Домой / Юридические вопросы / Почему Прометей был наказан свыше за помощь людям? Наказание прометея За что был наказан прометей богами олимпийцами.

Почему Прометей был наказан свыше за помощь людям? Наказание прометея За что был наказан прометей богами олимпийцами.

Этому персонажу одного из древнегреческих мифов посвящено множество творений поэтов, композиторов и художников. Одни из самых известных поэтических строчек в его адрес принадлежат перу Джорджа Байрона:

Для человеческого рода!
Ты символ силы, полубог,
Ты озарил для смертных путь…»

Прометей. За что он был наказан

Благодетель человечества. Бунтарь-мученик. Тот, кто бросил вызов всемогущим богам. Прометей. Титан — защитник людей от произвола богов. Его имя переводится как мыслящий прежде, предвидящий. Он был тем, кому доступно было видение будущего.

Именно Прометея можно считать создателем людей. Он вылепил их, то есть нас, из глины, смешав землю с водою. Душу же в людей вдохнула богиня Афина. И в дальнейшем Прометей всяческим образом покровительствовал своим любимым созданиям – людям. Эта не совсем понятная для жителей Олимпа привязанность к земным обитателям и привела к его личной трагедии, когда он был наказан всемогущим Зевсом за то, что подарил людям огонь .

Итак, что нам известно об истории с огнем, согласно классике?

Прометей решил в очередной раз помочь своим любимым созданиям и по одной версии, обманув, Афину, а по другой, с ее помощью, проник на Олимп, где и украл из божественного очага маленькую искру. Спрятанная в стебле тростника, искорка была тайно переправлена на землю и передана людям. Зевс, узнавший об этом, был просто в ярости. Он приказал Гефесту схватить Прометея и приковать его к одной из кавказских скал. Каждый день к нему прилетал гигантский орел и клевал его печень. Это могло продолжаться бесконечно, поскольку Прометей был бессмертным, и печень его за ночь вырастала снова. Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея.

Мучения Прометей

Это классическая версия. Есть ли в ней что-то, что может смутить пытливых исследователей, таких, как мы с вами, уважаемые читатели? Конечно, есть. Несоизмеримость тяжести проступка и наказания. Подумайте, неужели для верховного бога Олимпа так уж и важно было, что у людей появился огонь, что он предал своего племянника страшным пыткам?

На самом деле, хитроумный Зевс воспользовался историей с огнем, как поводом для «ареста» и пыток Прометея. Дело в том, что Зевсу было известно пророчество о том, что один из его сыновей низложит его с трона. Но только обладавший даром предвидения Прометей, мог ему сказать имя его матери. Хорошо известно, что у любвеобильного Зевса было много сыновей от разных богинь и женщин. И останавливаться на достигнутом он не собирался. Но был тревожащий фактор – опасность рождения сына, способного его свергнуть.

Именно это и послужило причиной предания титана пыткам. Все закончилось тем, что Прометей, поддавшись на уговоры своей матери, богини справедливости Фемиды, открыл громовержцу эту тайну и сообщил Зевсу, что матерью его ребенка, которому суждено превзойти отца, будет морская богиня красавица Фетида. После этого Зевс организовал освобождение Прометея руками своего любимца Геракла. Великий герой убил орла стрелой из лука, совершив тем самым свой очередной подвиг. Что же касается, Фетиды, то ее сосватали за фессалийского царя Пелея. Кстати, результатом этого брака стало рождение Ахилла – одного из величайших героев среди людей.

Интересно, что Сократ называл Прометея самым несчастным богом. Он пояснял, что таким титан был вовсе не потому, что перенёс несправедливую и невероятно жестокую кару, а потому, что обладал даром предвидения, знал будущее. Вот уж, действительно, во многом знании, много печали…

На рисунке орел почему-то примеряется не к печени, а к сердцу.

Стоит упомянуть еще пару версий, объясняющих причину наказания Прометея и встречающихся в совсем уж ранних древнегреческих источниках. Так, по одной из них, Прометей был наказан вовсе не за кражу огня, а за то, что влюбился в богиню Афину. По второй, причина наказания была в том, что он являлся внебрачным сыном титана Эвримедонта и Геры, супруги громовержца. Естественно, ни того ни другого верховный олимпийский бог стерпеть просто не мог.

