Домой / Технологии / Можно ли держать уразу во время. Пост в Рамадан: женские вопросы

Можно ли держать уразу во время. Пост в Рамадан: женские вопросы

Многие женщины решают держать пост во время кормления грудью. Но при этом они беспокоятся за свое здоровье и здоровье своих детей.

Когда приближается Рамадан, мы получаем много вопросов от кормящих матерей – могу ли я держать пост и одновременно кормить ребенка?

Ответ на этот вопрос зависит от возраста грудного ребенка – поскольку со временем качество и количество грудного молока меняется. Потребности недавно родившегося ребенка, который полностью зависит от материнского молока, и подросшего малыша, который уже получает прикорм, сильно отличаются.

Итак, что же происходит с грудным молоком во время поста?

В Арабских Эмиратах было проведено обследование женщин: у здоровых матерей были взяты образцы молока до и после Рамадана. Исследование показало, что пост не сказывается отрицательно на качестве молока. Количество макроэлементов, необходимых ребенку в больших количествах, такие как белки и углеводы, осталось прежним. Даже содержание жира в молоке не изменилось. Самое удивительное в том, как оказалось, что молочные железы женщины способны сами вырабатывать некоторые молочные жиры. Это означает, что некоторые виды жиров поступают из собственного жирового запаса женщины, если в ее рационе недостаточно жирной пищи.

Д-р Хесса Хальфан аль-Газаль, директор Исполнительного комитета кампании по детскому вскармливанию в Шардже, отмечает: «Грудное молоко невероятно устойчиво и может сохранять свои основные питательные свойства во время длительного отказа от пищи. Женщины во многих бедных странах способны выкормить здорового ребенка так же, как и жительницы богатых стран».

Однако, пост действительно влияет на содержание в молоке микроэлементов, таких как калий, цинк и магний, которые необходимы организму в небольших количествах. Нельзя сказать, что это обязательно плохо, поскольку грудное молоко приспосабливается к вашему питанию и его содержание меняется, чтобы удовлетворить потребности вашего ребенка.

Тем не менее, обезвоживание действительно может привести к тому, что количество молока уменьшится. Этого можно избежать в случае, если мать будет всю ночь – от захода до рассвета восполнять потребности своего организма в жидкости.

Также нам не следует забывать о духовной стороне: Рамадан — это благословенный месяц, так что матерям следует твердо верить, что Аллах обеспечит молоком их ребенка. Но также следует помнить о том, что Всевышний по Своей милости дает кормящим матерям выбор – держать пост или нет, если они боятся за свое здоровье и здоровье ребенка.

Если мать все-таки решила держать пост, как избежать уменьшения количества молока?

Д-р Аль-Газаль советует: «Если вы решили держать пост, то крайне важно поддерживать тот же ритм кормления, что и до Рамадана, чтобы ребенок не испытывал стресса».

Кроме того, женщинам во время поста следует правильно питаться, много отдыхать и занять себя поклонением в это время. Это способствует тому, что матери смогут без вреда для себя и ребенка держать пост и одновременно кормить грудью.

Как только время поста оканчивается, старайтесь выпить как можно больше жидкости – избегайте напитков, содержащих кофеин (чай, кофе) и сладких газированных напитков. Они могут способствовать обезвоживанию. Пейте обычную или минеральную воду, травяные чаи и свежие фруктовые соки.

Сара, мать троих детей из Кейптауна, говорит, что когда она кормила своего ребенка во время Рамадана, она старалась как можно больше пить утром и вечером. Обычно она пила имбирный чай в качестве альтернативы напиткам с сахаром и кофеином.

Также не старайтесь много выпить сразу. Распределите всю необходимую жидкость на все время от сухура до ифтара. Составьте себе расписание и попробуйте пить каждый час на протяжении ночи.

Также важно не только пить, но и восполнять необходимое количество питательных веществ и калорий из продуктов питания. Подключите к этому ваших домашних.

Попросите кого-то из членов семьи взять на себя часть домашних обязанностей и, при необходимости, присмотреть за старшими детьми, чтобы вы могли больше отдыхать.

Старайтесь избегать стресса и отдыхайте, поскольку стресс уменьшает количество молока. Не забывайте о дневном сне – это Сунна нашего Пророка (мир ему и благословение) и особенно важно во время поста.

