Домой / Утепление жилища / Примеры алфавитов. Виды азбук

Примеры алфавитов. Виды азбук

ученица 3Б класса МАОУ ООШ№2 г. Муравленко

« Какие разные азбуки»

Выполнила: Хазиева Аделина Ринатовна, ученица 3Б класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

основной общеобразовательной школы № 2

Краткая аннотация

Из жизни детей уходит книга, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и нравственное воспитание. Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Выбранная тема является актуальной, ведь нельзя допустить, чтобы книги воспринимались только как развлечение, или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многоцветен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Цель нашего проекта: изучить и сравнить азбуки.

Задача - сбор материала по данной теме. Элементом новизны в нашем проекте является создание авторских тематических азбук учащимися первых классов. Практическая значимость представленного проекта, состоит в том, что его материалы могут использовать педагоги и дети разного возраста.

Мы надеемся, что у моих одноклассников появится настоящий интерес не только к разным видам азбук, но и неподдельный интерес ко многим художественным произведениям. Главное – сформировать положительное отношение к книге как к источнику знаний, как к «учебнику жизни», как к верному и надежному спутнику в нашей школьной жизни…

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

Из жизни детей уходит книга, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и нравственное воспитание. Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку.

Нельзя допустить, чтобы книги воспринимались только как развлечение, или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многоцветен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре.

Цель нашего проекта: изучить и сравнить азбуки.

Задачи проекта:

  1. выявить знания учащихся по изучаемой теме (до изучения темы);
  2. уточнить значение слова «азбука»;
  3. познакомиться с различными азбуками;
  4. провести сравнительный анализ азбук;
  5. создать авторские тематические азбуки;
  6. провести контрольное анкетирование учащихся (после изучения темы).

Гипотеза проекта:

Мы предполагаем, что

  1. если провести анкетирование среди учащихся параллели 2,3-их классов по изучаемой теме проекта, то мы выясним, что ученики плохо информированы о разновидностях азбук;
  2. если провести среди учащихся разъяснительную работу (классный час, тематический урок в библиотеке), предложить создать авторские тематические азбуки, то у ребят повысится интерес к осознанному чтению и закреплению зрительного образа букв.

Проектная деятельность по теме: «Какие разные азбуки» проводилась в несколько этапов:

1 этап (ноябрь-декабрь 2011г.) - поиск и работа с информацией по изучаемой теме с различных источников;

2 этап (февраль-март 2012г.) - проведение анкетирования среди учащихся параллели 2,3-их классов по теме «Какие азбуки ты знаешь?»; обработка результатов;

3 этап (апрель 2012г.) - разъяснительная работа с учащимися: создание азбук учащимися первых классов, классный час «Азбука - путь в страну книг», посещение городской библиотеки;

4 этап (май 2012г.) - проведение контрольного анкетирования с целью сравнительного анализа результатов; подведение итогов проекта.

Работа над проектом включала в себя:

  1. анкетирование учащихся до и после изучения темы (Какие азбуки ты знаешь?);
  2. беседы со взрослыми (выяснение, что знают взрослые по теме);
  3. работа с толковыми словарями (Что означает слово «азбука»?);
  4. изучение азбук (славянская азбука, семафорная азбука, шрифт Брайля, азбука Морзе, дактильная азбука);
  5. создание авторских тематических азбук учащимися первых классов;
  6. посещения школьной библиотеки (библиотечный урок по теме «Славянская азбука»).

Глава 1. Виды азбук

§ 1. Что такое азбука?

Из источников я узнала, что Азбука - это

1) буквы в установленном порядке, т.е. алфавит;

2) учебник грамоты, букварь.

А также, что Азбуки бывают разные…

§ 2. Славянская азбука

Свое название старославянская азбука получила от сочетания двух букв «аз» и «буки», которые обозначили первые буквы алфавита А и Б. Интереснейшим фактом является то, что древнеславянская азбука представляла собой граффити, т.е. надписи, нацарапанные на стенах. Первые старославянские буквы появились на стенах церквей в Переславле приблизительно в 9-ом веке. А уже к 11-ому веку древние граффити появились в Софийском соборе в Киеве. Именно на этих стенах указывались буквы азбуки в нескольких начертаниях, а ниже приводилось толкование буквы-слова. В 1574-м году произошло важнейшее событие, которое способствовало новому витку развития славянской письменности. В Львове появилась первая печатная «Азбука», которую увидел Иван Фёдоров - человек, напечатавший её.

Структура азбуки

Если вы оглянетесь назад, то увидите, что Кирилл и Мефодий создали не просто алфавит, они открыли славянскому народу новый путь, ведущий к совершенству человека на земле и торжеству новой веры. Если вы посмотрите на исторические события, разница между которыми составляет всего 125 лет, то поймете, что на самом деле путь утверждения христианства на нашей земле непосредственно связан с созданием славянской азбуки. Ведь буквально за одно столетие славянский народ искоренил архаичные культы и принял новую веру. Связь создания кириллицы и принятия христианства сегодня не вызывает никаких сомнений. Кириллица была создана в 863-ем году, а уже в 988-ом князь Владимир официально заявил о введении христианства и свержении примитивных культов.

Изучая старославянскую азбуку, многие ученые приходят к выводу, что на самом деле первая «Азбука» является тайнописью, которая имеет глубокий религиозный и философский смысл, а самое важное, что она построена таким образом, что представляет собой сложный логико-математический организм. Кроме того, сравнивая множество находок, исследователи пришли к выводу, что первая славянская азбука была создана как целостное изобретение, а не как творение, которое создавалось по частям путем добавления новых буквенных форм. Интересно также то, что большинство букв старославянского алфавита представляют собой буквы-числа. Причем, если вы посмотрите на всю азбуку, то увидите, что ее условно можно разделить на две части, которые в корне отличаются друг от друга. При этом первую половину азбуки мы условно назовем «высшая» часть, а вторую «низшая». Высшая часть включает в себя буквы от А до Ф, т.е. от «аз» до «ферт» и представляет собой перечень букв-слов, которые несут в себе понятный славянину смысл. Низшая часть азбуки начинается с буквы «ша» и заканчивается «ижицей». Буквы низшей части старославянской азбуки не имеют численного значения, в отличие от букв высшей части и несут в себе негативный подтекст. Для того чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а вчитываться в каждую букву-слово. Ведь каждая буква-слово содержит смысловое ядро, которое вкладывал в неё Константин.

Славянская азбука - создана Кириллом и Мефодием в 9 веке н.э. Использовалась народом для чтения и письма.

§ 3. Семафорная азбука

Семафорная азбука . С помощью семафорной азбуки можно передать различную информацию например:"Человек за бортом", "Требуется помощь" и т.д. Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в году вице-адмирал Степан Осипович Макаров . Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом , включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания . Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак «,» — словом « запятая ». Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками. Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков. Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков, размер ткани которых составляет 30x35 см. Цвет ткани флажков зависит от времени суток: в тёмное время суток используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток — с тканью тёмного тона (красный, чёрный). При отсутствии флажков — семафорят бескозырками . Средняя скорость передачи флажным семафором обученным сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту. Должность / специальность сигнальщика на флоте была введена 13 декабря года приказом по флоту № 161.С 1 декабря 2011 года "флажное сигналопроизводство" исключено из учебной программы младших специалистов связи.

