. Что лучше сокращать или делать целиком?

1) " А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию. Поистине, неверующие - для вас явный враг! " - (Женщины, 101)

3) От ибн Аббаса: Аллах, языком посланника (с.а.в.) два ракята сделал фардом для путника; четыре ракята для остающихся (не путников); и один ракят для тех, кто в опасности. - (Муслим)
4) От Умара: " Намаз путника два ракята, праздничный намаз два ракята; пятничный намаз два ракята. И это не сокращенные, а как это и определилось словами Мухаммада (с.а.в.) цельные намазы ". - (Ахмад, Насаи)
5) От Аиши: В начале в намазе фардом было два ракята. Затем для остающихся (не путников) намаз был увеличен до четырех ракятов. Для путников же намаз так и остался как раньше два ракята. - (Бухари, Муслим)
6) От Аиши: Несомненно, что в пути посланник (с.а.в.) иногда делал сокращенные, иногда цельные намазы. Иногда держал пост, иногда не держал. - (Привел Даракутни и сказал, что хадис достоверный)

8) От Аиша: Она делала умру с посланником (с.а.в.) и когда они пришли в Мекку, она сказала: "О посланник Аллаха, (Иногда) я делала намазы сокращенными, (иногда) по четыре ракята. Некоторые дни я держала пост, некоторые не держала". Когда я это ему сказала, он не упрекнул меня, а сказал: "Хорошо сделала, Эй Аиша " - (Насаи, Даракутни, Байхаки; Даракутни сказал, что хадис хороший)

В этом вопросе ученые разделились на три группы:
1) Сокращать намаз обязательно (фард). Намаз путника состоит из двух ракятов и не может быть больше. Если кто-то сделает больше двух, то все ракяты, что больше двух не засчитываются, а переходят в нафиля (дополнительные). Этого мнения придерживаются Умар, Али, Ибн Масъуд, Ибн Аббас, Ибну Умар, Джабир, Умар б. Абдуль-Азиз, Къадъи (судья) Исмаил, Хаммад б. аби Сулайман, Абу Ханифа и его последователи (ханафиты). Также это одно из слабых мнений в маликитском мазхабе.
2) Сокращать намаз очень сильная сунна так, что если человек сделает намаз в четыре ракята, то ему лучше переделать намаз. Если у путника нет имама путника, то ему лучше делать намаз одному, ибо если он будет делать с имамом, то ему придется делать четыре ракята. Одно из сильных мнений в маликитском мазхабе.
3) Человек свободен между выбором делать два или четыре ракята. Этого мнения придерживаются некоторые Маликиты, Ханбалиты и Шафииты. Причем Маликиты, Ханбалиты и одно из направлений Шафиитов сокращение считают более добродетельным, чем делание целиком. Некоторые из шафиитов совершение намаза целиком принимают лучше, чем сокращение.
Доказательства групп:

1) Первая группа как доказательство взяла хадисы
3) От ибн Аббаса: Аллах, языком посланника (с.а.в.) два ракята сделал фардом для путника; четыре ракята для остающихся (не путников); и один ракят для тех, кто в опасности. - (Муслим)
4) От Умара: " Намаз путника два ракята, праздничный намаз два ракята; пятничный намаз два ракята. И это не сокращенные, а как это и определилось словами Мухаммада (с.а.в.) цельные намазы ". - (Ахмад, Насаи)
5) От Аиши: В начале в намазе фардом было два ракята. Затем для остающихся (не путников) намаз был увеличен до четырех ракятов. Для путников же намаз так и остался как раньше два ракята. - (Бухари, Муслим)

Остальные хадисы следует понимать, что в намазе путника обязательной частью намаза является два ракята, но это не означает, что делать два ракята обязательно. В аяте говорится, что нет греха сокращать намаз, То есть основное это не сокращать:
1) " А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию. Поистине, неверующие - для вас явный враг! " - (Женщины, 101)
Кроме того тот факт, что путник за имамом делает четыре ракята также служит дополнительным доказательством:



Но вместе с этим более достоверным и сильным мнением является то, что сокращать намазы лучше чем не сокращать, ибо это сунна посланника и милостыня Аллаха:
2) От Ибн Умара: Посланник сказал: " Аллах любит, когда пользуются, предоставленными им, облегчениями в религии. Точно также, он не любит, когда совершается то, что он определил как грех ". - (Ахмад)
7) От Яъла бин Умайя: Я спросил Умара: " Разве Аллах не сказал о намазе путника следующее: " А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию. Поистине, неверующие - для вас явный враг! " -(Женщины, 101). Теперь же все пребывают в спокойствии ". Тогда Умар сказал: " Я тоже удивился как и ты, поэтому спросил это посланника (с.а.в.). Он сказал: " Это есть милостыня Аллаха, поэтому принимайте ее " - (Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, Насаи)
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более легкое из них, если только не являлось оно греховным, а если было в нем что-то греховное, то он держался от него дальше любого из людей. - (Аль-Бухари; Муслим)
7) Ибн Умара спросили: " Аллах сказал: "нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию". Сейчас же спокойно и никакой опасности нет. Сокращать ли нам намаз? ". Ибн Умар прочитал аят: " По истине в посланнике для вас есть прекрасный пример ". - (Ибн Джарир передал от Абу Муниба аль-Джарши)

Нужно ли делать дополнительные намазы?
1) От Ибн Умара: Я делал намаз вместе с посланником (с.а.в.) и не видел, чтобы в пути он делал дополнительные намазы. - (Шесть имамов в хадисе)
2) В другом предании (от ибн Умара) говорится: Я совершал путешествие с посланником (с.а.в.), абу Бакром, Умаром, Усманом. Все они делали намазы по два ракята и не совершали дополнительных намазов ни перед, ни после фарда. Если бы я делал дополнительный намаз, то вместо этого я бы лучше делал полностью фарды (по четыре ракята) - (Хадис привел Тирмизи и сказал, что хадис хороший)
3) От Салима: Когда Ибн Умар торопился в пути, он читал къамат, делал три ракята вечернего намаза, немного ждал, затем читал къамат для ночного намаза и делал ночной намаз в два ракята. При этом он не делал никаких дополнительных намазов ни перед, ни после намазов. До самой ночи, он не делал никаких дополнительных намазов. - (Бухари, Муслим)
4) Нафиъ рассказывает, что Ибну Умар видел как его сын Убайдуллах делает в пути дополнительные намазы и не порицал его. - (Мууаттаъ Малика, 1/150)
5) От Бара: Я целых 18 раз совершал путешествие с посланником (с.а.в.) и не видел, чтобы он покинул два ракята перед обед(енным намаз)ом, когда солнце склоняется. - (Абу Дауд, Тирмизи)

Дополнительные намазы, упоминающиеся в первых двух хадисах это не абсолютные дополнительные, а придаточные (рауатъиб - придатки к фардам: 2 перед утренним намазом; 2 или 4 перед обеденным, 2 после обеденного намаза, 2 после вечернего, 2 или 4 перед и 2 после ночного намаза) дополнительные намазы. Их то и покидал Ибну Умар. Что касается абсолютных дополнительных намазов (не привязанных к фардам: витр, послеутренний и др.), то, как это и передает имам Науауи, между учеными нет разногласия в том, что делать абсолютные нафиля в пути разрешено. Даже сам Ибну Умар, как это мы видим из 3 хадиса, делал такие нафиля. Разногласие только в том, можно ли делать придаточные к фардам намазы. Большинство ученых, опираясь на другие хадисы, считает это разрешенным и добродетельным. То, что Ибну Умар не видел, это не означает еще, что посланник (с.а.в.) не делал. Имам Науауи говорит: " Посланник (с.а.в.) делал дополнительные намазы возле своего коня, ибо дополнительные намазы желательно делать у себя дома, поэтому Ибну Умар не видел этого. А может посланник (с.а.в.) хотел показать, что в пути дополнительные намазы можно не делать ".
Ибн Къудама объединив все хадисы говорит: " Хадис Ибн Умара показывает, что нет греха в том, чтобы не делать, а другие хадисы показывают, что нет греха в том, чтобы делать дополнительные намазы в пути ".
Что считается путем?