Лично меня во всем этом смущает одно. Если Прометей был действительно предвидящим, то он должен был и предвидеть и пытки, которым его подвергнут и то, что он рано или поздно расколется. Если финал должен был быть один, зачем же он тогда все это терпел? Мог признаться сразу и избавить себя от мучений. Странно…

Данная статья — фрагмент книги «100 великих заблуждений человечества». Купить ее можно .

О мифах и реальности
Глава 10. Наказание Прометея. Атлантида

В наказание за похищение огня Олимпа и передачу его людям Прометей был приковал к скале Кавказского хребта, а чтобы усугубить его страдания, орел выклевывал его печень, которая затем отрастала вновь. Мучения Прометея прекратил Геракл, который с разрешения Зевса освободил титана и вместе они отбыли очень далеко. Так сказано у греков.

У них же есть миф о том, что Зевс, ослепленный яростью огненным Перуном убил сына Аполлона Асклепия, лучшего в те времена врачевателя, который мог даже оживлять некоторых усопших. В отместку Аполлон убил циклопов, ковавших Зевсу перуны. За это Зевс хотел убить Аполлона, но его отговорили, и Аполлон отправился в услужение простому смертному царю. Памятуя о том, что Аполлон был покровителем Трои, то становится понятно в какую сторону его послали. Кстати, циклопов звали Арг, Бронт и Стероп, что означает Сияющий, Громовой и Сверкающий, соответственно.

Хочу привести и еще один миф о том, что Геракл, ослепленный яростью, вызванным отравным зельем, убил свою жену и детей. В наказание он должен был совершить двенадцать подвигов.

А вот скандинавские мифы. Однажды на одном из пиров хитрый ас Локки, бог веселья, направил стрелу слепого аса в доброго бога Бальдра. За это Локки был прикован к скале, а над его головой поместили мертвую змею, яд которой капал на голову Локки и приносил ему страшные мучения.

Сравнив эти мифы, я понял, что речь шла об одном и том же событии. Что это было за событие?

Силой или хитростью, но Прометей из далекой Гипербореи предстал пред троном Владыки Олимпа, он же и Владыка Асгарда. Что хорошего мог сказать Прометей убийце своего отца, который превратил свою жизнь в один сплошной праздник? Понятно, что сии слова пришлись не по нраву Владыке Олимпа. В ярости Зевс выпустил огненную стрелу в мятежного титана, но промахнулся. Этой стрелой на земле был убит сын Аполлона. Не смотря на это, Прометей был наказан и наказан жестоко. Не буду вдаваться в подробности казни.

Спустя некоторое время из Гипербореи на поиски Учителя явился Таргитай. Узнав о судьбе Прометея, его ученик сделал все, что было в его силах и даже больше. Он совершил двенадцать подвигов. Причем девятый подвиг заключался в похищении пояса Ипполиты - царицы амазонок. Да, именно Таргитая греки знали как Геракла. По окончании службы Зевс разрешил герою освободить своего учителя. И когда Прометей со своим учеником собирались отбыть в Гиперборею, греческая жена Таргитая, чтобы навсегда приворотить к себе мужа, натерла его одежды кровью кентавра, это был яд. Но Прометей успел забрать ученика и на огненной колеснице они отбыли восвояси. Со стороны это конечно же выглядело так, как Геракл в страшных страданиях бросился в костер и в дыму и пламени вознесся на небо. Но после Таргитай скорее всего умер. Возможно от яда, а может пришел срок, так как на тот момент ему как и Адаму исполнилась почти тысяча лет.

Встает вопрос, а было ли это на самом деле, и если было, то когда? Хороший вопрос, и ответ на него есть.

