Домой / Комфорт и уют / Предметная среда, эргономические основы организации. Эргономика в сфере дизайн проектирования Основы эргономики в дизайне среды

Предметная среда, эргономические основы организации. Эргономика в сфере дизайн проектирования Основы эргономики в дизайне среды

Эргономика это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфорта трудовой деятельности. Эргономика - наука о системах. Она включает в себя такие понятия, как антропометрия, биомеханика, гигиена труда, физиология труда, техническая эстетика, психология труда, инженерная психология. Это отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека. Область применения

эргономики довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест, как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн. Эргономика - научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика подразделяется на миниэргономику, мидиэргономику и макроэргономику. В основу эргономики легли многие дисциплины от анатомии до психологии, а главной ее задачей является создание

таких условий работы для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения в течение всего рабочего дня. Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологий в ХХ в., а именно рост травматизма на производстве, текучесть кадров и т. д., так как научно-технический прогресс начал набирать обороты, и это требовало нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены и многого другого.

Целью эргономики является изучение закономерностей трудовых процессов, роли человеческих факторов в трудовой деятельности и повышение эффективности производства при соблюдении условий безопасности труда. Э. включает изучение конфликтных ситуаций, стрессов на рабочем месте, утомления и нагрузки с учетом индивидуальных особенностей работника. Уделяет внимание процессу отбора, обучения и переобучения специалистов. Создание информационной базы, коммуникаций, дизайна рабочего места непосредственно отражается на производственном процессе и отношениях. Выработка единых стандартов и критериев трудовой деятельности для каждой профессии в подобных условиях имеет важное значение для безопасности, минимизации аварийных ситуаций и оптимизации условий труда.

Тема 37. Антропометрические требования в эргономике

Антропометрия - отрасль науки, занимающаяся измерениями человеческого тела и его частей. Форма и функциональные размеры всей предметной среды, ее объемно-пространственных структур неразрывно связаны с размерами и пропорциями тела человека на протяжении всей истории цивилизации. Древние народы и народы всей Европы вплоть до XIX века пользовались системами мер, основанными на параметрах человеческого тела (локоть, фут, ступня и т д.). Строители, архитекторы возводили постройки, в которых не только отношения частей были созвучны пропорциям человека, но и абсолютные размеры самих построек были сомасштабны людям. Художники и скульпторы, чтобы получить простые средства для воспроизведения фигуры без обращения к натуре, а также стремясь к созданию гармоничного образа человека, предлагали и пользовались системами пропорций - канонами .

В каноне Поликлета, скульптора Древней Греции, за единицу принималась ширина ладони и голова составляла 1\8 длины тела, а лицо - 1\10 и т.д. Канон Леонардо да Винчи (1452-1519) - фигура с приподнятыми и разведенными руками и раздвинутыми ногами вписывается в круг, центр которого - пупок. Архитектор Корбюзье (1887-1965) запатентовал систему пропорционирования, названную «Модулор». Он представляет собой шкалу линейных размеров, которые отвечают трем требованиям: находятся в определенных пропорциональных отношениях друг с другом, позволяя гармонизировать сооружение и его детали; прямо соотносятся с размерами человеческого тела, обеспечивая тем самым человеческий масштаб архитектуры; выражены в метрической системе мер и поэтому отвечают задачам унификации строительных изделий. В современной практике предпочитают пользоваться антропометрическими характеристиками человека. Различают классические и антропометрические эргономические признаки. Первые используются при изучении пропорций тела, возрастной морфологии, для сравнения морфологических характеристик различных групп населения, а вторые - при проектировании изделий и организации труда. Эргономические антропометрические признаки делятся на статические и динамические. Статические признаки определяются при неизменном положении человека. Они включают размеры отдельных частей тела и габаритные (наибольшие) размеры в разных положениях и позах человека. Эти размеры используются при проектировании изделий, определении минимальных проходов и пр. Динамические антропометрические признаки - это размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуются угловыми и линейными перемещениями (углы вращения в суставах, угол поворота головы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону и т.д.). Эти признаки используют при определении угла поворота рукояток, педалей, определении зоны видимости и т.п. Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют в виде таблиц. В основу общих правил использования антропометрических данных при расчете параметров рабочих мест и производственного оборудования положен метод перцентилей. Перцентиль - сотая доля измеренной совокупности людей, которой соответствует определенное значение антропометрического признака.