Этот хадис устраняет колебания Шуъбы и уточняет первый хадис, что имеется ввиду расстояние в три мили.
3) Ибн Умар сказал: " Если я выйду в путь длиной в одну милю, я сокращу намаз " - (Ибн Аби Шайба с достоверной цепочкой, Ибн Хазм привел в "Мухалла" и сказал, что хадис достоверен)

5) От Анаса: В Мадине я сделал обеденный (зухр) намаз с посланником Аллаха (с.а.в.) в четыре ракята. Он отправился в Мекку и когда дошел до зуль-Хулайфы, то послеобеденный (аср) намаз сделал в два ракята. - (Шесть хадисоведов (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Насаи, Тирмизи, Ибну Маджа), кроме Малика)









15) Али сказал, что посланник (с.а.в.) установил для путника, что он протирает обувь три дня и ночи, а для остающегося, что он протирает один день и ночь. - (Муслим, Насаи)

В определении пути, при котором возможно сокращение намаз, существует очень много мнений и подходов. Ибн Мунзир перечислил 20 разных мнений на эту тему. Существует два основных подхода в этом вопросе:
1) Подход, берущий во внимание время пути.
2) Подход, берущий во внимание длину пути.
Первый подход берут на вооружение ученые ханафитского толка, хотя из других мазхабов, хоть и мало, встречаются те, кто используют временной подход. Эти ученые говорят, что сокращать намазы можно только тогда если путь будет длиться не меньше трех дней (согласно Абу Юсуфу можно чуть меньше трех дней). Необязательно совершать путь в течение всего дня. От одного дня отнимается время на сон, еду, намазы и отдых. По расчетам для Египта это составляет чуть меньше семи часов. То есть трехдневный путь по длине должен занимать около 21-ого часов. В течении одного дня необязательно идти семь часов. Достаточно семичасовой путь (средней ходьбой) проделать на транспорте более короткое время. но в целом путь должен длиться три дня.
Длина пути во внимание не принимается. Например если путь очень затруднен и за три дня можно пройти всего один километр, то сокращать можно. С другой стороны если на самолете совершить кругосветное путешествие за меньше чем три дня, то намаз сокращать нельзя. На данный момент редкие путешествия длятся три дня. Поэтому по ханафитскому мазхабу на сегодняшний день сокращение намазов почти прекратило свое существование.

Доказательства ханафитов:
13) "Посланник (с.а.в.) сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся три дня ". " - (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
14) " Путник протирает обувь (масх) три дня и три ночи ". - (Насбур-рая, 2/183)
15) Али сказал, что посланник (с.а.в.) установил для путника, что он протирает обувь три дня и ночи, а для остающегося, что он протирает один день и ночь. - (Муслим, Насаи)
Ханафиты говорят, что в этих хадисах определены свойства путешествия, которое можно считать шариатским путем (т.е. при котором можно сокращать). Это свойство - длиться три дня. Поэтому все путешествия не обладающие этим свойством, шариатским путем не считаются и сокращать намаз в них нельзя.
Но подавляющее большинство ученых ахлюс-сунны, опираясь на методологию салафа, в определении пути во внимание принимают не продолжительность, а длину