После смерти сына Аполлон уничтожил циклопов, ковавших огненные перуны. Циклопов звали Арг, Бронт и Стероп, что означает Сияющий, Громовой и Сверкающий, соответственно. То есть Сияющий, Громовой и Сверкающий ковали огненные молнии. Что-то это напоминает. Скорее всего это промышленные роботы. Но тогда уничтожение целого завода не должно было пройти бесследно. После некоторых поисков ответ был найден. Около 1627 года до нашей эры взрыв вулкана на острове Санторини, рядом с островом Крит полностью уничтожил остров. В результате взрыва образовалась гигантская волна. Взрыв и волна просто-напросто смели Минойскую цивилизацию на Крите - резиденцию Молодых богов. Свершилось предсказание Древнего бога после битвы на Боргильдовом поле о Рагнареке. После этого бог уже не насылал Потопы и не уничтожал целые города. Сдается, что это проделки Кроноса в отместку за Содом и Гоморру, но всю вину свалили на Аполлона. Аполлон скорее всего сам бежал в Малую Азию, хотя в мифах сказано, что его туда сослали.

Спустя несколько сот лет на просторах Малой Азии вознесла к небесам свои стены могучая Троя, хранителем которой был Аполлон. Но это будет уже совсем другая история.

Возможно остров Стронгила, остатки которого ныне зовутся Санторини, и был той загадочной Атлантидой. Именно там ковались огненные перуны для Владыки Олимпа.

Http://andresh.ru/avtor/mif/159--10-.html

Почему Прометей был наказан свыше за помощь людям?

Говоря простым языком, чувство правоты и превосходства - это источник будущих несчастий. Но есть вещи и пострашнее. Это защищенность души. Появляется она тогда, когда человек узнает законы, управляющие вселенной. Тысячи лет евреи усердно читали Тору и с молоком матери впитывали правильное отношение к окружающему миру: не завидуй, не лги, не воруй, не грабь и не убивай.

Сотни и тысячи лет они видели, как человек, соблюдающий заповеди, выживал, а завистливый, жадный и похотливый болел и истреблялся с земли. А если он был здоров, то болели и умирали его дети. Евреи получили инструкцию по выживанию. Знание причинно-следственных механизмов вселенной, знание законов души - это колоссальное богатство. Знание о том, что больная душа плодит физические болезни и несчастья по судьбе, - это огромный капитал. Но эта защищенность может и закрыть видение Божественного. Многие верующие стали искренно считать, что Бог обязан их защищать, если они выполняют все заповеди. Так появилось ощущение богоизбранности. Таким образом, заповеди и ритуалы они сделали целью, а Творца - средством. Но защищенность и любовь несовместимы.

Идею абсолютного превосходства над остальными людьми, идею высшей избранности и защищенности свыше приняли фашисты, которые провозглашали: «С нами Бог!» Они уничтожили около шести миллионов евреев, и были уничтожены сами. Почему Прометей был наказан свыше за помощь людям? Потому что, передав им божественный огонь, он сделал их более защищенными. Не зря существует пословица «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Именно в момент разрушения окружающего мира и полной беззащитности мы стремимся найти защиту, объединившись с вечностью.

Выполняя Божественные заповеди, мы подключаемся к любви и вечности и замечаем, что начинают выздоравливать наши душа и тело. Но как только мы думаем, что заповеди и ритуалы нас защитят, мы теряем главное, ради чего существуют эти заповеди, - чувство любви и единства с Богом. И тогда на верующего, высокодуховного человека вдруг начинают сыпаться несчастья и болезни.

Божественное не требует защиты, поскольку оно вечно. Если душа потребовала защищенности, это означает, что она уже утратила единство с Божественным. Она утратила ощущение вечности и, значит, должна выживать и обороняться. Мы знаем, что у верующего человека и его потомков открываются гораздо большие возможности для любви, чувственности-, исполнения желаний и накопления материальных благ. Но мало кто знает о том, что ответственность верующего за чувство любви гораздо выше, чем у остальных, и за утерю любви верующий будет наказан гораздо строже, чем остальные.

Почему одна из главных заповедей гласит: не лжесвидетельствуй? Вроде бы все понятно, часто мы лжем для собственной выгоды, значит, лгать нельзя, иначе концентрация на материальной выгоде приведет потом к болезням и неприятностям. Но давайте вдумаемся, что такое лжесвидетельство? Это неискренность, а неискренность - это закрытие души, то есть повышение ее защищенности. Искренность делает душу беззащитной и, значит, открывает ее для боли и подталкивает к любви.