Семафорная азбука - создана Степаном Осиповичем Макаровым. Используется на флоте. Передача информации производится сигнальщиками с помощью флажков.

§ 4. Шрифт Брайля (азбука слепых)

Шрифт Брайля — шрифт для слепых, читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук. Существует два метода письма по Брайлю вручную: с помощью брайлевского прибора и грифеля, и с помощью брайлевской печатной машинки. Цепь событий, приведших к появлению шрифта Брайля, началась во время крестовых походов французского короля Луи IX. Потерпев сокрушительное поражение в крестовых походах, король возвратился в Париж с уверенностью, что Бог учит его смирению. С этой верой он основал первый в мире приют для слепых по-русски «пятнадцать очков». Первыми постояльцами приюта были 300 рыцарей, ослепленных во время походов. В дальнейшем приют служил прибежищем для бездомных слепых. Ярмарка была одним из самых зрелищных мест Парижа. С 14 августа по 15 сентября каждый год уличные торговцы, циркачи, кукольники демонстрировали здесь свое мастерство. В 1771 году молодой человек по имени Валентин Хауи посещает ярмарку и подает милостыню слепому мальчику. К его изумлению, мальчик назвал номинал монеты. Так Хауи осознал, что слепые могут постигать грамоту при помощи осязания. 12-летний нищий Франсуа Лезюер становится его первым учеником. Валентин учил его читать, сначала используя рельефные деревянные буквы, из которых формировал слова. Франсуа был талантливым учеником и через 6 месяцев научился осязать напечатанные страницы.

В январе 1809 года в маленьком французском городке Кувре родился Луи Брайль. В детстве он случайно поранил глаз шорным ножом и ослеп. В 1819 году Луи зачисляют в Парижскую школу для слепых. Обучение проводилось по книгам системы Хауи, очень большим и дорогим. Школа в Париже располагала всего лишь 14 такими книгами, которые Луи успешно проштудировал, ощупывая каждую букву. Система Хауи была несовершенной. Чтобы прочувствовать каждую букву, требовалось несколько секунд, и когда человек достигал конца предложения, то почти забывал о том, что было вначале. Луи понял, что необходимо искать способ, позволяющий читать быстро и легко. И снова помог случай. В то время во французской армии использовался оригинальный буквенный код артиллерийского офицера Шарля Барбье для доставки ночных сообщений. Сообщения нельзя было написать на бумаге, потому что для прочтения нужно было зажигать спичку, а следовательно - демаскироваться. Буквы представляли собой пробитые в картоне отверстия. В возрасте 15 лет он изменил «ночной шрифт» капитана артиллерии Шарля Барбье (фр. Charles Barbier), который тот разработал для чтения в темноте. В 1821 г. отставной капитан артиллерии Шарль-Мари Барбье де ля Серр ознакомил слепых учащихся со своей системой "звукового", или "ночного", письма, разработанной им для того, чтобы солдаты могли составлять и читать донесения в ночное время. Луи не было и 16 лет, когда в конце 1824 г. его осенила гениальная идея - создать условный алфавит из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в две колонки по три. В этой системе возможны в целом 63 перестановки. Расстояние между двумя точками Брайля 2-2,5 мм, и для прочтения текста "читатель" проводит кончиками пальцев по выдавленным строчкам. В 1829 г. Луи Брайль опубликовал небольшой труд с изложением своей системы, которую он дополнил знаками препинания, цифрами и нотными знаками. Окончательный вариант его рельефно-точечного шрифта увидел свет в 1837 г. Для слепых и слабовидящих людей умение читать и писать по Брайлю является ключом к грамотности, успешному трудоустройству и независимости. Изучение системы Брайля даст возможность незрячему ребенку перейти к работе на компьютере с брайлевским дисплеем и на брайлевском принтере. Современные дисплеи для слепых действуют следующим образом. В ряд расположены ячейки Брайля. Текст преобразуется в сигналы, некоторые стержни в ячейках выдвигаются, человек проводит пальцем по всем ячейкам и считывает слова. Весят эти дисплеи более килограмма и стоят более $2 тыс. Возникает вопрос - достигли ли устройства своего пика развития или можно найти новые решения? Главные недостатки при работе со шрифтами Брайля - низкая скорость считывания текста и невозможность вести общение в реальном времени. Прогресс по созданию все более совершенных способов коммуникаций идет по пути возрастания скорости распознавания букв. Сначала были рельефно-линейные шрифты (выпуклые буквы Хауи). Им на смену пришли рельефно-точечные шрифты (Брайль). Возможный следующий шаг: одна точка - один знак. В 1852 году методом Брайля пользовались в основном в стенах Королевского Института для слепых и немногочисленными энтузиастами за его пределами. Но уже в 1854 году метод Брайля был официально признан во Франции и начал распространяться в европейских странах. А в 1878 году на всемирном конгрессе в Риме метод Брайля был утвержден, как наиболее подходящий метод чтения и письма для слепых людей. Спустя 100 лет после смерти Луи Брайля его тело было перенесено во французский Пантеон и захоронено вместе с другими выдающимися людьми Франции.

Шрифт Брайля (азбука слепых) - автор Луи Брайль. Используется слепыми для чтения. Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом.

§ 4. Азбука Морзе

Код Мо́рзе, «Морзя́нка» (А́збукой Мо́рзе код начал называться только с первой мировой войны) — способ знакового кодирования (представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью двоичных сигналов, например, длинных и коротких: «тире» и «точек»). За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака — одна точка, между знаками в слове — 3 точки, между словами — 7 точек. Назван в честь Сэмюэля Морзе. Буквенные коды (собственно «азбука») были добавлены коллегой Морзе, Альфредом Вейлем — факт, который Морзе впоследствии всячески отрицал (а заодно приписывал себе изобретение телеграфа как такового). Вейлем же, возможно, была придумана и цифровая часть кода. А в 1848 году код Вейля/Морзе был усовершенствован немцем Фридрихом Герке (англ.). Код, усовершенствованный Герке, используется до настоящего времени.

Азбука Морзе (телеграфная азбука) - создана Сэмюелем Морзе. Способ кодирования букв алфавита происходит при помощи длинных и коротких

сигналов («тире» и «точек»).