Вот как они отвечают на доводы ханафитов:
Во первых на человека, который проделал длинный путь (например 200 км), пусть хоть и в короткое время, в арабском языке говорят, что он путник. Быстрота пути не лишает путника того, что он путник. Причиной сокращения намазов является не сложность пути или опасность или срочная необходимость, как это и следует из вышеприведенных хадисов. Причиной сокращения намазов является только само явление пути. Если установлено, что данный человек путник, то установлено, что он может сокращать намазы.
Во вторых из приведенных ханафитами хадисов не следует, что путь это только путешествие длящееся три дня, ибо есть другие подобные хадисы, где продолжительность пути, упоминается как два или один день:
9) Умар сказал: " Намаз сокращается при пути, длящимся один целый день " - (Тафсир Рази)
10) Ибн Аббас сказал: " Если путь превысит один день ночь, то намаз сокращается " - (Зуркани, Тафсир Рази)
11) "Посланник (с.а.в.) сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся один день и ночь - (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
12) Посланник (с.а.в.) сказал: " Не может мусульманка без мужа или близких делать путешествие два дня " - (Муслим)
В третьих целью хадисов не являлось дать определение пути. Так нампример хадис " Али сказал, что посланник (с.а.в.) установил для путника, что он протирает обувь три дня и ночи, а для остающегося, что он протирает один день и ночь. - (Муслим, Насаи) " задается целью определить продолжительность протирания обуви, а не пути. Что касается хадисов
11) "Посланник (с.а.в.) сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся один день и ночь - (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
12) Посланник (с.а.в.) сказал: " Не может мусульманка без мужа или близких делать путешествие два дня " - (Муслим)
13) "Посланник (с.а.в.) сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся три дня ". " - (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
, то как это и говорит маликитский ученый Ибн Араби, это скорее всего не есть самостоятельные хадисы ставящие целью установить длину пути. Это есть ответы на заданные вопросы. Так на вопрос: " Может ли мусульманка без близких совершать путь, длящийся три дня? ", посланник (с.а.в.) ответил: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся три дня ". " - (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
Точно также обстоит дело с остальными двумя хадисами. В противном случае получится так, что хадисы противоречат друг-другу в вопросе определения пути.
Если даже и брать хадисы о днях, то дни в них, это просто один из способов определения длины пути. Главным же здесь является длина пути. Так например имам Аузаи, Зуркани, Ал-Лайс, Исхакъ, Шафии и последователи, Малик и последователи, имам Ахмед бин Ханбаль и другие, за основу берут хадисы, где упоминается один день:

11) "Посланник (с.а.в.) сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся один день и ночь - (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
9) Умар сказал: " Намаз сокращается при пути, длящимся один целый день " - (Тафсир Рази)
10) Ибн Аббас сказал: " Если путь превысит один день ночь, то намаз сокращается " - (Зуркани, Тафсир Рази)
Правда по некоторым преданиям от Малика, Шафии и имама Ахмада, они за основу берут два дня, как доказательство беря хадис:
12) Посланник (с.а.в.) сказал: " Не может мусульманка без мужа или близких делать путешествие два дня " - (Муслим)
Но хадисы, где упоминается один день, более ясны и конкретизированы для определения пути.
Как бы там ни было в любом случае три мазхаба (Ханбалиты, Шафииты, Маликиты) за основу берут хадисы, задающие длину пути в 4 барида. Что касается хадисов с упоминанием дней, то они говорят, что 4 барида можно пройти за один или два дня, поэтому в некоторых хадисах вместо 4 баридов, указывается 1 или 2 дня. Но главным является расстояние в четыре барида. Даже если это расстояние проделается в один час, то все равно сокращать намаз можно:
4) Малик сказал: До меня дошло, что ибн Аббас сокращал намаз до двух при таких длинах пути как расстояние между Меккой и Таифом, Меккой и Усфаном, Меккой и Джиддой, а это равняется примерно четырем баридам. - (Муваттаъ Малика, без цепочки)
6) От Ибн Аббаса: Посланник (с.а.в.) сказал: " Эй жители Мекки не сокращайте намаз, когда выходите в путь длиной меньше, чем в четыре барида - расстояние между Меккой у Усфаном - (Даракутни, Также передано как просто слова ибн Аббаса)
7) От Ибн Аббаса: Когда Ибн Аббас и Ибн Умар совершали путь длиной в 4 барида, они сокращали намазы и не держали пост. - (Бухари)
8) Ата спросил ибн Аббаса может ли сокращать намаз тот, кто отсюда отправляется на Арафат. Он ответил: "Нет". Ата спросил во второй раз: " А тот, кто идет в Марруз-захран?". Ибн Аббас ответил: "Нет. Намаз может сокращать тот, кто идет (например) в Джидду, Усфан, Таиф. - (Передал имам аш-Шафии)
Итак большая часть трех мазхабов единогласна в том, что намаз можно сокращать если общая длина пути достигнет четырех баридов, независимо от времени продолжительности пути.

