Домой / Внутренняя отделка / Групповое занятие с элементами тренинга "профилактика конфликтов". Тренинг “Конфликты и пути их разрешения” Тренинги по конфликтам взрослых с подростками

Групповое занятие с элементами тренинга "профилактика конфликтов". Тренинг “Конфликты и пути их разрешения” Тренинги по конфликтам взрослых с подростками

Один философ сказал: "...тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их
признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории..." (Г.Дарендорф)

Цель: помочь педагогам преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций.

Задачи:

  • Рассмотреть понятие педагогического конфликта, его виды.
  • Изучить основные типы конфликтных ситуаций в школе.
  • Овладеть приемами общения в конфликте.
  • Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
  • Выявить основные варианты предупреждения и урегулирования конфликтов.

Ход занятия

Вступительное слово психолога:

Дорогие педагоги, я рада вас приветствовать. Сегодня мы обсудим наиболее актуальную для нас тему: "Конфликты и пути их разрешения".

В последнее время ко мне поступало много запросов от учителей о недопонимании со стороны родителей, особенно это касается классных руководителей как начальной, так и средней школы. Зачастую ваши разногласия, непонимания оборачиваются обидами и стрессами обеих сторон, что приводит к ухудшению общей работоспособности и самочувствия. Сегодня мы попробуем разобраться в понятии: что же такое конфликт? Я научу вас некоторым приемам достойного разрешения конфликтов, а также успешной профилактике конфликтных ситуаций.

Что же такое конфликт?

Конфликт (от лат. conflictus- столкновение) - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

Конфликты могут быть:

Конструктивными - способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные)

Деструктивными - препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие).

А сейчас давайте попробуем выполнить простое упражнение.

Упражнение "Руки"

Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

Обсуждение:

  • что вы чувствовали?
  • как вы себя чувствуете?
  • какие ощущения у вас возникли при выполнении задания?

Конфликты бывают:

  • Межгрупповые
  • Межличностные
  • Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого- "душевные муки")
  • Между личностью и группой

Работа по группам

Оказывается, у конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся по 10 минут.

Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

  • Плюсы
  • конфликт вскрывает "слабое звено" во взаимоотношениях;
  • дает возможность увидеть скрытые отношения;
  • дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
  • пересмотр своих взглядов на привычное;
  • способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Минусы:

  • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
  • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата;
  • ухудшение качества работы - сложное восстановление деловых отношений;
  • представление о победителях или побежденных как о врагах;
  • временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.

А теперь давайте рассмотрим причины возникновения конфликтов.

Причины возникновения конфликтов:

Конфликтогены - слова, действия, поступки, могущие привести к конфликту (например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что "сойдет") - на слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом.

Формула конфликта :

конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия)+ повод (инцидент) - "последняя капля"=конфликт .

Причины возникновения МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:

Конкуренция - люди стремятся к одной цели, но находятся в ситуации конкуренции (борьба за первенство)

Столкновение разных жизненных принципов (Кот Леопольд - гуманист, и мелкие пакостники- мыши)

Психологическая несовместимость (неуживчивость темперамента и характера)

Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений).

От скуки (Том и Джерри, Ну, погоди)

А сейчас давайте разберемся, какая личность наиболее конфликтная? У всех свой темперамент!!!

  • Холерик - обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт, но и быстро "остывает".
  • Флегматик - трудно доступен для убеждения, трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта.
  • Меланхолик - долго помнит и переживает обиду.
  • Сангвиник - легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта.

А теперь попробуем научиться разрешать конфликт.

ЧЕТЫРЕ способа разрешения КОНФЛИКТА:

1. Соперничество - высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой).

2. Избегание - нет ни активности, ни желания сотрудничать (уводит разговор в сторону).

3. Приспособление - отсутствие активности при явном желании сотрудничать (плывете по течению).

4. Сотрудничество - высокая активность и выраженное желание сотрудничать.

) Способы поведения в конфликте при СОТРУДНИЧЕСТВЕ (Мы делили апельсин):

1. Дипломатия - вы стараетесь рассудить, кому апельсин нужнее.

2. Компромисс - чистите апельсин и делите поровну.

3. Воля судьбы. Тянете жребий.

4 Конструктивный поиск - узнать, кому и зачем нужен апельсин (кого-то мучает жажда-сок, кто-то хочет есть- мякоть, кому -то кожура для цукатов, а третьему - косточки для дерева).

Упражнение "Другими словами"

В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: "Ты должен...", "Это твоя обязанность...", "С тобой невозможно разговаривать...", "Ты безответственный человек" и т.п.

Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно, особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.

Сейчас я вам раздам листочки с высказываниями ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные. Например, "Ты должен принести мне книгу". (Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу).

  • "Он должен заботиться обо мне". ("Мне хочется, чтобы он заботился обо мне");
  • "Ты не должна была ходить на ту вечеринку". ("Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку");
  • "Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!" ("Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны");
  • "Ты должна была предвидеть возможные трудности". ("Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности"); "Меня обидели!" ("Я предпочла обидеться");
  • "Меня заставили". ("Я не сумела отказаться");
  • "Он - упрямый осёл". ("Я не смог убедить его");
  • "Он меня унизил". ("Мне было неприятно");
  • "Прекрати меня злить!" ("Я начинаю злиться");
  • "Ты должна мне дать программу, книгу" ("Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу").

Обсуждение: просто - сложно перефразировать?

Вывод : успешное решение любой конфликтной ситуации неизбежно связано со способностью прощать. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.

Как обойти конфликт.

Ответить улыбкой (не с сарказмом и иронией)

Использовать "Я - утверждение" - концентрируем свое внимание на том, что мы чувствуем и способны об этом сказать своему сопернику вместо "Ты - утверждения", которое подрывает и ведет к углублению конфликта (вместо " Вы должны принести мне книгу"- " Я была бы рада, если бы Вы принесли мне книгу")

Способность и умение прощать!!! - значит, "отпустить" свой гнев и не собираться мстить.

Упражнение "Согласие" - выполняется в парах.