Человек может скрывать свои мысли, но не должен скрывать чувства в своей душе, потому что сокрытие чувства - это его подавление, а подавление чувства делает душу агрессивной. Поэтому неискренний человек всегда внутренне агрессивен. И чем активнее человек прячется от душевной боли, тем быстрее он теряет чувство любви. Чем более искренен душой человек, тем большую боль он может испытать и тем интенсивнее он должен идти к любви и верить в Бога. О таких Христос говорил: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Любое событие, как волна, развернуто во времени. И то событие, которое должно случиться, уже в какой-то степени незримо присутствует в настоящем. Если мы неправильно реагируем на первые знаки; то мы можем не пройти испытание, когда еще совсем не догадываемся о нем.

Я часто видел следующую картину. Человек должен получить огромную порцию счастья. Это могут быть деньги, которые он заработает; дом, который он построит; способности, которые у него разовьются и принесут ему почет и известность; любовь, которую он почувствует к женщине. Перед тем как чем-то наградить человека, Бог сначала проверяет, может ли он жертвовать. Тот, кто не умеет терять, не имеет права на приобретение. И тогда вместо возможного счастья человек получает болезнь или смерть.

Опытный тренер не допустит неподготовленного спортсмена к соревнованиям. Так вот, самая первая волна, которая идет из будущего, взаимодействует с нашей душой и нашими чувствами. И если душа агрессивна, то вместо счастья в будущем можно получить болезни, потери или смерть. Потому что самый главный выбор делается не на уровне нашего тела и сознания и не на уровне нашего духа, а в самой глубине нашей души, где Божественное превращается в человеческое.

«Царство Небесное подходит к нам, - думаю я. - Слухи о конце света, оказывается, не беспочвенны. Тот импульс времени, в котором мы живем, похоже, выработал свою мощность, и новый временной импульс уже недалеко. Так устроено в жизни, что форма разрушается и уходит в прошлое, а содержание создает новую форму, сохраняя преемственность со старой. Те, для кого форма намного значимее содержания, останутся в прошлом. Проще говоря, выживут те, кто научится любить».

Лазарев С. Н. из книги "Человек будущего. Первый шаг в будущее"

Двоюродный брат громовержца Зевса титан Прометей, чье имя означает «предвидящий», добровольно вступил в союз с богами-олимпийцами. Вместе с ними он боролся против своих собратьев титанов. Но, оторвавшись от своих бывших сородичей, он не примкнул к олимпийцам, а сохранил независимость. Более того, вопреки воле Зевса Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям. Он асе дал им сокровенные знания, научил земледелию, ремеслам. Страшно разгневался на него за это Зевс, решил наказать самым мучительным образом.

Послушные Зевсу помощники - Сила и Власть схватили Прометея, сковали его и привели на самый край земли, где скалы уходят за облака, где у их подножия всегда бушует холодное море. За Прометеем покорно плелся и опечаленный бог-кузнец Гефест, который считался его верным другом. В руках он нес тяжелый молот. Ему предстояло намертво приковать непокорного друга к скалам. Сила и Власть подобрали подходящую скалу и приказали Гефесту приступить к работе.

С большой неохотой Гефест забил в камни металлические колья с цепями. Осталось только приковать руки и ноги Прометея к скале. Сила и Власть, видя его нежелание, подгоняли и угрожали ему наказанием Зевса. Гефест с тяжелым сердцем закончил свою работу. Прометей оказался накрепко прикованным к скале, его грудь пронзил стальной кол, он едва мог пошевелиться.

Теперь ты можешь в полной мере проявлять свою гордость, Прометей,- со злобой произнесли довольные Сила и Власть.- Это наказание послужит тебе хорошим уроком за непослушание, за то, что дал смертным дары богов, которые они не заслужили. Теперь ты останешься в полном одиночестве. Подумай над своей судьбой. Можешь звать своих смертных друзей, пусть они придут и помогут тебе, как ты помог им.- И засмеялись в один голос.