Но в определении баридов, как единицы пути, между мазхабами имеются некоторые разногласия:
Так нампример нет разногласия в том, что один барид это четыре фарсаха, а один фарсах это три мили.
Но что касается мили, то здесь есть серьезные расхождения:
По ханафитскому мазхабу одна миля равняется 4000 зираъ. Согласно ханбалитам и шафиитам одна миля это 6000 зираъ. Маликиты говорят, что одна миля это 3500 зираъ. Одна зираъ это расстояние от кончиков пальцев до локтя, что составляет 6 къабда. Къабда это ладонь - четыре пальца, кроме большого. Итак одна зираъ это 24 пальца. Правда по ханбалитскому мазхабу одна зираъ состоит из 28 пальцев, но 24 ближе к истине, ибо анатомически локоть по длине в среднем состоит из 24 пальцев. Один палец состоит из шести ячменных зерен приставленных к друг другу, а одно ячменное зерно из шести хвостовых волосков мула.
Если проделать эксперименты с волосками и ячменными зернами, то будет видно, что шесть средних зерен ячменя образуют от 18 до 20 миллиметров. По ханафитскому счету в среднем 19.25 мм. Для надежности возьмем 20 мм, то есть два сантиметра. Тогда одна зираъ сделает 48 см. Теперь стоит вопрос сколько зираъ брать в одной миле. Если следовать ханафитскому толку (4000 зираъ), то в итоге 4 барида сделают чуть меньше чем 90 км. Но ни ханафитские, ни ханбалито-шафиитские ученые не проводили экспериментов для определения количества зираъ в миле. Необходимые измерения провел маликитский ученый Ибн Абдиль-Барр, поэтому большинство последующих ученых приняли его сведения, т.е. 1 миля = 3500 зираъ. Если проводить расчеты исходя из этих данных, то получится, что 4 барида это чуть меньше чем 81 км.
Принимая во внимание расхождения в определении длины мили, проще всего воспользоваться современными данными о расстоянии между Меккой и Таифом; и Меккой и Джиддой.

Все три мазхаба единодушны в том, что при этих переходах сокращать намазы можно:
4) Малик сказал: До меня дошло, что ибн Аббас сокращал намаз до двух при таких длинах пути как расстояние между Меккой и Таифом, Меккой и Усфаном, Меккой и Джиддой, а это равняется примерно четырем баридам. - (Муваттаъ Малика, без цепочки)
8) Ата спросил ибн Аббаса может ли сокращать намаз тот, кто отсюда отправляется на Арафат. Он ответил: "Нет". Ата спросил во второй раз: " А тот, кто идет в Марруз-захран?". Ибн Аббас ответил: "Нет. Намаз может сокращать тот, кто идет (например) в Джидду, Усфан, Таиф. - (Передал имам аш-Шафии)
По сведениям каталога, выпущенным министерством печати Саудовской Аравии расстояние между Меккой и Таифом составляет 88 км, а между Меккой и Джиддой 75 км. Итак если взять самое малое упомянутое расстояние - 75 км - то можно сделать вывод, что если если длина пути достигнет 75 км, то по трем мазхабам намаз сокращать можно.
Теперь перейдем к мнению ученых, которые в основу определения пути берут хадисы:
1) Анас передает, что когда посланник (с.а.в.) выходил в путь длиной три мили или фарсаха (здесь Шуъба заколебался - миля или фарсах), то совершал двух-ракятные намазы (сокращая 4-ракятные). - (Муслим, Ахмад, Байхаки, Абу Дауд, Ибн Хаджар сказал, что этот хадис самый ясный и самый достоверный из всех хадисов, переданных на эту тему)
2) От Абу Саъида: " Когда посланник (с.а.в.) делал путь длиной в один фарсах (три мили), он сокращал намаз " - (Хадис передал Саъид бин Мансур, Ибн Хаджар упомянул его в своей книге "Талхис" и своим молчанием показал, что принял этот хадис)
3) Ибн Умар сказал: " Если я выйду в путь длиной в одну милю, я сокращу намаз " - (Ибн Аби Шайба с достоверной цепочкой, Ибн Хазм привел в "Мухалла" и сказал, что хадис достоверен)