Манера обустройства жизненного пространства позволяет раскрыть характер и особенности человека. Расположение предметов, их размеры, сочетание, функциональность и стиль формируются в соответствии с предпочтениями хозяев. Эргономика в дизайне интерьера позволяет насытить помещения не только эстетической красотой, но и максимальной практичностью.

Главным правилом, которым пользуется эргономика, является комфорт, который ощущается от повседневного использования своего жилья. Для достижения этого эффекта необходимо следовать конкретным правилам. Давайте определим, каким критериям должно соответствовать жилье современного человека.

Эргономика в интерьере спальни

Эргономичный дизайн интерьера

Эргономичный дизайн комнаты

Квартиры в городе построены с учетом экономии места. В условиях малометражек очень трудно разместить все детали для комфортной повседневной жизни. Полезные советы специалистов по эргономике и выбору мебели помогут сделать просторным и функциональным даже маленькое помещение.

Определите жилую площадь дома и рассчитайте количество предметов интерьера, которые нужно в нем разместить.
Когда ремонт делается с нуля, хозяева часто забывают о месте под стиральную машину, холодильник или не заботятся о достаточном количестве закрытых полок для хранения вещей. Таким образом, лишние предметы приходится «ютить» произвольно, что доставляет существенное неудобство.

Эргономика в интерьере гостиной

Планировка эргономичного дизайна квартиры

Обратите внимание на новинки смарт-мебели.

На рынке есть новые модели раскладных стола, кровати, книжных полок и шкафчиков, который вписываются в пространство так, что с первого взгляда их не замечаешь. Такие предметы можно не только покупать, но и делать своими руками или на заказ.

Уберите все лишнее

Бывает, даже в красиво обставленной комнате чувствуешь себя неловко. Причиной тому – большое количество вещей, выставленных напоказ. К примеру, старая традиция собирать сувениры и статуэтки, которые пылятся на полках и никак не украшают интерьер.

Эргономичный дизайн комнаты

Эргономичный дизайн интерьера

Соблюдайте порядок

Чистота является незаменимым помощником эргономики. Из-за спешки мы часто разбрасываем вещи и банально захламляем пространство. В неубранной квартире человек подсознательно ощущает дискомфорт и не может сосредоточиться.

Подбирайте верные сочетания мебели
Основное место в квартире занимает мебель. Когда разные предметы интерьера взяты из несочетающихся комплектов, то это создает визуальный диссонанс. Создается ощущение, что вы собрали свой интерьер «из того, что было».

Обратите внимание на цвета

Слишком пестрая квартира в плане сочетания оттенков и текстур вызывает дискомфорт для человека. В подобных условиях наш мозг не может собрать все в единую композицию.

Эргономика в интерьере кухни

Располагайте элементы мебели с сохранением пространства

Выбирайте такие варианты мебели, которые максимально сохраняют свободное место и позволяют хранить больше предметов. Они должны идеально вписываться в интерьер и размеры помещения.

Для нестандартной планировки – индивидуальные решения

Покупать все в магазине – не лучший вариант, если у вас нестандартная квартира. В условиях полного отсутствия идей, перепланировку лучше доверить дизайнеру.

Не забудьте об аксессуарах

Перебор с большим количеством мелких и нефункциональных аксессуаров можно изменить в лучшую сторону, если обустроить помещение с применением практичных вещей.

Эргономичный дизайн интерьера

Эргономичный дизайн комнаты

Оформляйте комнаты в соответствии с их назначением

Многие проблемы эргономики решаются, если при обустройстве владелец учел все требования правильного зонирования пространства. У каждой зоны есть свое назначение. Функциональный дизайн позволит создать эргономичный образ.

Минимальные требования к устройству жилого дома

Существует ряд закономерностей, соблюдение которых позволит добиться улучшений.

  1. Если начинать с прихожей, даже в узком коридоре есть зазоры в 30-30 см. Этого места достаточно, чтобы установить компактную продолговатую обувницу – и место занято, и передвижению не мешает.
  2. Ширина прохода во всех комнатах должно быть не меньше, чем в 70-100 см. Доступ к функциональным предметам интерьера должен быть открытым.
  3. Не допускайте нагромождений мебели. Старайтесь спрятать изъяны при помощи хитростей: стола с потайными ящиками, дополнительными шкафчиками полками в шкафу и т.д.
  4. Каждую зону выделит свет и фактура материалов. Используйте стилистическую игру, но придерживайтесь единой композиции.