Многие мамы спрашивают: какие продукты им лучше есть, чтобы количество молока не уменьшалось?

В этом нет строгих правил. Главное – питайтесь здоровой пищей, тогда у вас не будет проблем.

Однако существуют некоторые виды продуктов, которые особенно рекомендуются:

  1. Финики: согласно Сунне, это лучшие продукты для сухура и ифтара.
  2. Свежие фрукты или фруктовый салат. Его можно приготовить заранее и поставить в холодильник.
  3. Зеленые овощи – салат, шпинат, разнообразная зелень, целиком или в измельченном виде.
  4. Молочные продукты – творог, простокваша, йогурты, иные кисломолочные продукты.
  5. Овсяная каша: овес – это один из самых полезных продуктов, он содержит белки, витамины и минералы.

Наконец, целесообразно для всех матерей продолжать частое кормление грудью как во время поста, так и после ифтара -днем и ночью, и даже когда они чувствуют, что их грудь “пуста”. Удаление молока из груди способствует его новому образованию.

Кормление грудью — это чудесный процесс, так что женщинам не следует отказываться от этого, даже если они хотят держать пост. Пусть Аллах облегчит всем мамам этот Рамадан. Амин.

По материалам сайта About Islam

Кирилл Сысоев

Мозолистые руки не знают скуки!

Содержание

Девятый месяц мусульманского календаря Рамазан – это один из четырех священных месяцев года. Мужчины и женщины в это время держат строгий пост Ураза, который является одним из основных столпов Ислама. Основная специфика этого голодания заключается в том, что количественный состав пищи не регулируется – кушать разрешается все, а важную роль играет только время приема еды. Давайте разберемся, как правильно нужно держать Уразу женщине, чтобы долгосрочное воздержание пошло организму на пользу. Ведь помимо духовного очищения, мусульмане держат пост, чтобы оздоровить организм.

Зачем держать Уразу в месяц Рамадан

Пост в Уразу способствует искуплению грехов, которые были совершены в течение года. Рамадан – это 30 или 29 дней (зависит от лунного месяца) строгого поста. В этот период мусульмане должны выделить время для пожертвований, милостыни, размышлений, созерцаний и всевозможных добрых дел. Однако основной задачей каждого верующего является не пить воду и не употреблять пищу от рассвета до заката. В отличие от православного поста (Успенского или Великого), при котором запрещается есть мясо, рыбу, яйца и молокопродукты, во время Уразы разрешается умеренно кушать любые продукты.

Главным действием мусульман в Рамадан является молитва. Перед восходом солнца каждый верующий производит ният (намерение) о соблюдении Уразы, а затем принимает пищу за 30 минут до рассвета и молится. Намазы во время священного месяца проводятся в мечетях, куда приходят мусульмане вместе с детьми или дома с родственниками и соседями. Если верующий в месяц Рамадан находится в других широтах, то, согласно ханафитскому мазхабу (учению), обязательный утренний намаз он читает по мекканскому времени.

Как держать Уразу женщине

Во время Уразы женщинам – мусульманкам, как и мужчинам, запрещается интимная жизнь в светлое время суток, а некоторые особо верующие предпочитают полное воздержание от сексуальных контактов на протяжении всего тридцатидневного поста. По традиции после заката верующие собираются большими семьями, чтобы отведать блюда после дневного голодания. Женщины готовят еду в дневное время, поэтому им разрешается пробовать продукты во время их приготовления. Мужчинам это запрещено категорически.

Как правильно принимать пищу

В первые дни Рамадана голодать приходится около 20 часов, поэтому имамы (мусульманские священники) советуют употреблять в пищу продукты с большим количеством клетчатки: овес, пшено, ячмень, чечевицу, нешлифованный рис, непросеянную муку, просо, бобовые. Утреннее меню мусульманки обязательно должно состоять из фруктов, ягод, овощей, мяса, рыбы, хлеба и молочных продуктов.

Лучше не усложнять в Рамадан свое меню кулинарными изысками, а отдавать предпочтение легким салатам, приправленным йогуртом или растительным маслом. Такая пища не раздражает желудок, улучшая пищеварение. Чтобы было легче держать пост полезны бульоны, приготовленные из постной говядины, курятины, нежирной рыбы или овощей. В Рамадан женщинам следует воздержаться от жареных блюд, полностью заменив их паровой или тушеной пищей. В процессе приготовления еды нужно дозировать следующие продукты, стимулирующие выработку соляной кислоты, раздражающей стенки желудка:

  • специи;
  • чеснок;
  • тмин;
  • кинза;
  • горчица.

