Домой / Водоснабжение / Художественная культура востока презентация. Художественная культура исламских стран презентация к уроку по мхк (10 класс) на тему

Художественная культура востока презентация. Художественная культура исламских стран презентация к уроку по мхк (10 класс) на тему

1. Арабские племена и зарождение ислама.

Аравия и те страны, которые подверглись влиянию арабской культуры – Иран, Сирия, Египет, Палестина, а также государства Северной Африки имели длительную предысторию. Племена, населявшие основную территорию Аравии. – кочевники-бедуины, называвшие себя арабами (в переводе «араб» означает «лихой наездник»),являлись грозной силой для оседлого населения. Именно в среде кочевых племен зародился ислам (по-арабски – «покорность»).

Основателем Ислама был пророк Мухаммед (Магомет). В VIIв.. в 622 г. Мухаммед выступил с проповедью в Мекке, затем в Медине – городе, вошедшем в историю как город пророка. Этот год считается началом мусульманского летоисчисления. В 630 г., победив Мекку, Мухаммед вернулся в Медину, ставшую центром ислама. В то же время создается Арабский Халифат, и Мухаммед становится его верховным руководителем, в руках которого соединились духовная и светская власть. Его сподвижники, а затем и преемники провели целый ряд завоевательных походов, расширивших территорию Халифата. Ислам (или мусульманство) стало государственной религией Арабского востока. К VIII в. арабы подчинили Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, Испании. Северной Африки, а к X в. образовались Эмираты – самостоятельные части этого политического образования.

2. Расцвет арабской культуры.

Наибольший расцвет арабской культуры относится к VIII – XI вв. В эпоху раннего Средневековья у каждого арабского племени был свой поэт. Сложились разнообразные фольклорные традиции. Поэты, писавшие ритмизированной прозой, воспевали своих современников, или клеймили их врагов. Арабские города отличались разнообразной и богатой архитектурой. При их строительстве, как правило. Использовались образцы архитектуры завоеванных стран – особенно греческой и римской традиции (храмы, церкви, рынки, бани). Символом величия ислама стал купол мечети Скалы в Иерусалиме. Мечеть Скалы и сам купол были воздвигнуты на том месте, где ранее находился камень, на котором Авраам должен был принести в жертву своего любого сына Исаака. Чтобы доказать свою веру. Архитектурный памятник был воздвигнут в честь Авраама и Соломона – в этом заключался его религиозный смысл. Форма восьмигранника и купол шли от раннехристианских церковных традиций, а мозаичные панно были выполнены с использованием византийский образцов. И все же храм «Купол Скалы» в Иерусалиме был задуман как символ победы ислама над иудаизмом и христианством. Новые святилища возникали повсеместно. Мечеть выполняла особенно важную функцию. Как правило, в размерах и богатстве убранства воплощалась сама мощь ислама. Магомет запрещал человеческие изображения во избежание идолопоклонничества. В мусульманской религии нет священников, но есть учителя.

В VIII в. в столице династии Омейядов – Дамаске – была построена мечеть на месте античного храма времен Августа. Утверждая мощь Халифата и прославление ислама, архитекторы использовали во внутреннем убранстве классические мраморные колонны, инкрустации на стенах и мозаичные украшения необыкновенной тонкости и красоты.

В 750 г. к власти пришли Аббасиды, они объявили Халифат благословенным. В управлении Халифатом принимали участие многочисленные чиновники. Столица переносится из Дамаска в Багдад. Город был построен по плану круга, в центре которого находился дворец халифата. Вокруг мечети располагались улицы, рынки, лавки торговцев. Таким образом утверждалась власть халифа, в руках которого находилось все вокруг, а также политика и религия – вся структура мусульманского общества.

3. Распространение научных знаний и заветы ислама.