Стандартные правила создают лишь модель. Эргономика требует, чтобы интерьер максимально соответствовал потребностям каждого жильца. Для человека важно наличие всего необходимого, правильное расположение предметов, эстетика и комфорт. В жилом доме есть место для благоустройства любой зоны – кухни, столовой, прихожей, гостиной, спальни, санузла и рабочего места. Старайтесь выбирать предметы, которые меньше собирают пыль и позволяют обеспечить быструю уборку.

Схема эргономичного дизайна квартиры

Эргономика в интерьере комнаты

Организация пространства

Стандартная планировка жилья в новой квартире учитывает некоторые требования. Эргономика прослеживается в расположении помещений. К примеру, на входе в квартиру оставляют больше места под прихожую, затем ближе ко входу находится прихожая и кухня. Место для приема кухни обустраивается в уютном уголке. Зона отдыха, сна и работы, как и санузел, находится в удалении от входа для максимального комфорта. Важно чтобы площадь жилища соответствовала количеству проживающих здесь людей.

Ширина и высота прохода должна соответствовать габаритам человека. Выделить отдельные зоны в комнате поможет контраст цветов в отделке и правильно поставленный свет. Удобство в использовании мебели обеспечит отсутствие большого количества острых углов и правильно открывающиеся дверцы. Организуйте пространство в соответствии со своими предпочтениями и чувствами. К примеру, если вам некомфортно сидеть спиной к двери, то не ставьте рабочее место возле стены.

Эргономичный дизайн интерьера кухни

Эргономичный дизайн комнаты

Эргономика в интерьере комнаты

Эргономика зоны отдыха

Расположение предметов в зоне отдыха человека способствует расслаблению. В этом уголке все направлено на «релакс». Для достижения оптимального эффекта установите теплый пол, ворсистые напольные покрытия, мягкий свет при помощи лампы или бра. В зависимости от предпочтений, здесь устанавливают книжные шкафчики, софы, кресла или диваны.

Хорошо, когда с места отдыха открывается обзор на улицу. Наблюдение за окружающим миром важно для человека, он может в спокойной обстановке подумать, отвлечься и сосредоточиться. Лучшим решением для зоны отдыха является мягкая мебель и приглушенные тона.

Пример эргономики в дизайне интерьера

Эргономичный дизайн интерьера

Эргономика рабочего места

Антиподом места для отдыха человека является рабочая зона. Здесь все направлено на активизацию. Подумайте о расположении стола. Стиль мебели должен соответствовать стилю всех предметов быта. Не допускайте сочетаний модерна и классики в дизайне рабочего места. Обеспечить комфорт позволит правильная высота стола и стула.

Длительное сидение человека за компьютером компенсируется удобством спинки кресла. Выбирайте мебель, размеры которой соответствуют количеству рабочих приспособлений (канцелярских принадлежностей, техники, документов и т.д.). Освободите низ для комфортного положения ног. Лучшим вариантом является выделение отдельной комнаты для обустройства личного кабинета.

Эргономичный дизайн комнаты

Эргономика в интерьере комнаты

Эргономика в схеме квартиры

Эргономика зоны сна

В благоустройстве места под сон необходимо использовать минимум деталей. Освободите место для отдыха и расслабления. Если в зоне сна не нашлось места для кровати, то желательно установить удобную софу или раскладывающийся диван, что особо актуально для малометражных квартир. Он будет учитывать размеры пользователя и обеспечит практичность. У изголовья стоит установить точечный свет. Спальное место на двоих предполагает обустройство широких проходов с обеих сторон кровати. Подберите нейтральный цвет стены, успокаивающий нервную систему для быстрого засыпания.

Выделите для кровати ключевое место. Лучше расположить ее изголовьем у стены. Со спального ложа нужно открыть обзор на дверь и окно. Высота и длина кровати должна соответствовать размерам человека и необходимому количеству спальных мест. Покупайте кровати без острых углов и с закрытым низом, плотно прилегающим к полу, чтобы пыль не оседала в труднодоступных зонах. Для экономии пространства установите ложе с встроенными функциональными ящиками для постельного белья и покрывал, но не монтируйте полки с острыми углами над головой.