На ужин мусульманам рекомендуется готовить низкокалорийные блюда и не слишком увлекаться мясом. Днем во время Уразы запрещается пить воду, но после захода солнца желательно выпивать от 2 до 3 литров воды, что восполнить водный баланс. Диетологи при соблюдении Уразы призывают исключить газированные напитки, заменив их натуральными соками, минеральной водой, травяными чаями.

Молитва

Обязательной молитвой для всех мусульман, которые держат Уразу, является намаз Таравих. Ее время наступает после ночного намаза Иша и заканчивается незадолго до появления зари. Намаз Таравих лучше читать вместе с другими верующими, но если нет такой возможности, то допустимо читать молитву индивидуально. Вообще Ислам – это религия, приветствовавшая посещение коллективных молитв, а мечеть способствует общению, когда совершаются совместные молитвы, которые восхваляют Аллаха и пророка Мухаммеда при чтении Корана.

Что делать нельзя - запреты

Запреты в период Уразы подразделяются на строгие и нежелательные. Строгие запреты относят к действиям, нарушающим пост, и требуют обязательного возмещения за один день Рамазана 60 дней непрерывного поста в любое другое время. К ним относятся: преднамеренное принятие пищи, рвота и половой акт. Также во время Уразы нельзя принимать микстуры, капсулы, таблетки, делать инъекции, употреблять спиртные напитки и курить. К нежелательным действиям в Рамадан, которые требуют только восполнения (1 день поста за одно нарушение), относятся:

  1. Принятие пищи по забывчивости.
  2. Непроизвольная рвота.
  3. Глотание того, что не является лекарством или пищей.
  4. Касание мужа, поцелуи, которые не приводят к половому акту.

С какого возраста начинают придерживаться поста девушки

Держать пост девушка начинает со своего совершеннолетия. Половозрелость у мусульманского ребенка наступает по достижению его 15-летнего возраста. Разрешается девушкам соблюдать пост и раньше, если пришла менструация или есть собственное желание. Если все вышеперечисленные признаки отсутствуют, то по мусульманским обычаям девочка не должна соблюдать пост.

Трудно сейчас переоценить значение 30 дневного поста для здоровья человека. Даже наукой доказано, что голодая, организм человека очищается от лишнего веса, солей, желчи, недоокисленных продуктов обмена, нормализуется дыхание. Опыт столетий показывает, что Ураза – это самый эффективный метод избавиться от разных хронических заболеваний: аллергии, камней в желчном пузыре, остеохондроза и мигрени. Во время поста повышаются механизмы защиты, стимулируется иммунная система, задерживается процесс старения.

Начинающим нужно знать, что в этот месяц исключаются всяческие излишества, а для приема пищи и жидкостей существуют специальные правила. Сразу после заката постящийся ест только легкую пищу, а за пару часов перед рассветом – плотную еду. Такое питание считается богоугодным, поэтому служит прощению грехов. На вечерней трапезе желательно, чтобы присутствовал мулла или человек, хорошо знающий Коран, он будет читать суры и рассказывать о деяниях господа. Не запрещаются во время вечернего разговения и светские разговоры.

Можно ли держать пост беременным и кормящим женщинам

Женщины в послеродовой период или во время месячных не соблюдают Уразу – это подтверждают соответствующие Сунны. Что касается беременных и кормящих мамочек, то они могут полностью или выборочно отказаться от голодания на свое усмотрение, особенно если боятся за состояние здоровья свое или ребенка. Что касается восполнения пропущенного поста, то женщина принимает такое решение самостоятельно.

Без полного омовения

Иногда по некоторым независимым причинам у женщины отсутствует полное омовение, а пост уже начался. К примеру, менструация завершилась ночью или имела место супружеская близость, или супруги проспали утренний прием пищи. Это никак не должно беспокоить женщину, ведь полное омовение и соблюдение Уразы никак друг с другом не взаимосвязаны. Ритуальная чистота нужна только для совершения намаза.