Позже Багдад был оставлен Халифом, но и тогда этот город остается одним из важнейших центров исламской культуры. Халиф-аль-Мамун (813-833) построил обсерваторию и университет, называемый Домом Мудрости. Распространению научных знаний способствовали переводы на арабский язык трудов Аристотеля, Архимеда, Платона, Евклида. В IX в. были переведены на арабский язык труды Птолемея по географии, из Китая завезена бумага, что способствовало распространению письменных текстов. Писцы – переписчики текстов на арабский язык, пользовались особым уважением. Их каллиграфия должна была быть безупречной. Текст Корана долгие годы оберегался от перевода – слова пророка Магомета были святыми, они имели свое религиозное значение, так как были средством обобщения человека с богом.

Центрами арабской средневековой науки являлись Багдад, Харон, Басра и Куфа. В Багдаде был создан «Дом науки», объединивший ученых из разных областей знания, включавший в себя библиотеку и обсерваторию. К X в. были открыты медресе – средние и высшие мусульманские школы, а «арабские цифры» пришли в X-XIII вв. в Европу. В то же время появилась и арабская грамматика, ставшая основой словесности на многие столетия. Начиная с IX в. создаются исторические труды, посвященные арабской истории.

4. Арабская литература.

Арабская поэзия Средневековья представлена несколькими именами. Поэзия Себу Нуваса (747-762) основана на совершенной форме, воспевает веселье, любовь к жизни, а подчас иронична. Абу-аль-Атахия (XII в.), впротивоположность ему, видел основу поэзии в вере и аскетизме и отрешенности от мира. Он писал о суетности жизни, противопоставляя ей идеи нравственности. Жизнь и творчество другого поэта, Аль-Мутанабби (XII в.) прошла в поисках и скитаниях, он посвящал свои стихи владыкам Сирии, Ирана, Египта. Многие стих со временем превращались в афоризмы. Вершиной арабской средневековой поэзии считается творчество сирийца Абу-аль-Алааль Маари (973-1057). Будучи с детства слепым, поэт сумел изучить Коран. Знал богословие, старые арабские предания и современную поэзию.

К X-XV вв. сложился сборник арабских народных сказок – «Тысяча и одна ночь». В него входят переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний. Образы Алладина, Али-Бабы, Синдбада-морехода, бедуинов, купцов, султанов вошли в сокровищницу арабской и мировой литературы.

Вершиной поэзии Средневековья является творчество Омара Хайяма (1048-1122). Прославленный персидский поэт и ученый создал свои философские и вольнодумные, часто гедонистические рубаи (особая форма стиха). Его произведения переведены многими поэтами мира, в том числе и русскими.

5. Законы шариата.

Коран влиял не только на облик произведений искусства, он определял также нормы поведения, быт и нравы арабов. Шариат – свод морали и нрава – регламентировал личную и общественную жизнь мусульманина. Коран определял повседневную жизнь мусульманина, регламентируя нормы права, брак, разводы. Женщина в семье занимала подчиненное положение, а мужчина (он мог иметь четыре жены) был главным в семье. Важную роль играло учение о джиннах (существа, сотворенные Аллахом из бездымного огня). Джинны уступали человеку и ангелам, сотворенным из света. Считалось, что они постоянно подстерегают человека, поэтому прежде, чем совершить какой-либо поступок, он должен просить у аллаха защиты от демонов. Хотя гадания имели место. Причем дозволялась высокая (белая) магия, которая помогала в благородных целях. Черная магия шла от злых шайтанов и была запрещена.

Музыка и архитектура мусульманского Востока. Музыка по исламской традиции рассматривалась как одна из форм научного познания. Арабские теоретики музыки внесли большой вклад в становление музыковедения. Среди них выдающийся ученый Аль-Фараби, создатель «Большого трактата о музыке», в котором разработаны проблемы акустики, инструментоведения, эстетики и философии музыкального искусства.