Эргономичный дизайн комнаты

Эргономика в интерьере комнаты

Эргономика обеденной зоны

Дизайн интерьера кухни влияет на скорость приготовления пищи и комфорт, с которым пища употребляется. Эргономика этого помещения обеспечивается подбором продуманной мебели. Подберите готовый гарнитур, сочетающий в себе удобство, простоту и функциональность. Важным аспектом в повседневном использовании комнаты является площадь столешницы для стола. Это рабочее место, размеры которого позволяют разместить всю технику и кухонные принадлежности. Новинкой для смарт-квартиры считается встроенная кухня, в которой спрятаны предметы быта.

Эргономика столовой и кухни предполагает наличие достаточного места для расположения полноценного обеденного стола (60 см для каждого человека) и комфортного передвижения. Помещения обязательно оборудуются холодильником, плитой, раковиной и ящиками под хранение утвари. Стены комнаты окрашиваются тонами, способствующими аппетиту. Высота потолка позволяет установить общий свет, а над рабочей поверхностью обустроены дополнительные лампочки. Пол отделан плиткой, а для дизайна интерьера использованы практичные детали.

Современная эргономика поможет оживить и создать комфорт в условиях любого пространства. Проявите фантазию и творчески отнеситесь к благоустройству каждой комнаты. Воспользуйтесь готовыми решениями в дизайне помещения, и вы получите отличный результат!

Видео: Эргономика в дизайне интерьера

50 фото идей эргономичного дизайна интерьера:

Предметная среда, эргономические основы организации

Колесникова Анастасия Александровна,

аспирант кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета.

Эргономика является базисом в дизайне, тем фундаментом, который закладывает основу всего создаваемого. В своей книге В.Ф.Рунге так говорит о дизайне: «Одной из главных целей которого, является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. Именно композиционное единство позволяет рассматривать эргономику как естественнонаучную основу дизайна» . В индустриальном дизайне эргономика участвует в создании предметов быта, орудий труда и механизмов, а в графическом дизайне в разработке упаковки. В дизайне среды достижения эргономических исследований учитываются в проектировании интерьера и экстерьера, организации ландшафтного дизайна.

Эргономика – это научная дисциплина, которая изучает деятельность человека в бытовых и трудовых процессах, создавая наиболее благоприятные условия жизнедеятельности и психического состояния человека. Проект помещения должен быть с самого начала ориентирован на создание системы эргономических свойств, так как это является наиболее важной целью. Целью эргономики является улучшение взаимосвязи человека с окружающей его средой, сохранение его здоровья и создание условий для развития личности. Связь между тем, что окружает человека, с чем он сталкивается в повседневной жизни, в эргономике сокращенно называется «человек – машина – среда». Данная система гармонизирует компоненты, причины объединенные определенной целью. Требования предъявляемые к системе «человек – машина – среда» неотьемлимо связаны с достижением поставленных целей.

Данные примеры указывают на то, что эргономические основы участвуют в формировании целой среды дизайна и их значение невозможно переоценить. «Являясь научной дисциплиной, эргономика базируется на синтезе достижений социально-экономических, технических и естественных наук» . В результате она направлена на создание благоприятных условий взаимодействия человека с окружающей его средой на обеспечение интересов всего общества и каждого пользователя в отдельности.

Формы окружающих нас предметов, их соотношения между собой по размеру, материал из которого выполнен предмет и его объемно-пространственное строение могут выступать в качестве предметной среды. «Единство предметной среды достигается использованием художественных средств и адресовано духовному миру человека» .

На протяжении всей жизни человек находится в жилом помещении или в помещении производственного назначения или в общественном. Такие помещения как детские сады, общеобразовательные школы, среднеспециальные учреждения, вузы и школы дополнительного образования относятся к общественным. Общественные здания по социальному значению относятся к сфере обслуживающей деятельности. Саму обслуживающую деятельность можно разделить на несколько групп – обучение, питание, торговля, экспозиция, зрелище и ожидание. Каждая из этих групп определяет свою роль в формировании пространственной среды. Система образования делится на дошкольный, общеобразовательный и профессиональный этапы. На выбор оборудования и организацию пространственного строения оказывает влияние выбираемого помещения (группа детского сада, класс, аудитория, мастерские). В основу проектирования интерьера или экстерьера становятся антропометрические данные и психофизиологические особенности учащихся всех возрастов, так как формы обучения могут быть как индивидуальные, так и коллективные или групповые. Каждая из этих форм выявляет свои особенности.