Когда идут месячные

Согласно правилам Ислама, во время месячных Ураза должна быть прервана в любом случае, независимо от семейного положения и возраста. Не совершаются и молитвы-намазы, так как нет у женщины ритуальной чистоты. По правилам, пропущенные дни поста по завершению Рамадана должны быть восполнены один к одному подряд или в разбивку на усмотрение мусульманки. Но пропущенные намазы женщина не восполняет.

Что делать, если тяжело держать Уразу в жару

Когда месяц Рамадан выпадает на летнюю жару, мусульманам держать Уразу очень трудно, ведь в жаркие дни увеличивается жажда, а отказ от воды может негативно отразиться на здоровье человека. Тем более что во время 30 дневного голодания запрещается не только пить, но даже рот полоскать, ведь капли воды могут попасть в желудок. В этом случае Ислам дает некоторые послабления для беременных женщин, детей, путников, стариков и серьезно больных людей.

Пост один день или с перерывами через день

Если у мусульманки обнаружены тяжелые заболевания, к примеру, сахарный диабет, панкреатит и другие, то она может держать Уразу не каждый день, а через день. Голодание – это не столько воздержание от пищи и воды, сколько продвижение духовного роста, очищение помыслов. Но если держать Уразу женщина может при таких заболеваниях, то ей следует питаться свежими сырыми овощами, фруктами, орехами, не переедать, не накидываться на еду на празднике разговения Ураз-Байрам, когда заканчивается Рамадан.

Видео

Когда женщина держит Уразу впервые, ей задолго до наступления Рамадана нужно настроить себя на то, что это не голодовка, а великий радостный праздник, чтобы возникло ощущение веселого события. Следует помнить, что постящийся получает награду, которая в Рамадан увеличивает многократно все благие дела человека. А за нарушение Уразы без уважительной причины мусульманка должна будет заплатить нуждающемуся определенную сумму и восполнить пропущенный день любым днем голодания. Смотрите в видео советы женщинам, начинающим держать Уразу:

Пост у женщин и мужчин-мусульман в 2019 году

Рамадан – это девятый месяц мусульманского календаря, дата которого ежегодно меняется. В 2019 году мусульмане начинают держать его 16 мая, а 15 июня мужчины и женщины мусульмане всего мира отмечают величайший праздник Ураза Байрам. В этот день они подают милостыню, вспоминают родных и близких, посещают могилы усопших родственников.

Расписание­

Время предрассветной трапезы (сухур) заканчивается до наступления утреннего намаза (Фаджр) за 10 минут. По окончании вечернего намаза (Магриб) следует разговляться, желательно водой и финиками, предварительно произнеся обращение к Аллаху. Ночной намаз – это Иша, после которого совершается для мужчин 20 ракаатов(циклов) намаза Таравих, а следом – намаз Витр.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Аудио версия настоящей статьи:

Я держу пост с первого дня Рамадана, но сегодня сделала тест на беременность, и он показал положительный результат. Беременность две недели. Очень переживаю, что мне делать, ведь ночью я вставала и вознамерилась держать пост. Это долгожданная, желанная беременность. Как отразится мое голодание на формировании ребенка? Венера.

Вам не стоит соблюдать пост. Текстом достоверного хадиса беременные освобождены от соблюдения поста.

Я беременна, то есть на данный момент мне нельзя держать пост, но я обязана возместить его после. Я слышала, что если пропускается пост по уважительной причие, его можно возмещать в виде фидьи, но не знаю, правда ли это.

Очень переживаю, что пропускаю. Я бы и возместила пост постом, но проблема еще в том, что меня мучают мигрени. Я и месяц держу с трудом, но соблюдать в следующем году два месяца… боюсь не справиться. Если с моей стороны будет достаточно денежной выплаты, то было бы очень хорошо. Х.

В этот Рамадан из-за беременности я не могу поститься. Можно ли возместить пост в денежном эквиваленте? Тарана.

Такое возможно, но лучше поститься, нежели возмещать в денежном эквиваленте (фидья). Поститься следует по завершении беременности и периода кормления ребенка грудью. Пропущенные дни поста восполняются один к одному. Восполняя, можно разбить месяц на 2–3 дня в неделю, на ваше усмотрение. Главное, чтобы в общей сложности получился месяц. Если неважное самочувствие, можно попробовать поститься в короткие зимние дни.

Скажите, правда ли, что в месяц Рамадан беременность для женщин нежелательна? Иса, 28 лет.

Неправда.

Можно ли поститься во время беременности, если срок 2–3 недели? Макка.