Развитие конфликта зачастую напоминает снежный ком. Небрежно брошенная фраза перерастает в ругань с личными оскорблениями, навешиванием ярлыков и т.п. Это создаёт практически непреодолимые барьеры в общении, которые гораздо легче предотвратить, нежели разрешить конфликт на стадии их возникновения. Но, тем не менее, есть техники, которые позволяют в некоторой степени смягчить напряженность ситуации даже в том случае, когда одна или обе из конфликтующих сторон теряют контроль над собой, над своими эмоциями и словами.

Одна из таких техник состоит в том, чтобы найти в словах партнёра что-то, с чем можно согласиться, и ответить на его выпад (оскорбление, обвинение, приказ) не противостоянием, что только усугубит конфликт, а согласием, при этом не отступая от своей позиции. Например:

1. "Ты совсем с ума сошла!" - "Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди";

2. "Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!" - "Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать";

3. "Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!" - "Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника";

4. "На нашей работе по-настоящему работаю только я!" - Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу".

Упражнение выполняется в парах. Сначала один участник нападает, а второй пытается перевести диалог в мирное русло, затем они меняются местами. Раздаются листы с заданиями

Рефлексия . Учителя заполняют специальные анкеты по рефлексии

  • Что было полезно, интересно для вас. Может вы что- то узнали нового о себе или о члене коллектива?
  • Что бы вы хотели изменить в семинаре-тренинге, если будет такая же тема?
  • С каким настроением Вы покидаете наш семинар?.

Есть такая притча. Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. "Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково". И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.

Мне очень хочется надеяться, что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится!

Спасибо за работу, всего хорошего!

Используемая литература.

1. Авидон И Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. "Речь" Санкт-Петербург, 2008.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра-М 2001.

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Хакасский государственный университет им. Катанова»

МПСИ

Кафедра психологии

020400 - Психология

Контрольная работа по дисциплине

«Психология конфликта»

Социально – психологический тренинг «Конфликты и методы их преодоления»

Выполнила: студентка 6 курса

Группы П-03

Овчаренко Т.В.

Проверила: Гусева Т.Б.

Абакан 2009


День 1.

Тема: Понятие «Конфликт».

Вступительное слово ведущего о целях работы группы, обсуждение и принятие правил работы группы, установление регламента.

Знакомство участников группы.

Количество участников может быть разным (от 12 до 24 человек), но при числе участников больше 16 необходима работа двух ведущих.

Процедура знакомства выбирается в зависимости от степени знакомства участников друг с другом. В ситуации, когда участники не знают друг друга, в кругу они по очереди называют свое имя, отмечают свои ожидания и опасения, связанные с тренингом. Затем проводится упражнение.

Упражнение «Интервью».

Участники разбираются на пары в течении 10 минут (по 5 минут на каждого) берут друг у друга интервью. Задача интервьюеров – представить собеседника, как уникальную личность. Вопросы интервью формулируются его участниками произвольно. Затем представляющий становится за спиной у интервьюируемого и говорит от его имени в течении одной минуты, положив руки на его плечи (например, «Меня зовут Екатерина, я работаю..»). После того как лимит времени исчерпан, участники группы могут задавать вопросы, ориентированные в большей степени на жизненные, профессиональные взгляды. Вопросы также могут носить фотографический характер. Представляющий отвечает по-прежнему от имени своего партнера по интервью. Если он не располагает информацией для ответов на вопросы членов группы, он отвечает так, как на его взгляд, ответил бы его партнер.

Если члены группы знакомы друг с другом и группа достаточно сплочена, можно предложить участникам по кругу еще раз напомнить свое трениннговое имя и назвать свое личное качество, которое им помогает при разрешении конфликтов.

Ведущему необходимо затратить определенное время на создание работоспособности группы, проведя несколько упражнений с этой целью. Например, такой цели могут служить следующие упражнения.

Упражнение «Разведчики».

Цель: снятие первоначального напряжения, развитие сплоченности, доверия, установление дружеских связей.

Инструкция: «Сейчас мы все будем разведчиками. Для этого в круге нужно связаться с кем-нибудь глазами без слов, кивков или каких-либо жестов». По сигналу ведущего «Свяжитесь с разведчиком!» участники ищут себе пару в течении 10 секунд. С первого раза связываются не все. Ведущий просит тех, кто остался без пары, встать и в течении 5 секунд найти себе пару из числа оставшихся участников; и так до тех пор, пока вся группа не разобьется на пары. Далее ведущий просит состоявшиеся пары обменятся местами, пожав руку друг другу в процессе обмена.

«А теперь помашите с места своему разведчику рукой и по команде ведущего свяжитесь с третьим» второй этап данного упражнения повторяет предыдущий алгоритм с условием связаться с новым «разведчиком», обменяться с ним местами. После этого ведущий ходит по кругу, и тот человек, к которому он подходит, должен встать с места, а одновременно с ним – третий разведчик. В ходе обсуждения упражнения участники делятся информацией об изменении своего состояния.

Упражнение «Забавный мозговой штурм».

Цель: интеллектуальная разминка, «включение» креативных способностей.

Группа разбирается на подгруппы по 4 5 человек, которые в течении 2 минут придумывают различные варианты использования какого – либо простейшего предмета, например одежной вешалки. Ведущий предупреждает, что идеи могут быть любыми, самыми абсурдными. После завершения работы каждая группа зачитывает свой вариант. Побеждает та группа, в которой было больше всего не повторяющихся в других группах идей.

На следующем этапе группа продолжает работать в режиме «мозгового штурма». Тем же подгруппам дается задание в течении 5 минут выработать определение понятия «конфликт».

Группы по очереди представляют свои определения. Те определения, в которых конфликт рассматривается как деструктивное действие, записываются на одной части доски; определения, носящие позитивный характер, - на другой. После завершения представлений определений всеми группами участники анализируют все определения, выделяя общее, и вырабатывают новое определение.

Теоретическая информация.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен более того, по словам известного специалиста в области переговоров Р.Фишера, чем более разнообразным становится мир, с тем большим числом противоречий в интересах приходится сталкиваться. Психологи также отмечают, что конфликт позволяет предотвратить стагнацию общества, стимулирует поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирно, может предотвратить конфликт более серьезный. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко доходит дело до крупных противоречий. Вопрос заключается не в том, чтобы предотвратить или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направлять участников на поиск взаимоприемлемого решения.