  • Музыка по исламской традиции рассматривалась как одна из форм научного познания. Арабские теоретики музыки внесли большой вклад в становление музыковедения. Среди них выдающийся ученый Аль-Фараби, создатель «Большого трактата о музыке», в котором разработаны проблемы акустики, инструментоведения, эстетики и философии музыкального искусства.
Музыкальные инструменты арабов были очень разнообразны. Это и всевозможные ударные (барабаны, бубны, литавры), и уд, предшественник европейской лютни, и смычковый ребаб. Музыкальные инструменты арабов были очень разнообразны. Это и всевозможные ударные (барабаны, бубны, литавры), и уд, предшественник европейской лютни, и смычковый ребаб. Профессиональная арабская музыка, как вокальная, так и инструментальная, создавалась на основе канонических правил макама (макома, мугама), определяющего ладовые и ритмические особенности композиции. Культура макамата, родившаяся в исламском мире в глубокой древности, породила разнообразные национальные ответвления. Музыку, созданную в традициях макама, нередко называют «симфонией исламских народов».
  • Профессиональная арабская музыка, как вокальная, так и инструментальная, создавалась на основе канонических правил макама (макома, мугама), определяющего ладовые и ритмические особенности композиции. Культура макамата, родившаяся в исламском мире в глубокой древности, породила разнообразные национальные ответвления. Музыку, созданную в традициях макама, нередко называют «симфонией исламских народов».
Самобытные страницы в историю средневековой мусульманской культуры вписали народы Туниса, Алжира, Марокко, Южной Испании. Искусство, созданное мастерами этих стран, получило название мавританского. С античности маврами (от греч. «темный») считали северо-африканские народы, родственные арабам. Следствием экспансии этих народов в Южную Испанию явилось образование халифата с центром в Кордове (X в.). Исламская Кордовская держава стала одним из самых сильных и процветающих средневековых государств Европы с развитой культурой и образованным население. Город Кордова отличался красотой и цивилизованностью. Богатством и разнообразием архитектурного облика отличались дома знати. Дворец халифа утопал в зелени садов и диковинных цветов; о красоте внутренних покоев дома властителя слагали легенды.
  • Самобытные страницы в историю средневековой мусульманской культуры вписали народы Туниса, Алжира, Марокко, Южной Испании. Искусство, созданное мастерами этих стран, получило название мавританского. С античности маврами (от греч. «темный») считали северо-африканские народы, родственные арабам. Следствием экспансии этих народов в Южную Испанию явилось образование халифата с центром в Кордове (X в.). Исламская Кордовская держава стала одним из самых сильных и процветающих средневековых государств Европы с развитой культурой и образованным население. Город Кордова отличался красотой и цивилизованностью. Богатством и разнообразием архитектурного облика отличались дома знати. Дворец халифа утопал в зелени садов и диковинных цветов; о красоте внутренних покоев дома властителя слагали легенды.
В 785 г. в Кордове была заложена соборная мечеть поразительной красоты. Ее строительство продолжалось до X в. По форме мечеть соответствует колонному классическому стилю. Она была окружена стеной из крупных золотисто-медовых блоков. Основное пространство мечети было отдано уникальному молитвенному залу: около 850 колонн, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад, заполнили его пространство изнутри. Колонны, привезенные из Африки, Франции, самой Испании, выполнены из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира. Центральный купол мечети украшен огромным «цветком» - восьмиугольной звездой, образованной на пересечении двух квадратов. Колонада освещалась сотнями висящих серебряных лампад, создавая настроение отрешенности от повседневной суеты и умиротворенности.
  • В 785 г. в Кордове была заложена соборная мечеть поразительной красоты. Ее строительство продолжалось до X в. По форме мечеть соответствует колонному классическому стилю. Она была окружена стеной из крупных золотисто-медовых блоков. Основное пространство мечети было отдано уникальному молитвенному залу: около 850 колонн, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад, заполнили его пространство изнутри. Колонны, привезенные из Африки, Франции, самой Испании, выполнены из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира. Центральный купол мечети украшен огромным «цветком» - восьмиугольной звездой, образованной на пересечении двух квадратов. Колонада освещалась сотнями висящих серебряных лампад, создавая настроение отрешенности от повседневной суеты и умиротворенности.
Последним оплотом исламской культуры на испанской земле стал Гранадский эмират. «Я – сад, который украсила красота, ты познаешь мое существо, если вглядишься в мою красоту» - эти строки придворного поэта Ибн Зумрука сохранились на изразцовой панели зала Двух сестер из дворца, входящего в знаменитый архитектурный ансамбль Альграмбры. Поражающая изысканностью внешнего облика и художественным совершенством внутренних интерьеров резиденция эмира напоминает декорации к волшебным восточным сказкам. Ее основные постройки сгруппированы вокруг открытых дворов – Миртового и Львиного. Над строениями господствует могучая старинная башня Комарес, где находился трон халифа.
  • Последним оплотом исламской культуры на испанской земле стал Гранадский эмират. «Я – сад, который украсила красота, ты познаешь мое существо, если вглядишься в мою красоту» - эти строки придворного поэта Ибн Зумрука сохранились на изразцовой панели зала Двух сестер из дворца, входящего в знаменитый архитектурный ансамбль Альграмбры. Поражающая изысканностью внешнего облика и художественным совершенством внутренних интерьеров резиденция эмира напоминает декорации к волшебным восточным сказкам. Ее основные постройки сгруппированы вокруг открытых дворов – Миртового и Львиного. Над строениями господствует могучая старинная башня Комарес, где находился трон халифа.