Я не советовал бы, особенно в длинные летние дни. Это может отрицательно отразиться на здоровье будущего человека, а может явиться и угрозой для его жизни. Религия - это легкость , а потому следует быть и оставаться последовательной и благоразумной.

Недавно узнала, что кислород ребенку в утробе матери попадает через пищу, которую потребляет мама. Как быть? Мой срок - 15 недель. Айгуль.

Прочитала ваш ответ беременной Айгуль: «Категорически не поститесь». Хотелось бы узнать, в связи с чем такой ответ? Я тоже беременна, срок - 32 недели, но я держу уразу. Правда, это мой первый Рамадан, и он совпал с беременностью. Я не знаю, может, это вредно? Проконсультироваться мне не с кем, так как нет знакомых знающих и соблюдающих мусульман, а тем более врачей-мусульман. Ирина.

Это не только вредно, но и может оказаться опасным для плода. Тягу к экстриму лучше применить в чем-то ином.

Двоюродная сестра моего мужа вышла замуж два года назад, в 29 лет, мужу на тот момент было 26, оба религиозные люди, соблюдающие. Сестра долго не могла забеременеть. После 1,5 лет замужества наконец-то свершилось чудо. Сейчас она держит пост, будучи на пятом месяце беременности. Живет в Дагестане, где сейчас сильная жара. Сама худенькая, слабенькая, низкий гемоглобин, после разговения ест мало. На все доводы родственников мужа (мамы и сестры) возражает отказом, ссылаясь на то, что в прошлом году ее знакомая держала пост, будучи беременной, и нормально родила девочку. У нее УЗИ показало, что будет мальчик.

Правильно ли она поступает с точки зрения религии, держа пост и подвергая малыша риску, так безответственно распоряжаясь чужой жизнью? Я понимаю, что на все воля Божья, но, как говорят, на Бога надейся, а сам не плошай. Милана.

При ее физическом состоянии ей категорически нельзя поститься. Об освобождении беременных от соблюдения поста сказано в достоверном хадисе . Ее каноническое и житейское невежество может привести к трагическим последствиям либо очень серьезно сказаться на здоровье будущего ребенка. Она просто не имеет права поститься, пусть проявляет набожность в каких-то других вопросах, а не в случае, когда тем самым ввергает в очевидную опасность будущего человека .

«Религия - это легкость. И кто бы ни препирался с нею [проявляя излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость, например желая превзойти других проявлением «особой» набожности], проиграет». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 261, хадис № 4301, аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 366, хадис № 1323.

Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. ан-Насаи, Ахмада и др. См., например: Ан-Насаи А. Сунан. С. 252, хадис № 2315, «хасан»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. C. 1377, хадис № 19256 (19047), «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 245, хадис № 1685; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 199; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1701, 1745.

В Коране сказано: «Не бросайте себя своими же руками (по собственной воле) в опасность (на погибель)!» (см. Св. Коран, 2:195). То есть не подвергайте себя преднамеренно и необоснованно опасности, цените жизнь и относитесь к этому дару Божьему с соответствующим вниманием. Не полагайтесь на дело случая, не позволяйте эмоциям, ведущим к неоправданному риску, брать верх над разумом. Перепроверяйте все, будьте внимательны, но не мнительны.

Ораза - это мусульманский пост. Может совершаться в любой день, кроме праздничных (ораза-байрам, Курбан-байрам). В девятый месяц исламского календаря (Рамазан) мусульмане обязаны держать пост. Длительность месяца составляет 29 или 30 дней и зависит от лунного календаря. Пост начинается с начала рассвета и заканчивается после захода солнца.

№2. Почему мусульманин должен поститься во время священного месяца Рамазан?

Месяц обязательного для мусульман поста является одним из пяти столпов ислама.

К пяти столпам ислама относятся: шахада, намаз, ораза, закят и хадж. Шахада - декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада. Намаз - пять ежедневных молитв. Ораза - пост во время месяца Рамазан. Закят - обязательное пожертвование, религиозный налог в пользу нуждающихся. Хадж - паломничество в Мекку. В течение месяца Рамазан правоверные мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Полный отказ от простых человеческих нужд даже в самые жаркие и изнурительные дни даёт возможность мусульманам продемонстрировать силу своей веры. Во время поста они стремятся обуздать свои инстинкты и страсти. Помимо внешней чистоты в этот месяц постящийся старается строже соблюдать чистоту внутреннюю - освобождение от всех мыслей и действий, оскверняющих человека. Мусульмане считают, что соблюдение духовного и телесного поста в месяц Рамазан чрезвычайно позитивно воздействует на их души.