Упражнение: «Составляющие конфликта».

Цель: выделить составляющие конфликта.

Группа разбивается на микрогруппы. В течении 3 минут обсуждается характерное поведение участников конфликта, особенности проявления эмоций, специфика содержания диалога, возможные поведенческие акты. Далее дискуссия продолжается в группе.

Упражнение: Работа с ассоциациями к понятию «конфликт».

Цель: осознание собственного эмоционального поля восприятия конфликта.

Участники рассаживаются в круг.

Инструкция: «В фокусе нашего внимания конфликт. Когда мы произносим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он проявляется в поведении людей. Сейчас мы исследуем отражение конфликта на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?»

После первого ряда ассоциаций можно попросить продолжить:

· Если конфликт – это мебель, то какая?

· Если посуда, то какая?

· Если одежда, то какая?

Рефлексия тренинга.

День 2.

Тема: Основные стадии протекания конфликта.

Сюжетно – ролевая игра «Мельница».

Цель: проживание участниками тренинга «мелких» конфликтных ситуаций, настройка на дальнейшую работу.

Равное число участников тренинга образуют два круга (один внутри другого), встают лицом друг к другу и разыгрывают в парах мелкие диалоги – ситуации, которые задает ведущий. Диалог длится 2 минуты. После каждого диалога внешний круг делает несколько шагов, например по часовой стрелке; каждый участник меняет партнера, разыгрывается следующий эпизод.

Ситуации для разыгрывания:

· Находящиеся во внешнем круге играют роль контролеров автобуса, а находящиеся во внутреннем – роль безбилетных пассажиров;

· Внутренний круг – продавцы, которым нет дела до покупателей, а внешний – покупатели.;

· Внешний круг – начальник, «застукавший» опоздавшего подчиненного, а внутренний – подчиненный;

· Внутренний круг – жилец. Которого залил сосед сверху, внешний круг – сосед сверху.

В ходе обсуждения участники анализируют свое наиболее типичное поведение в различных ситуациях, приживаемые эмоции.

Теоретическая информация.

Выделяют следующие стадии протекания конфликта:

1.Стадия потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм - положение дел накануне конфликта. На этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта, возможно, имеется сильная напряженность в отношениях, но она пока не выливается в открытое столкновение. Такое положение дел может сохраняться довольно долго.

Эта стадия может быть также обозначена как латентный, или скрытый, конфликт.

2.Стадия перехода потенциального конфликта в реальный, или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов. Эту стадию можно обозначить как «инцидент», то есть первую стычку конфликтантов. Инцидент выступает завязкой конфликта. Нередко инцидент выступает как будто по случайному поводу, но на самом деле - это последняя капля, которая переполняет чашу. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться (например, перебранка пассажиров в городском транспорте).

3.Стадия конфликтных действий. На этой стадии конфликт как бы «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов - действий и противодействий конфликтующих сторон. Эскалация может быть непрерывной: с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, а периоды активной конфронтации сменяются временным улучшением отношений.

На этой стадии возможно переживание кульминации конфликта (верхней точки его эскалации). Кульминация подводит к осознанию необходимости прервать дальнейшее обострение отношений и искать выход из конфликта.

4.Стадия снятия, или разрешения, конфликта. На этой стадии необходимо ввести два понятия: цена конфликта и цена выхода из конфликта. Сравнение этих двух составляющих позволяет рационально решать вопрос: стоит ли продолжать конфликт, или выгоднее его прекратить. Часто завершения конфликта удается, достичь только посредством специальных усилий, направленных на его разрешение. Одной из форм завершения конфликта является приглашение посредника, призванного провести переговоры конфликтующих сторон.

Конфликт – это столкновение мнений.

Мы часто сталкиваемся друг с другом своими картинами мира. Возникают конфликтные ситуации. Умение решать конфликтные ситуации, выходить из них конструктивно и с пользой для себя – одно из важных условий успешности человека. Этому можно научиться.

Научиться анализировать конфликтную ситуацию, находить лучшие для себя способы поведения в ней, достигать желаемых целей.

Мы надеемся, что наш тренинг поможет тебе успешно решать конфликты с друзьями, родителями и учителями, лучше понимать себя и достигать своих целей.

1. Внимательно просматривай видеосюжеты и комментарии к ним.
2. В интерактивных видеороликах посмотри разные варианты поведения.
3. Не пропускай текст с комментариями.
4. Представь себя в этих ситуациях. Подумай, как бы ты поступил и почему именно так.
5. Анализируй те конфликтные ситуации, с которыми ты сталкиваешься. Ищи наилучший способ поведения в них.

Посмотрите видесюжет:


Главное:

Эмоции и оскорбления не помогают в решении конфликта.
- разные способы поведения в конфликте приводят к разным результатам.

Основные принципы поведения в конфликте:

Принцип 1. Не вестись на эмоции или дать им выплеснуться, а потом уже решать конфликтную ситуацию.

Мы можем быть только в одном состоянии: либо на рациональном уровне, либо на эмоциональном.

Причем Эмоции срабатывают раньше Рацио на 2 секунды. Поэтому первая реакция чаще всего бывает эмоциональной.
Но выгодно ли во время конфликта находиться на эмоциях? Конечно, нет.

Чтобы конструктивно общаться в конфликте - необходимо сначала перевести его с крика и эмоций на Рациональный уровень. После этого возможен переход к конструктивному диалогу и вариантам решения вопроса конфликта.

Принцип 2. Словесно избегать слов-раздражителей.

Слова-раздражители - это слова, которые вызывают у собеседника отрицательные эмоции. Используя слова-раздражители человек выплескивает свои негативные эмоции и пытается таким способом отстоять свою позицию, но, чаще всего, результата не добивается,

Посмотрите видеосюжет:


Анализ сюжета:

Конфликтная ситуация. Одному нужны 100 руб., а другому их отдавать не хочется.

Варианты поведения.

1. Дать 100 рублей, пожертвовать своим интересом ради интересов другого человека.

Отношения сохранены, 100 руб. потеряны. Осталось неприятное чувство, что тебя используют. Проблема не решилась, т.к. ситуация наверняка повторится.