Тема: «Художественная культура мусульманского Востока логика абстрактной красоты».

Дата: «___»_______________ 20 «___». Класс: 10.

Урок 8.

Цель : изучить особенности искусства исламского Востока; сформировать представление о национальных чертах храмового зодчества.

Тип урока : Комбинированный.

Оборудование : компьютер, презентация, учебник МХК.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний учащихся.

Проверка докладов.

План:

1. Иллюстрации арабески.

2. Искусство мусульманского Востока.

3. Арабская архитектура.

4.Альгамбра с высоты птичьего полета

III . Подготовка к изучению нового материала.

Мусульманский Восток – огромный регион, объединивший разные народы на основе самой молодой из мировых религий – ислама.

Средневековая культура мусульманских стран занимает одно из важнейших мест в истории мировой цивилизации. Сохранились многочисленные памятники Средневековья, свидетельствующие о единой самобытной художественной традиции, которая родилась под влиянием учения об Аллахе. Связь религии с искусством в мусульманской культуре нерасторжима.

IV . Изучение нового материала.

Изобразительное искусство Арабского Востока представлено различными видами орнамента, каллиграфией и замечательной книжной миниатюрой. Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска (от французского «арабский»). Арабеска - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, линейно-геометрического узора, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета.

1. Иллюстрации арабески

Узор включал в себя растительные мотивы, в него вплетались надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Арабеска служила прекрасным фоном, заполняющим всю пустоту пространства. В них соблюдается мерный ритм, повторяемость рисунка в пределах всей композиции.

Восточные мыслители сравнивали арабеску с музыкой, призванной «создавать новую и более совершенную красоту». Как и в музыке, орнамент обладает большой эмоциональной выразительностью, порождает сложную гамму чувств, настроений и мыслей. Арабеске присущи цвета: яркий кобальт, изумрудно-зеленый, красный и желтый. Восточный орнамент называют «музыкой для глаз».

Коран учит, что Аллаха невозможно видеть или осязать. Поэтому Коран никогда не иллюстрировался. Отсюда же вытекает запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве. Главным украшением священных текстом было само письмо – знаменитая арабская каллиграфия. В культуре мусульманского Востока особенно высоко ценилось это искусство. В VII веке возник прямолинейный, угловатый почерк куфи. Куфическое письмо украшает стены монументальных архитектурных сооружений.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественная культура исламских стран

Общая характеристика Уникальная культура исламских стран во сходит к древнейшей арабской цивилизации, истоки которой относят к началу 2 тыс. до н.э. В 7 в. был создан Арабский халифат (земли Ближнего Востока, Закавказья, Средней Азии, Африки, Турции, Южной Испании) . В истории Арабского халифата выделяют правление династии Омейядов (661 – 750) и Аббасидов (750 – 1258).

Религия Мощный толчок культурному развитию халифата дал ислам (покорность, подчинение одному Богу – Аллаху). Основные правила религии находятся в Коране, созданном в 8 в. Коран состоит из 114 сур и содержит поучения и наставления. Кроме Корана мусульмане почитают Сунну – книгу изречений пророка Мухаммада. Строгие законы ислама наложили запрет на многие виды искусства, предпочтение отдается только тем из них, которые прославляют Аллаха, но и они символичны, строги и глубоко религиозны. Познакомимся с некоторыми из них.