§ 5. Дактильная азбука (азбука для глухонемых)

Жестовая речь не слышащих. Многих она раздражает. Сколько раз в театре, на лекции или собрании, когда переводчик с помощью мимики и жестов переводит группе глухих содержание диалогов или выступлений, приходилось слышать: «Не машите руками, вы нам мешаете!». Люди, которые так говорят, ничего или почти ничего не знают о глухих. Они не представляют, какой страшный дефицит информации всегда окружает не слышащих, не понимают, что язык жестов способен в какой-то степени компенсировать этот дефицит. Роскошь человеческого общения, о которой так хорошо сказал французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери, достигается здесь много труднее. Русская ручная (пальцевая, дактильная) азбука для глухонемых. Её разработали испанские философы и монахи. Каждая комбинация положений пальцев кисти и направление их движения соответствуют определённой букве алфавита. Используется как заменитель устной речи для общения и как средство обучения глухих. В русской ручной азбуке столько дактильных знаков, сколько букв в русском алфавите — 33. Каждый дактильный знак обозначает букву (графему). Усвоение знаков облегчается тем, что некоторые из них, например, м-ш-щ имеют общую конфигурацию, а различаются лишь по дополнительным признакам: направлению пальцев, движению кисти руки. Упоминание об одноручной дактильной азбуке для латинского языка появилось в Испании еще в XVI веке. Затем через Францию и Германию в XIX веке она пришла на территорию России и была приспособлена для русских букв. Около половины букв нашего алфавита в «пальцевом» изображении напоминает соответствующие изображения тех же букв в общепринятом написании. Это г, д, е, з, л, м, о, п, с, т, ш, щ, э, ю. Остальные буквы представлены символами. Любопытно, что в Англии и США, имеющих общий язык и общий латинский алфавит, глухие пользуются разной дактильной азбукой. В США это одноручная азбука, не отличающаяся от испанской, французской, итальянской и т. д. В Англии применяется двуручная дактильная азбука. Такая ситуация связана с традициями этих стран. Соединенными Штатами одноручная европейская азбука заимствована из Латинской Америки, куда она в свое время пришла из Испании вслед за испанским языком. В «доброй же старой» Англии, несмотря на ее близость к Европейскому континенту, многое не так, как у соседей. Например, автотранспорт там движется по левой стороне улиц, а черные коты приносят счастье. И азбука для глухих у них своя, совсем непохожая на европейскую и американскую. В английской дактильной азбуке, например, гласные обозначаются следующим образом. Указательный палец правой руки указывает на один из пяти пальцев левой руки. При этом буква «а» соответствует большому пальцу, «е» — указательному, «i» — среднему, «о» — безымянному и «и» — мизинцу. Дактильную азбуку легко осваивают слышащие. Поэтому глухие, работающие без переводчиков в коллективах слышащих, стараются научить этой азбуке людей, с которыми они постоянно встречаются. Несмотря на сравнительно медленный способ такого общения, он облегчает жизнь глухого, его связь со слышащими. В Москве на Измайловском бульваре есть необычный театр — Мимики и жеста. Все актеры этого театра — глухие. Только жестовая речь позволяет глухим зрителям, посещающим свой театр, понимать диалоги, следить за действием так же свободно, как слышащим. Все реплики передаются языком жестов. Впрочем, пантомима настолько выразительна, что содержание сцен понятно слышащим, не владеющим жестовой речью. Актер, исполняющий роль Гойи, создает запоминающийся образ подлинного художника, противостоящего слепой и жестокой толпе.

Спектакль, премьера которого состоялась в 1976 году, получил высокую оценку зрителей. За него Театр мимики и жеста удостоился Почетного диплома Министерства культуры СССР и Всесоюзного театрального общества.

Таким образом: изучив и сравнив различные виды азбук, мы пришли к выводу , что все азбуки разные, но все они служат для передачи информации и общения людей.

Глава 2. Практическая часть

§ 1. Анкетирование учащихся начальной школы

Что мы выяснили…

В марте 2012 года мы провели анкетирование среди учащихся параллели 2,3-их классов

После возникновения алфавита на Ближнем Востоке около 2000 г. до н.э. системы письма из разных языков и культур появлялись и погибали. Классическим примером является египетская система. Наследие этой высокоразвитой цивилизации заключено в известном иероглифическом письме, которое человечеству так и не удалось расшифровать полностью.

За последние 2500 лет латинский алфавит стал столь популярным, что подавил письменность народов, которые некогда доминировали над римлянами. Тем не менее более двух миллиардов человек по-прежнему используют иные форматы письменности, а некоторые из них проявляют по-настоящему впечатляющее мастерство ручной работы.

Мы собрали 5 самых эстетически привлекательных алфавитов мира и объяснили, почему вы, скорее всего, никогда не научитесь читать их.

Бирманский (Мьянма)

Бирманский алфавит состоит из круглых форм, которые всегда рисуются по часовой стрелке. Несмотря на то, что угроза исчезновения этой письменности самая незначительная по сравнению с остальными участниками нашего рейтинга, сейчас бирманский алфавит зачастую используется только во время священнодействий, а в повседневной жизни заменяется на хинди и даже латинскую систему письма.

Сингальский (Шри-Ланка)


Считается одним из самых обширных алфавитов в мире, насчитывая более 50 фонем. Хотя в современной письменности используется только 38 фонем. Этот язык, являющийся родным для половины населения Шри-Ланки (это почти 10,5 млн жителей), преподают в буддийских монастырях и школах. Из-за низкого уровня географического распространения он находится под угрозой исчезновения.

Грузинский (Грузия)

Расположенная между Турцией и Россией Грузия имеет собственный алфавит и язык, которые находятся под угрозой исчезновения из-за широкого распространения и преобладания русского языка. Грузинский алфавит демонстрирует элегантность, схожую с арабским, в сочетании с детской простотой, выраженной в округлых кривых.

Тагальский (Филиппины)


Происходящий из индоевропейской группы тагальский оставался доминирующей системой письма на Филиппинах до прихода испанцев. Сначала колонизация изменила лишь определенные аспекты алфавита. Но затем испанский стал официальным языком Филиппин, что нанесло смертельный удар по традиционной системе письма.

Ханакарака (Индонезия)


Первоначально возникшая на острове Ява, система письма ханакарака начала распространяться на соседние острова и получать региональные вариации. В 19-м и 20-м веках неоднократно предпринимались попытки стандартизировать алфавит, но эти усилия были прерваны японской оккупацией во времена Второй мировой войны, когда использование письма ханакарака было запрещено. С тех пор алфавит был вытеснен латинской системой письма.

Литература

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Изд. 6-е, переработанное и дополненное. – М., 1984.

Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. – Л., 1971. – С. 90-107.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989. – С. 110-131.

Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1983.

Русское сценическое произношение / Отв. ред. С.М. Кузьмина. – М., 1986.

Графика

Понятие о графике

Графика (греч. graphikē, от graphō – пишу, черчу, рисую) – это, во-первых, совокупность средств письменности, система отношений между буквами и звуками (фонемами), а также сами начертания букв, знаков; во-вторых, раздел языкознания, изучающий начертания к звуковые значения письменных знаков, в первую очередь букв.

Как указывалось ранее, в транскрипции, которая является особым видом письма, используются также другие графические знаки (знак мягкости, долготы, слоговости и т.д.).