Первый хадис, ка это и сказал ибн Хаджар, самый достоверный хадис из переданных на эту тему. Согласно первым двум хадисам путь длиной в три мили дает возможность сокращать намазы. Три мили по ханафитскому толку: 3*1,848км = 5,554 км; по маликитскому: 3*1,680 = 5,04 км. То есть если для надежности округлить, то при длине пути в 6 километров сокращение намаза возможно.
Минимальное расстояние при котором возможно сокращение намаза, как это и следует из третьего хадиса, это одна миля, для круглого счета 2 километра. Если путь меньше одной мили сокращение запрещено.
Хоть это мнение и не было поддержано большинством ученых, оно опирается на достоверные хадисы. Одним из самых больших ученых ханбалитского толка Ибн Къудама говорит:
" Ограничения пути (4 барида), приведенное ими также противоречит буквальному выражению корана:
" А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву "
Из аята следует, что сокращение намаза имеет место для всякого пути, без каких то ни было ограничений. Также это ограничение противоречит сунне: Анас передает, что когда посланник (с.а.в.) выходил в путь длиной три мили или фарсаха (здесь Шуъба заколебался - миля или фарсах), то совершал двух-ракятные намазы (сокращая 4-ракятные) ".
...
В заключение Ибн Къудама говорит: " Итак, доказательства свидетельствуют о том, что правы те ученые, которые разрешают сокращение намаза для каждого путника. Единственное, что может опровергнуть это суждение - иджма об обратном ". - (Мугъни, 2/257)
Свойства пути
3) Ибн Аббас передает: Посланник Аллаха отправился в путь из Мадины по направлению к Мекке. Ему не было чего опасаться кроме господа миров. (Но несмотря на это) он совершал намазы по два ракята (сокращая четырехракятные). - (Тирмизи и Нас
аи)

Когда начинается сокращение

Намерение

Когда остановка (в пути) перестает быть путем (женитьба)?
5) Другое предание (от Анаса): Мы вышли с посланником (с.а.в.) из Мадины в Мекку. Пока мы не вернулись в Мадину, мы делали намазы по два ракята. А сколько вы оставались в Мекке. Он (Анас) сказал: В Мекке мы оставались один (лунный) месяц. - (Бухари, такъсъирус-салят)
От ибн Аббаса: Посланник (с.а.в.) оставался в Мекке 19 дней и все это время намазы делал по два ракята. И мы тоже когда будучи путниками, оставались 19 дней, то делали намаз как путники. Но если оставались больше, то делали целиком не сокращая. - (Бухари, такъсъир ас-салат; Абу Дауд, 1230; Тирмизи,549; Абу Яъла, 2368; Даракутни, 1/387; Байхаки, 3/150)

Тоже самое, но у Насаи проходит как 15 дней. - (Насаи, такъсъир ас-салят; Табарани, муъджам аль-Кабир, 10735)
Вариант Абу Дауда: "В день Фатха он остался 15 день, и намазы делал сокращенными. - (Абу Дауд, 1231; Ибну Маджа, 1076; Тахауи, 1/417; Байхаки, 3/151)
В другом варианте Абу Дауда вместо 15 дней проходит 17. - (Абу Дауд, 1232; Имам Ахмад, 1/303, 315; Ибн Саъд, 2/143; Табарани, 11672; Байхаки, 2/151)
От Имрана б. Хусайна: Я вышел воевать вместе (не против) с посланником (с.а.в.). После победы я был с ним в Мекке. Он остался в Мекке 18 дней, и все это время делал намазы сокращенными; жителям же он сказал: "Эй жители города, вы делаете намазы по четыре ракята, потому, что мы путники" - (Абу Дауд, 1229; Тирмизи, 545)
Малик передает: Ибн Умар оставался в Мекке 10 дней и намазы делал сокращенными, кроме тех случаев когда делал намаз за имамом. Тогда он следуя имаму, делал намазы целиком. - (Малик, Къасър ас-Салят, 17)
От Харисы бин Уахба: В Мине мы, как никогда ранее, были многочисленны и в безопасности. Посланник Аллаха (с.а.в.) делал с нами сокращенные намазы. - (Шесть имамов - хадисоведов)
От ибн Умара: Посланник Аллаха (с.а.в.) пребывая в Мине делал намазы по два ракята. Абу Бакр тоже по два ракята. И Умар тоже. Усман же, при своем халифате, делал сначала по два, затем по четыре ракята. Поэтому ибн Умар, когда делал намаз с имамом (Усманом), делал четыре. Когда же делал сам, то по два ракята. - (Имам Ахмад, 2/140; Бухари, Муслим, Насаи)
От ибн Аббаса: Ему был задан вопрос: " Как мне делать намаз, когда я в Мекке и намаз делаю не с имамом, а сам?". О н ответил: " Делай два ракята, ибо это сунна посланника (с.а.в.). - (Муслим, Насаи)
Усман начал делать намазы в Мине по четыре ракята потому, что решил там поселиться. - (Абу Дауд)
Причиной того, что Усман делал в Мине четыре ракята состоит в том, что в то время на хадждж пришло много бедуинов и Усман (опасаясь, что они неправильно выучат кол-во ракятов), решил показать им, что на самом деле намазы по четыре ракята. - (Абу Дауд)
От Абдур-Рахмана бин аби Зубаба: Когда Усман начал в Мине делать намаз по четыре ракята, то джамаат возразил. Тогда Усман сказал: "Эй джамаат, Я поженился в Мекке. Я слышал как посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: " Кто поженится в каком-нибудь месте, пусть делает намаз там, как постоянный житель "". - (Ахмад, Абу Яъла)