Архитектура Исламское зодчество – уникальное явление. Архитекторами были созданы неизвестные до этого времени здания – мечети, медресе, минареты, дворцы, караван – сараи, крытые рынки. Самый ранний тип здания – мечеть, воплощавшая идею мусульманского рая. Здесь читают вслух Коран, проводят проповеди. Главная мечеть мусульман – Кааба – находится в Мекке, к которому арабы совершают паломничество – хадж.

Соборная мечеть Омейядов, 8 в.

Медресу – школы при мечети, семинарии Шир – Дор,12 в.

Площадь Регистан в Узбекистане

Минарет аль – Мальвия, 9в Гигантское сооружение достигает 50 м. в высоту. Минарет стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус. Его ярусы уменьшаются по направлению к вершине.

Альгамбра Этот дворец считают жемчужиной Мавритании. Он расположен на вершине холма. В его ансамбль входили павильоны, залы, мечеть, гарем и баня. Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях. Главные из них – Миртовый и Львиный.

Дворец Альгамбра

Львиный дворик Представляет собой прямоугольный сад, разбитый на 4 равные части, на пересечении которых стоит фонтан. Его чашу поддерживают 12 скульптур львов. Вдоль двора находится галерея с 124 колоннами. С арок и сводов свисают декоративные сталактиты.

Тадж - Махал С 12 в. Ислам распространился на северную и центральную части полуострова Индостан. Выдающимся памятником архитектуры этого периода стал Тадж – Махал в Агре.

Тадж – Махал, 1652 г., Индия.

Особенности изобразительного искусства Изо арабских стран чрезвычайно многообразно. Оно представлено различными видами орнамента, каллиграфии, книжной миниатюры. Самой ранней формой искусства является арабеска. Это сложный линейно – геометрический рисунок, отражающий бесконечный поток творений Аллаха. Первоначально он включал растительные мотивы, позднее в него вплетались надписи, изображения животных, птиц.

Арабеска

Исламская каллиграфия В культуре мусульманского Востока особенно высоко ценилась каллиграфия, наполненная мистической символикой толкования букв арабского алфавита. Арабское письмо имеет характерные особенности, буквы пишутся справа налево. На Востоке ценится не количество написанного, а качество.

Куфическое письмо В 7 веке сложился прямолинейный, угловатый почерк куфи. Куфическое письмо украшает стены архитектурных сооружений, различные предметы прикладного искусства, книг.

Омар Хайям Литературу Востока нельзя представить без творчества Омара Хайяма. Он создал четверостишия – рубаи – в которых содержалась поучительная философия мусульманской веры.

Вопросы и задания Расскажите все, что вы знаете о религии мусульман? Как она повлияла на развитие искусства? Расскажите об отличии мечети, медресу и минарета? Что их объединяет? Что вам известно об исламской письменности? Каковы ее особенности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Изготовление ветки сакуры на уроке изобразительного искусства в 4 классе при изучении темы "Художественная культура Страны восходящего солнца"

Презентация подробно рассказывает как мзготовить цветки сакуры в технике оригами....

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима". Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов.


  • Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании.
  • Первый руководитель – Мухаммед.
  • Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны.
  • В X в.н.э. распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу.

  • Ислам в переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э.
  • Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха.
  • Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»).
  • Последний и главный пророк, основатель – реальный человек – Мухаммед (570-632 г.г.).
  • В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в город Медина – город пророка.
  • С этого года начинаются мусульманские летописи.

  • Мухаммед принес людям слова Аллаха. Его речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения называются откровениями, все же прочие – преданиями.
  • Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда.
  • В содержании Корана выделяются суры (главы) и строки (стихи).
  • Никогда не иллюстрировался.
  • Содержание Корана: После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни.
  • Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда.

  • Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз , омовение перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни.

Каллиграфические надписи стали одной из форм орнамента

Каллиграфические надписи на стенах мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве.


Архитектурные памятники.

Здание для молитвы – мечеть (от араб. «масджид» - место поклонения).