Степень совершенства графической системы языка определяется соответствием букв звукам (фонемам). Идеальной графической системой является система, обеспечивающая однозначное соответствие между буквой и звуком (фонемой).

Современная русская графика делится на рукописную и печатную. Рукописная графика русского языка основывается на древнерусском письме, Основы печатной графики были заложены реформой Петра I, в результате которой был введен гражданский шрифт с округлым очертанием букв и без надстрочных знаков.

Происхождение и основные этапы развития письма.
Значение письма в истории развития общества

Письмо представляет собой знаковую систему фиксации речи, которая позволяет передавать информацию в пространстве и во времени.

Первичным способом общения является устная речь, возникшая примерно 500 тысяч лет тому назад. Вторичным способом общения является начертательное письмо, появившееся около 6 тысяч лет тому назад (древнеегипетское письмо известно с конца 4-го тысячелетия до н.э., критское, китайское – со 2-го тысячелетия до н.э. и т.д.); буквенное письмо существует около 3 тысяч лет.

Письменность является величайшим изобретением человечества, закрепляющим достижения науки, техники, культуры, оказывающимся основой цивилизации.

Предметное письмо как предыстория
начертательного письма

Можно выделить два этапа развития письма: 1) письмо, не связанное с языком, с его лексикой, грамматикой и фонетикой, – предметное письмо, символическая или условная сигнализация; 2) письмо, связанное с языком, – начертательное письмо.

Первоначально возникло предметное письмо, в котором средствами общения являлись предметы, звери, птицы и т.д.

Письмо, не связанное с языком, предметное письмо, подразделяется на символическую и условную сигнализацию.

При символической сигнализации предмет оказывается символом. Примером символической сигнализации является послание скифов персам, упоминание о котором содержится у греческого историка Геродота в V веке до н.э. Скифы послали лягушку, мышь, птицу и пять стрел; это послание предостерегало персов от возможности быть осыпанными стрелами при вступлении на землю скифов, если персы не научатся прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, летать, как птицы.

При условной сигнализации предметы сами по себе являются не символами, а условными знаками, о значении которых договариваются заранее. В качестве примеров условной сигнализации можно привести перуанское письмо кипу, состоящее из палочки, к которой привязаны шнурки разных цветов и размеров с узелками; письмо североамериканских индейцев; ирокезское письмо вампум, в котором использовался пояс или жезл с ракушками разного цвета и размера.

Значение узелков на шнурках и комбинаций ракушек обычно было известно жрецам. Таким способом передавалась схематичная, заранее определенная информация, например, предупреждение о бедствии.

Способы передачи сообщений при помощи предметов, имеющих условное значение:
а – вампум; б – кипу; в – бирки (целая и расколотая).

Элементами письма можно считать стрелки, показывающие направление пути, семафоры, светофоры, морские и речные сигналы флагами, фонарями; поднесение хлеба и соли как признак гостеприимства у славян, брошенная перчатка как вызов на дуэль, тыква как отказ от супружества на Украине; использование цвета предметов: белого как символ чистоты, красного как символ любви, черного как символ траура и печали; использование числа предметов: четное число цветов – покойнику, семь – символ хорошей семьи.

Начертательное письмо, т.е. собственно письмо, связано с использованием специальных графических знаков и имеет большие, чем предметное письмо, возможности для общения и сообщения информации.

Этапы развития начертательного письма

Первый этап начертательного письма – пиктография , т. е. письмо рисунками (от лат. pictus – живописный и греч. graphō – пишу). Археологами и этнографами обнаружены образцы пиктографического письма на стенах пещер, на скалах, камнях.

РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО ИНДЕЙЦЕВ СИУ

Эта надпись рисунками, судя по всему, гласит: четверо мужчин поймали буйвола. Один остановил его, накинув ему лассо на шею. Другой воскликнул: "Я набросил ему лассо на передние ноги". Третий закричал: "Я отрублю ему голову топором". Четвертый выпустил в буйвола четыре стрелы. В это время женщина говорит своему мужу: "Вот тебе твой лук и стрелы, помоги им убить буйвола".

Пиктограмма представляет собой схематический рисунок определенной жизненной ситуации (охоты, сражения, поездки и т. д.), передающий целое сообщение, не расчлененное на слова. В пиктограмме несущественна художественная выразительность, а важно, в какой степени рисунок отражает значение сообщения.

Известны, например, такие пиктограммы, как "дневник" эскимоса-охотника; в нём рассказывается об охоте человека на двух животных, о встрече с другим охотником, с которым он на лодке перебрался к жилищу; в пиктограмме "прошение" индейцев передано обращение к президенту семи племен (журавля, трех куниц, медведя, морского человека и морского кота) относительно права на рыболовство в некоторых озерах (см. рис. на с. ____).

Обнаружены также наскальные изображения военных походов, мирного труда, предупреждения об опасности в горах, сделанные индейцами. Росписи в храмах, рассказывающие о сотворении мира, о рождении, жизни и смерти Христа, тоже являются своеобразными пиктограммами. Пиктограммы помогают понять причины возникновения изобразительного искусства как способа отражения действительности, передачи информации современникам и потомкам.

В пиктографии хорошо отражается все конкретное, значительно труднее отразить абстрактное. Переход от пиктографии к идеографии и вызван прежде всего необходимостью передавать на письме абстрактные понятия – любовь, дружбу, отечество и др.

Петиция, посланная семью индейскими племенами Конгрессу США относительно права на рыболовство в некоторых озерах. Линии, соединяющие глаза и сердца животных, показывают, что все семь племен единодушны с главным племенем ошкабави, которое представлено в виде журавля; линия, соединяющая глаз журавля с озерами, о которых идет речь (внизу, слева), и линия, уходящая вперед, по направлению к Конгрессу, указывают на просьбу, с которой обращаются племена.

В настоящее время пиктография используется как средство наглядности (особое значение это имеет для неграмотного или малограмотного человека, для иностранца). Пиктограммами являются рисунки на вывесках – бублик, конфеты, сапог; некоторые дорожные знаки, например, с изображением ножа и вилки, велосипеда; картинки в букварях, с которыми дети знакомятся до того, как начинают читать; изображение официанта, уборщицы и т. д. у кнопок звонков в гостиницах.

С развитием абстрактного мышления для выражения понятия возникает идеография , т.е. письмо понятиями (от греч. idea – идея и graphō пишу).

Идеограмма, как и пиктограмма, в начале развития идеографии остается таким же рисунком, поэтому часто одни и те же образцы письма расцениваются то как пиктограммы, то как идеограммы. Но идеограмма, в отличие от пиктограммы, обозначает не предмет, жизненный факт, а понятие, т. е. рисунок (графический знак) становится символом, знаком понятия. Так, например, изображение змеи как эмблемы медицины связано не с самим животным, а с функцией исцеления, принадлежащей змеиному яду; рисунок выступает как бы в переносном значении. Знак начинает соотноситься со словом, поэтому идеограмма называется также логограммой (от греч. logos – слово).