2. Решительно отказать, в резкой форме отстаивать свои интересы (идти на конфликт).
Деньги сохранены. Отношения с другом испортились, но и прояснилось, что они были не очень прочные. Скорее всего, ситуация больше не повторится.

3. 100 руб. не давать,
но объяснить свой отказ рациональными причинами (перевод конфликта на рациональный уровень). Потом предложить другой способ решить проблему (сотрудничество).

Деньги сохранены. Отношения с другом не испортились. Есть чувство удовлетворения, что смог отказать и выйти из ситуации без конфликта.

Примечание. Конфликтные ситуации между людьми часто возникают из-за того, что один считает, что ему всегда должны помогать, идти навстречу его желаниям. Если такому человеку все время потакать, то он привыкает, а когда ему отказывают, начинает обижаться или раздражаться.

Отказывать в чем-то человеку лучше с рациональными объяснениями своего поведения, без слов-раздражителей и эмоций.
Умение сказать «НЕТ» - это важный навык в конфликтных ситуациях.

1. Дать 100 руб., но сказать, что это в последний раз.

Это не решение конфликтной ситуации. Да, сейчас ценой 100 руб. неприятный разговор прекратился. Но в ближайшее время он повторится. И зачем это надо?

2. А я как раз у тебя хотел 100 руб. попросить.

Отказ в просьбе, но со «скрытым» объяснением, что у самого деньги на телефоне закончились. Звучит, как оправдание отказа. В данном случае сработает, но в будущем ситуация может повториться.

3. Почему ты считаешь, что у меня есть лишние деньги?

В таком ответе есть и отказ в помощи, и указание на ошибку собеседника (раздражитель!) в том, к кому он обратился. Неудачный вариант, т.к. вызывает отрицательную реакцию. Подходит только в том случае, если есть намерение поругаться с человеком.


Посмотрите видеосюжет:


Варианты поведения.

Вариант 1. Пообещать родителям улучшить учебу и меньше «сидеть» в интернете.
Такой способ поведения называется компромиссом. Все стороны идут на взаимные уступки. Правильно, что был определен конкретный срок выполнения обязательств – 2 недели.

Недостаток – обязательства придется выполнять, иначе конфликт опять возникнет и еще более сильный. Если выполнить свои обязательства не можешь, то тебе все потом припомнят.

Вывод: обязательства должны быть реальны и обдуманы.

Вариант 2. Сослаться на других.

Когда в конфликте мы говорим, что «все так поступают», «другие тоже так делают», то это слова - раздражители. Ничего кроме отрицательной реакции у другого человека, особенно родителей, они не вызывают. И действительно, чего оправдываться, кивая на окружающих? Кому какое дело, как другие себя ведут?

Вариант 3. Промолчать. Через 3-4 дня сказать, что смартфон потерял и играть тайком.

Это не решение конфликтной ситуации. Она остается, просто ее теперь надо скрывать.

Своих целей парень достиг. К конфликтной ситуации приспособился. Но какой ценой? И что он будет делать, если все вскроется? Такое поведение скорее подходит маленькому ребенку, который еще не умеет хоть как-то смотреть в будущее, прогнозировать последствия.
А какие еще варианты поведения в этой конфликтной ситуации ты можешь предложить? Подумай, а потом посмотри скрытый текст.

Другие варианты откройте текст ниже):

1. Устроить истерику. Пригрозить родителям, что если отнимут смартфон, то совсем учиться не будешь.

Это эмоциональное поведение, которое даже можно назвать шантажом. Конфликт переходит исключительно на эмоциональный уровень. Скорее всего, родители тоже в ответ будут реагировать на эмоциях.
Может быть родители временно и уступят, но конфликтная ситуация сохранится и даже усилится, отношения с родителями еще больше ухудшатся.

Также родители могут ответить, что учеба это твое дело, отобрать смартфон и сказать, что если ты не хочешь учиться, то и на смартфон сам зарабатывай.

В любом случае, этот вариант поведения приводит к усилению конфликтной ситуации.

2. Начать уговаривать родителей, говорить, что без смартфона тебе будет очень плохо, т.к. ты потеряешь друзей.

Это тоже эмоциональная реакция, но с добавлением рационального объяснения. Иногда такой способ поведения более или менее работает. Все зависит от аргументов, которые приводит человек, признает ли другая сторона их убедительными.

3. Объяснить родителям, что твоя учеба и интернет никак не связаны между собой.

Это попытка перевести конфликт на рациональный уровень. Вполне хороший способ, но аргументы должны быть убедительными.

Конфликты между родителями и детьми часто происходят из-за взаимного непонимания. Причем родители также часто в конфликтных ситуациях переходят на эмоции, как и подростки. Если ты будешь стараться перейти в конфликтной ситуации на рациональный способ ее разрешения, то вероятность достижения результата увеличится.

Посмотрите видеосюжет:


Конфликтная ситуация.
Интересы девушки и молодого человека противоречат интересам другого молодого человека. Ситуация осложняется тем, что эти молодые люди друзья.

Варианты поведения.
1. Ни с кем отношения не выяснять. Просто перестать общаться.
Конфликт не произошел. Свои интересы отстаивать не стал, но переосмыслил их, изменил свое отношение к ситуации. Свое достоинство сохранил. В результате ситуация перестала быть конфликтной.

В конфликтной ситуации полезно поразмыслить, оценить плюсы и минусы того или иного своего поведения.
Что я получу? Что я могу потерять? Насколько для меня это все важно?
Часто после анализа конфликтной ситуации выясняется, что и причин то для нее особых нет.

2. Отстаивать свои интересы через конфликт. Выяснять отношения на эмоциях и оскорблениях.
Отношения портятся. Свои цели тоже не достигаются. В результате разрыв дружбы.
Оскорбления - это слова-раздражители. Они уместны, только если вы решили заранее разорвать отношения с человеком.

3.Приспособление к конфликтной ситуации. Собственные интересы не учитываются, ради интересов другого человека. В данной ситуации они были еще и пересмотрены - отношения с другом важнее, чем девушка.
Отношения с другом не испортились. Конфликтная ситуация исчезла.