От Анаса: Когда посланник Аллаха отправлялся в путь и солнце еще не доходило до зенита, то он отсрочивал обеденный намаз, до послеобеденного, давал перерыв и соединял их вместе. Если же солнце переходило зенит, то он делал сперва обеденный намаз и затем отправлялся в путь.
Другой вариант: Если он торопился, то откладывал обеденный намаз до послеобеденного и делал их вместе, точно также откладывал вечерний до ночного и делал их вместе. - (Оба предания переданы с одной цепочкой. Ахмад, 3/247; Бухари, Муслим, Абу Дауд, Насаи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Байхаки)
От ибн Аббаса: Когда посланник торопился, он отправлялся в путь до времени обеденного намаза, и откладывал его до начала послеобеднного намаза. Затем совершал их вместе. Затем он откладывал вечерний намаз, до захода вечерней зари и соединял вечерний намаз с ночным. - (Табарани)
От Муаза: Во время похода на Табук, если посланник (с.а.в.) отправлялся в путь после того, как солнце перевалило за зенит, то он к обеденному намазу присоединял послеобеденный. Если же он выходил в путь, когда солнце не доходило до зенита, то откладывал обеденные намаз до послеобеденного и делал их вместе. Точно также он поступал с вечерним намазом. Если при отправлении в путь солнце было зашедшим, то ночной намаз он брал вперед и присоединял его к вечернему. Если же он выходил в путь когда солнце еще не село, то он откладывал вечерний намаз до входа ночного и делал их вместе - (Тирмизи, Абу Дауд, Муслим, Насаи, Ибну Маджа)
От ибн Аббаса: Если когда посланник (с.а.в) делал привал в пути и солнце уже склонилось в сторону запада (перешло зенит), то он соединял обеденный и послеобеденный намазы. Если же солнце еще не переваливало за зенит, то он не ждал времени входа обеденного намаза и отправлялся в путь, откладывая обеденный намаз до времени послеобеденного.
Точно также если в привале заходило время вечернего намаза, то он вечерний и ночной намазы делал вместе. Если же он отправлялся в путь то входа времени вечернего намаза, то он откладывал вечерний намаз, до входа времени ночного и тогда делал их вместе. - (Имам Ахмад, Муснад аш-Шафии)
От Али: Он (Али) отправляясь в дорогу, продолжал путь пока хорошенько не стемнеет. Затем он делал привал, совершал вечерний намаз, приказывал принести ужин. Затем сделав ночной намаз, отправлялся в путь дальше. При этом он поговаривал: "Вот и посланник (с.а.в.) делал также. - (Абу Дауд)
От ибн Умара: Посланник соединял вечерний и ночной намазы, тогда когда на это была необходимость. - (Бухари)
Подобное предание есть и от ибн Аббаса
Аузаи толкуя эти предания сказал: "Соединять намазы может только тот, у кого есть для этого уважительная причина"
В другом предании ибн Умар говорит: Вместе с посланником (с.а.в.) мы сделали в пути обеденный намаз в два ракята, затем еще два ракята. - (Хадис привел Тирмизи и сказал, что хадис хороший)

Человек, который покинул населенный пункт, чтобы совершить путь на расстояние более 90 км (то, что можно преодолеть пешком средним шагом не менее чем за 18 часов), считается путником.