Увеличение размеров текста привело к необходимости ускорения письма, а следовательно, к схематизации рисунков, которые превратились в иероглифы (от греч. hieroglyphoi – священные письмена, резьба жрецов). В результате этого знак лишился конкретности и стал условным.

С развитием письма происходит изменение и в используемом для письма материале, и в пишущих инструментах. Если сначала производились надписи на скалах, камнях, коре деревьев, то в дальнейшем стал использоваться папирус, нильский тростник, пергамент (специально обработанная кожа); впоследствии в Китае была изобретена бумага. Орудия, с помощью которых наносились царапины на древесную кору, заменились пишущими инструментами – кисточкой, пером. Облегчение способа письма приводило к дальнейшему упрощению и схематизации иероглифов.

Иероглифическое письмо было распространено в Месопотамии, Египте, Китае.

Идеография более удобна, чем пиктография, так как иероглифы передают понятия. Идеографическое письмо не связано с передачей слов в их грамматическом и фонетическом оформлении, понятно носителям различных диалектов одного и того же языка.

Но при идеографическом письме необходимо запоминать большое количество знаков, так как каждое понятие имеет свое обозначение. Так, например, в современном китайском языке отмечается около 40 тысяч иероглифов, правда, реально используется от 2 до 6 тысяч.

Элементы идеографии в настоящее время используются в дорожных знаках: восклицательный знак – осторожно, прямоугольник – проезд запрещен, крест – перекресток и т. д.; в картографии и топографии: обозначение населенных пунктов, полезных ископаемых, железных дорог и т. д. Иероглифами являются цифры, научные символы: математические – +,,,:, <, >, , химические – Na, Сu, О, Н, Н 2 О, НСl, шахматные – Фв3-d5 и т. д.

Использование идеографии в научной терминологии объясняется необходимостью выразить научное понятие точно, кратко.

С развитием торговли, с установлением государственности возникала необходимость сделать письмо более простым, доступным все большему числу людей.

Одно направление в упрощении письма было связано с лексикой и возникло в китайской письменности. Для обозначения понятия стали сочетать знаки; например, понятие "лаять" обозначалось объединением знаков "собаки" и "рта". Такой путь сокращения количества идеограмм был непродуктивным, так как сочетания знаков понимались с трудом и требовали дополнительного запоминания.

Другое направление было связано с грамматикой, но оно могло использоваться только в языках с морфемной членимостью слов. При этом корни обозначались уже имеющимися иероглифами, а аффиксы – новыми. Но такой способ тоже не сокращал количества идеограмм, так как и количество корней бесконечно, и аффиксы требуют введения все новых и новых иероглифов.

Третьим этапом в развитии письма явилась фонография , в которой графические знаки стали отражать звуковую сторону языка.

Фонография возникла у египтян и ассиро-вавилонян.

Первоначальным этапом в развитии фонографии явилось силлабическое, или слоговое, письмо, распространенное у ассиро-вавилонян, индийцев. В нем иероглиф обозначал слог. Графическим знаком здесь была не буква, передающая звук (фонему), а силлабема, соответствующая слогу. Такое письмо значительно сокращает алфавит, так как количество слогов определяется десятками или сотнями (100-300 знаков). Употребление письма не требует грамматических знаний. Элементы слогового письма в русской графике используются при обозначении гласными буквами твердости-мягкости предшествующих согласных и в употреблении йотированных букв.

Следующим этапом фонографии являлось звуковое письмо, распространенное у древних евреев и финикиян. Оно носило консонантный характер: буквами обозначались согласные, а гласные обозначались диакритическими знаками, т. е. различными надстрочными и подстрочными знаками. По существу, этот тип письма был переходным этапом от письма слогового к буквенно-звуковому. Первоначально он имел характер консонантно-слогового письма. Алфавит становится еще более экономным: например, в арабском письме было 28 букв для согласных и несколько надстрочных знаков для гласных.

Консонантное письмо, таким образом, возникло из слогового. В слоговом письме были разновидности: могли передаваться сочетания различных согласных с гласными, как в японском письме кана; могли передаваться сочетания различных согласных с определенными гласными, а для обозначения сочетания согласных с другими гласными или без гласных использовались надстрочные знаки, как в современном индийском письме деванагари.

Последним, наиболее совершенным, этапом развития фонографии является буквенно-звуковое письмо, в котором буквами стали передаваться как согласные, так и гласные. Такой тип письма впервые стали использовать греки в начале I тысячелетия до н.э. Графические знаки, обозначающие согласные, были взяты у финикийцев, а для обозначения гласных использовались знаки финикийских согласных, отсутствовавших в греческом языке (финикийские согласные алеф, хе, вав, айн соответствуют греческим гласным альфа, эпсилон, ипсилон, омикрон); для греческих придыхательных согласных были придуманы особые буквы (тата, фи, хи).

Греческий алфавит послужил основой для латинского, славянских и других алфавитов.

Современная русская графика

Графика современного русского языка в той или иной степени отражает все этапы истории письменности.

Пиктография используется, как вспомогательное средство общения, например, в дорожной сигнализации (изображение детей, означающее "Осторожно, дети!"; рисунок руки с вытянутым указательным пальцем как знак направления и т.п.), в указателях на выставках, на международных соревнованиях и т.п. Пиктография играет важную роль в условиях многоязычия или неграмотности населения, а также как художественное средство (детские и юмористические рассказы в картинках).

Идеография применяется в составе вспомогательных подсистем письма: цифры, знаки четырех арифметических действий (+, , , :), алгебраические и химические формульные знаки, некоторые дорожные знаки (прямоугольник – "кирпич", обозначающий, что проезд запрещен; зигзаг как знак крутого поворота; крест как знак пересечения дорог и т. п.).

Силлабическое письмо используется при обозначении гласными буквами твердости-мягкости согласных и при передаче слога йотированными буквами.

Буквено-звуковое (консонантное) письмо находит отражение в написаниях типа СПб (Санкт-Петербург).

Основным видом графики современного русского языка является фонография.

Типы алфавитов

I. Алфавитом (азбукой) называется совокупность букв, расположенных в определенном порядке. Слово "алфавит" образовано из названий первых двух греческих букв: альфа (α) и бета, по-новогречески вита (β). Слово "азбука" образовано из названий двух первых славянских букв: аз (а) и буки (б).

II. Буквы – письменные знаки, передающие звуковой облик слов языка, его отдельные звуковые элементы.

В зависимости от способа обозначения гласных существует три типа алфавитов: 1) гласные обозначаются особыми буквами – греческий, латинский, алфавиты славянских, романских языков, алфавиты большинства языков мира; 2) гласные обозначаются отдельно стоящими диакритическими (надстрочными или подстрочными) знаками – арабский, еврейский и другие алфавиты; 3) гласные обозначаются диакритическими знаками, присоединенными к буквам, обозначающим согласные, – индийский, эфиопский и другие алфавиты.