Коллективная форма обучения, например, предполагает работу педагога с классом, группой. Внимание учащихся должно быть приковано в сторону учителя или к меловой доске. Для этого необходимо посадка учащихся рядами за учебными партами на всей площади класса, так чтобы их визуальная ориентация была направлена на переднюю стену. Важно отметить, что распределение мебели и оборудования определяется условием нормальной видимости педагога или пособий.

При групповой форме обучения учащиеся разделяются на несколько групп, это необходимо для проведения практических упражнений, лабораторных и творческих работ. Такие виды деятельности могут проводится в группах детского сада, в школьных классах, комнатах дополнительного образования или спортивных залах. Важное значение для групповых занятий, имеет наличие свободного пространства и грамотное размещение оборудования по зонам.

Мини гостиницы г Екатеринбурга. Мини гостиница Екатеринбург .

При индивидуальной форме обучения акцент делается на контакте педагога с учащимся, где последний может находиться у доски, у прибора или у учебного пособия.

Рассматривая дошкольные учреждения, мы можем наблюдать, что большее количество помещений включает групповые комнаты, такие как игровые и группы нахождения детей, актовые и спортивные залы. В свою очередь, группы нахождения детей предназначены как для игр, так и для приема пищи, а иногда и для сна. Для этого, как было замечено ранее, в помещениях необходимо соответствующее грамотное распределение оборудования по зонам. А вот музыкальные или спортивные залы могут на время ненастной погоды использоваться для проведения праздников или как дополнительная рекреация.

Большое значение в дошкольных учреждениях отводится функциональной и мобильной мебели. «Метод «конструктора» позволяет создавать мебельные модули, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения, например классов в зависимости от состава учащихся, размеров и конфигурации помещений и т.п. Школы получают контейнеры со «строительным материалом», из которого монтируют нужные предметы и системы под свои конкретные условия» . Зачастую детская мебель выглядит как взрослая, только в уменьшенных размерах. Что касается столов, то обычно они двухместные или четырехместные. Необходимы так же емкости для хранения игрушек и вспомогательных материалов, эти хранилища могут выполнятся из разных материалов, но с учетом антропометрических данных ребенка и эргономических исследований. Помимо обыденного режима дня в группах могут проводиться просмотры наглядных графических материалов, познавательных фильмов, телепередач, диафильмов.

Основой эргономики так же является влияние цвета и света, от которых зависит благоприятное пребывание в помещении, в следствии, повышение или снижение трудового процесса. «Наилучшие условия естественной освещенности создаются при следующих ситуациях: при верхнем освещении, при боковом левом, сочетающимся с верхним подсветом; при угловом освещении (слева и сзади); при освещении с двух сторон (слева и справа)» .

Цвет в искусственной среде обитания оказывает огромное значение на душу человека, на его поведение и настроение. Выбор цвета учебного помещения должен быть осознанным и взвешенным. Данные помещения рассчитаны как на отдых так и на умственную работу. В последние помещениях следует использовать тонизирующие цвета: желтый, оранжевый тоже подойдет, но область применения данного цвета значительнее менее широка по причинам эстетического порядка. В помещениях для отдыха подойдут – зелено-голубые, голубые и синие цвета, они же являются успокаивающимся.

Тем самым, значение основ эргономики является базисом, который закладывает основу всего создаваемого, ведь область ее применения довольно широка и недооценить ее невозможно. Современные условия окружающей среды, потребности и возможности человека затрудняют или делают невозможным выполнение жизненных функций. Каждый предмет, который создает человек, должен максимально учитывать человеческие факторы. Только в соответствии с этим система «человек – машина – среда» будет гармонична.

Литература

1. Барташевич А.А. Основы композиции и дизайна мебели. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. – 192 с.

2. Бездомин Л.Н. В мире дизайна. – Узбекский ССР.: Фан, 1990. – 295 с.

3. Минервин Г.Б. Основы проектирования оборудования для жилых и общественных зданий: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Архитектура-С, 2005 – 112 с.

4. Раннев В.Р. Интерьер. – М.: Высшая школа, 1987. – 132 с.