Ничего не ответил им гордый Прометей. Сила, Власть и Гефест покинули его. После их ухода Прометей не выдержал, застонал и стал с горечью рассказывать о своих переживаниях. Он обратился к небу, морю и земле: - За что я наказан, почему должен терпеть такие муки? Неужели за то, что дал смертным огонь и знания? Но они бы погибли без этого. Зачем тогда нужны боги, если нет людей? Иначе поступить я не мог. Я не боюсь страданий, но я не считаю себя виноватым. И я знаю, что один из смертных героев придет и освободит меня.

Услышав удары молота Гефеста и стоны Прометея, принеслись на колеснице океаниды - дочери титана Океана. Слезы заволокли прекрасные их очи, жалели они Прометея, своего двоюродного брата,
жена которого была их сестрой. Прометей поведал им свою историю о том, как он стал на сторону Зевса, как помог ему победить сопротивлявшихся титанов. Но Зевс, получив всю власть, забыл о своих помощниках. Прометея он возненавидел, особенно после того как тот дал людям огонь, научил их читать и писать, строить корабли и открывать новые земли.

Услышал его печальный рассказ и титан Океан. Но он стал уговаривать Прометея покориться всесильному Зевсу, бороться против него бессмысленно. Не согласился с ним Прометей, отказался склонить свою голову перед громовержцем. Он знал, что страдания его не вечны. Он знал тайну гибели могучего Зевса.

Едва Прометей закончил свой рассказ, как пред ним появился посланец богов Гермес. Его послал Зевс потребовать, чтобы титан открыл тайну: кто свергнет Зевса и как ему избегнуть роковой судьбы?

Если ты не расскажешь, то тебя ждет еще большее мучение,- сказал он.- Ты будешь низвергнут в мрачную бездну. И останешься там на многие века. Потом Зевс поднимет тебя из бездны, но спасения не жди. Каждый день к тебе будет прилетать орел и раздирать твое тело. Он будет клювом терзать твою печень. Одумайся, Зевс ждет твоего слова.

Ничего не ответил гордый Прометей. И тотчас задрожала земля, и скала с прикованным к ней Прометеем рухнула в мрачную бездну.

Прошли века. Зевс захотел узнать, не одумался ли Прометей, он хотел услышать от него слова пощады, не хочет ли он раскрыть тайну его гибели. И скала с прикованным к ней титаном поднялась и встала на свое место. Но не изменил своему слову Прометей. Все так же он мучился, страдал, но тайны не выдал. И каждый день прилетал к нему жестокий орел, когтями раздирал его тело и терзал клювом его печень. И хоть за ночь тело и печень заживали, на другой день все начиналось сначала.

Прометей не сдавался, не просил о пощаде. Все титаны давно склонили головы перед Зевсом, за это он вызволил их из мрачного Тартара, и они все исправно служили ему, все, кроме гордого Прометея. Они не раз приходили и уговаривали его покориться.

Но Прометей оставался непреклонен. Он знал, что уже возмужал великий смертный герой, который придет и освободит его от оков и от истязаний безжалостной птицей и не хотел открывать Зевсу тайну его гибели.

Он недолго оставался один. Великий герой, о котором он никому не сказал ни слова, после многих своих странствий и подвигов, пришел к нему на самый край земли, где скалы уходят за облака, где у их подножия всегда бушует холодное море. Его звали Геракл, он был сыном Зевса и смертной женщины Алкмены. Ужас объял его, когда увидел он распятого на скале Прометея, чувство мести тотчас охватило его. Уставший от мук Прометей рассказал ему свою историю. Не успел он закончить ее, как в небе стал кружить хищный орел, готовый наброситься на Прометея.

Геракл вставил стрелу в лук и пустил ее в дерзкую птицу. При этом он призвал на помощь себе стреловержца Аполлона. И стрела точно поразила жестокого орла. Камнем рухнул он в бушующее море. Неожиданно принесся Гермес и возвестил волю Зевса: если Прометей откроет ему свою тайну, то громовержец простит его, все мучения закончатся и его сразу освободят. Не стал больше испытывать судьбу Прометей, поведал о своей тайне.