А какие еще варианты поведения в этой конфликтной ситуации ты можешь предложить? Подумай, а потом посмотри скрытый текст.

Другие варианты (откройте текст ниже):

1. Начать активно оказывать знаки внимания девушке.

Такой способ поведения в конфликте называется конкуренция или соперничество. Каждый участник старается достичь своих целей, при этом другой проигрывает, - как в спортивных соревнованиях.
Если человек выбирает такой способ поведения в конфликте, то ему нужно реально оценить свои возможности и ситуацию.

2. Спокойно обсудить с другом ситуацию.

Хороший способ прояснить для себя ситуацию. А дальше уже выбирать как лучше для себя в ней поступать.


Посмотрите видеосюжет:



Конфликтная ситуация. Сестру раздражает неубранная комната брата, а ему не хочется заниматься уборкой, а также, чтобы в его комнате убирались без него.

Конфликт начинает сестра, наведя порядок в комнате без разрешения и выкинув какие-то вещи брата.

Варианты поведения брата.

1. Начал «наезжать» на сестру, продолжил конфликт, да еще и на эмоциях. Результат – ссора.
А мог ли он добиться другого результата при выборе такого способа повеления в конфликтной ситуации? Вряд ли.

Когда в конфликтной ситуации мы начинаем обвинять другого человека, то у него, как правило, срабатывает психологическая защита. Он пытается защититься, разумные доводы воспринимать не может.

2. Брат предлагает сестре убирать его комнату вместе (сотрудничество). Сестра хоть и не очень довольна таким вариантом, но явного конфликта нет.

Обратите внимание, что сестра пытается конфликтовать, а брат на это не поддается, не идет на поводу у своих и ее эмоций, пытается отвечать спокойно и аргументировано.

Усиления конфликта не произошло. Есть возможность договориться.

3. Брат приспосабливается к конфликтной ситуации. Прямо свои права не отстаивает. Просто ищет способ, как в этой ситуации себя вести, чтобы его интересы не очень сильно нарушались. (Прятать вещи, которые сестра может выбросить.)

А какой твой вариант поведения в этой конфликтной ситуации? На месте брата? На месте сестры? Почему?

Посмотрите видесюжет:


Мы видим, что еще до начала конфликта учительница раздражена. Как вести себя в подобной ситуации?

1. Начать доказывать свою правоту.

Спорить с человеком в таком состоянии бесполезно. А обращение «ВРЕТЕ» - это слово-раздражитель. Свои эмоции таким способом выразить можно. Но получить желаемый результат вряд ли. В этой ситуации учительница только еще больше «заводится» и слушает только себя.

2. Ничего не делать.

Если все устраивает, то это самое разумное поведение. Зачем что-то доказывать, если вам все равно?

3. Подойти после урока.

Учительница успокоилась. Мальчик начинает с обращения к ней по имени отчеству. Обращение по имени в этом часто помогает сгладить конфликт. Ученик сначала установил контакт с учительницей, а потом уже стал аргументировано и без эмоций стал доказывать свою правоту.

Главное, в любой конфликтной ситуации постараться перевести ее с эмоционального уровня на рациональный. А перед этим ответить себе на вопросы. Чего вы хотите добиться, что для вас будет наиболее хорошим результатом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели только основы принципов поведения в конфликте. Но если их выполнять, то конфликтные ситуации с родителями, учителями и сверстниками будут разрулироваться легче и с лучшими результатами.

Мы продолжим этот наш тренинг, в следующей его части мы собираемся научить конкретным приемам и техникам поведения в конфликте.

В сюжетах снимались: Иван Деревянко, Иван Хвостов, Никита Манец, Артем Проценко, Николай Щербаков, Александр Алексеев, Анна Маркауцан, Валерия Пискова, Софья Валитова, Ксения Селичева, Денис Лазарев, Оксана Зиренко

Наталья Кузнецова
Психологический тренинг для педагогов «Конфликты и способы выхода из них»

Психологический тренинг для педагогов

«Конфликты и способы выхода из них»

Цель: познакомить педагогов с понятием «конфликт»; способствовать выработке навыков конструктивного выхода их конфликтных ситуаций; установить контакты между участниками; способствовать разрушению привычных стереотипов приветствия, развитию креативности.

Предварительная работа: диагностика педагогов (тест «30 пословиц»)

Ход тренинга

1. Игра приветствие «Трамвайчик» Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий: «А я рядом». Следующий: «А я зайцем». Четвертый: «А я с…» и называет имя любого участника. Тот, чье имя назвали, торопится сесть на свободный стул, и все по аналогии повторяется сначала.

Конфликт – это скрытое или явное противодействие сторон, чьи интересы в какой-либо сфере начали конкурировать между собой.

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека.

2. Упражнение «Алфавит эмоций» Задача – за несколько минут вспомнить и записать возникающие в конфликтной ситуации – по одной эмоции на каждую букву алфавита. В общем кругу создается единый банк данных.

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждых своих взглядов, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).

Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. При этом в конфликтных ситуациях мы ведем себя по- разному.

3. Упражнение «Конфликт в транспорте» Цель игры: приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов.

В комнате ставят стулья: два – рядом (имитируя парные сиденья в автобусе, один – впереди. Участников игры трое (два плюс один). Двое получают инструкцию втайне от третьего, третий – втайне от двоих. Задача двоих: «войти в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том случае, если действительно возникнет такое желание.

Обсуждение: участники игры отвечают на вопросы:

Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) свое место?

Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это место?

Какие чувства испытывали играющие?

Чей способ решения проблемы самый успешный?

Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи?

В конфликте, когда человек переживает сильные отрицательные эмоции, появляются проблемы с их выражением: стресс, повышение голоса, сердцебиение, ускоренное дыхание, побледнение, грубые слова, которые унижают другого.

4. К. Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации: Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. «Чтобы я победил, ты должен проиграть». Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера. «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

«акулы» чаще используют соревнование»;

«черепахи» – уклонение;

«медвежата» – приспособление;

«лисы» – компромисс»;

«совы» – сотрудничество.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.