Все современные алфавиты восходят к финикийскому (древнесемитскому) буквенному консонантному письму.

Первоначально каждый из 22 знаков финикийского письма воспринимался как соответствие сочетанию определенного согласного с любым гласным, а впоследствии – как соответствие только определенному согласному. Чисто консонантное письмо затрудняло понимание текстов, и поэтому уже в первой половине 1-го тыс. до н. э. начали прибегать к использованию знаков, соответствующих согласным, близким по месту образования к гласным.

Финикийское письмо было заимствовано окружавшими финикиян народами: к нему восходят еврейское и арабское письмо, письменности Центральной Азии и Индии; оно было усвоено и усовершенствовано греками, а у последних позаимствовано римлянами.

До возникновения алфавитного письма греки пользовались слоговой письменностью.

Греческое алфавитное письмо предположительно возникло в 9-8 вв. до н. э. В греческом письме, в отличие от финикийского письма, кроме букв, обозначавших согласные, появились буквы для передачи гласных звуков, что явилось новым этапом в развитии письма и сыграло важную общекультурную роль. Алфавитное греческое письмо разделялось на две ветви: восточногреческое письмо и западногреческое. Восточногреческое письмо развилось в классическое древнегреческое и византийское письмо; оно легло в основу славянского кириллического, а также армянского, отчасти грузинского письма. Западногреческое письмо стало исходным для латинского письма.

Классический общегреческий алфавит имел 27 букв; новогреческий алфавит имеет 24 буквы. Первоначально греки, подобно финикийцам, писали справа налево, потом – попеременно, а уже затем слева направо.

Латинское письмо – буквенное письмо, которым пользовались древние римляне и которое легло в основу письма большинства народов Западной Европы. Название происходит от названия древнего племени латинов, населявших область Лаций, центром которой был Рим. Древнейшие латинские надписи датируются 7 в. до н. э. Искусство письма было перенесено в Лаций греками с Пелопоннеса; они поселились на Палатинском холме в центре будущего Рима во 2-й половине II-го тыс. до н. э. В Греции тогда употреблялось еще слоговое письмо. Греческое алфавитное письмо на территории Италии развивалось медленно; собственно латинский алфавит сложился в 4-3 вв. до н.э.

В древнейших латинских надписях письмо имеет направление и справа налево, и слева направо; использовался и способ "бустрофедон": первая строка справа налево, вторая – слева направо и т.д.; с 4 в. до н.э. прочно установилось направление письма слева направо. Знаков препинания в античном письме не было. Отсутствовало деление на прописные и строчные буквы. Слова отделялись друг от друга обычно словоразделительн ыми знаками, которые ставились на уровне середины букв. В латинской письменности большинство занадногреческих букв сохранило исконное значение. Но в латинский алфавит вошли не все греческие буквы; некоторые буквы изменили свое значение, начертание; появилось и новые буквы. Так, во II в. появилась начертание W; в XVI веке были введены буквы J и U.

В послеантичное время возникло деление букв на прописные и строчные, появились знаки препинания.

Латинское письмо еще в эпоху Римской империи приобрело международный характер. В средние века латинский язык стал богослужебным языком во всех государствах Западной Европы и языком науки. На базе латинского письма сформировались современные системы письма народов Западной Европы (немецкая, английская, французская, испанская, португальская, датская, шведская и др.), системы письма Америки, Австралии, большинство алфавитов Африки, некоторые алфавиты народов Азии.

В национальных системах письма, которые имели в своей основе латинское письмо, его приспособление к соответствующим фонетическим системам осуществлялось главным, образом за счет введения диакритических знаков, например: ö, ä, ü в немецком языке, в польском и литовском языках, ñ в испанском языке. Отдельные звуки (фонемы) стали передаваться сочетаниями букв, например: ch, sh, th, ph, ea, ou в английском языке; ch, sch, tsch – в немецком языке.

Современный латинский алфавит имеет два типографских вида: латиница (или антиква) и готический шрифт (или фрактура); первый вид, близкий к древнему, является господствующим.

Латинский алфавит

Прописные

Строчные

Названия

Произношение

Графика

Термин «графика» (от греч. grapho – письменный) употребляется в двух значениях. Им называют как совокупность начертательных средств того или иного письма (буквы, знаки препинания и ударения), так и специальный раздел языкознания, изучающий соотношения между графемами (буквами) и фонемами.

Современное письмо использует все приемы, выработанные за многовековую историюписьменности.

Например, пиктография применяется: в расчете на неграмотного или малограмотного читателя – эторисунки на вывесках: сапог, калач; знаки пожарной повинности в деревнях: дощечки изображением ведра, топора и т. п., прибитые у входа в дом; в букварях, где дети должны сначала«прочитать» картинку, а потом «по буквам»; либо, когда неизвестен язык читателя, например, рисунки уборщицы, официанта и т. п. у кнопок звонков в гостиницах.

Идеография применяется в качестве дорожных знаков (зигзаг какзнак поворотов, крест как знак перекрестка, восклицательный знак как знак «осторожно» и т. п.), илизнаков черепа и костей на электросети высокого напряжения, или эмблемы медицины в аптеках: змея ичаша с ядом; к идеографии относятся разнообразные условные знаки в картографии и топографии (знакиполезных ископаемых, кружки и точки для обозначения населенных пунктов и т. п.)

К иероглифике относятся цифры, выражающие понятие числа, специальные символы наук, напримерматематические знаки, в качестве которых могут быть и цифры, и буквы, и специальные изображения:>, <, =, S, %, +, -, : т.д.

В языках мира, в их национальных системах письма чаще всего используется латинская, кириллическая или арабская графика, при этом ни в одном алфавите идеальной графики (когда одна графема соответствует только одной фонеме) нет. Это объясняется тем, что 24 буквы древнегреческого алфавита не могли передать всё многообразие звуков различных языков. В процессе исторического развития каждого языка вследствие прошедших в нем процессов фонетических изменений разрыв между буквами и отдельными звуками еще больше увеличился, что повлекло за собой появление сложных графем. Особенно сильный разрыв между современной звуковой речью и традиционной графической системой произошел в английском и французском языках, орфография которых адекватно не передаёт живой развивающийся язык. Например, в английском языке 26 знаков алфавита соответствуют 46 фонемам, поэтому здесь широко используются диграфы (ph – [f]), триграфы (oeu – ) и полиграфы (augh – [э:]).

Русский алфавит имеет 33 буквы. Большинство из них выступает в двух разновидностях – строчной и прописной (за исключением ъ и ь, которые употребляются только в виде строчных букв).Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему.


Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв. значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, т.е. могут иметь несколько звуковых значений. Так, например, буквы «эс» может обозначать такие звуки: [с ] – сад , [с" ] – сюда , [з ] – сдача , [з" ] – косьба , [ш ] – сшить, [ж ] – сжать .

Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы:

а) буквы, лишенные звукового значения. Это буквы ъ и ь , не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и др.;

б) буквы, обозначающие два звука, – е , ё , ю , я ;

в) буквы, обозначающие один звук. Это все буквы русского алфавита за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

Третья особенность русской графики – наличие в ней однозначных и двузначных букв. К первым относятся буквы, имеющие одно основное значение: а, о, у, э, ы; ж, ц, ч, ш, щ, й .

Так, например, буквы ч, ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один о тот же мягкий звук [ч"] , а буква ц – твердый звук [ц] .

Ко вторым, т.е. двузначным, буквам относятся:

– все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости;

– буквы, обозначающие гласные звуки: е, ё, ю, я.

Например, буква б может обозначать как твердый, так и мягкий звук – [б] и [б"] : был – бил ; буква я в одних случаях обозначает звук [а] после мягкого согласного, в других – сочетание .

Двузначность указанных букв русского алфавита обусловлена спецификой русской графики – ее слоговым принципом. Он выражается в том, что признак твёрдость/мягкость согласного обозначается гласной буквой, следующей за согласной (меч) или специальным знаком мягкости (моль). Кроме того, в русском языке есть силлабограммы (я, е, ё, ю), позволяющие одной буквой передать целый слог, состоящий из сочетания согласного [j] и гласного. Это делает русскую графику чрезвычайно экономной.

Во многих графических системах мира (в том числе и в русской) существует явление полифонии, когда одна и та же буква в зависимости от её позиции в слове может иметь разное звучание (например, в немецком языке буква s перед гласным соответствует звуку [з]: Sanger, а перед согласными (но не p, t) – [c]: Ski, перед p,t [ш]: Stadt. Еще ярче это явление выражено в русском языке, где почти все буквы многозначны: в одной позиции они обозначают одни звуки, в другой – другие (буква г в позиции конца слова или перед глухим согласным соответствует звуку [к]: стог, перед гласным заднего ряда или звонким гласным – звуку [г]: гроздь. Явление полифонии отражает не только позиционный принцип русской графики, но и фонематический, когда один и тот же вариант разных фонем обозначается разными буквами.

Русское письмо – звукобуквенное. Оно называется так потому, что основные его единицы – буквы – соотносятся с единицами звуковой (фонетической) системы языка, а не непосредственно со словами или их значимыми частями (морфемами), как это бывает в иероглифическом письме. Например, слово, обозначающее «солнце», в русском письме передается шестью знаками-буквами, а в китайском – одним иероглифом.

Алфавит. Типы алфавитов.

Слово «алфавит» происходит из названий первых двух букв греческого алфавита – альфа и бета . Именно греки способствовали распространению алфавитного письма в большинстве стран мира. Аналогичным образом устроены английское слово abecedary или русское азбука (по названиям в первом случае четырех, а во втором – двух первых букв, соответственно, английского и церковнославянского алфавитов).

Алфавит(от греч. alphábētos) – совокупность букв (графем), содержащая основные знаки письма. Знаки письма в алфавите расположены в определенном, алфавитном, порядке. Принцип алфавитного расположения используется в словарях, справочных изданиях.

Идеальный фонографический алфавит должен состоять из стольких букв, сколько фонем имеется в данном языке. Но так как письменность складывалась исторически и многое в письме отражало изжитые традиции, то идеальных алфавитов нет, а есть более или менее рациональные. Среди существующих алфавитов два являются наиболее распространенными и графически удобными: это латинский и русский.

В алфавитных системах письма отдельная буква передает, как правило, один звук. Иногда буквы объединяются по две, три или четыре для обозначения одной фонемы: польские сочетания sz = ш, cz = ч, szcz = щ, немецкие сочетания sch = ш, tsch = ч и др.

Считается, что принцип алфавита был изобретен западно-семитскими народами, в частности, древние хаанеяне использовали его уже в клинописи. К родоначальникам всех видов алфавитов часто относят финикийский алфавит, который состоял из 22 букв, следующих друг за другом в определенной последовательности. Финикийские буквы имели простую и удобную для написания и запоминания форму. В финикийском алфавите, как и во многих западно-семитских, названия букв были образованы от слов, которые обозначают предметы, начинающиеся с соответствующих звуков: а - алеф (бык), б - бет (дом), г - гимелъ (верблюд), д - далет (дверь), h - xe (крест), в - вав (гвоздь) и т.д. Полагают, что в дальнейшем около 4/5 известных алфавитов возникли непосредственно или опосредствованно из финикийского алфавита. В своей первичной форме финикийский линейный алфавит был воспринят в Малой Азии (малоазийские алфавиты, вымершие в начале н.э.), Греции и Италии, дав начало западным алфавитам. В скорописной, или курсивной, форме, вероятно, через арамейское письмо, он распространился по всему Ближнему и Среднему Востоку, положив начало восточным алфавитам.

Исходным для всех западных алфавитов является греческий алфавит, основанный на преобразованном финикийском алфавите. На базе греческого алфавитного письма в IV-III вв. до н.э. сложился собственно латинский алфавит. Большинство греческих букв сохранило в нем свое исконное значение и начертание. В течение многих веков латинский алфавит претерпевал определенные изменения, приобретая современный характер: в XI в. появилось начертание буквы w, в XVI в. были введены буквы j, u и т.д.

Славянский алфавит возник в конце IX - начале X в., причем было создано две азбуки - глаголица и кириллица. Создание азбук связывают с именами славянских просветителей, братьев Кирилла и Мефодия. Название глаголица образовано от старославянского глагол - слово, речь. Совпадая с кириллицей почти полностью по алфавитному составу, глаголица резко отличалась от нее формой букв. Полагают, что многие буквы глаголицы связаны с греческим письмом. Глаголица широко употреблялась в IX в. в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию. Там она употреблялась вплоть до XVIII века. Затем глаголическое письмо было вытеснено на востоке и юге кириллицей, на западе - латиницей. Кириллица является переработкой византийского алфавита - новогреческого уставного письма VII-VIII вв. Она широко употреблялась у южных, восточных и, вероятно, некоторое время у западных славян. На Руси кириллица была введена в X-XI вв. в связи с христианизацией. Первоначально кириллица насчитывала 38 букв, а затем количество ее букв увеличилось до 44. Из греческого уставного письма было заимствовано 24 буквы, остальные 20 букв представляют собой или заимствования из других алфавитов, или графические видоизменения греческих букв, или лигатурные сочетания букв кириллицы.

Кириллица просуществовала на Руси без значительных изменений вплоть до XVIII века. Современный вид русского алфавита был подготовлен реформами Петра I, а позднее реформами Академии Наук. Из кирилловского алфавита были исключены буквы пси, кси, омега, ижица, иже и некоторые другие, упрощены начертания отдельных букв, введены новые буквы: я, э, й. Завершена реформа русского алфавита была в 1917-1918 гг.: были исключены из состава алфавита буквы ять, фита, і. Русский алфавит послужил основой для создания письменности многих народов Крайнего Севера и Сибири, на русский алфавит была переведена письменность и большинства народов бывшего СССР. Русский алфавит был принят как основа современного болгарского и сербскохорватского алфавитов.