  • Мечеть Омейя (687-691 гг.) в г. Иерусалиме

Огромное здание, увенчанное золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос. Ее называют «Купол скалы», мечеть Омара.



Минареты – башни, с которых муэдзин призывал верующих к молитве.

Минарет строился рядом с мечетью.

По форме были круглыми, квадратными, многогранными.

Медресе – мусульманские учебные заведения.


Художественное творчество арабского мира -

  • декоративно-прикладное искусство.

Техника орнамента – абстрактные формы, яркие краски.

Сложное плетение линий и красок, которое воссоздавал художник на плоскости, - арабеска.


С середины VIII в. столица халифата – Багдад

  • Славился фантастической роскошью убранства дворца халифа и домов богатых людей.
  • Халифы заботились о развитии образования. По количеству публичных библиотек, доступных грамотным людям, Багдад превзошел императорский Рим.

Музыка

по исламской традиции рассматривалась как одна из форм научного познания.

Арабы высоко ценили музыкальную импровизацию (как вокальную, так и инструментальную).

Музыкальные инструменты

разнообразны (барабаны, бубны), уд

(предшественник европейской лютни) и смычковый ребаб.

Сочетание инструментальной музыки,

пения и танца у арабов не встречается.

Музыка создавалась на основе канонических правил – макама, определяющего ладовые и ритмические особенности композиций.


Мавританский стиль – искусство, созданное мастерами Туниса, Алжира, Марокко, Южной Испании.

Мавры (от греч. «темный») – северо–африканский народ, родственный арабам.

X век - образование халифата с центром в Кордове (следствие экспансии (распространение) этих народов в Южную Испанию).

В 785 г. - соборная мечеть в Кордове.

Ее особенность – 850 колонн, выполненных из розового и голубого мрамора, гранита, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад. Колоннада освещалась сотнями серебряных лампад.


Последний оплот исламской культуры на испанской земле стал Гранадский эмират (конец X в.)

Альгамбра – архитектурный ансамбль: м иртовый двор дворца Комарес и Львиный дворик.


В развитие исламской средневековой художественной культуры внесли народы иранской группы

В VII-VIII в. сложился единый литературный языкфарси.

Искусство Ирана, Азербайджана, Афганистана, Средней Азии – отражение иранской (персидской) классической поэзии.

  • Родоначальник поэзии – Рудаки. По преданию сочинил около млн. стихов. Был певцом – импровизатором, пел свои стихи, аккомпанируя себе на струнном инструменте. Стихи полны горьких размышлений о несправедливости жизни, в следствии чего был изгнан (ослеплен).
  • Поэт Фирдоуси Абулькасиме сочинил поэму «Шахнаме» (вскрыл корни зла, ведущие страну к упадку). Три части: мифологическая, богатырская, историческая (о 28 правителях царской династии). Повторил судьбу Рудаки.

3) Ученый, астроном, создатель точного календаря, математик, самобытный поэт – Омар Хайям. Сочинения проникнуты духом вольнодумства, протестовал против ханжества, лицемерия. Идеал поэта – справедливость, свобода, радость жизни, честность. Единственной формой стихов у него были рубаи (четверостишия).

4) Поэт Саади - сборник притчей в стихах и прозе «Гулистан» («Цветущий сад»). Обличал ханжество, лицемерие, проповедовал вечные ценности.

5) Поэту Хафизу Шамседдину принесли газели – небольшие стихи о любви.

6) Поэт Низами Гянджеви - поэма «Лейли и Меджнун» (восточные «Ромео и Джульетта»).


Прикладное искусство мусульманских стран Среднего Востока

Изделия из стекла, металла, дерева, ткани, глины, оружие – высоко ценились на мировом рынке.

Парчу, атлас, бархат принято было дарить гостям и послам.

Более всего славился персидский ковер.

Книжная миниатюра мусульманского Востока

  • Соединение мастерства каллиграфа-переписчика и профессионального живописца.
  • Это самостоятельный вид искусства, в котором неразрывно связаны реальные события, вымысел и символика, декоративные образы и иллюстративные сюжеты.