5. Упражнение “Плюсы и минусы конфликта” На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности, можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы. Многие из нас конфликты рассматривают чаще всего как негативное явление, которое приводит к нарушению взаимоотношений и другим отрицательным последствиям. Но нельзя забывать, что преодоление кризисов, в том числе конфликтных ситуациях, зачастую позволяют перейти на новый этап взаимодействия с другими людьми, на новый уровень восприятия окружающего мира и себя в нём. И сейчас мы с вами убедимся в этом при выполнении упражнения.

Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда, описывают негативные последствия конфликтов.

Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

Конфликт вскрывает “слабое звено” в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта);

Конфликт даёт возможность увидеть скрытые отношения;

Конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;

Конфликт- это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное;

Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации;

Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;

Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально- психологический климат;

Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;

Представление о победителях или побежденных как о врагах;

Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Есть два вида утверждений, которые можно использовать во время конфликтной ситуации. Одним из наиболее эффективных средств выражения своих эмоций, есть понимания своих чувств и способность об этом сказать своему сопернику. Такой способ называется “Я-утверждение”. Такое утверждение улучшают взаимоотношения, напротив “Ты-утверждение” подрывают их и ведут к углублению конфликта. Используя “я-утверждение” мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации, при этом мы не предъявляем обвинение и не осуждаем других людей.

6. Игра «Нас с тобой объединяет» Цель: обучение взаимопониманию и эмпатии, получение обратной связи от группы.

Задачи: Выявление общих черт и различий, научить обнаруживать положительные достоинства других людей, сплотить коллектив.

Ход работы: Участники встают в круг; у одного из них в руках мяч или другой предмет, выступающий в роли эстафетной палочки.

Он кидает этот мяч любому из участников со словами «Имя». Нас с тобой объединяет (качество). Этим качеством может быть что угодно: черты характера, цвет волос, привычки, любимые места отдыха, знак зодиака, аспекты жизненного опыта и т. д.

Если получивший мяч согласен с высказыванием, он откликается словами «да, это так», если не согласен, говорит «Спасибо. Я подумаю». После этого он передает мяч своему избраннику и обозначает повод для объяснения. При желании он может присоединить третьего, опираясь на тот же критерий, что был обозначен.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, удалось ли вам обнаруживать положительные достоинства других людей?

2. Возникали ли трудности при выполнении упражнения?

3. Что вы ощущали, когда вам давали обратную связь?

4. Что вы ощущали, когда вы обращались к своему оппоненту?

5. Какие эмоции у вас возникали при выполнении упражнения?

7. Чтение и обсуждение притчи. (Приложение)

Литература:

1. Авидон И. Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. "Речь" Санкт - Петербург, 2007;

2. Монина Г. Б. Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. "Речь" Санкт - Петербург, 2007.

Приложение

Притча о сплетнях … Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:

Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?

Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.

Три сита?

Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?

Да нет, я просто слышал…

Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты.

Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

Нет, напротив…

Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

Нет, в этом нет никакой необходимости…

Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.

Зачем тогда говорить это?

Конфликты являются частью повседневной жизни. Каждый день средства массовой информации сообщают о различных конфликтах. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт.

Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен. Более того, по словам известного специалиста в области переговоров Р.Фишера, чем более разнообразным становится мир, тем с большим числом ситуаций противоречий в интересах приходится сталкиваться.

Другой американский исследователь М. Дойч подчеркивал, что конфликт позволяет предотвратить стагнацию общества, ведет к его развитию, стимулирует поиск решения проблем, и т.д. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирными средстввами, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко доходит дело до насилия.

Из сказанного следует, что конфликты имеют не только отрицательные функции, связанные с опасностью их разрастания, переходом к насильственным формам разрешения и т.п., но и положительные. Используя известное высказывание, можно сказать, что конфликты и согласие представляют собой две стороны одной медали, поэтому "общество без конфликтов это мертвое общество".

Вопрос заключается в том, как разрешать конфликты. Имеется три типа установок или подходов к урегулированию конфликта:

Одна из сторон (или все стороны) стремится одержать победу (односторонние действия);

Участник (участники) конфликта игнорирует его наличие и бездействует (односторонние действия);

С помощью третьей стороны или без нее участники обсуждают проблему, которая вызвала конфликт, с тем чтобы найти взаимоприемлемое решение (совместные действия).

В первом случае стороны исходят из отсутствия общих интересов. Каждый участник стремится силой заставить другого подчиниться. Этот тип поведения хорошо выразил в свое время Карл фон Клаузевиц, сказав, что если противник не подчиняется нашей воле, то мы должны поставить его в еще худшую ситуацию. Ориентация на победу влечет за собой насилие, а в итоге, чаще всего, оставляет проблему нерешенной, поскольку интересы побежденного не принимаются во внимание. Второй путь предполагает вообще игнорирование наличия конфликтного потенциала, что ведет к его накоплению, а затем к "внезапным", стихийным формам разрешения конфликта, часто сопровождающимися агрессией. Наконец, третий подход - ориентирован на нахождение взаимоприемлемого решения путем переговоров. Часто на практике одновременно реализуются все три подхода, но один из них доминирует. Только при избрании последнего пути, направленного на совместный поиск решения, возможно реализовать положительные функции конфликта.

Таким образом, цель урегилирования (управления) конфликтами заключается не в том, чтобы ликвидировать или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.

Практически любой конфликт имеет потенциал для своего урегулирования мирными средствами путем увязки различных интересов так, что в итоге обе стороны, несмотря на уступки, оказываются в более выгодном для себя положении, чем если бы они продолжали конфликт. Само осознание этого факта - важнейший шаг на пути к урегулированию. В этой связи большую роль играют методы, направленные на обучение поиску увязки интересов. В ряде стран существуют различные курсы. на которых с использованием игровых ситуаций учат менеджеров, политических деятелей различного уровня, муниципальных служащих, полицейских находить решения в конфликтных ситуациях. В США, например, есть такие программы и для школьников.

На динамику конфликта, его разрешение большое влияние имеет восприятие сторонами проблемы и друг друга в условиях конфликта. Само по себе наличие противоречий не обязательно ведет к конфликту. Стороны должны осознавать, что их интересы и цели несовместимы. Более того, объективно цели и интересы сторон могут и не противоречить друг другу, но если они воспринимаются как несовместимые, это влечет за собой конфликт. Может быть и так, что реальный конфликт интересов игнорируется, а несуществующий воспринимается как конфликт.