5. Ревякин П.П. Цветоведение. – Минск.: Вышейшая школа, 1984. – 285 с.: ил.

6. Рунге В.Ф. Эргономика в дизайне среды. – М.: Архитектура-С, 2005. - 328 с.: ил.

7. Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера. – М.: Архитектура-С, 2006. – 160 с.: ил.

8. Соловьев Н.К. История интерьера. Древний мир. Средний мир. – М.: Шевчук, 2007 – 384 с.

9. Michael Foster. The principles of architecture, styles, structure and design. – Oxford.: Phaidon Press Limited, 1983. – 224pp.: il.

Конечная цель дизайна и эргономики - это мгновенно полюбившаяся вам вещь, которая, как вам кажется, заботится о вас и оказалась здесь для вашего блага.

Р. Ли Флеминг

Наши отношения с предметным миром не могут быть ограничены любованием эстетическими достоинствами внешней формы Практическое назначение предметов, обращение с ними требуют своего осмысления, особенно на производстве, где успех дела во многом зависит от того, как приспособлена машина к возможностям челове­ка и его особенностям . Вопросами проектирова­ния удобных орудий труда, быта, а в целом - созданием комфортной предметно-пространственной среды для са­мых различных процессов жизнедеятельности человека занимается эргономика.

Понятие "Эргономика"

Термин "эргономика" (греч."егдоп" - работа + "nomos" - закон) был принят в Англии в 1949 г., когда группа английских ученых основала эргономическое исследова­тельское общество. Члены этого общества ставили задачу по решению проблемы рациональной организации труда .

Эргономика сложилась как комплексная дисциплина

Орудия труда и охоты

первобытного человека

показывают, что он

соизмерял их со

физическими

параметрами и

возможностями,

стремясь

создавать удобные для определенных

Ф ункций предметы, оражает своей эргономичностью такое изобретение, как лук и стрелы, форма которых просуществовала тысячелетия.

Орудия труда каменного века: рубило, топоры, сверло

Гора Тэбш (Гобийский Алтай).

Наскальный рисунок мужской фигуры с луком,

на стыке ряда технических наук, психологии, физиоло­гии, гигиены, анатомии, биомеханики, антропологии, био­физики. В ее задачи входит всестороннее изучение функциональных особенностей и возможностей человека в процессе его деятельности и взаимодействии с окружа­ющими предметами.

Она представлена тремя составляющими - антропо­метрией, исследующей строение человеческого тела с учетом половых, возрастных, этнических, профессиональ­ных и других особенностей, инженерной психологией, рассматривающей взаимосвязь человека и техники для обеспечения наилучших условий и результатов труда, и психологией восприятия, изучающей особенности и за­кономерности зрительного и тактильного восприятия окружающего предметного мира и др.



Метрические системы

Вопросы удобства окружающих вещей волновали человека издавна. Первобытный человек под форму руки подбирал камень, для большего удобства обтесывал его, приделывал к нему рукоять и применял полученное орудие для своей защиты, добычи пищи и охоты. Археологичес­кие раскопки представляют нам порой удивительные по продуманности и удобству пользования орудия труда, высеченные из камня, изготовленные из костей живот­ных, а позднее - отлитые из бронзы и железа. Одними из первых орудий охоты были деревянные палки, выте­санные из цельного куска дерева. При этом часть палки играла роль рукояти и была более узкой, удобной для захвата кистью руки, "ударная" же часть - более мас­сивной, утолщенной. Человек соизмерял создаваемый им предметный мир со своими физическими параметрами и физиологическими возможностями организма.

Как известно, в основе почти всех древних мер лежат размеры частей тела человека. Это английский



Человек издавна для удобства в работе стремился создать определенную метрическую систему. В основе многих древних мер лежат размеры частей

человеческого тела (пядь, стопа, фут, сажень) или произвольные от него (шаг, парный шаг и др.)

Схема размерных соотношений рабочего места, ВНИИТЭ.

фут (англ. foot - ступня), равный длине средней муж­ской ступни (0,3048м), русские: пядь (расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев руки), локоть - мера длины, которая соответствовала длине локтевой кости и равнялась 455-475 мм. Используя такие универсальные единицы измерения, находящиеся всегда "под рукой" или "ногой", мастерами прошлого создавались с чрезвычайной точностью архитектурные сооружения, предметы труда, быта.