№3. Вреден ли мусульманский пост?

Врачи считают, что не вреден. К примеру, ночные приёмы пищи, как правило, умеренны, и желудку легче с ними справиться. Привыкая к небольшому количеству еды, пищеварительная система начинает работать лучше, а организм чистится от шлаков.

Мусульманский пост достаточно гибок и основан на том, что жизнь и здоровье человека - самое ценное для Бога. Поэтому если есть риск для вашего здоровья, держать пост не рекомендуется. В перечне на первом месте путники, беременные и кормящие женщины и дети (вообще, до семи лет, но имамы не рекомендуют растущему организму такой режим питания). Также нельзя держать пост болеющим людям - тем, кому нужно постоянно принимать лекарства и необходим нормальный режим дня и питания. Можно ли вам держать пост, должен определить лечащий врач. При этом путники и болеющие обязаны возместить пропущенные дни после окончания поста.

№5. Что такое ифтар и сухур?

Сухур, предрассветный приём пищи, и ифтар, вечернее разговение во время Рамазана, заменяют традиционное трёхразовое питание. Сухур совершают перед молитвой фаджр, до наступления рассвета. Ифтар - вечером после заката. При этом ночные приёмы пищи - обязанность постящегося мусульманина, они относятся к сунне пророка Мухаммада. Ежедневно перед тем как совершить пост, мусульмане произносят намерение приблизительно в следующей форме: "Я намереваюсь завтра (сегодня) совершить пост месяца Рамазан, ради Аллаха".

№6. Как войти в оразу, и что лучше есть во время вечернего приёма пищи?

Во время ифтара очень важно не объедаться. Потому что, во-первых, вам после него ещё желательно поспать (особенно если утром надо на работу), во-вторых, вам после него придётся молиться часа полтора, что затруднительно с полным желудком. Пророк Мухаммад разговлялся фиником и запивал его большим количеством воды. Врачи поддерживают этот способ питания и добавляют, что можно к финику съесть пару других сухофруктов - главное, их долго и тщательно пережёвывать. Они собьют зверский аппетит и тогда можно приступать к нормальному ужину. Любимый постящимися казахами бешбармак отменяется - врачи рекомендуют супы всех видов и в небольшом количестве. Во время ифтара жизненно необходимо больше жидкости - измождённый за день организм впитает её, как губка, восстанавливая водный баланс.

№7. Что лучше есть во время утреннего приёма пищи?

Утренний приём пищи должен насытить вас на как можно большее количество времени. Поэтому здесь можно и бешбармак, и плов, и другие сытные блюда, но только если вы после него не ляжете спать. В любом случае переедать тоже не стоит. Рекомендация врачей: на завтрак лучше есть кашу, даже если завтрак в четыре утра. Предпочтение отдаётся кукурузе и пшену - они перевариваются очень долго, насыщая организм необходимыми микроэлементами.

№8. Как минимизировать последствия жары и избежать обезвоживания?

К сожалению, с жарой невозможно ничего сделать, с обезвоживанием - тоже. Поэтому рекомендация врачей одна: постящиеся не должны проводить много времени на жаре, тем более на открытом солнце. Если уж улицы не избежать, держитесь в тени, обязательно наденьте головной убор и носите с собой бутылку воды - прополоскать рот и умыться, если почувствуете, что перегрелись. Из неё вам придётся и попить, если станет совсем плохо. Кондиционер и прохладный душ помогут вам остыть и продержаться до вечера. Главное, не переборщить, чтобы не простудиться. Ещё один совет, чтобы облегчить состояние днём: во время ифтара и сухура избегайте солёной и сладкой еды. Соль и сахар выводят из организма жидкость и усиливают чувства жажды и голода.

№9. Можно ли принимать лекарства во время поста?

Если вам необходим курс лечения, то проблему с принятием лекарств решит ваш врач. А если у вас заболела голова, то придётся подождать до заката, и только тогда принять таблетку. Любые лекарства должны попадать в организм с большим количеством воды, нельзя давиться таблетками всухую, тем более что так и до язвы недалеко.