Не должен громовержец вступать в брак с морской богиней Фетидой,- сказал он Гермесу- Вещие мойры предсказали ей, что от любого мужа родит она сына, который будет могущественней отца. Зевсу надо отдать ее в жены герою Пелею. И тогда их сын окажется величайшим из смертных героев Греции.

Едва он открыл свою тайну, как Геракл тотчас палицей разбил его оковы и вырвал из груди стальное жало. Встал титан, вздохнул всей грудью, теперь он был свободен.

В память о перенесенных муках стал носить Прометей на пальце железное кольцо с вставленным в него куском скалы, к которой он был прикован.

Что-то совершенно невообразимое в этой божественной иерархии: нет уважения к верховному божеству! Тайком от верховного бога Зевса титан Прометей что-то творит, да еще и освещает!

Зевс назначает наказание: приковать ослушника к скалам, наслать на него орла, чтобы клевал ему печень. А чтобы конца пытке не было - эта печень каждый день отрастает заново.

Почему Зевс так разгневался?

Прометей, смешав землю с водой, вылепил людей и дал им тайно от Зевса огонь...
Когда Зевс узнал об этом, он приказал Гефесту пригвоздить тело Прометея к Кавказскому хребту.
Там, прикованный к скале, Прометей простоял связанным очень много лет, и каждый день орел, прилетая, выклевывал ему лопасти печени, которые за ночь отрастали вновь.
Такое наказание Прометей нес за то, что украл огонь... (Аполлодор, «Мифологическая библиотека».)

И где после этого справедливость? Прометея без права на защиту осудили на вечные муки! Неужели не было ни одного довода, ни одного доказательства, что кража огня (хотя она и кража) была полезна не только людям, но и богам?

О, если бы Прометею хотя бы дали слово в свою защиту! Исполнителями приговора были Гефест и Гермес. Им-то и выкладывал свои доводы Прометей. Они, в свою очередь, выступали свидетелями обвинения.

Оказывается, не все так просто! Прометей ну очень жестоко обидел Зевса. По какому-то случаю зарезали жертвенное животное. Вот тут и случилась обида:

Когда тебе поручили раздел мяса между тобой и Зевсом, ты прежде всего поступил совершенно несправедливо и бесчестно, отобрав самому себе лучшие куски, а Зевсу отдав обманно одни кости, «жиром их белым покрывши». (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Вот где собака зарыта! Оказывается, Зевсу недодали мяса! Все остальное - вторично, второстепенно, незначительно! Это было первое. А вот и второе обвинение:

Затем ты изваял людей, эти преступнейшие существа, и, что еще хуже всего, женщин.

И людей не надо было создавать, а тем более - женщин!

...на горе мужчинам
Посланы женщины в мир, причастницы дел нехороших. (Гесиод, «Теогония»).

Но женщины принесли еще вот что:

Но и другую еще он беду сотворил вместо блага:
Кто-нибудь брака и женских вредительных дел избегает
И не желает жениться: приходит печальная старость -
И остается старик без ухода! (Гесиод, «Теогония»)

В общем, плохо все равно! Но это как бы далеко от богов, это уже разборки между людьми. Третье обвинение гласило:

Ко всему этому ты похитил ценнейшее достоинство богов - огонь - и дал его людям.
(Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Прометей защищает себя, доказывая, что он хотел ублажить богов:

...так как я всегда думаю об общем благе и стремлюсь увеличить значение богов и способствовать тому, чтобы и все остальное достигало порядка и красоты, то мне пришло на ум, что было бы хорошо, взяв немного глины, изготовить какие-нибудь живые существа и придать им вид, похожий на нас самих. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Прометей слепил людей по образу и подобию богов (так что в каждом из нас - или, по меньшей мере, в греках - есть нечто божественное)!