Возможны разные способы изменения восприятия участников конфликта. Прежде всего, они связаны с детальным анализом интересов сторон. Сам по себе, такой анализ способствует корректировке образа. Для этих целей используются имитационные игры, предполагающие воспроизведение дискуссии, переговоров, направленных на поиск решения проблемы. Участие в игре с позиции противоположной стороны, позволяет лучше понять ее точку зрения, аргументы, а значит и легче найти возможные варианты решения проблем. Кроме того, для повышения степени адекватности образов часто прибегают к помощи посредника, который может выступать в роли своеобразного "интерпретатора" поведения и восприятия участников конфликта.

Стадии развития и фазы урегулирования конфликта. В конфликте, чаще всего, сначала возникает латентный период, когда стороны осознают наличие противоречий в целях. Затем складываются конфликтные отношения, характеризующиеся возрастанием напряженности. После чего развивается собственно конфликт (или конфликт в узком смысле этого слова), в ходе которого его участники пытаются оказать давление без применения силы, используя такие действия как протест, обвинения, предупреждения, угрозы и т.п. Наконец, если конфликт развивается дальше, он может перейти в стадию активных силовых действий.

Часто такому развитию событий предшествует кризис, когда отношения сторон резко обостряются. Кризис характеризуется быстротой смены событий, их неожиданностью, внезапностью. У участников появляется ощущение, что у них очень мало времени для принятия решений, а бездействие может привести к непоправимым последствиям. Именно стремление "не упустить инициативы" заставляет участников кризиса принимать быстрые и часто более рискованные решения, чем в обычной ситуации. Это ведет к тому, что ими рассматриваются лишь узкое, ограниченное число альтернатив. Действия сторон в кризисной ситуации часто являются спонтанными и иррациональными.

По мере усиления конфликта возрастает и сложность его урегулирования. Перейдя к активным действиям друг против друга, стороны, тем самым, значительно обостряют и углубляют конфликт. Насилие влечет за собой аналогичные действия с противоположной стороны, а растущее число "жертв" усиливает стереотип "врага", создавая высокий уровень эмоциональной напряженности, порой с элементами истерии. Участники предпринимают все более враждебные действия ради оправдания предыдущих. Конфликт становится плохо управляемым. В его сферу вовлекаются новые участники, а также расширяется предмет спора. В результате часто отмечается еще большая поляризация участников конфликта, дальнейшее расхождение между ними.

В ходе урегулирования конфликта участникам предстоит пройти ряд фаз от насильственных действий к разрешению противоречий путем обсуждений. Эти фазы следующие:

Прекращение насильственных действий;

Установление диалога;

Поиск решения проблем путем переговоров.

В качестве адекватных методов профилактики и разрешения конфликтов наиболее часто различными авторами упоминаются следующие:

Ранняя диагностика конфликта и выявление его причин с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания;

- "выплескивание", "разрядка" негативных эмоций через виды деятельности, не причиняющие заметного вреда оппоненту;

Изменение характера восприятия участников конфликта;

Метод последовательных взаимных уступок;

Переговоры участников конфликта;

Обращение к арбитру;

Обращение к посреднику.

Одной из распространенных форм профилактики и разрешения конфликтов является форма тренинга. Инициатором такого подхода следует считать Дж. Бертона, согласно которому разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, о чем упоминалось выше, а также, посредством этого, на изменение отношений сторон друг к другу. Методы, используемые Дж. Бертоном и его коллегами, включают в себя Т-группы, ориентированные на снятие ложной идентификации с группой только по национальному признаку; специально организованные встречи и дискуссии между конфликтующими группами и т.п.

Программа конфликтологического тренинга

Цель курса:

Предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи курса:

Обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;

Помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию;

Помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);

Сплочение конкретного коллектива (в случае если все участники представляют коллектив), развитие умений и навыков командного взаимодействия.

Тренинг рассчитан на взрослое, преимущественно работающее население.

Состав групп:

Оптимальная численность 10-15 человек;

Группы должны комплектоваться на добровольной основе;

Возможна работа с трудовыми коллективами.

Место проведения:

Зал для проведения тренингов.

Тренинг рассчитан на 4 занятия по 3 часа (общая продолжительность 12 часов).

Занятие 1

Знакомство, принятие правил тренинга:

Умейте слушать друг друга

Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

Говорите по существу

Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?"

Проявляйте уважение

Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда ученики усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.

Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)

Все участники должны собираться до установленного времени.

Конфиденциальность

То, что происходит на занятии, остается между участниками.

Правило "стоп"

Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".

Каждый говорит за себя, от своего имени

Стоит говорить не "Все считают, что...", а "Я считаю, что..." и т.п.

Интервью

Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

Цель упражнения:

- развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки,

Сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.

Космическая скорость

Инструкция: "Передать в кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и соседа слева мяч, но так, чтобы мяч побывал у каждого члена команды 1 раз".

Усложнение:

Сделать то же самое, но на время

- "А быстрее можете?"

Выполнить любым другим способом на время.

Ведущий предлагает всем участникам команды после завершения упражнения сесть в круг и выразить свое состояние на момент начала работы и ее окончания.

На что следует обратить внимание:

Выработка командной стратегии

Понимание идеи упражнения

Понимание других участников

Принятие решений

Изменения в поведении

Изменение на эмоциональном уровне и в степени участия каждого.

Вопросы ведущего должны быть нейтральными и оставлять свободу выбора, анализа и фантазии:

Что вы чувствовали?

Что изменилось в момент?..

Почему вы выбрали это решение?

Цель упражнения: отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.

Говорю, что вижу

Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок –улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.

Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что в видите относительно любого из участников. К примеру: “Коля сидит, положив ногу на ногу”, “Катя улыбается”.

Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник.

Цель упражнения: проигрывание ситуации безоценочных высказываний.

Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы

Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:

Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.

Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.

Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.

Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.

Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.
Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника. На упражнение отводится 40-50 минут.

Цель упражнения:

- формирование адекватных реакций в различных ситуациях;

- "трансактный анализ" ответов и формирование необходимых "ролевых" пристроек.