Культура молодых романо-германских варваров зародилась на развалинах Римской империи, к нимпришла латынь как язык церкви, науки и литературы и латинский алфавит, который хорошо отвечалфонетическому строю латинского языка, но совершенно не соответствовал фонетике романских игерманских языков. 24 латинские буквы никак не могли графически отобразить 36–40 фонем новыхевропейских языков. Так, в области согласных для большинства европейских языков нужны были знаки

для шипящих фрикативных и аффрикат, которых не было в латинском языке. Пять латинских гласных(а , е, о, и, i и более позднее у ) никак не отвечали системе вокализма французского, английского,датского и других европейских языков. Попытки изобретения новых букв (например, предложенныефранкским королем Хильпериком I знаки для межзубных согласных) не получили успеха. Традицияоказывалась сильнее потребности. Незначительные алфавитные новшества (как, например, французское«сэ седиль» ҫ , немецкое «эсцет» β или датское ø ) не спасали положения. Радикальнее и правильнее всего

поступили чехи, не прибегая к многобуквенным комбинациям типа польских sz = [ш], cz = [ч], szcz = [щ],а использовав надстрочную диакритику, когда у них получились закономерные ряды свистящих s, с, z ишипящих Š,Č, Ž.

Большинство алфавитов насчитывают от 20 до 30 букв, хотя некоторые, например, адаптация латинского алфавита к гавайскому языку, насчитывают всего лишь 12 букв, а другие, как, например, сингальский, используемый в государстве Шри-Ланка (бывший Цейлон), или некоторые алфавиты северокавказских языков, содержат 50 и более знаков. Относительная сложность фонетических систем различных языков обуславливает наличие алфавитов неодинакового размера. Согласно Книге рекордов Гиннесса, больше всего букв - 72 - содержится в алфавите кхмерского языка. Самой древней буквой алфавита является буква «о», которая осталась неизменной в том же виде, в каком она была принята в финикийском алфавите (около 1300 года до н. э.). (Эта буква там обозначала согласный звук, но современная «о» произошла от неё).

Выделяются следующие разновидности алфавитов:

· Консонантно-вокалические алфавиты - тип письма, при котором буквы обозначают как гласные, так и согласные. В письме в целом соблюдается соответствие «одна графема (письменный знак) есть одна фонема».

· Консонантные алфавиты - тип письма, при котором буквы обозначают только согласные, гласные могут обозначаться с помощью специальной системы диакритических знаков (огласовки). Примерами полностью консонантного письма могут служить угаритская и финикийская письменности, примерами частично консонантного - современные еврейское и арабское письмо, содержащие знаки для некоторых гласных.

· Слоговые алфавиты - буквы обозначают целые слоги, причём слоги с одинаковой согласной, но разные гласные могут обозначаться близкими знаками, а могут быть совершенно разными. Слоговое письмо используется в варианте греческого, язык Ив Китае, древнефилиппинская письменность. Также во многом слоговым является логографическое письмо в китайском языке, языке майя, и в клинописи.

Японский язык использует сразу два вида слогового письма, которые называются кана, а именно катакана и хирагана (появилось около 700 года н. э.). Хирагана применяется для написания слов и грамматических элементов родного языка, наряду с иероглифическим письмом кандзи. Катакана используется для написания заимствований и иностранных имен собственных. Например, слово hotel пишется в три каны - ホテル (ho-te-ru ). Так как в японском имеется большое количество слогов модели согласный + гласный , то слоговое письмо является наиболее подходящим данному языку. Как во многих вариантах слогового письма, идущие следом гласные и конечные согласные обозначаются отдельными знаками. Так, оба слова atta и kaita пишутся в три каны: あった (a-t-ta ) и かいた (ka-i-ta ).

Использование знаков для отдельных фонем ведёт к значительному упрощению письма в результате сокращения количества используемых знаков. Также, порядок букв в алфавите является основой алфавитной сортировки.

Появление алфавитов было истинным прорывом по сравнению с иными видами письменности. Пиктографическое письмо, построенное на изображениях конкретных объектов, слишком сложно, не всегда понятно и не может передавать ни грамматических правил, ни структуры текста. Не меньшей сложностью отличается и идеографическое письмо, где знаки обозначают понятия. Например, у количество иероглифов исчислялось тысячами! Неудивительно, что писец был уважаемым человеком в Древнем Египте.

Звуков в любом языке намного меньше, чем слов, понятий и даже слогов. Придумав знаки, обозначающие отдельные звуки, можно было создать систему письма, которая точно фиксировала бы речь и в то же время была бы довольно проста для освоения. Письменность до известной степени переставала быть «привилегией избранных» и превращалась в удобный «рабочий инструмент».

Возникновение алфавитов

Первый прообраз алфавита появился в Древнем Египте. Система иероглифов не позволяла обозначать изменения слов, а также иностранные слова. Для этого около 2700 г. до н.э. выработали набор иероглифов, обозначающих согласные звуки, их было 22. Впрочем, полноценным алфавитом это нельзя было назвать, он занимал подчиненное положение.

Первым настоящим алфавитом стал семитский. Его выработали на основе древнеегипетской письменности семиты, живущие в этой стране, и принесли в Ханаан – на запад Плодородного полумесяца. Здесь семитский алфавит был перенят финикийцами.

Финикия располагалась на пересечении торговых путей, что и поспособствовало распространению финикийского алфавита в Средиземноморье. Его «потомками» стали арамейский и греческий алфавиты.

Арамейский алфавит породил современный еврейский, арабский и индийские алфавиты. Потомками греческого алфавита являются латинский, славянский, армянский и некоторые другие алфавиты, не употребляющиеся ныне.

Виды алфавитов

Алфавиты подразделяются на консонантные, консонантно-вокалические и слоговые. Последние, в которых знаки обозначают не звуки, а слоги, относят к алфавитам с большой долей условности, они занимают промежуточное положение между идеографическим письмом и собственно алфавитами. Такой была шумерская клинопись, письменность майя. В настоящее время черты слогового письма имеет логографическое китайское письмо.

В консонантных алфавитах существуют знаки только для обозначения согласных звуков, а гласные приходится «додумывать» читателю. Современники справлялись с этим без особых проблем, а вот современным ученым, расшифровывающим древние письмена, бывает нелегко. Таким был, например, финикийский алфавит и многие другие системы Древнего мира.

В консонантно-вокалических алфавитах имеются знаки для обозначения и согласных, и гласных звуков. Первым алфавитом такого рода стал греческий, являются таковыми и его потомки – латинский и славянский.

Количество знаков различается от алфавита к алфавиту. На сегодняшний день «рекордсменами» являются алфавит кхмерского языка (основного языка Камбоджи) и алфавит языка ротокас, на котором говорят на одном из островов в Папуа Новой Гвинее. Кхмерский алфавит содержит 72 знака, а алфавит ротокас – всего 12.