№10. После каких сигналов организма следует немедленно прекратить пост?

Если кружится и нестерпимо болит голова, темнеет в глазах, не прекращается рвота, ноги не держат, а во всём теле ломота и нет сил - лучше сходить к врачу. Это может быть и временное явление - например, из-за перепадов давления в атмосфере. А может быть и признаком серьёзного заболевания. В любом случае, готовьтесь к тому, что все ваши хронические заболевания дадут о себе знать во время поста.

№11. Как выйти из поста, чтобы не навредить своему организму?

Здесь никаких особых рекомендаций нет, ведь ораза не голодание. Но существует основное правило, которого нужно придерживаться всегда, особенно когда дело касается еды. Это умеренность. Не стоит сразу же накидываться на обед из трёх блюд: ваша пищеварительная система может не выдержать такого праздника живота. Лучше взять себя в руки, разбить приёмы пищи на пять раз и приучить себя питаться правильно.

https://youtu.be/fmr096VY-ng

Вопрос: беременная женщина, а также кормящая женщина. Каково их положение? Обязаны они держать уразу или могут разговеться, и если разговляться, чем они обязаны эту уразу возместить или этот день уразы возместить.

Беременная эта та, которая носит ребенка, а кормящая эта та, которая уже родила и кормит ребенка грудью.

В этом вопросе несколько мнений.

Первое мнение. Беременная и кормящая прекращают свою уразу и вместо этого дня уразы кормят одного бедняка за один день и этот день уразы не обязаны возмещать. И это мнение Икримы, Саида ибн Джубайра, Касима ибн Мухаммада, Исхака ибн Рахавайха, и это мнение является достоверным от Ибн Аббаса как это пришло в тафсире ат-Табари с достоверным иснадом от него и это мнение ибн Умара как это установлено в Муснаде Аш Шафии с достоверным иснадом от него. И в довод привели слова Аллаха: «А те которые способны держать уразу (в своей основе) но ее не держат они должны накормить вместо этого дня бедняка», а ибн Аббас прочитал: «те которые способны держать пост с трудом, должны накормить одного бедняка за этот день» . И этот аят и его смысл мы разъясняли во время разбора вопроса о «пожилом человеке» и пришли к такому выводу, что этот аят аннулирован и не годится в этих вопросах.

[Примечание редактора стенограммы]:

Этот вопрос о аяте разбирался в вопросе № 1877, и в примечании к вопросу было доказано что мнение ибн Аббаса правильнее чем автора книги, кому нужно пусть вернется и прочитает.

[Конец примечания].

Второе мнение, беременная и кормящая разговляются во время Рамадана, т.е. имеют право, если чувствуют тяжесть от уразы, разговляться во время Рамадана, а затем после Рамадана, когда женщина родит и прекратит быть кормящей, она возмещает пост, за каждый день пропущенной уразы держит один день уразы и никого не обязана кормить. Это мнение Хасана Басри, Ибрахима Ан Нахаи, Ата ибн Раббаха, Аз Зухри, Дахака, Аузаи, Рабиа (шейх Имама Малика), Суфьяна ас Саури, Абу Ханифы и ханафитов, Лейса ибн Саада, имам Ат-Табари, Абу Саура, Абу Убайда Касима ибн Салама. И это мнение Имама Малика относительно кормящей женщины, т.е. говорит, что кормящая женщина так делает, а беременная нет, и это одно из 2-х мнений Имама Шафии относительно беременной женщины.

И в довод привели хадис Анаса ибн Малика аль-Каби, который приводит в различных Суннанах, о том что Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах (Субхьана ва Та`аля) сложил с путника обязанность держать уразы, а также совершение половины намаза, (т.е. дома он совершает 4 ракъаата, а в пути только 2), а также сложил обязанность держать уразу с беременной и кормящей женщины, (т.е. позволил ей разговляться от уразы)». Этот хадис приходит у Абу Дауда, Насаи, ибн Маджа, Ат Тирмизи, и назвал его хорошим шейх Мукбиль в своей книге «Аль Джами ас сахих мин манн лайса аль сахихейн».



Таким образом, этот хадис указывает на то, что кормящая и беременная женщина разговляется в месяц Рамадан, а потом возмещает пропущенные дни. В этом хадисе объединены путник, и эти 2 категории женщин. Т.е. приводится аналогия того, что беременная и кормящая женщина приравнивается к путнику. Аллах Всевышний сложил с путника уразу, что значит сложил уразу, т.е. он может разговляться в месяц Рамадан, а потом возместить пропущенные дни, тоже самое касается и этих 2-х категорий женщин.