Ведущий рассказывает про разные типы поведения в конфликтной ситуации (по Томасу): приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество и конкуренцию. Проводится тест Томаса (Приложение 1). После этого целесообразно провести 1-2 ролевые игры (на усмотрение ведущего), на примере которых участники могут наблюдать разные типы поведения.

Преувеличение или полное изменение поведения

Это ролевая игра, в которой членам группы дается возможность проиграть свои внутриличностные конфликты. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможности его изменения.

Участник сам выбирает нежелательное личное поведение, или группа помогает ему выбрать поведение, которое им не осознается.

Если член группы не осознает этого поведения, он должен преувеличить его. К примеру, робкий член группы должен говорить громким авторитарным тоном, постоянно хвастаясь. Если же участник осознает поведение и считает его нежелательным, он должен полностью изменить его. На разыгрывание ролей каждому дается 5-7 минут. Затем все участники делятся своими наблюдениями и чувствами.

Цель упражнения:

- формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.

Занятие 2

Приветствие

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или

"Привет, ты как всегда энергичен и весел". Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве (см. упражнение "Представление") Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.

Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов.

На занятие отводится 10-15 минут.

По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

Цель упражнения:

- формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов;

Создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

Цель упражнения: разминка, улучшение атмосферы в группе.

Ведущий рассказывает о технике активного слушания (Приложение 2).

Техники слушания

Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин "очень скучного рассказа". Затем ведущий отзывает в сторону будущих "рассказчиков", якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ "очень скучным". На самом деле дает разъяснения (так, чтобы "слушающие" не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается.

Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как "глухое молчание"). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые пояснения.

Цель упражнения: развитие навыков активного слушания

Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и т.д.. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, "да, именно это я и имел в виду").

Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа, "Да, Вы меня поняли правильно"" легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильности понимания можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.

В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников "диспута"

Цель упражнения: развитие умений и навыков активного слушания

Ролевая игра "Cглаживание конфликтов"

Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.

Занятие 3

Печатная машинка

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Цель упражнения: разминка, выработка навыков сплоченных действий.

Если бы..., я стал бы...

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: "Если бы меня обсчитали в магазине...". Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: "... я стал бы требовать жалобную книгу".

Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Контраргументы

Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось

бы изменить.

Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.

На упражнение отводится 40-50 минут.

Цель упражнения:

- создание условий для самораскрытия;

Умение вести полемику и контраргументацию.

Занятие 4

Последняя встреча

Цель упражнения:

- совершенствование коммуникативной культуры, стимулирование активности участников.

Упражнение на групповую сплоченность "Единство"

Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все "выбрасывают" пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число.

Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается

до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.

Цель упражнения:

- выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне;

Формирование эмоционально-волевого единства группы.

Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы "Я вижу тебя", "Я хочу тебе сказать", "Мне нравится в тебе". Через 2 минуты внешний круг смещается на одного человека и т.д.

Цель упражнения:

- рефлексия взаимооценочных позиций участников тренинговых занятий.

Ролевая игра

Каждый участнико по очереди рассказывает про конфликт, свидетелем или участником которого он был когда-то. Этот рассказ должен послужить сценарием дальнейшей ролевой игры, в которой должны принимать участие присутствующие. Рассказчик может быть не только сценаристом и режиссером ролевой игры, делать несколько дублей и т.д.

Участникам преставляется максимум свободы. Со стороны ведущего должно быть лишь одно условие: каждый конфликт должен закончиться благополучно, компромиссом.

Цель упражнения: закрепление полученнного на тренинге опыта.

Доверяющее падение

Участники образуют большой круг. Один человек встает в центр круга. Он должен упасть на руки кому-либо из круга, для этого нужно закрыть глаза, расслабиться и падать назад. Каждый должен иметь возможность падать и ловить.

По окончании задания группа обсуждает впечатления от выполненного упражнения.

Цель упражнения:

- формирование навыков психомоторного взаимодействия;

Сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.

Литература

1. Лебедева М.М. Урегулирование социальных конфликтов // Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996.

2. Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.

3. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.

4. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994.

5. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: Творческая педагогика, 1993.

6. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс - Универс, 1993.

7. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.

8. Кичанова И.М. Конфликт: за и против. М., 1978.

Приложение 1. Тест Томаса.

Приложение 2.

ТИПИЧНЫЕ ПРИЕМЫ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

1. ГЛУХОЕ МОЛЧАНИЕ

2. УГУ-ПОДДАКИВАНИЕ ("ага", "угу", "да-да", "ну", кивание подбородком и т.п.).

3. ЭХО - повторение последних слов собеседника.

4. ЗЕРКАЛО - повторение последней фразы с изменением порядка слов.

5. ПАРАФРАЗ - передача содержания высказывания партнера другими словами.

6. ПОБУЖДЕНИЕ - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь ("Ну и...", "Ну и что дальше?", "Давай-давай" и т п.).

7. УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ - вопросы типа "Что ты имел в виду, когда говорил "эсхатологический".

8. НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ - вопросы типа "Что-где-когда-почему-зачем", расширяющие сферу, затронутую говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.

9. ОЦЕНКИ, СОВЕТЫ

10. ПРОДОЛЖЕНИЯ - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, "подсказывает слова".

11. ЭМОЦИИ - "ух", "ах", "здорово", смех, "ну-и-ну", "скорбная мина" и пр.

12. НЕРЕЛЕВАНТНЫЕ И ПСЕВДОРЕЛЕВАНТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ - высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально ("а в Гималаях все иначе" и следует рассказ о Гималаях, "кстати о музыке... " и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

После ознакомления со списком ведущий предлагает "рассказчикам" описать наблюдаемые ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной схемы. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения. В контексте занятия уместно привести трехкратную схему выслушивания: "Поддержка - Уяснение - Комментирование" и обсудить уместность появления тех или иных реакций на разных тактах выслушивания. Так, на такте "Поддержки" наиболее уместным представляются такие реакции, угу-поддакивание, эхо, эмоциональное сопровождение, на такте "Уяснения" - уточняющие вопросы и парафраз, а оценки и советы приемлемы на такте "Комментирования".