Мне казалось, что божественному началу чего-то недостает, если ему ничего не противопоставлено. Однако это начало должно было быть смертным, но, впрочем, в высшей степени изобретательным, разумным и понимающим то, что лучше для него. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Замысел у Прометея был отличный: разумные, изобретательные, понимающие существа: «хотел как лучше, а получилось - как всегда»! Далее Прометей обращается к богам:

...в особенности меня сокрушает то, что, обвиняя в создании людей и, пожалуй, главным образом, женщин, вы тем не менее влюбляетесь в них и не перестаете сходить к ним то в виде быков, то становясь сатирами и лебедями, и считаете смертных женщин достойными рождать богов. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Вот уж, действительно, с больной головы на здоровую: женщин вроде как не надо, а без них невозможно, уж очень они привлекательны! И намеки, намеки! Это же Зевс украл Европу, обратившись в быка, это он же сошелся с Ледой, став лебедем...

Но, может быть, ты скажешь, что нужно было создать людей в каком-нибудь другом виде и не подобных нам? И какой же другой образец лучше этого я мог бы себе представить, какой более прекрасный во всех отношениях? Разве следовало сотворить существо неразумное, звероподобное и дикое? (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Такое невозможно опровергнуть: что может быть лучше образа бога? Тем более, что превращение человека в существо неразумное, звероподобное и дикое произошло само собой.

А что мое создание оказалось даже полезным для богов - в этом ты убедишься, если взглянешь на землю: она изменила свое первобытное и необработанное состояние, украсилась городами, полями и полезными растениями. Море, если посмотришь на него, сделалось доступным для кораблей, острова стали обитаемы, и повсюду встречаются алтари и храмы, жертвоприношения и всенародные праздники:

Все улицы, все площади городов
Наполнены Зевсом. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Короче говоря, все люди славят Громовержца, хотя он выступает против них. И о последнем «прегрешении»:

Теперь же, если позволишь, я перейду к огню и к его позорному похищению. Но, ради богов, ответь мне, нисколько не смущаясь, на следующее: разве мы потеряли хотя сколько-нибудь огня, с тех пор как он имеется у людей? Ведь ты этого не мог бы сказать?

Мне кажется, сама природа этого предмета такова, что он не уменьшается, если им будет пользоваться еще кто-нибудь другой. Ведь огонь не потухает от того, что от него зажгут другой.

Следовательно, это одна лишь жадность - запрещать передавать огонь тем, кто в нем нуждается, если от этого вам нет никакого ущерба. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Лучшая защита - нападение: из обвиняемого Прометей превращается в обвинителя. Он во весь голос говорит своим мучителям, что Зевс - жадина!

Вот такие оправдания привел бы Прометей. Но его никто не хотел слушать и услышать. Люди чтили своего заступника (видимо, Гефест и Гермес донесли слова Прометея до народа):

В Панопее, на самой дороге, стоит небольшое здание из необожженного кирпича, а в нем статуя из пентеликонского мрамора, изображающая, как одни говорят, Асклепия, а другие - Прометея; последние в подтверждение своим словам приводят следующее доказательство.

Здесь в овраге лежат два камня; каждый такой величины, что может служить достаточным грузом для одной повозки; цвет составляющей их глины не землистый, но какой бывает в оврагах или песчаных горных потоках, запах они издают очень похожий на запах человеческой кожи.

Говорят, что эти камни еще остались от той глины, из которой Прометеем был вылеплен весь человеческий род. (Павсаний, «Описание Эллады»)

(Город Панопея, судя по всему, исчез с карты Греции. Может быть, сегодня это настолько небольшое селение, что его не включили в энциклопедию - Б.Р.)

Рубенс написал полотно «Прометей». Орел клюет печень стадальца, прикованного кандалами к скалам, а его лапа стоит на лице Прометея (такая постановка лапы избавила художника от необходимости показать искаженное адской мукой лицо титана). От боли его тело напряжено, Прометей пытается вывернуться из-под орла, но ему не хватает сил избавиться от цепей, которыми скованы руки.

Прометея освободил Геракл, которому Прометей подсказал, как проникнуть в сады Гесперид и взять там золотые яблоки. Что было потом с Прометеем? Похоже, что он находится в царстве мертвых. Попытка вырваться оттуда ему не удалась - он не смог подкупить Харона (перевозчика на мертвой реке Стикс в мертвом царстве).

Пусть все это - выдумки досужих рассказчиков, но Прометея помнят как избавителя человечества от непроглядной тьмы.


П.П. Рубенс. «Прометей»