Они сказали, а также беременной и кормящей разрешено разговляться по причине неожиданной, т.е. не причина какая-то постоянная, которая не позволяет держать уразу, а случилось так, что женщина родила, или же она кормящая, т.е. не постоянная ситуация, а какой-то определенный момент в жизни женщины. Поэтому она не обязана соблюдать каких-то искупительных действий подобно больному; больной что делает, разговляется в месяц Рамадан, а потом возмещает пропущенные дни, значит, годится аналогия беременной и кормящей женщины как на путника, так и на больного. И это мнение является более правильным в этом вопросе и это мнение выбрал шейх Мукбиль, Ибн Баз, Ибн Усеймин.

Третье мнение , если эти 2 женщины боятся за себя, или боятся за свой плод, или же ребенка, что держание уразы может нанести им вред, то разговляются в месяц Рамадан, а потом возмещают пропущенные дни и никого не кормят.

Это мнение отличается от 2-го мнения, т.е. по 2-му мнению женщине разрешается разговляться в месяц Рамадан, даже если она не боится какого-то вреда, а просто не может держать уразу из-за беременности или из-за кормления, и она может разговеться. Приверженцы 3-го мнения говорят, что просто из-за тяжести, женщина не должна разговляться, а только по причине явной угрозы, т.е. она боится за свой плод, который у неё в чреве или боится, что если она будет держать уразу, ребенок, которого она кормит не получит достаточного количества питания; и боится за себя саму, что если она будет держать уразу во время беременности, или же в период кормления это принесет вред ее здоровью, то только тогда она может разговеться в Рамадан, возместить этот день, и не должна никого кормить.



А если они боятся не только за своего ребенка, но не боятся за саму себя, тогда они должны не только разговляться в Рамадан и возмещать пропущенные дни, но и накормить бедняка и это мнение имама Шафии и Ахмада, и передается как мнение Муджахида ибн Джабара.

Четвертое мнение, это то, что беременная женщина разговляется и возмещает пропущенные дни, и не должна никого кормить.

А кормящая женщина может разговеться, затем возместить эти дни после Рамадана, и накормить одного бедняка. Это мнение имама Малика, Лейса ибн Саада и его выбрал ибн Абдуль Барр.

Пятое мнение, они могут разговеться, а после не должны ничего возмещать и никого кормит. Это мнение Ибн Хазма. И в довод он привел хадис Анаса ибн Малика, что Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) сказал: «Всевышний Аллах сложил обязанность уразы с путника, беременной и кормящей», это значит, что они не обязаны уразу держать, ничего не должны возмещать и никого кормить.

Мы говорим, что это понимание хадиса является неправильным, потому что под сложением обязанностей понимается их сложение в день уразы, но не имеется в виду сложение этих обязанностей её возмещение после месяца Рамадан. В довод этого приводится путник, о котором говорится в Коране, что с путника складываются обязанности держать уразу во время Рамадана, но после Рамадана он обязан возместить, то же касается беременных и кормящих. Путник должен возместить это день в следующий, после Рамадана, как сказал Всевышний: «Если кто-то из вас является больным или является путником, то он должен возместить эти дни в другие дни» , не в дни Рамадана.

Поэтому правильное мнение в этом вопросе является второе мнение, а это то что женщина кормящая или беременная если считает нужным разговеться в месяц Рамадан, то может это сделать, но после месяца Рамадан должна возмести этот день, когда ее положение станет нормальным, т.е. когда родит или перестанет кормить.

Что касается женщин, которые рожают круглый год, например в течение трех или четырех и даже пяти лет находятся в состоянии беременности или кормления ребенка, и бывает так, что одна женщина накапливает уже сотни дней уразы. То некоторые обладатели знаний говорят, о том, что в таком случае позволительно вместо того чтобы держать эти дни уразы и возмещать их, так как это тяжело человеку, позволительно ей накормить бедняка за каждый день уразы. Основываясь на фатвы ибн Аббаса и ибн Умара которые говорили, что женщины могут поступить таким образом. Потому что шариат не накладывает тяжести на человека такую, которую ему невозможно или слишком тяжело вынести.