На основе физических параметров человеческой фигуры были созданы даже целые метрические системы. Древнейшие данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н.э.). С того времени и до наших дней ученые и художники работают над раскрытием тайны пропорции человеческого тела. Нам известен египетский канон времен фараонов, канон эпохи Птоломеев, каноны Древней Греции и Рима. Мы знаем закон Поликлета, исследования Альберти, Микельанджело, Дюрера. . Работа Леонардо да Винчи в этом направлении заверши­лась созданием графической модели закона пропорций человеческого тела.

В ремесленной практике средневековья были разра­ботаны мерные модули и правила их применения, кото­рые служили своего рода матрицами для создания сораз­мерных и удобных для человека вещей. Заслуживают внимания исследования прошлого столетия и в первую очередь А.Цейзинга, изучавшего пропорции человека на основе точнейших обмеров, сопоставлений и применения правил золотого сечения. Среди специалистов-архитекто­ров широко известен "Модулор" Jle Корбюзье - гармони­ческая система мер, основанная на законах "геометрии" человеческого тела и принципе "золотого сечения". По определению самого Ле Корьбюзье "Модулор - это изме­рительный инструмент огромного значения, которым можно


На основе эргонометрических данных составляются специальные самотографические модели, визуально отображающие процесс выполнения определенных рабочих операций.



А.Белов, В.Янов. Соматографический анализ рабочего места.

А.Грашин, М.Сугалко. Компоновка пульта и функциональная схема поведения оператора


пользоваться применительно ко всему, что производится серийным или иным образом, например, к машинам, мебели, книгам." . Поиски в области гармонии окру­жающей человека предметной среды продолжаются и сегодня.

Эргономика оружия

Особо следует упомянуть достижения эргономики в области создания оружия. От оружия, его прочности и удобства в обращении зависела во многом жизнь челове­ка. Поэтому оружию всегда уделялось особое внимание. С особой тщательностью, как правило, по индивидуаль­ному заказу, с подгонкой под конкретную фигуру чело­века выполнялось оружие средневекового рыцаря. И такое его снаряжение стоило зачастую целого состояния.

Вызывают восхищение выполненные с глубоким знанием анатомии человеческой руки приклады ружей, рукояти мечей, эфесы сабель, шашек, шпаг. Имея боч­кообразную форму, рукоять повторяет внутренний объем сжатой в кулак ладони, в результате чего происходит равномерное распределение усилий мышц кисти руки, она меньше устает и оружие прочно "сидит в руке". Обязательным атрибутом был разделительный элемент между рукоятью и клинком, который служил упором, не дающим ладони соскальзывать на клинок. С этой целью рукояти шпаг или сабель часто имели форму своеобраз­ной петли. Эфесы снабжались также специальным щит­ком круглой или овальной формы - гардой, защищавшей кисть руки от ударов.

Современные виды огнестрельного оружия (спортив­ные винтовки, охотничьи ружья) имеют специальные конструкции прикладов, завершающиеся приспособлени­ями для удобства упора приклада в плечо стрелка. Узел "стыковки" завершения приклада ружья и плеча челове­ка создан по принципу шарнирного соединения, в основе


Американский астронавт Брюс Маккендлес на специ­альном аппаарате с реактивным двигателем.



Интерьер орбитальной космической станции

Пенти Хитанян.

Оборудование вагонов 1-го класса финских государственных железных дорог, 1989

Салон минивэна Рено "Гран Эспас", Франция, 1998


которого - анатомия плечевого сустава человека.

Эргономика в мебели

В ряде областей сегодня уже сложились определен­ные эргономические требования и нормативы. Так, мы знаем из мебельного конструирования, что высота рабо­чей плоскости письменного стола - 750 мм, сидения стула или табурета - 450 мм., кресла для отдыха - 350 мм., и т.д. И несмотря на смены художественных стилей и направлений, несущих с собой свои особенные формы и детали, материалы и конструкции, эти параметры, исхо­дящие из физических размеров человека, остаются прак­тически неизменными уже на протяжении длительного времени.

Так, американский дизайнер Уолтер Доруин Тиг построил модель пассажирского салона самолета "Боинг- 707" в натуральную величину, чтобы определить для пассажиров нормы физического и психологического ком­форта, которые с тех пор остаются неизменными в авиа­ционной промышленности США.