Если у путника есть намерение остановиться в каком-либо населенном пункте не более чем на 15 дней, то он считается путником, как во время путешествия, так и во время пребывания в этом населенном пункте. Если же человек собрался остановиться в каком-либо населенном пункте более чем на 15 дней, то путником он считается только в дороге до этого населенного пункта.

Путнику необходимо сокращать 4-х ракяатные обязательные намазы-фарды – полуденный (аз-зухр ), послеполуденный (аль-‘аср ) и ночной (аль-‘иша’ ) до 2-х ракяатов.

Если у путника есть время для намазов-сунны, то он совершает их полностью, не сокращая.

Если путник следует в намазе за «местным» имамом, то совершает намаз полностью, без сокращений, так же, как и имам. Если же человек молится за имамом-путником, то после совершения имамом приветствия (а с-салям ), встает и продолжает совершать оставшиеся ракяаты, как в случае опоздания на коллективную молитву.

Путник имеет право не совершать пятничный намаз (аль-джум‘а ) и праздничные намазы. Но, если путник все же их совершит, они будут приняты, если того пожелает Всевышний Аллах. Если же в пятницу он не совершает пятничный намаз, то, вместо него путник должен совершить полуденный намаз (аз-зухр ).

4-х ракяатный намаз, пропущенный в пути, возмещают сокращенным 2-х ракяатным намазом. Если 4-х ракяатный намаз пропущен дома, то, возмещая его во время пути, необходимо совершать намаз полностью, не сокращая.

Также срок действия протирания кожаных носков (масих ) в пути увеличивается до 3-х суток.

В месяц Рамадан путнику разрешено не поститься. После возвращения он должен возместить каждый пропущенный день. Однако во время путешествия лучше соблюдать пост, если это не вредит здоровью.

Возмещение пропущенных намазов (када )

Оставление намаза намеренно, без уважительной причины является большим грехом. Если это случилось, то нужно покаяться.

Возмещать (када ) необходимо все обязательные намазы-фарды и намаз « аль-витр » . Намазы-сунна не возмещаются, за исключением сунны утреннего намаза (аль-фаджр ), которую можно возместить до наступления времени полуденного намаза (аз-зухр ) того же дня. Для возмещения (када ) пропущенных намазов нет определенного времени, их можно совершать в любое время дня и ночи, кроме времени, когда совершение намаза нежелательно (макрух ).

Если долгов по намазу много и человек не знает, за какой день возмещает (када ) намаз, то он может сделать намерение таким образом: «Намереваюсь совершить возмещение (када) последн его (или перв ого ) пропущенн ого утреннего намаза (аль-фаджр) ради Всевышнего Аллаха ». Также делают намерение на возмещение других намазов.

СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗА СИДЯ И ГЛАЗАМИ

В религии Ислам нет трудностей. Создатель лучше всех знает положение Своих творений, поэтому Всевышний Аллах предписал людям различные формы поклонения (ибад а ) в соответствии с их возможностями.

Тот, кто по причине болезни не в состоянии совершать намаз стоя, должен совершать его сидя. То есть сидя совершаются те обязательные действия намаза (рукн ), которые обычно совершаются стоя. Если человек не может совершить обычным образом поясной поклон (руку‘ ), то его совершают сидя, склонив тело вперед. Таким же образом, если нет возможности совершить как обычно земной поклон (суджуд ), его делают сидя, склоняя тело с большей амплитудой нежели во время поясного поклона (руку‘ ).

Если у человека нет возможности наклоняться телом, то поясной (руку‘ ) и земной (суджуд ) поклоны совершают наклоном головы, как бы имитируя их. При этом, так же как при выполнении намаза сидя, амплитуда наклона головы во время совершения земного поклона (суджуд ) должна быть больше, чем во время поясного поклона (руку‘ ). В противном случае намаз считается неправильным.

Если больной не может сидеть, то совершает намаз лежа или полулежа, имитируя поясной (руку‘ ) или земной поклон (суджуд ) движением головы. Если невозможно и это – имитирует движения намаза (руку‘ и суджуд ) глазами. Если не может даже глазами, то совершает намаз сердцем или оставляет его на потом как долг.