При этом разработки в области эргономики продол­жаются. Они привели к созданию специализированной мебели, предназначенной для определенных функцио­нальных процессов. К такой мебели можно отнести зна­комое нам всем с детства и, зачастую, не с лучшей стороны, стоматологическое кресло. Его конструкция, с одной стороны, продиктована условиями организации процесса лечения зубов, с другой стороны - удобством участия в этом процессе пациента (форма подголовника, угол наклона спинки, фиксированная подставка для ног).

Ярким примером может служить также разработан­ное эргономистами "анатомическое кресло", применяемое в спортивных автомобилях. Его конструкция до мелочей учитывает особенности строения человеческого тела. В таком кресле тело не устает длительное время. Кроме


В орудиях

спортивном

снаряжении

первую очередь

подчиняется

требованиям

эргономики.

Последняя

зачастую

становится

художественной темой

формообразования


Спортивный тренажер фирмы "David International Ltd". Финляндия, 1984.

Ножницы и прибор для заточки ножей финской " ирмы "Fiskars". 984, 1989.

Брент Тримбл. Велосипед "Кестрел-4000" США, 1987.


того, в зависимости от ситуации оно может изменять свою форму. В кресле-катапульте военного истребителя наряду с удобством управления самолетом решается задача безопасности пилота в экстремальной ситуации.

Приметой нашего времени стали такие появившиеся дополнительные удобства в рабочей мебели, как возмож­ность изменения высоты сидения и спинки кресла, вра­щение и передвижение кресла по офису.

Однако в практике эргономического проектирования существуют и курьезные примеры. Так, владелец одного из летних уличных кафе в Германии в целях увеличе­ния количества посетителей в сутки решил использовать эргономику весьма оригинально. Спинки стульев для посетителей в этом кафе имели хоть и не явно выражен­ный, но обратный изгиб, не позволяющий вальяжно от­кинуться на спинку стула, потягивая лимонад в жаркий летний день! Посетители кафе действительно долго не задерживались, хотя кафе славилось своей кухней.

Многообразны составляющие, из которых слагается дизайнерское проектирование. У его истоков лежат прежде всего человеческие представления о предметной среде и особенностях ее восприятия. Внешние качества отдельно­го предмета, какими бы совершенными эстетическими свойствами они ни обладали, недостаточны для создания гармоничной предметной среды. В ней должны быть не только сочетающиеся между собой предметы, но и учет закономерностей пространства, и понимание жизни пред­метов в пространстве . Современный дизайн ломает привычные нам рамки проектирования отдельных предметов. Его объектом становится пространство - салон автомобиля, батискафа, космического корабля. Оно орга­низуется по особым, присущим дизайну, принципам. И ведущую роль здесь играет эргономика, позволяющая рационально и комфортно организовать окружающую че­ловека среду.


Жизненно важное значение эргономика имеет в проектировании медицинских инструментов и оборудования. Особую область составляет предметно-

Все эргономические обоснования и предпосылки в процессе проектирования объектов дизайна оформляются в виде антропометрических, психофизиологических и прочих таблиц и рекомендаций. Они становятся основой эргономического проектирования, в процессе которого дизайнер формирует эргономическую модель будущего объекта, обеспечивающую оптимальное взаимодействие системы "человек - предмет - среда". Наряду с эргоно­мическим проектированием существует и эргономический анализ, который может проводиться как на стадии пред- проектных исследований, так и после проектирования при испытании готового образца изделия.

Учет человеческих факторов, однако, не исчерпыва­ет всей глубины взаимосвязи художественного констру­ирования и эргономики. Процесс художественного конст­руирования должен вобрать в себя все богатство содер­жания эргономического подхода к решению проблем оптимизации систем "человек - орудие труда - окружа­ющая среда", тем более, что такой подход в каждом конкретном случае реализует основополагающий прин­цип эргономики - все так или иначе конструируется для человека и для использования человеком .

Вместе с процессом развития дизайна эргономичес­кое проектирование претерпевает существенное измене­ние. Это связано с эволюцией формы под воздействием технического прогресса - появлением новых технологий, материалов, а также изменениями потребительских пред­ставлений о том или ином предмете, влиянием моды. Процесс этот не конечен и направлен на совершенство­вание окружающей среды, создание удобных и красивых вещей, без которых наша жизнь была бы сложна и неинтересна.